Открытый урок в классе фортепиано Тема: «Работа над художественным образом в пьесах с учащимися младших классов»


Открытый урок в классе фортепиано
Тема: «Работа над художественным образом в пьесах с учащимися младших классов» Преподаватель Чапаева В.Г.
Тема урока: «Работа над художественным образом в фортепианных произведениях».
Цель урока: Раскрыть и выразить в исполнении образное содержание музыкального произведения.
Задачи урока:
Формировать пианистические умения и навыки с помощью интегрирования образных впечатлений;
Работать над выразительностью музыкального языка, преодолением исполнительских трудностей.
Формировать умение выполнять анализ и синтез музыкального произведения.
Работать над достижением уровня образной завершенности интерпретации.
Тип урока: традиционный.
Вид урока: урок обобщения и систематизации изученного.
Ход урока:
Урок проводится с учащимися:
1. Тонкова Саша 3 класс – И.Шамо «Марш».
2. Ведута Диана 4 класс - Э.Григ «Птичка».
3. Ведута Яна - А.Хачатурян «Музыкальная картинка».
На данном уроке будет показана работа над художественным образом в программных фортепианных произведениях. Рамки урока позволяют весь материал продемонстрировать сжато, обобщённо, но систематизировано.
Девочки, сегодня на уроке мы с вами поговорим о художественном образе произведения. Что же это за понятие «художественный образ»?
Ответ: Это композиторский замысел. Это то, что показано в музыке… это мысли, чувства автора, отношение к своему сочинению.
Художественный образ в музыке раскрывается при помощи средств музыкальной выразительности.
Работа над созданием художественного образа – сложный процесс. Рождение художественного образа произведения – это раскрытие его характерных особенностей, его «лица». И раскрывается образ, как мы уже сказали, с помощью выразительных средств.
Хорошо, сегодня на уроке мы на примере ваших произведений проследим становление, выражение музыкального образа.
Начнём мы с пьесы И.Шамо «Марш»
Прежде чем начать работу над пьесой, Саша поиграет подготовительные упражнения, чтобы разогреть ручки и настроиться на работу.
Начнём с гаммы Соль мажор. Проиграем её разными штрихами (легато, стаккато).
Далее перейдём к аккордам.
Произведение «Марш» написанное композитором Игорь Шамо– очень интересная, яркая пьеса.
Саша, давай сразу сыграем её, а потом поговорим.
Саша, скажи, пожалуйста, какой художественный образ автор показал в своём сочинении?
Ответ:
Музыка точно изображает шаги.
Правильно, ведь марш в переводе с французского - шествие, движение вперёд. Жанр как таковой сложился в связи с задачей синхронизации движения большого количества людей. Поэтому ты и услышала шаги в музыке.
Давай мы подробно рассмотрим, с помощью каких средств музыкальной выразительности достигается художественный образ в нашей пьесе.
Ответ: При помощи ритма, динамики.
Какие средства выразительности использует автор? (отрывистая мелодия, мажорный лад, острый ритм ,разнообразная динамика ровный ритм, акценты.
Вот мы рассмотрели средства выразительности, которые помогают раскрытию художественного образа. А теперь ты Саша, сыграй пьесу и попробуй донести до нас, слушателей, образы, о которых мы только что поговорили.
Такая у нас получилась интересная пьеса. Саша, ты молодец. Видно, что пьеса тебе нравится. Играешь её уверенно, ярко, красочно.
Дома обязательно проигрывай в разных темпах, чередуя быстрый-медленный, следи за ровностью .
Следующее произведение называется «Птичка» композитора Э. Грига Исполняет Ведута Диана
Диана, ты приготовила рисунок к этой пьесе. Как ты думаешь, какими музыкальными средствами можно передать художественный образ птички?
Ответ: при помощи лёгкости звучания 32 нот, при помощи динамики.
- Молодец, давай теперь поработаем над чёткость произношения 32 нот. Очень полезно поучить пьесу медленно на плоскости (столе).Также очень полезно эти тридцать вторые поучить с акцентами на слабые пальцы (2,4). Отдельно поработай над партией левой руки.
Следующее произведение А.Хачатуряна «Музыкальная картина» исполняет Ведута Яна.
Творчество А.Хачатуряна пронизано любовью композитора к своей Родине, народу, его музыка насыщена национальными мотивами, драматизмом.
Народ Армении всю свою историю боролся за независимость.
Вот и пьеса «Музыкальная картина» очень драматична по своему содержанию. Давай сейчас я тебе исполню её.
А теперь скажи, как можно передать художественный образ в этой пьесе, при помощи каких средств выразительности?
Ответ: При помощи динамики.
Првильно, а ещё при помощи чего?
Ответ: при помощи штрихов.
Молодец, но самое важное в этой пьесе-выразительная мелодия. Особое внимание обрати на партию левой руки. Следи, чтобы звук был певучим, глубоким, напоминающим игру виолончели. Тембр виолончели низкий, густой, обычно говорят, бархатный.

Динамика, интенсивное крещендо (смотри, очень частые крещендо от р к f). Исполняется такая музыка очень активными, упругими пальцами. В связи с этим, играть мы будем плавно, пластично, нежно, очень выразительно. В левой руке – мелодия, в правой – аккомпанемент. Мелодическую линию мы будем играть протяжно, длинно. Для этого нам поможет фразировка. В каждой фразе есть что? Начало, окончание, кульминация.
Прикосновение к клавишам очень глубокое, цепляемся за каждый звук. Какое мы делали упражнение для глубокого взятия, до «самого дна клавиши»? (упражнение с монеткой)
Работа над выразительной фразой: Попросить пропеть про себя (интервал, ход), а потом, тоже самое, пропеть на инструменте.
Очень важное средство выразительности - педаль. Обрати внимание :в нотах очень хорошо расписана педаль. Внимательно слушай гармонию.
.
Дома проучи пьесу как на уроке. Выполняй упражнения для работы над звуком. Доучивай пьесу.
Чтобы сыграть выразительно, мы работали над фразировкой.
Высшая цель музыканта-исполнителя – достоверное, убедительное воплощение композиторского замысла, т.е. создание художественного образа произведения. Мы сегодня с вами убедились, что на характер музыкального произведения, на его образ самым непосредственным образом влияют средства музыкальной выразительности.
В заключение урока хочется поблагодарить девочек за их работу, за внимание и отзывчивость. Я думаю, вы представляете, проживаете музыкальные образы и с радостью играете эти произведения.