Урок литературного чтения А.С.Пушкин Зимний вечер

Урок литературного чтения 3 класс

Тема урока: А.С.Пушкин «Зимний вечер».
Цели: Продолжить знакомить учащихся с творчеством А.С.Пушкина. показать, что стихотворение не просто пейзажная зарисовка, а прочувствованное общение двух людей. добиться понимания смысла стихотворения и настроения лирического героя. Провести исследование, что пейзажные описания, сделанные от лица лирического героя, проникнуты стремлением лирического героя поделиться радостью увиденного с героиней. Прививать детям любовь к поэзии; развивать навыки выразительного чтения, анализа и сравнения; учить понимать смысл стихотворения и настроение лирического героя. Развивать речь, мышление, память. Воспитывать любовь к родной природе, к родному месту, к Отечеству, к близким и дорогим людям.
Задачи:
образовательные: познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа; отрабатывать навык выразительного чтения лирического текста;
развивающие: развивать навыки выразительного чтения, словесного рисования,
умения выделять в тексте произведения изобразительно –
выразительные средства и определять их роль в художественной
структуре стихотворения.
воспитательные: расширить кругозор учащихся , представления о роли бабушки и няни как носительниц родовых традиций, культуры и нравственных представлений народа; воспитание любви и уважения к людям старшего возраста, умение видеть красоту человеческих отношений.
Тип урока: совершенствование знаний, формирование умений и отработка навыков.
Материал для чтения: А. С. Пушкин. «Зимний вечер».
Оборудование урока:
учебник «Литературное чтение» 3 класс, автор Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий
Иллюстрации зимнего вечера
ИКТ:компьютер, телевизор, презентация Power Point для сопровождения урока
Карточки для словарно-лексической работы
Выставка книг – произведения А.С. Пушкина
Аудиозапись пьесы П.И.Чайковского «Январь. У камелька» (из альбома «Времена года»)
Портрет А.С.Пушкина . Художник В. А Тропинин



ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Мотивация.
Ребята, улыбнитесь вы друг другу,
Я улыбнусь, конечно, вам,
И с настроением отличным
Начать урок предложу вам!

ІІ. Речевая разминка (Слайд № 1)
Звукоподражание
Ма - ма - ма - на дворе зима Ом- ом-ом - слепим снежный дом. Мы- мы-мы - дождались зимы Ды-ды-ды- на снегу следы Ать-ать-ать – я иду гулять Ну-ну-ну – саночки тяну Ок-ок-ок - на дворе снежок Ос-ос-ос - я укутал шарфом нос. Ул-ул-ул - ветерок подул. Ул-ул-ул - зимний лес уснул. Ра-ра-ра - пришла зимняя пора. Ра-ра-ра - вьюга с самого утра. Ры-ры-ры - прокачусь с горы. Ру-ру-ру – начинаем мы игру. Ре-ре-ре – санки на горе Ри-ри-ри - на рябину посмотри.
Четырехстишие 
Учись читать! Учись читать!
Важнее нет науки,
Тот, кто умеет сам читать,
Совсем не знает скуки.

- А какой урок у нас начинается?
- Помните, что вы самые умные, сообразительные ученики, у вас всё получится. Вы готовы начать урок?

III. Актуализация опорных знаний учащихся (Слайд №2)
И пробуждается поэзия во мне
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут..
Вы узнали этого поэта? (Пушкин)
III. Подготовка к восприятию лирического стихотворения.
1.Это строчки А.С.Пушкина. Пушкин был эмоциональным человеком и свои чувства начал очень рано выражать в стихотворениях. Первые знания о жизни, первые впечатления о ней маленький Саша получил от своей няни.
-Вспомните, как звали няню поэта? 

2.Арина Родионовна портрет.(Слайд№3)
-Арина Родионовна – крепостная крестьянка, она прожила и прослужила в доме Пушкиных много лет. Вынянчила всех детей и была к ним очень привязана. Но особенно она любила маленького Сашеньку, будущего поэта Пушкина. Он тоже любил свою няню, считал её своим другом и самым близким человеком не только в детском возрасте, но и будучи уже взрослым.
3. Портрет Пушкина взрослого.(Слайд № 4)
-Пушкин был очень смелым поэтом: некоторые его стихи были направлены против царской власти и законов. Конечно, царю это не понравилось, и он решил наказать поэта. Царь запретил ему жить в Москве и на два года сослал Пушкина в далёкое и глухое село Михайловское.
4. Cело Михайловское.(Слайд № 5)
- Кого вы видите на картине? (Пушкина, няню и друга)
- К Пушкину приехал в гости его близкий друг Иван Иванович Пущин, Друзья общаются, а няня сидит за столом. Она занята вязанием и в то же время внимательно слушает Александра Сергеевича, который что-то читает своему другу.


