Потенциал мульт-терапии как средства творческой реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья

Потенциал мульт-терапии как средства творческой реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья
В Российской Федерации задачей государственной важности сегодня выступает создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей с ограниченными возможностями здоровья, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе. Для этого предусматривается комплексное осуществление мероприятий, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации, направленных на формирование и реализацию государственной политики по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья, и обеспечивающих их социальную защищенность, профессиональную подготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию в обществе.
В XIX веке ученые обратили внимание на то, что некоторые деятели искусства первоначально стали заниматься творчеством, чтобы справиться с тем или иным психическим или физическим недугом. З. Фрейд трактовал творчество как сублимацию вытесненных желаний. Согласно Фрейду, изобразительное творчество имеет много общего с фантазиями и сновидениями, так как, подобно им, выполняет компенсирующую роль и снимает психическое напряжение, возникающее при фрустрации (невозможности осуществления инстинктивных потребностей). Оно является компромиссной формой их удовлетворения, осуществляющегося не в прямом, а в опосредованном виде. Юнг верил в то, что пациент, опираясь на «трансцендентные» свойства символов и собственный творческий потенциал, способен достичь самоисцеления и что символические образы заключают в себе способы разрешения внутрипсихических конфликтов. При таком понимании изобразительного творчества анализу отводилась второстепенная роль и предполагалось, что пациент способен к самостоятельной работе со своим бессознательным. Ф. Карлгрен в книге «Воспитание к свободе» говорит, что творческая фантазия одна из важнейших внутренних способностей. Фантазия играет важную роль в жизни как ребенка, так и взрослого человека. Именно в фантазии человек черпает силы для преодоления всего того, что есть, и через свою собственную деятельность для достижения того, что будет. Термин «арт-терапия» (буквально – терапия искусством) был введен А. Хиллом (1938) при описании его работы с туберкулезными больными в санаториях. С точки зрения А. Хилла, «Побуждая больного человека выражать свои переживания в визуальной форме, можно «вылечить» его душевные, связанные с патологической интроспекцией раны. В других случаях это приводит к снижению тревоги и напряжения и формированию более оптимистического взгляда на мир. Благодаря созданию новых образов и целой серии художественных работ человек отвлекается от своих физических недостатков и концентрирует внимание на том, что помогает ему освободиться от страданий».
Л. С. Выготский отмечает синкретичность искусства как свойство детского возраста. Рисунок, драма, литература, изобразительное творчество в детском творчестве идут бок о бок. Например, принимаясь рассказывать какую-нибудь историю, ребенок тут же начинает изображать, драматизировать ее. Описанные целебные функции искусства легли в основу мульт-терапии, которая вбирает в себя опыт и приемы, наработанные в других арт-терапевтических направлениях, с другой предлагает новые перспективы в коррекции и реабилитации. В современной жизни личностью задействовано в основном вербальное мышление, что ограничивает понимание жизни и себя во всей полноте. Мульт-терапия актуализирует потенциал образного мышления, которое имеет свою специфику. В.С. Ротенберг пишет, что «оба типа мышления (образное и вербальное) отличаются друг от друга не качеством материала, которым они. Задачей логико-вербального мышления является вычленение из всех реально существующих взаимодействий какого-то одного, наиболее существенного. Задачей пространственно-образного мышления является отражение всех существующих взаимосвязей, всего богатства реального мира, но это богатство плохо поддается жесткому структурированию, так что его трудно без существенных потерь передать с помощью обычного языка. Здесь оказывается незаменим язык искусства».
Вышеизложенное легло в основу деятельности мульт-студии МКОУ СОШ №5 «Пять с плюсом», созданной в 2011 году и функционирующей по трём направлениям: «Творческая реабилитация детей с ОВЗ», « Творческая реабилитация детей «группы риска», «Развитие творческого потенциала одарённых детей». Разработана программа «Мульт-терапия» на 2011-2014гг. Цель программы: повышение качества творческой социализации детей, оказавшихся в какой-либо трудной жизненной ситуации, в процессе коллективного создания мультфильмов – на основе деятельности сети Детских анимационных реабилитационных студий (ДАРС), а также создание Мульт-студии по развитию творческого потенциала одарённых детей. В детской анимационной реабилитационной студии ребенок работает с такими видами искусства, как изобразительное искусство в разных его формах (живопись, графика, скульптура, фотография), декоративно-прикладное искусство, музыка, литература, театр, компьютерная живопись и графика. Таким образом, дети с самого начала работы над мультфильмом приучаются творить одновременно в разных художественных средах, в разных видах искусства, осваивая их в целостности художественной формы, создаваемой ими самими. Анимационное творчество способствует: развитию дополнительных компетенций у детей, способностей мобилизовать имеющиеся знания, навыки и умения в определённой жизненной ситуации, стремиться искать и создавать новые, нетривиальные решения для существующих и возникающих проблем.
