Урок географии на тему Исследовательский проект: Работа с дополнительными источниками информации для подготовки сообщений о выдающихся исследователях и географических открытиях (6 класс)


Урок №_9 Класс_6-Б Дата_30.09.15
Учитель: Войтенко А. В.
Тема: Исследовательский проект: Работа с дополнительными источниками информации для подготовки сообщений о выдающихся исследователях и географических открытиях.
Учебные цели: закрепить  и углубить  знания  о путешествиях  и исследованиях,  направленных на изучение Земли; сформировать умения пользоваться различными 
источниками  географической  информации  для  поиска  необходимых  сведений,  их  отбора и дальнейшего представления; развитие работоспособности, упорства в достижении  цели,  умения  преодолевать  трудности, приобретение  опыта  работы  с географической  информацией; развитие коммуникативных способностей; воспитание патриотизма и уважительного отношения к труду исследователей.
Ожидаемые результаты: знает содержание и алгоритм выполнения действий по поиску и обработке информации; умеет пользоваться различными источниками  географической  информации  для  поиска  необходимых  сведений; имеет опыт  работы  с географической  информацией, анализирует, отбирает главное; умеет правильно оформлять полученные результаты.
Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.
Оборудование: таблицы «З-Х-Д», памятки «Алгоритм исследовательской деятельности», книжный фонд школьной библиотеки, компьютеры с доступом к Интернету.
Ход урока
І. Организационный момент.
Организация учебной деятельности.
ІІ. Проверка домашнего задания, актуализация и коррекция опорных знаний.
1. Назовите известные вам географические исследования.
2. Обоснуйте необходимость изучения атмосферы.
3. Какие исследования проводятся в Антарктиде?
4. Почему важно исследовать моря и океаны?
5. Какова задача современной географии.
ІІІ. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности.
Беседа
Углубившись  в мир  путешествий  и открытий,  можно узнать  много удивительных  фактов.  Приведем некоторые из них. Известно, что Марко Поло совершил  дальнее  путешествие из  Венеции  в Китай  и,  вернувшись,  домой,  написал  книгу. Изложенные  в ней  факты  показались  его  землякам  неправдивыми  или  сильно  преувеличенными,  за  что  путешественник получил  прозвище  «господин  Миллион».  Заслужил  ли  Марко  Поло  такую  оценку?
Фернан Магеллан  возглавил  экспедицию,  отправившуюся  в первое  кругосветное путешествие. Но  на Филиппинских  островах  (за  тысячи  километров  от Испании, когда  впереди была  еще  треть  пути)  он  погиб. Почему же  именно  с его  именем  связывают  это  выдающееся путешествие?
Общеизвестно,что Америку открыл Христофор Колумб, даже не подозревая об этом. Но известно  и то,  что  почти  на  пятьсот  лет  раньше  там  побывали  викинги.  Почему  же  они  не считаются  первооткрывателями?
В  большинстве  книг  о путешествиях  (включая  энциклопедии)  можно  найти  сведения о том,  что Северного  полюса  первым  достиг Роберт Пири. Но,  оказывается,  это  не  так. Что заставило  выдающегося  полярного  путешественника  ввести  в заблуждение  весь  мир?
Исследование —  это  сложный,  но  очень  важный  и интересный  путь  познания.  Выполнив  исследовательскую  работу  в виде  сообщения,  презентации,  сочинения  (эссе), мини-проекта,  вы  продемонстрируете  не  только  ее  результаты,  но  и такие  качества,  как  работоспособность,  упорство  в достижении  цели,  умение  преодолевать  трудности,  а также приобретете  опыт  работы  с географической  информацией.
IV. Актуализация и коррекция опорных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения работы.
Заполнение первого (знаю - умею) и второго (хочу узнать – хочу научиться) раздела таблицы «З – Х - Д»
V. Анализ содержания и последовательности выполнения практических действий.
Учитель раздает памятки «Алгоритм исследовательской деятельности» и вместе с детьми анализирует их.
Выберите  тему  своего  исследования  (в  этом  вам  поможет  учитель).  Очень  важно,  чтобы вы  сами  проявили  интерес  к личности  того  или  иного  путешественника  (мореплавателя), а может быть, к какому-нибудь конкретному  путешествию  (плаванию)  или открытию определенного  географического  объекта.
После  выбора  темы  необходимо  собрать  информацию  к  ней.  В  этом  помогут  книги,  статьи, атласы,  а также  Интернет-ресурсы.  Но  к ним  следует  относиться  критично,  так  как  приводимые  в них  сведения  могут  быть  неточными  или  неполными.
Собрав  информацию,  необходимо  ознакомиться  с ней  и выбрать  сведения,  которые  наиболее  полно  и точно  раскрывают  тему  исследования.
Географическое  исследование  предполагает  обязательное  использование  карт.  В данном случае это могут быть специальные карты, посвященные географическим открытиям, физические карты, а также контурные. С помощью географических карт  следует установить, где проходил маршрут путешествия и какие географические  объекты  были  открыты.  Затем  это  все  нужно  нанести  на  контурную  карту  с помощью  условных  знаков.  Маршрут лучше  всего  обозначить  с помощью  линий  и стрелок,  а географические  объекты  следует подписать,  указав  год  их  открытия.  Все  линии  и подписи  на  контурной  карте  необходимо  выполнять  аккуратно,  используя  карандаш.
Результаты  исследования  оформите  в отдельную  папку  и представьте,  например,  в виде сообщения.  Обязательно  подведите  итоги,  указав,  что  нового  вы  узнали  (самое  важное), чему  научились,  с какими  трудностями  столкнулись,  как  их  преодолевали.
Учитель знакомит учащихся со списком  книг,  в которых  можно  найти  сведения  о путешествиях:
Баландин Р. К., Маркин В. А. Сто великих  географических  открытий. — М. : Вече, 2001.
Верн Жюль.  История  великих  путешествий:  в трех  книгах. — М.  :  Teppa-TERRA,  1993.
Магидович И. П. Очерки по истории  географических  открытий  :  в 5-ти  т. — М. : Просвещение,  1985.
Сенкевич Ю. А., Шумилов А. В.  В поисках  неведомых  земель:  Судьбы  великих  путешественников. — М.  :  Вече,  2005.
Сенкевич Ю. А., Шумилов А. В. Их  позвал  горизонт. — М.  : Мысль,  1987.
Стадник О. Г.  Вони  відкривали  світ. — Х.  :  Веста,  2010.
Стадник О. Г.  Відкриття  світу. — Х.  : Изд-во  «Ранок»,  2010.
Некоторые  из  этих  книг  можно  найти  в Интернете,  например  по  адресу:  http://geoman.ru/books.shtml.
VI. Самостоятельное выполнение заданий под контролем и с помощью учителя (при необходимости).
Работа в группах: выбор темы, распределение обязанностей (исследователи, картографы, редакторы и т.д.), поисковая деятельность, оформление результатов.VII. Обобщение и систематизация знаний.
Пресс-конференция
Обсуждение выбранных тем, полноты выполненной работы, направлений дальнейших исследований.
VIII. Отчет учащихся (о способах и результатах проделанной работы и теоретическая интерпретация полученных результатов).
IX. Итог урока.
Рефлексия: оцените свою деятельность на уроке. Задумайтесь над такими вопросами: "Что я успел сделать на уроке? Чего достиг? Что осталось для меня нерешенным?"
Оценивается работа групп учителем.
X. Домашнее задание.
Подготовить творческий отчет о проделанной работе в виде  сообщения,  презентации,  сочинения  (эссе), мини-проекта. Заполнить третий раздел (узнал - научился) таблиц «З-Х-Д»