Методидея Личностно-ориентированный подход в обучении английскому языку.

Личностно-ориентированный подход в обучении английскому языку.
С детьми к предмету, а не с предметом к детям.
Р. Штейнер
Актуальность. Общество ставит перед учителем задачу обеспечить условия развития целостной личности школьника. Чтобы быть успешным в современном мире, недостаточно только иметь знания, нужно иметь опыт использования полученных знаний для решения жизненных нестандартных задач. Поэтому учитель должен не только вырабатывать у учащихся знания, умения и навыки, но и создавать условия для освоения обобщённых способов действий и умение применять эти способы в жизни.
Цели школы и учителя взаимосвязаны. В условиях быстро меняющегося мира цели образовательного учреждения и педагога должны постоянно корректироваться с учетом изменений внешней и внутренней среды.
Основная цель моей работы – научить ученика учиться, создать условия для становления его субъектных качеств, активизировать деятельность учащихся за счёт включения их в игровую и проектную деятельность; развить навыки устной и письменной речи, творческие способности учащихся. Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой следующие задачи
1. Научить учащихся собирать, систематизировать и обобщать нужную информацию, осмысленно работать с подобранным материалом, справочниками и словарями.
2. Помочь учащимся овладеть навыками самостоятельной работы с текстом: составление высказывания с использованием плана, тезисов, вопросов, схем, подбор необходимых опор к плану (слов, словосочетаний и т. д.)
3. Научить писать сообщения, сочинения.
Основная цель изучения иностранных языков в школе - формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Для достижения данной цели необходимо усиление социокультурной направленности обучения иностранным языкам, включение школьников в диалог культур, развитие взаимопонимания, толерантного отношения к проявлению иной культуры.
Теоретическая основа. В основе личностно-ориентированного подхода в обучении лежит признание индивидуальности, самобытности каждого ученика. Для всего этого необходимо использовать индивидуальные способы учебной работы.
   На своих уроках я применяю разные технологии. Выбор технологии может зависеть от типа урока, от целей урока, от изучаемого материала и многих других факторов. Я использую игровые технологии, технологии современного проектного обучения, здоровьесберегающие и информационно-коммуникативные технологии. Все они взаимосвязаны. Так, например, проведение физминутки в игровой форме совмещает в себе игровые и здоровьесберегающие технологии. А чтение сказки про волшебный остров и выполнение заданий по ней с использованием презентации PowerPoint - игровые и информационно-коммуникативные технологии.
Игра как вид учебной деятельности на уроке приводит к саморазвитию участников учебного процесса. Игра непременно содержит соревнование и конфликт, обостряет состояние состязательности, придает процессу учения черты непроизвольности.
Особенностью игровых технологий является то, что в игре все равны. Она посильна практически каждому ученику, даже тому, который не имеет достаточно прочных знаний в языке. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий – всё это даёт возможность ученику преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, снижается боязнь ошибок. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения.
Использование дидактических игр (разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, объяснения пословиц и поговорок, загадки) является хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала. Данный вид игр можно применять в работе над любым из видов речевой деятельности (я применяю и при обучении говорению, и аудированию, и чтению, а также при развитии различных навыков). В зависимости от возраст учащихся изменяется содержательная часть, подбираются лексические единицы, подходящий языковой материал.
Игры могут быть грамматическими (построение вопросительных предложений, например, Is it a?, Where is?, Who is ?, etc.), лексическими (намеренные ошибки в употреблении слов, домино), фонетическими (например, разучивание и театрализация стихотворений, физминутки: хлопаем, топаем и т.п. как только услышим слово на определенный звук и др.), орфографическими (шифровки, ребусы и т.п.), аудитивными (тексты с нарушенной логической последовательностью повествования), речевыми (обсуждение афоризмов, крылатых выражений, фразеологизмов, пословиц и т.д.), которые способствуют формированию речевых навыков.
