Конспект урока литературного чтения на тему А.С.Пушкин Зимний вечер



Конспект урока
ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
4 КЛАСС
по теме

А.С.Пушкин «Зимний вечер».
Учитель начальных классов
Куриленко О.В.
2014 – 2015 учебный год.
Тема урока: .
Что помогает человеку стать человеком. Пушкин А.С. «Зимний вечер»
Дидактическая цель: добиться понимания смысла стихотворения и настроения лирического героя
Цели урока:
продолжить ознакомление с творчеством А.С. Пушкина;
подготовить детей к выразительному чтению лирического стихотворения;
учить учащихся понимать смысл литературного произведения и настроение лирического героя;
развивать эмоции и чувства детей.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Оборудование: Малаховская О.В. Литературное чтение: 4 класс, тетрадь для самостоятельной работы № 2,презентация, выставка книг – произведения А.С. Пушкина, аудиозапись пьесы П.И.Чайковского «Январь. У камелька»
(из альбома «Времена года»)
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Здравствуйте, садитесь. Внимательно слушайте то, что я буду говорить. А последнее слово в предложении мы будем говорить вместе.
На уроке наши глаза внимательно смотрят и все ... (видят).
Уши внимательно слушают и все ... (слышат).
Голова хорошо ... (думает).
-На уроке вас ожидает много интересного. Вы готовы?
Тогда мы начинаем.
Актуализация знаний учащихся:
-Прочитайте строки, написанные на доске.
-Вам знакомы эти строки? Кому они принадлежат?
а) Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда….
А.Ахматова Тайны ремесла
б) Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом отдыхает луг
А.Ахматова
в) И пробуждается поэзия во мне…
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут.. Александр Пушкин
-Мы не определили автора последних строк?
-Почему? (Недостаточно наших знаний)
-А хотите узнать больше?
-Тогда послушайте подсказку
У Лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
-Вы узнали этого поэта?
Это строчки А.С.Пушкина. Кто подскажет, из какого произведения? (Руслан и Людмила)
– Какие ещё произведения Пушкина вы читали?
– Что вы уже знаете об авторе?
Выступления подготовленных детей:
1.Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня в Москве. Отец, Сергей Львович, принадлежал к старинному дворянскому роду; мать, Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, была внучкой Абрама Петровича Ганнибала.
2.Мать Пушкина, Надежда Осиповна, была женщиной с характером. Все её приемы воспитания никакого влияния на детей не имели. А маленького Сашу в семье не слишком любили. Но если не было тепла со стороны родителей, то Пушкин всегда добром вспоминал двух женщин своего раннего детства – бабушку Марию Алексеевну и няню Арину Родионовну.
3.Жизнь Пушкина складывалась нелегко. Он написал несколько стихотворений, в которых осуждал крепостное право и царскую власть. Царь за эти стихи не раз высылал поэта из Петербурга. В очередной ссылке Пушкину приказано было жить в имении его предков в селе Михайловском в Псковской губернии. Царь запретил навещать ссыльного. Единственной радостью для Пушкина стала встреча с Ариной Родионовной, с которой он давно был разлучен. Она жила в Михайловском и очень тепло приняла своего воспитанника
Сообщение темы урока.

-Итак, вы уже догадались, что сегодня мы вновь обратимся к творчеству Александра Сергеевича Пушкина.
-Но прежде, чем мы узнаем, с каким произведением поэта мы будем знакомиться на уроке я предлагаю вам послушать музыкальное произведение. Автор его композитор Вивальди. У него есть музыка о временах года. Послушайте и попробуйте определить, о каком времени года идёт речь.
Звучит музыка Вивальди «Зима»
- Итак, выскажите ваши мнения. Почему вы так думаете?
-Вы назвали время года. (Зима)
- А теперь скажите, что вы любите больше утро или вечер? И почему?
-Давайте внимательно посмотрим на картину? Какое изображено время суток?
-Как же называется произведение, с которым мы познакомимся на уроке
Зимний вечер
– Ребята, вы уже многое знаете. А чему бы вы хотели научиться? (Выразительно читать стихотворения А.С. Пушкина, открывать секреты создания стихов поэтом.)
– Для чего это нужно? (Для того чтобы понимать смысл, настроение героя; развивать эмоции, чувства; знать творчество А.С. Пушкина).
-Итак, цель нашего урока сегодня
Научиться анализировать стихотворение
Научиться его выразительно читать
IV. Введение детей в литературно-исторический контекст.
(На доске портрет А.С. Пушкина).
– Давайте совершим небольшое путешествие в то время, когда жил
А. С. Пушкин. Зима 1825 года. Александр Сергеевич был отправлен в село Михайловское в очередную ссылку.
Там он оказался совсем один, и только няня, Арина Родионовна, скрашивала его одиночество. Оторванный от семьи и друзей, от дома, поэт продолжал писать. Долгими зимними вечерами поэт много беседовал с няней.
Итак, в один из зимних вечеров…
V . Первичное чтение стихотворения.
1. Чтение стихотворения учителем.
Учитель наизусть читает стихотворение.
2.Проверка первичного восприятия стихотворения.
Что можете сказать об услышанном?
Какое чувство возникло у вас, когда вы его слушали?
От чьего имени ведется рассказ?
Какое настроение у рассказчика?
Сегодня мы попробуем открыть для себя секреты, которые помогут нам выразительно читать стихотворение. Но мы знаем, прочитать художественное произведение выразительно трудно. Для этого нужно понять картину из жизни, рисуемую автором, понять точку зрения автора.
V I. Самостоятельная работа с текстом стихотворения.
– Не спеша, прочитайте стихотворение. Подчеркните карандашом слова и выражения, значения которых вам не понятны.
VII.Словарно - лексическая работа. Работа в парах
-Какие слова были непонятны в тексте?
- У вас на столе лежат карточки со словами и карточки, поясняющие значение этих слов. Попробуйте их соединить.Веретено - ручное прядильное орудие в виде деревянной палочки с заостренным концом. Кроет - покрывает. Лачужка - небольшая, старенькая избушка. Обветшалая кровля - старая разрушающаяся крыша. Мгла - это сырой, холодный туман
Вихрь – порывистое, круговое движение ветра.
Самопроверка (на доске)
- Ребята, а где можно найти значение этих слов? (В толковом словаре)
VIII. Физкультминутка.
- Мы сейчас с вами попробуем
IX. Анализ лирического стихотворения.
– Давайте еще раз прочитаем текст и поразмыслим над его содержанием.
а) Работа над первой строфой.
Чтение учеником вслух.

