Личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку.


Личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку.
Личностно-ориентированный подход является одним из ведущих
принципов в процессе обучения.
При обучении иноязычному говорению этот принцип приобретает еще
большее значение, так как индивидуальным, неповторимым прежде всего
является речь ученика как средство выражения его индивидуальных переживаний, чувств, эмоций, представлений об окружающем его мире
Обучение иностранному языку, пожалуй, в большей степени, чем какому-либо другому предмету, требует индивидуального подхода.
Но индивидуализация не должна рассматриваться как одноразовое средство, используемое обычно лишь на каком-то одном этапе усвоения материала и применительно к какой-то одной группе учеников (сильных, средних, слабых); она должна пронизывать весь процесс обучения иноязычному говорению.
Основой личностно-ориентированного и дифференцированного подхода в обучении служит индивидуальность ученика, понимаемая во всей своей многогранности как система. Когда речь идет об индивидуализации обучения, нельзя не учитывать психологические стороны человеческой деятельности. Индивидные свойства выступают в виде темперамента, задатков органических потребностей, которые составляют природную основу индивидуальности. В психологической науке сейчас считается общепринятым положение о том, что любая способность человека является синтезом врожденного и приобретенного в процессе индивидуального развития, причем в основе способностей, лежат наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков. При обучении иноязычной речевой деятельности роль задатков проявляется в том, что одни ученики оказываются более способными к выполнению одних действий, другие — других. Для учителя различия в индивидных свойствах выступают как объективная данность, с которой необходимо всемерно считаться и учитывать в обучении. И вот здесь, личностно ориентированный подход, в первую очередь ,призван служить учету и развитию способностей к иноязычной речевой деятельности.
Личностно-ориентированное обучение строится как раз на подборе индивидуальных заданий, в зависимости от способностей учеников (память, речевой слух и т.п.) ,а так же уровня уже выработанных речевых умений и навыков.
Для обучения иноязычному говорению учет субъектных свойств учеников важен потому, что у каждого ученика есть свои приемы овладения знаниями, своя учебная стратегия. Очень часто, однако, ученики проявляют поразительную пассивность даже при выполнении ими посильных речевых заданий и при владении способом выполнения этих заданий . Причина заключается в том, что не учитываются личностные свойства учеников.
Первостепенная значимость личностной индивидуализации для обучения говорению определяется тем, что личностные качества теснее, чем индивидные и субъектные, связаны с речевой деятельностью через ее социальную функцию.
Игнорируя личностную индивидуализацию, отрывая речевые действия от реальных чувств, мыслей, интересов, мировоззрения и т. п., т. е. от практического отношения личности к действительности, мы заставляем учеников рассматривать язык лишь как некую формализованную систему, а не орудие общения. Речевой акт в данном случае находится в полной психологической изоляции от деятельности личности.
Личностная индивидуализация учитывает:
а) контекст деятельности обучаемогоб) жизненный опыт учеников
в)сферу интересов, желаний, склонностей, духовных потребностей;
г)мировоззрение (взгляды на жизнь)
д)эмоционально-чувственную сферу
е)статус личности в коллективе: популярность ученика среди товарищей, взаимные симпатии для нахождения речевых партнеров, назначение ведущего в речевых группах и т. п.
Перечисленные компоненты - служат источником для использования личностно ориентированного приема в обучении.
Таким образом, если рассматривать личность в рамках избранного нами подхода к человеческой индивидуальности, то она выражает определенное качественное состояние социального развития человека. Поэтому личностные свойства входят в индивидуальность человека в качестве важнейшего компонента и составляют его сущность. Представляется оправданным и методически целесообразным выделить отдельный вид индивидуализации, специально предназначенный для учета личностных свойств ученика — личностную индивидуализацию.
Сознание — это высшая форма отражения действительности, целостная система различных, тесно связанных друг с другом познавательных и эмоционально-волевых элементов. Сознание всегда субъективно, оно субъективный образ объективного мира. В сознании проявляется отношение данного человека к объективному миру. Свое отношение человек выражает в речи. Вот почему речь как способ выражения отношения всегда эмоциональна, а личностный фактор так значим для стимуляции говорения. Иначе говоря, человек воспринимает и усваивает то, что имеет жизненно важное значение для его деятельности.
Для большинства школьников как членов общества, однако, иностранный язык — ценность потенциальная, а не реальная. В силу этого иностранный язык не выступает как личностная ценность. Противоречие должен снять учитель — посредник между обществом и учеником. Его задача — перевести общественную ценность в ценность личностную. Превращения можно добиться только при помощи личностной индивидуализации, показав эффективность и пользу иностранного языка в кругу личностных ценностей, интересов каждого ученика. Речь, чувства и мышление едины и взаимообусловлены. Степень того, насколько эмоции можно использовать в процессе обучения, определяется природой индивидуальных потребностей. Этот фактор представляется нам очень важным, так как личностная индивидуализация позволяет учитывать и в определенной мере прогнозировать эмоциональное состояние учеников в процессе обучения, а также формировать в известной мере отношение к изучению иностранного языка, повышающее интенсивность усвоения.
Приведенные выше доказательства достаточно убедительно говорят о том, что в методике обучения иноязычной речевой деятельности личностная индивидуализация должна занять центральное место в общей системе обучения. Под индивидуализацией обучения иноязычной речевой деятельности следует понимать соотнесенность приемов обучения с личностными (при их ведущей роли), субъектными и индивидными свойствами каждого, ученика.Потребности и интересы каждой личности неодинаковы, как неодинаковы чувства, интеллектуальный уровень, жизненный опыт и др. Поэтому предельно активизировать речемыслительную деятельность можно лишь в том случае, если в речевых действиях в каждой данной ситуации будет заинтересован каждый учащийся. Иными словами, необходима индивидуализация ситуаций, которая позволит подойти к обучению как бы с другой стороны — изменить свою стратегию: все, что будет усваивать ученик, будет исходить из его желаний, из сознания потребности в том, что он усваивает, а не из принуждения или обязанности.
Леусова С.И.
учитель французского языка
СШ №5 г.Лабинска.