В старших классах помимо дидактических игр, я использую деловую игру, особенно при работе над развитием и закреплением навыков чтения и говорения. В основном - это исполнение ролей (например, пресс-конференции с обязательным участием всех учащихся, но роли они выбирают сами; могут быть и журналисты, и просто заинтересованные лица, но каждый из них готовит для себя легенду, продумывает имидж, линию разговора). Самому событию предшествует длительная подготовка: чтение for detail, изучение дополнительных материалов.
Использование игровых методов:
1.Оправдывает необоснованное требование общаться на английском языке с учителем и одноклассниками.
2. Позволяет найти способы сделать для учащихся коммуникативно-значимыми фразы, в основе которых лежат простейшие грамматические модели.
3.Психологически оправдывает и делает эмоционально привлекательным повторение одних и тех же речевых моделей и стандартных диалогов.
4.Развивает способность анализировать, сравнивать и обобщать.
5.Позволяет активизировать резервные возможности обучаемых.
6.Знания применяются практически.
7.Вносит разнообразие в учебный процесс.
8.Развивает творчество школьников.
9.Учит организовывать свою деятельность.
С введение ФГОС одним из основных видов деятельности становится проектная деятельность. Проект – это возможность учащимся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, афиш, рекламных проспектов, путеводителей, проведение интервью и исследований (с последующим оформлением), выпуск стенгазеты с необходимыми комментариями. В начальных классах мы делали такие проекты, как «Мое любимое животное», «Моя комната», «Моя семья». С ребятами 5-7 классов – мы делали такие проекты: «Мои увлечения», «Любимые праздники», «Защита окружающей среды», «День Святого Валентина», «Кемпинг», «Клуб книголюбов». С учащимися 9-11 классов мы делали проекты, посвященные таким темам, как «Мода – это все?», «Дружба», «Взаимоотношения с родителями», «Глобализация», «Страны изучаемого языка» и др. Когда я работала по учебникам Т. Клементьевой, мы с учащимися готовили большой проект «Известные люди Америки»: ребята при помощи пакета программ Microsoft Office (Power Point, Publisher и др.) создавали презентации, придумывали буклеты, чтобы разрекламировать свой продукт. В итоге получился сборник презентаций об известных людях Америки, который сейчас используется на уроках.
Проектная методика имеет большую практическую направленность, позволяет сочетать самостоятельную индивидуальную работу с групповой и коллективной работой; обеспечивает выход речевой деятельности в другие виды деятельности: трудовую, эстетическую; стимулирует самостоятельной поиск учащимися нужной информации; требует развития творческой фантазии для того, чтобы выигрышно организовать найденную информацию и представить ее другим.
Также огромные возможности для развития познавательной активности учащихся, формирования устойчивого интереса к предмету дает технология сотрудничества. На практике ее часто ассоциируют с различными формами групповой и парной  работы, которая как раз и создает атмосферу взаимопомощи, взаимообучения. Кроме того, выбирая для себя работу в составе группы, учащиеся «примеряют» различные роли: они пробуют свои силы в качестве консультантов, рецензентов, экспертов, художников, хранителей времени. Выполняя задание, данное учителем, учащиеся разрабатывают план деятельности, распределяют обязанности, а при проверке задания каждый отчитывается о своей работе, каждому есть чем гордиться, каждый будет замечен и получит оценку своего труда.
Такая работа дает возможность даже учащимся со слабой подготовкой почувствовать себя в роли лидера, человека, отвечающего за важный участок работы, без которого невозможен общий успех класса.
Чаще всего групповая и парная работа используется на повторительно-обобщающих уроках и на уроках изучения нового материала.
   На своих уроках я также применяю такой прием как рефлексия. Считаю рефлексию необходимым моментом личностно ориентированного урока.  Рефлексия помогает определить, насколько результативной, интересной и полезной для ребят была их деятельность на уроке,  что они узнали, чего добились, были ли решены в ходе урока те задачи, которые сформулировали учащиеся вместе с учителем в начале урока, с какими трудностями  они столкнулись на уроке и как их разрешить.
Делаем вывод, что использование на уроках личностно-ориентированного подхода в обучении активизирует познавательную и творческую деятельность учащихся, развивает их мышление, память, воспитывает инициативность, позволяет преодолеть скуку в обучении иностранному языку
Я, как учитель английского языка, постоянно ищу новые пути в обучении, совершенствую методику и систему своей работы для высокого уровня владения английским языком, потому что (так как) именно это открывает доступ для обучающихся к мировой информации по различным отраслям знаний, к различным языкам и культурам.









~ 13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415 ~




15