Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов по изучению дисциплины Правовое обеспечение профессиональной деятельности


ОГБПОУ «Кинешемский педколледж»
Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы
студентов по изучению дисциплины
ОП.04. «Правовое обеспечение профессиональной деятельности».
Разработал:
преподаватель Околодкова Н.В.
2016
Пояснительная записка
Самостоятельная работа студентов включает в себя самостоятельную подготовку по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» по вопросам, которые не включены в курс лекций, данных преподавателем при изучении указанной дисциплины.
Из 39 часов максимальной учебной нагрузки 9 часов отводится на самостоятельную внеаудиторную работу.
Задачи самостоятельной работы студентов:
Более углубленное самостоятельное изучение некоторых вопросов дисциплины.
Привитие навыков самостоятельно ориентироваться в нормативно-правовых актах, регулирующих данную область юриспруденции, овладению специальной литературой по интересующим вопросам.
Формы самостоятельной работы студентов.
Изучение дополнительной литературы по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности». Ознакомление с действующим законодательством, регулирующим данную область отношений.
Составление кратких обзоров (докладов), написание рефератов по наиболее актуальным вопросам.
Самостоятельное изучение отдельных тем и составление конспектов.
Составление схем и таблиц с использованием действующих нормативно-правовых актов.
Работа со справочно-правовой системой «Гарант», «Консультант Плюс».
Методические рекомендации по подготовке докладов и сообщений.
Подготовка доклада.
Доклад – публичное сообщение, представляющее собой развёрнутое изложение определённой темы.
Этапы подготовки доклада
1. Определение цели доклада
2. Подбор необходимого материала, определяющего содержание доклада
3. Составление плана доклада, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности
4. Общее знакомство с литературой и выделение среди источников главного
5. Уточнение плана, отбор материала к каждому пункту плана
6. Композиционное оформление доклада
7. Заучивание, запоминание текста доклада, подготовки тезисов выступления
8. Выступление с докладом
9. Обсуждение доклада
10. Оценивание доклада
Композиционное оформление доклада – это его реальная речевая внешняя структура, в ней отражается соотношение частей выступления по их цели, стилистическим особенностям, по объёму, сочетанию рациональных и эмоциональных моментов, как правило, элементами композиции доклада являются: вступление, определение предмета выступления, изложение(опровержение), заключение.
Вступление помогает обеспечить успех выступления по любой тематике.
Вступление должно содержать:
-название доклада.
-сообщение основной идеи.
-современную оценку предмета изложения.
-краткое перечисление рассматриваемых вопросов.
-интересную для слушателей форму изложения.
-акцентирование оригинальности подхода.
Выступление состоит из следующих частей:
Основная часть, в которой выступающий должен раскрыть суть темы, обычно строится по принципу отчёта. Задача основной части: представить достаточно данных для того, чтобы слушатели заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами.
Заключение - это чёткое обобщение и краткие выводы по излагаемой теме.
Подготовка сообщения.
Регламент устного публичного выступления – не более 10 минут.
Искусство устного выступления состоит не только в отличном знании предмета речи, но и в умении преподнести свои мысли и убеждения правильно и упорядоченно, красноречиво и увлекательно.
Любое устное выступление должно удовлетворять трем основным критериям, которые в конечном итоге и приводят к успеху: это критерий правильности, т.е. соответствия языковым нормам, критерий смысловой адекватности, т.е. соответствия содержания выступления реальности, и критерий эффективности, т.е. соответствия достигнутых результатов поставленной цели.
Работу по подготовке устного выступления можно разделить на два основных этапа: докоммуникативный этап (подготовка выступления) и коммуникативный этап (взаимодействие с аудиторией).
Работа по подготовке устного выступления начинается с формулировки темы. Тема выступления не должна быть перегруженной, нельзя "объять необъятное", охват большого количества вопросов приведет к их беглому перечислению, к декларативности вместо глубокого анализа. Неудачные формулировки - слишком длинные или слишком краткие и общие, очень банальные и скучные, не содержащие проблемы, оторванные от дальнейшего текста и т.д.
Само выступление должно состоять из трех частей – вступления (10-15% общего времени), основной части (60-70%) и заключения (20-25%).
Вступление включает в себя представление авторов (фамилия, имя отчество, при необходимости место учебы/работы, статус), название доклада, расшифровку подзаголовка с целью точного определения содержания выступления, четкое определение стержневой идеи. Стержневая идея проекта понимается как основной тезис, ключевое положение. Стержневая идея дает возможность задать определенную тональность выступлению. Сформулировать основной тезис означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели).
Требования к основному тезису выступления:
-фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления;
-суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти;
-мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.
