Джазовые произведения в репертуаре старшего хора


МБОУ ДОД «Петровская ДМШ»
Красногвардейский район

Открытый урок
по дисциплине «Хоровой класс»

Тема: «Джазовые произведения в репертуаре старшего хора».
Преподаватель вокально-хорового отдела:
Бекир Уста Г.С.
Концертмейстер: Харабаджах С.Я.
март 2016г.
.
С.Петровка
План – конспект урока.
Тема урок: «Джазовые произведения в репертуаре старшего хора».
Цель урока: Познакомить учащихся с историей развития джаза от истоков до нашего времени.
Задачи урока: путем работы в хоровых произведениях над звуком, контроль над дыханием, активностью артикуляционного аппарата- проявить интерес к джазовой музыке.
Тип урока: обобщающий
Ход урока:
Музыкальное приветствие
Джаз- искусство 20 века. Как всегда мы урок начнем с распевки ,но так как урок связан с темой джаз-то будем петь их в синкопированном ритме. Идет распевка хора;
3.Тема урока: У истоков джаза.
Как же получилось, что негритянская музыка становится интересной и популярной в стране, где процветала расовая нетерпимость? Работорговцы, которые за несколько веков вывезли из Африки сотни тысяч негров, не могли себе представить, что созданная потомками этих рабов музыка своей красотой и оригинальностью покорит весь мир. Первые форты белых людей в Гвинейском заливе на побережье Западной Африки возникли уже в 1482 г. Ровно 10 лет спустя произошло знаменательное событие - открытие Колумбом Америки. В 1620 г. на современной территории США появились первые черные рабы, которых удобно было переправлять на кораблях через Атлантический океан именно из Западной Африки. За последующие сто лет их количество выросло там уже до ста тысяч, а к 1790 г. это число увеличилось в 10 раз
 Если мы говорим "африканский ритм", то надо иметь в виду, разумеется, что западноафриканские черные никогда не играли "джаз" как таковой - речь идет всего лишь о ритме как составной части их бытия на родине, где он был представлен ритуальным "хором барабанов" с его сложной полиритмией и многим другим. Но рабы не могли брать с собой в Новый Свет никаких музыкальных инструментов, и первое время им в Америке даже запрещалось изготавливать самодельные барабаны. К тому же никто из людей любого цвета кожи не рождается с готовым чувством ритма, все дело в традициях, т.е. в преемственности поколений и окружающей обстановке, поэтому негритянские обычаи и ритуалы сохранялись и передавались на территории США исключительно устно и по памяти от поколения к поколению афро-американских негров.
 Джаз возник в США в результате синтеза многочисленных элементов переселенных музыкальных культур народов Европы, с одной стороны, и африканского фольклора - с другой. Эти культуры обладали принципиально разными качествами. Африканская музыка по природе своей импровизационна, .важнейшую функцию в ней несет ритмическое начало, ритмическое многоголосие. В европейской же музыке более развито  мелодическое и гармоническое начало. Музыка для африканцев   часто связана с трудовой деятельностью, с обрядами, с культом и выступает не самостоятельно, а в соединении с танцем, пластикой, молитвой, декламацией.
 В возбужденном состоянии африканцев их интонирование гораздо более свободно, чем у закованных в нормированный звукоряд европейцев. В африканской музыке широко развита вопрос-ответная форма пения.Со своей стороны, европейская музыка внесла свой богатый вклад в будущий синтез: мелодические построения с ведущим голосом, ладовые мажор-минорные стандарты, гармонические возможности и многое другое. Вообще, условно говоря, африканская эмоциональность, интуитивное начало столкнулось с европейским рационализмом.
Миссионеры, их хозяева, старались привить неграм культуру, обращали рабов в христианство, обучали их гимнам европейского происхождения. Но негры пели эти мелодии по-своему, в песнях они просили Бога вывести их из мира горя, нищеты и угнетения. Так появились негритянские религиозные песнопения – спиричуэлс.
И сейчас у нас есть уникальная возможность послушать голос Махелии Джексон, одной из ярких исполнительниц спиричуэлс, записанный на пластинку в 20-х годах прошлого века. Спиричуэлс называется «Молитва»- вызывает грустные, печальные чувства, исполнитель обычно рассказывает о своих трудностях и несчастьях, выпавших на его долю.
 Это молитва надежды, а не отчаяния, т.к. ближе к завершению звучит приподнято, возвышенно, более уверенно. Хочется верить, что есть средство от несправедливости. Молитвы нашей церкви звучат монотонно, на одном звуке, а молитва негров похожа на песню.  Красота, поэтичность и богатство мелодий спиричуэлс дает представление о необычайной их музыкальности. СЛУШАЕМ «МОЛИТВУ»
