Урок Литературного чтения Тема урока: Авторские и народные сказки. Образы героев, составление плана. В.А.Жуковский «Спящая Царевна».


Урок Литературного чтения
Тема урока: Авторские и народные сказки. Образы героев, составление плана. В.А.Жуковский «Спящая Царевна».
УУД
Выделять особенности литературных сказок, сравнивать их с народными сказками; делать выводы.
Сравнивать сказки отечественных и зарубежных писателей: выделять сходство и различия, определять темы, сравнивать героев, оценивать их поступкиПрактически определять жанры литературных произведений, указывая их особенности.
Участвовать в анализе произведений, выделять в текстах описания, повествования, рассуждения, диалоги и монологи героев.
Различать прозаические и стихотворные произведения, сравнивать сказки в прозаической и стихотворной формах, выделять особенности стихотворных произведений.
Ориентироваться в литературоведческих понятиях, использовать их в речи при обсуждении произведения, находить в произведении эпитеты, сравнения, метафоры, аллегории, гиперболы, олицетворения, синонимы, антонимыПонимать и объяснять значение средств выразительности, которые использует автор в произведении.
Использовать в речи средства художественной выразительности при пересказе, в рассказах о героях произведения, при создании творческих работ
Цели: 1) проанализировать сказку Жуковского, выделить общие и различные черты литературной и народной сказки. 2) формировать начальные умения интерпретировать текст, а также умения рассуждать, доказывать, сравнивать, обобщать; развивать творческое мышление учащихся. 3) воспитывать в детях нравственные качества личности (способность к сопереживанию, умение понимать других людей, автора, героев); развитие интереса к художественному слову. Ход урока.
IСлово учителя. Создание проблемной ситуации. 
Лето 1831 года Василий Андреевич Жуковский провел в Царском Селе. Там он сказку «Спящая царевна». А послужило написанием этой сказки сказка Шарля Перро « Красавица, спящая в лесу». стр. 73 чтение статьи «Обрати внимание»II Актуализация имеющихся знаний 
давайте вспомним всё, что мы знаем о сказке. - Что такое сказка? - Какие виды сказок вы знаете? 
IIIАнализ сказки по опорным вопросам. 
В чём сходство сказки В,А,Жуковского с народной сказкой? 
Работа идёт в трёх направлениях.
-к какому виду можно отнести данную сказку и почему.
-определяет зачин,
- прочитайте концовку,
найдите повторы,
- действуют ли помощники.
2. работа с языковым материалом.
на доске написаны выражения, взятые из сказки; одни из них литературные, книжные, а другие – пословицы, поговорки, обороты, близкие к народным. Именно их и нужно выбрать учащимся. Языковой материал : Выберите выражения, которые относятся к сказке Жуковского
«что ни в сказке рассказать, ни пером не описать»,
«Вот царём Матвеем пир знатный дан на целый мир»;
«блещут розы по кустам»,
«сном пресёкся разговор»,
«начал жить да почивать»,
«пышных комнат нет числа»,
«птица там не пролетит, близко зверь не пробежит»,
«веретёнце, не ленись, пряжа тонкая, не рвись»,
В чём вы видите отличие? Что в народных сказках мы не могли встретить? 
В народных…все повторяется по три..а здесь 12сказка написана в стихотворной форме.3. работа в группах
Карточка №1 
Найдите определения, которыми автор характеризует царя Матвея. 
Почему же такой «разумный» царь оплошал: не позвал двенадцатую чародейку на пир? 
Что предпринимает царь Матвей, чтобы страшное пророчество не сбылось? Найдите и прочитайте ответ в тексте. 
Как вы думаете, почему пророчество всё же сбывается? 
Карточка №2 1. Прочитайте по ролям эпизод, где рассказывается о том, как чародейки отблагодарили царя за замечательный пир. 2. Почему последняя чародейка не смогла полностью снять злые чары? 
Карточка №3 
Прочитайте, как автор описывает погружение всего царского дома в сон. Как можно озаглавить это описание? 
Сравните два пейзажа: до пробуждения царевны и после. Почему они различны: ведь место осталось прежним? 
Карточка №4 
Найдите описание пути царского сына, выразительно прочитайте эпизод. Что можно сказать о характере этого героя? Почему он решил отправиться к царскому дому? 
Прочтите описание царевны. Какой вы себе её представили? 
Карточка № 5
Представьте героев сказки
Назовите положительных и отрицательных героев
Расскажите об одном из них.
Выводы. Учащиеся отмечают, что у героев сказки Жуковского более подробно описаны и внешние, и внутренние качества. В сказке есть комические сцены, что придаёт ей особую привлекательность. 
4.Творческая работа.
«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», - писал А.С.Пушкин. Напишите, чему, по-вашему, учит сказка «Спящая царевна». 5.Подберите и запишите синонимы
домолвила-
ведьма-
Оценивание работы учащихся.
Задание на дом. Прочитать «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина, отметить самые интересные эпизоды, подготовить выразительное чтение.