Один из таких зимних вечеров 1825 года описан в его стихотворении «Зимний вечер».
V. Восприятие новых знаний.
Чтение стихотворения учителем «Зимний вечер».
Проверка первичного восприятия стихотворения.
Понравилось ли вам стихотворение?
Какую картину представили вы , когда его слушали?
От чьего имени ведется рассказ?
Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?
Словарно - лексическая работа (Слайд № 6)
Буря – ненастье с сильным разрушительным ветром.
Мгла – непрозрачный воздух от тумана, сумерек, тьмы .
Вихрь – порывистое, круговое, движение ветра.
Кровля обветшалая – очень плохая крыша.
Ветхая лачужка – небольшая, плохая изба, хижина.
Веретено – приспособление для прядения.

4. Слушание романса «Зимний вечер»(Слайд № 7)
-Лицейский друг Пушкина Яковлев написал музыку к этому стихотворению. Получился красивый романс. (Звучит запись романса)
-Удалось ли композитору передать в музыке грусть, тоску поэта?
Чтение текста стихотворения с анализом. Работа над логическим ударением.
-Прочитайте стихотворение сами и отметьте слова, которыми автор рисует такую грустную картину.
- 1 часть.
Как вы понимаете содержание первой строчки? Что такое «мгла»?
(Мгла – это непрозрачный воздух от тумана, снежный пыли или сумерек)
-А теперь найдите в этой части текста, с чем автор сравнивает бурю.
(Со зверем: «То, как зверь она завоет»;
С ребёнком: «То заплачет, как дитя»;
С путником: «То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит»)
-Давайте обсудим, зачем автор природное явление сравнивает с людьми, с животными, то есть с живыми существами?
- Сегодня я открою вам ещё один «секрет» литературных произведений, когда автор с чем-либо или с кем-либо сравнивает людей, явления природы. В литературе такой приём называется сравнением.
- Автор рисует бурю и вой ветра с помощью звукописи. В тексте много слов со звуками, изображающими шум ветра, его порыва и завывание, похожие на рёв зверя:
(р) – «буря», «кроет», «вихри», «крутя», «зверь»;
(с), (з), (ч), (ш) – «зверь», «завоет», «обветшалой», «соломой», «зашумит», «запоздалый», «окошко», «застучит»;
(а), (о), (у), передающие вой ветра: «буря», «мглою», «небо», «кроет» .
-Как вы думаете, почему автор стихотворения начинает с описания ненастной картины природы?
-Случайно ли здесь такое описание зимнего вечера?
-2 часть.
- О ком говорит автор в этой части? К кому обращается?
- Найдите в тексте слова, которыми он называет няню.
-Какое настроение у автора?
-Какими словами в тексте автор передаёт это настроение?
- В этом стихотворении вся боль и тоска, переживания поэта, который находится в тяжелом безрадостном положении. В ссылке. Вдали от друзей и родных.
-3 часть.
- Какие слова отражают настроения автора? («Бедной юности моей»; «Выпьем с горя»; «Сердцу будет веселей»)
Дети приходят к выводу, что и здесь автору грустно и на сердце тяжело.
-Найдите слова, которыми поэт обращается к няне. («Добрая подружка»)
-С какой просьбой он обращается к няне? ( «Выпьем, добрая подружка»; «Спой мне песню»)
-Зачем поэт просит няню спеть песню? Как он говорит об этом?
4 часть.
-Прочитайте последнюю часть . Как изменилось настроение в конце стихотворения?
-Случайно ли поэт так построил последнюю строфу?
- Одинаковые ли по настроению первая и последняя части ? Сравните их.

VI . Формирование умений и отработка навыков .(Слайд№ 8)
Обобщающая беседа.
-Для чего автор написал это стихотворение?
2. Аудиозапись пьесы П.И.Чайковского «Январь. У камелька» (Слайд № 9)
(из альбома «Времена года»)


3.Словарная работа: Камелёк – это небольшой камин, очаг для обогревания
-Представьте холодный зимний вечер. За окном буря, непогода, а в помещении горит огонёк и согревает своим теплом душу человека, который сидит у камелька.
4.Зарисуйте фрагмент природы ,которую описывает автор, в своих тетрадях.
5. Выразительное чтение стихотворения учениками.
VI Подведение итогов урока.
Вывод.
Что же нового мы сегодня узнали о жизни и творчестве Пушкина?
С каким произведением поэта познакомились?
У каждого из вас есть бабушки. В наше современное время они выполняют роль няни. У некоторых детей, кроме бабушек, есть и няни. Что вы можете рассказать о них?

2. Домашнее задание:
1) выучить стихотворение «Зимний вечер».
2) составить рассказ о своей бабушке, чтобы все смогли её себе представить и понять, какая она добрая и ласковая, как любит вас.