- Какое явление природы описывает автор? (Бурю.)
- Какими словами автор создает образ бушующей бури? (Мглою небо кроет, крутит снежные вихри, завоет, заплачет, соломой зашумит, в окошко застучит.)
-Какой прием использует автор при описании бури? (Сравнение.)
- В этой строфе лирический герой не просто описывает бурю, ее признаки, и сравнивает ее. С кем? И зачем? (Зверь, дитя, путник).
- Поэт одушевляет бурю. Для чего он это делает? (В начале урока мы говорили о том, что Пушкин в детстве был непоседой. В Михайловском он расстается с безумствами юности и учится иначе чувствовать, иначе мыслить: более мудро. Может быть поэтому в его душе происходит буря и Пушкин ее одушевляет.)
- Какие чувства лирического героя нужно передать при чтении? (Тоска, одиночество, тревога).
Какие слова выделим при чтении.
Чтение первой строфы вслух.
б) Чтение второй строфы. Работа в парах.
- Прочитайте вторую строфу.
– Ребята, представьте себе, что вы художники. Какую иллюстрацию вы бы нарисовали? (Дети рассказывают, что нарисуют на картине, где что расположат, как изобразят тот или иной объект, какие краски используют). - -- О ком говорит автор в этой части? К кому обращается? (О няне)
- Найдите в тексте слова, которыми он называет няню. («Моя старушка», «Мой друг»)
-Какое настроение у автора? (Грустное)
-Какими словами в тексте автор передаёт это настроение? («Ветхая лачужка», «печальна и темна», «бури завываньем», «утомлена», «дремлешь»).
- В этом стихотворении вся боль и тоска, переживания поэта, который находится в тяжелом безрадостном положении. В ссылке. Вдали от друзей и родных.
– Как поэт относится к няне? (С любовью и нежностью).(Лирический герой обращается к старушке, няне Арине Родионовне, оно проникнуто печалью. Рассказчика беспокоит, почему же «приумолкла старушка». Он относится к ней ласково, любя, тревожится о ней.)- Как в этой строфе поэт называет няню?
- Какие чувства должны вы показать при чтении этой строфы?(Любовь , нежность
- Какими словами поэт создает картину одиночества, описывая свое жилище? / ветхое, печальное, темное /
- Эти слова подчеркните, они должны читаться с особым выражением.
- Как следует читать обращение поэта к няне? Его просьбу? Почему? / Пушкин включает в свое стихотворение народно-песенные мотивы,
Чтение строфы вслух.
в) Чтение третьей строфы.
- Прочитайте третью строфу.
- Найдите слова, отражающие настроения автора. («Бедной юности моей»; «Выпьем с горя»; «Сердцу будет веселей»)
Дети приходят к выводу, что и здесь автору грустно и на сердце тяжело.
-Найдите слова, которыми поэт обращается к няне. («Добрая подружка»)
-С какой просьбой он обращается к няне? ( «Выпьем, добрая подружка»; «Спой мне песню»)
-Зачем поэт просит няню спеть песню? Как он говорит об этом? (Чтобы поднять настроение: «Сердцу будет веселей»)- Как лирический герой пытается изменить ситуацию? (Он пытается покончить с этим тягостным молчанием, оцепенением, дремотой, чувством одиночества и заброшенности, с настроением печали. Сначала он предлагает ей выпить для того, чтобы «сердцу было веселей», потом герой предлагает няне спеть песню, которую он явно знает с детства).
- Почему он просит спеть няню песню о синице, о девице? (Арина Родионовна олицетворяет для Пушкина народное начало, напрямую связывает его с миром фольклора).
- Изменилось ли настроение лирического героя?
- Как надо читать эту строфу?
Чтение вслух третьей строфы.
- Передайте настроение лирического героя.
г) Чтение учеником четвертой строфы
-Прочитайте последнюю часть и проследите, изменилось ли настроение в конце стихотворения или осталось прежним. (В этой части повторяются первые четыре строчки, с которых начинается стихотворение, а за ними идёт первое четверостишие второй строфы)
-Случайно ли поэт так построил последнюю строфу? (Нет, в конце поэт преодолевает первоначальную грусть и тоску, хотя вначале и показывает ту же безрадостную картину)
-Сравните первую часть с последней: одинаковые они по настроению? (Но во второй части этой строфы автор снова говорит о няне и о том, что «сердцу будет веселей», и этим показывает, что именно няня помогает ему выйти из унылого и мрачного состояния своими песнями и тем, что находится рядом с поэтом.Когда поэт говорит о няне, чувства и настроение у него совсем другие: тёплые, задумчивые, нежные, ласковые)- Эта строфа построена очень интересно. В чем ее особенность? (Повтор).
- То есть Пушкин соединил зачем-то два отрывка из предыдущих строф. Зачем? (Повтором усиливает настроение героя от злой бури; он хочет избавить нас от печального чувства; хочет развеселить сердце.)
Х. Формирование умений и отработка навыков (Цель: Обобщить и закрепить полученные знания) (8 мин)Обобщающая беседа.
-Для чего автор написал это стихотворение?
(-Чтобы рассказать о своих чувствах. -Чтобы поделиться с читателем своими чувствами и переживаниями.
-Это стихотворение не о картинах природы, а о чувствах человека.)- Как мы называем стихотворения о чувствах человека? (Лирическими).
-Какие средства выразительности использовал автор?
ФИЗКУЛЬМИНУТКА
XI. Выбор тона чтения стихотворения.
-Как надо читать стихотворение? (Спокойным, напевным, ритмичным окрашенным грустью и печалью, ласковое обращение к няне. Надо прочесть так, чтобы слушатели тоже прониклись сочувствием к горькой судьбе поэта).XII. Чтение стихотворения учениками.
1) Выразительное чтение двух учеников.