В процессе мульт-терапии обнаруживаются ценностные ориентиры ребенка, его способность видеть и понимать окружающий мир, осознаются жизненные установки. Придуманные ребенком истории и рисунки отражают его внутреннюю картину мира. Ее проецирование во вне позволяет трансформировать негативный опыт, создать желаемый образ. Создавая персонаж, ребенок наделяет его особым характером, присваивает ему собственные ценности, или, наоборот, дает герою отрицательные качества. Действуя согласно придуманному сюжету, ребенок учится анализировать поступки и последствия, учится точно выражать мысли и чувства, грамотно писать и говорить. Во время создания мультфильма у ребенка развивается правое полушарие, ответственное за образы, задействованы литературная, музыкальная и речевая сферы. Двигая фигурки перед камерой (метод перекладки), ребенок может легко освоить школьный курс кинематики. Изображая что-либо на бумаге или с помощью пластичных материалов ребенок получает представления о формах, нахождении предметов в пространстве и т. д. При работе над музыкальным решением появляется представление о музыкальной композиции, природе звука, музыкальных инструментах. Ребёнок приобретает актерские навыки, учится передавать голосом характер и психологического состояния героев. Во время работы ребёнок получает представление о важности правильной организации производственного процесса, о времени. Чем больше требуемый от затраченных усилий результат, тем больше требуется времени, умственного и физического труда.
В процессе выстраивания последовательности событий и необходимых действий развивается логика, целеполагание, планирование. Для создания сюжетов ребенку необходимо приобретать знания о входящих в них предметах и явлениях. Развиваются учебно-познавательные компетенции. В процессе создания мультфильма ребенок учится использовать компьютер и современную технику, фотографировать, использовать диктофон, монтировать и т.д. Работа в группе позволяет развивать коммуникативные навыки, умение договариваться, понимать друг друга, уступать, эффективно взаимодействовать, оказывать поддержку, выполнять различные социальные роли, развивать лидерские качества, нести ответственность за свой участок работы. Ребенок может попробовать себя в роли художника, сценариста, композитора, технического специалиста, актера озвучания и т.д. Преимущества групповой работы:
1. Дети заражают друг друга эмоциями, интересом, идеями
2. Происходит взаимообмен – кто-то лучше сочиняет, кто-то рисует
3. Каждый вносит в групповой процесс по своим силам и способностям, а получает совместный творческий продукт, который, конечно, превосходит возможности одного ребенка, открывая горизонты
Особенностью мульт-терапии является то, что собственный рисунок, который может показаться ребенку «некрасивым», неудачным на экране и в контексте коллективного творческого продукта приобретает особую ценность и значимость. А уж когда созданный персонаж начинает оживать, это создает особое волшебство и чувство собственной значимости (могущественности). Даже отрицательные герои мультфильма сохраняют детские черты и потому не вызывают отрицательных чувств. Иногда даже наоборот - этим героям сочувствуют и тем самым снимается агрессия. В процессе мульт-терапии целесообразно выделять три основные стадии: 1) подготовка (мотивирование, разминка, создание атмосферы доверия и раскрепощенности, обсуждение правил работы и задач, личных интересов и предпочтений, пожеланий, обмен чувствами); 2) процесс создания мультфильма; 3) просмотр и обсуждение созданного мультфильма.
2012-2013 учебный год – экспериментальный для мульт-студии МКОУ СОШ №5. На этот период запланирована апробация системы анимационной работы с детьми, формирование развивающей среды. В настоящее время часть поставленных задач успешно решена: сформированы группы на основе выявленных социально-психологических проблем и творческих наклонностей учащихся; создан и постоянно обогащается отдел информационно-методической библиотеки студии ДАРС по работе создания мультфильмов детьми; определены траекторий развития творческой группы детей с учетом уровня их развития.
Таким образом, можно констатировать, что мульт-терапия является оптимальным средством реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, потенциал которого может быть в полной мере реализован в образовательном учреждении.

Лунегова О.Ю.
15