К аргументации в пользу стержневой идеи проекта можно привлекать фото-, видеофрагметы, аудиозаписи, фактологический материал. Цифровые данные для облегчения восприятия лучше демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием. Лучше всего, когда в устном выступлении количество цифрового материала ограничено, на него лучше ссылаться, а не приводить полностью, так как обилие цифр скорее утомляет слушателей, нежели вызывает интерес.
План развития основной части должен быть ясным. Должно быть отобрано оптимальное количество фактов и необходимых примеров.
В научном выступлении принято такое употребление форм слов: чаще используются глаголы настоящего времени во «вневременном» значении, возвратные и безличные глаголы, преобладание форм 3-го лица глагола, форм несовершенного вида, используются неопределенно-личные предложения. 
Самые частые ошибки в основной части доклада - выход за пределы рассматриваемых вопросов, перекрывание пунктов плана, усложнение отдельных положений речи, а также перегрузка текста теоретическими рассуждениями, обилие затронутых вопросов (декларативность, бездоказательность), отсутствие связи между частями выступления, несоразмерность частей выступления (затянутое вступление, скомканность основных положений, заключения).
В заключении необходимо сформулировать выводы, которые следуют из основной идеи (идей) выступления. Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом. В заключении имеет смысл повторить стержневую идею и, кроме того, вновь (в кратком виде) вернуться к тем моментам основной части, которые вызвали интерес слушателей. Закончить выступление можно решительным заявлением. Вступление и заключение требуют обязательной подготовки, их труднее всего создавать на ходу.
При подготовке к выступлению необходимо выбрать способ выступления: устное изложение с опорой на конспект (опорой могут также служить заранее подготовленные слайды) или чтение подготовленного текста, лучше наизусть.
Запоминание написанного текста заметно сковывает выступающего и привязывает к заранее составленному плану, не давая возможности откликаться на реакцию аудитории.
Необходимо избегать сложных предложений, причастных и деепричастных оборотов.
Пауза в устной речи выполняет ту же роль, что знаки препинания в письменной. После сложных выводов или длинных предложений необходимо сделать паузу, чтобы слушатели могли вдуматься в сказанное или правильно понять сделанные выводы. После выступления нужно быть готовым к ответам на возникшие у аудитории вопросы.

Раздел 1. Конституционное право РФ.
Тема 1.2.2. Правовой статус детей. Конвенция о правах ребенка. Юридическая ответственность несовершеннолетних.
Задание 1. Подготовка доклада «Уполномоченный по правам ребенка в РФ».
Объем часов:1 час
Методические указания.
В докладе должны быть отражены следующие аспекты : полномочия, порядок назначения и организационно-правовой статус региональных уполномоченных. Отличительные особенности деятельности Уполномоченного по правам ребенка. Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребёнка.
Доклад может сопровождаться презентацией. Доклад готовиться каждым студентом и по выбору преподавателя заслушивается на уроке.
Интернет ресурсы:
http://deti.ivanovoobl.ru/http://www.rfdeti.ru/region.php?id=21Критерии оценки:
соответствие содержания теме;
глубина проработки материала;
грамотность и полнота использования источников;
наличие элементов наглядности
Задание 2. Заполнить таблицу «Юридическая ответственность несовершеннолетних»
Объем часов:1 час
Вид юридической ответственности Возраст несения ответственности Особенности привлечения к ответственности Меры наказания
Уголовная ответственность Административная ответственность Дисциплинарная ответственность Гражданская ответственность Интернет – ресурсы:
1. Каталог учебников, электронных ресурсов: www.edu.ru./db/portal/sites/res-pade.htm .
2. Справочно-правовая система Консультант Плюс: www.consultant.ru. edu.consultant.ru-
3. Информационно-правовой портал «Кодекс»:http: // www.kodeks.ru/.
4. Законодательство с комментариями на сайте: http:// www.garant.ru/.
Критерии оценки:
полнота содержания разделов таблицы;
правильно отобрана информация;
эстетичность оформления, его соответствие требованиям;
работа представлена в срок.
Раздел №2 Образовательное право
Тема 2.2.2ФЗ «Об образовании в РФ»: структура, содержание.
Задание 1. Подготовка сообщения «Источники международного права по вопросам образования».
Объем часов: 1 час
Методические указания.
В сообщении должны быть отражены следующие аспекты: понятие и виды источников международного права по вопросам образования, институты международного образовательного права. Основные источники имеющие особое значение в образовательных отношениях:
- Конвенция о правах ребенка (1989 г.);
- Рекомендация о положении учителей (1966 г.);
- Рекомендация о борьбе с дискриминацией в области образования (1960 г.);
- Рекомендация о техническом и профессиональном образовании (1989 г.).
Доклад готовиться каждым студентом и по выбору преподавателя заслушивается на уроке.