Выслушать мнение критков?????????????????????????
- Как вы думаете, можно ли на текст этого стихотворения написать музыку?
(Да, можно)
- При помощи каких средств композитор пишет музыку?
( Для этого он используют средства музыкальной выразительности)
- Назовите их.
( Темп, динамика, лад, мелодия, исполнитель).
- Попробуем и мы стать композиторами и написать свою музыку к первым четырем строкам стихотворения. Прочитаем их.
Д. «Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя»
- Я предлагаю вам подобрать средства музыкальной выразительности для своей музыки. Для этого возьмите карточку и подчеркните нужное.
Работа в группах. Карточка
ТЕМП (быстрый, медленный)
ДИНАМИКА (громко, тихо)
ИСПОЛНИТЕЛЬ (хор, солист)
ЛАД (мажор, минор)
МЕЛОДИЯ (бодрая, спокойная, взволнованная)
- Что выбрали – прочитайте.
Дети зачитывают различные варианты ответов.
- Попробуйте тихо напеть эти строки
- Кто это может сделать для всех?
Дети по желанию напевают четверостишие вслух.
-Вы побывали в роли настоящего композитора и сумели передать настроение и характер стихотворения в музыке с помощью средств музыкальной выразительности. А теперь давайте послушаем как это стихотворение «услышал» профессиональный композитор. К этому стихотворению лицейский друг Пушкина Михаил Яковлев написал музыку. Словно в памятный венок любимой няне – Арине Родионовне сплелись  пушкинские стихи, ставшие романсом. Послушайте романс «Зимний вечер» в исполнении Олега Погудина
(Звучит романс «Зимнмй вечер» в исполнении Олега Погудина.)
-Удалось ли композитору передать в музыке грусть, тоску поэта?
Вывод: Передать настроение можно не только красками, но и словами, и музыкой.
XIII. Подведение итогов урока.
Что же нового мы сегодня узнали уроке?
- Какие секреты создания стихотворений узнали?
- А КОМУ вы МОГЛИ бы написаТЬ такое же стихотворение
- Молодцы! Вы сегодня замечательно поработали. Выразили свое мнение о литературном произведении.
XIV .Рефлексия.Проводится устно.
-Опишите своё состояние во время работы.
Было трудно…
Было легко…
Я удивился…
Какое открытие сделал…
Я узнал…
-Урок окончен
Запишите букву, если это утверждение к концу занятия к вам относится.
Р - работал с удовольствием.
У - у меня многое получилось.
К – кое-что казалось сложным, но я старался найти ответ.
О - одноклассники доставили удовольствие своей работой.
- Из этих букв сложите слово. Что получилось? Урок.
-Ваше впечатление об уроке.
XV . Домашнее задание (по выбору):
1. Выучите стихотворение наизусть.
2. Создайте свою презентацию о няне А.С.Пушкина, добавьте рисунки к стихотворению.
3. Нарисовать свой вариант памятника няни и поэта, написать отзыв об уроке.