Интернет ресурсы:
http://adhdportal.com/book_2701_chapter_86__7._MEZHDUNARODNOE_ZAKONODATELSTVO_OB_OBRAZOVANII.htmlhttp://www.lexed.ru/obrazovatelnoe-pravo/knigi/yagofarov2005/1011.phpКритерии оценки:
соответствие содержания теме;
глубина проработки материала;
грамотность и полнота использования источников;
наличие элементов наглядности
Задание 2. Работа над содержанием ФЗ «Об образовании в РФ»
Объем часов:1 час
Методические указания.
Анализ нормативного акта должен содержать следующие аспекты: название нормативного акта, когда и кем принят, общая характеристика структуры документа: сколько разделов, глав, статей. Основное содержание нормативного акта: какие отношения регулирует, на что обращается особое внимание.
Источники: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", 2012 г.
Критерии оценки:
соответствие содержания теме;
правильная структурированность информации;
наличие логической связи изложенной информации;
эстетичность оформления, его соответствие требованиям;
работа представлена в срок.
Раздел №3 Трудовое право РФ.
3.1.2. Порядок заключения трудового договора и основания для его прекращения.
Задание. Подготовка сообщений «Изменение условий трудового договора»
Объем часов: 2 часа
Методические указания.
В сообщении должны быть отражены следующие аспекты: виды изменений условий трудового договора, причины изменений, порядок оформления изменений трудового договора.
При этом можно использовать: Трудовой кодекс РФ; учебную литературу автора Соловьева А.А. Трудовое право на основе ТК РФ; «Изменение трудового договора» Е.А. Ершова / "Российский судья", 2005, №4.
Доклад готовиться каждым студентом и по выбору преподавателя заслушивается на уроке.
Критерии оценки:
соответствие содержания теме;
глубина проработки материала;
грамотность и полнота использования источников;
наличие элементов наглядности
Раздел №3 Трудовое право РФ.
Тема 3.2 Правила оплаты труда педагогических работников.
Задание. Подготовка сообщения «Системы оплаты труда и стимулирующие выплаты»
Объем часов: 2 часа
Методические указания.
Обязательные нормы и условия оплаты труда, структура заработной платы педработника, новые системы оплаты труда (далее - НСОТ) и их основные принципы. Порядок введения НСОТ в образовательной организации, установление окладов и ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам, повышающий коэффициент, выплаты компенсационного характера, выплаты стимулирующего характера.
Доклад готовиться каждым студентом и по выбору преподавателя заслушивается на уроке.
Интернет ресурсы: http://intercomp-cbu.ru/priemnaya-ekspertov/articles/novaya-sistema-oplaty-truda-pedagogov-v-obrazovatelnykh-uchrezhdeniyakh/Критерии оценки:
соответствие содержания теме;
глубина проработки материала;
грамотность и полнота использования источников;
наличие элементов наглядности
Раздел №4. Административное право РФ.
4.1.1. Понятие административного права. Понятие административной ответственности и административных правонарушений.
Задание. Изучение структуры Кодекса об административных правонарушениях РФ.
Объем часов: 1 час
Методические указания.
Анализ нормативного акта должен содержать следующие аспекты: название нормативного акта, когда и кем принят, общая характеристика структуры документа: сколько разделов, глав, статей. Основное содержание нормативного акта: какие отношения регулирует, на что обращается особое внимание.
При этом можно использовать: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях; справочно-правовую систему «Гарант», «Консультант Плюс»; учебную литературу авторов: Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право РФ.
Критерии оценки:
соответствие содержания теме;
правильная структурированность информации;
наличие логической связи изложенной информации;
эстетичность оформления, его соответствие требованиям;
работа представлена в срок.
Рекомендуемая литература:
Конституция РФ – М., 1993.
ГК РФ (части 1,2,3) с изм и доп. www.Garant.ruТК РФ, с изм и доп. www.Garant.ruФедеральный закон РФ от 08.11.2007 №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». www.Garant.ruПостановление правительства РФ от 14.02.2009 №112 «об утверждении правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» . www.Garant.ruКомментарий к 1 части ГК РФ для предпринимателей / под ред. М.И. Брагинского. М. ЮРАЙТ-2005.
Комментарий к Закону «О защите прав потребителей» / Парций Я.Е., М., ЭКСМО-2010
Комментарий к законодательству о малых предприятиях /Власов В.И., М. Высшая школа.-2005
Брагинский М.И. Договорное право. – М. ЭКСМО-2009.
Дополнительные источники:
Федеральный закон от 24.06.1998 № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка из выполнения» с изм. и доп. www.Garant.ruФедеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» . www.Garant.ruФедеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» . www.Garant.ruФедеральный закон от 25.04.2002 №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответсвенности владельцев автотранспортных средств» . www.Garant.ru