 С отменой рабства в 1865 году несчастья негров не кончились. Между негром и белым все время пытались установить отношения низшего к высшему: негры были домашними слугами, чернорабочими. И понятно, что негритянская музыка развивалась обособленно, лишь изредка соприкасаясь с музыкой белых. В этот период расцветает народная песня американских негров –блюз. (Это слово произошло от сочетания двух слов: «блу», «девл» - меланхолия, хандра, грусть, печаль).
Если спиричуэлс – песни надежды, то блюзы песни отчаяния. Блюз – это жалоба, крик протеста. Негры поют блюз не для того, чтобы расчувствоваться и отяжелеть от своего страдания, от своих несчастий, а чтобы освободиться от них.
Эта особенность характера негров находит отражение и в тексте блюзов: на музыку с драматическим оттенком часто поются комические куплеты и наоборот. «Блюз Западной окраины» в исполнении оркестра под управлением Луи Армстронга. «Блюз наполняет меня с головы до ног, я печален сегодня, я полон мрачных предчувствий, когда я еду на западную окраину, где меня ждет так много страданий» - об этом поет Луи Армстронг. (ЗВУЧАНИЕ).
Дальнейшее развитие блюза протекало в рамках т.н. "современного" блюза, имеющего целый ряд видов, из которых стоит отдельно отметить ритм-энд-блюз. Это развлекательно - танцевальное направление, впитавшее в себя черты не только блюза, но и спиричуэл, приемы шаут. Оно пошло по пути упрощения и стандартизации музыкального языка, характерное для поп-музыки. Появился этот стиль еще в 30-е годы, достиг пика своего развития в 50 - 60-е годы и послужил отправной точкой для рождения рок-н-ролла, рок-музыки, музыки соул и многих других направлений современного музыкального мира. С ритм-энд-блюзом связаны такие имена, как Джо Тернер, Рэй Чарльз, Ти-БоунУолкер.
Джаз – дитя двух культур.
В вихре начала 20 в. произошел синтез, слияние спиричуэлс, блюза и регтайма – танцевальной музыки с «рваным» ритмом, где звуки появляются между долями такта, синкопы. (Слайд  с регтаймом). В это время в Европе бурно расцветала романтическая фортепианная школа, включавшая в свой репертуар музыку от Шуберта, Шопена и Листа до маршей и полек. Все это звучало и в Соединенных Штатах, но в типичном афро-американском преломлении с использованием мощного, порой сложного ритма и с большей динамикой, интенсивностью.
В этом учебном году у нас в репертуаре хора два джазовых произведения Б.Берлин «Оденься пошикарней»,Я.Дубравин «Джаз». История возникновения джаза. Направления джаза: спиричуэлс, блюз, ректайм, джаз в опере (прослушивание музыкальных фрагментов).
Работа над произведением Б.Берлина «Оденься пошикарней»
-работа над сложными моментами,
-интонационная и ритмическая точность созвучий,
-штрихи, динамика,
-работа над дикцией.
Джаз в России. 1922г. В Советской России поэт и хореограф Валентин Парнах под впечатлением от услышанных им в Париже негритянских джаз-оркестров сформировал свой «эксцентрический шумовой джаз-бэнд» и дал несколько концертов. Но воспринимался отечественный джаз не как музыка, а как экзотическое действо.
1926г. Гастроли в России негритянской водевильной группы «Шоколадные ребята» с оркестром Сэма Вудинга при участии СидниБеше и других джазовых знаменитостей.
1927г. В Москве Александр Цфасман дебютировал со своим регтайм-бэндом «АМА-Джаз». В Ленинграде начал выступать концертный джаз-бэнд Леопольда Теплицкого (первый в СССР профессиональный эстрадно-джазовый коллектив).
 1929г.  Подошла к концу «золотая эра» классического джаза. Центр джазовой жизни из Чикаго переместился в Канзас-Сити, затем  в Нью-йорк. На первый план стали выдвигаться оркестры коммерческой танцевально-развлекательной музыки в свинговом стиле и шоу-бэнды.
В СССР с успехом прошли первые концерты ленинградской джаз-капеллы Георгия Ландсберга и «Теа-джаза» Леонида Утёсова, Якова Скоморовского. В те годы джаз на советской сцене звучал примерно так…
(ПЕСНЯ «ДЖАЗ-БОЛЕЛЬЩИК»).
 1930г. Начало «эры свинга», продолжавшейся в течение следующего десятилетия. Всеобщий танцевальный бум в США, период процветания танцевальных оркестров.
 1934г. На экраны вышел первый советский «песенно-джазовый» кинофильм «Весёлые ребята», музыку к которому написал Исаак Дунаевский.
 1938г. В Москве основан Госджаз СССР под руководством Матвея Блантера и Виктора Кнушевицкого (первое выступление этого оркестра открылось исполнением популярной песни «Катюша». Позднее «госджазы» появились и в других советских республиках.
 1940г. Закат свинговой эры. Эксперименты в области «нового звучания», зарождение стиля «прогрессив» (освоение крупных концертных форм, симфонизациябиг-бэндов (больших оркестров).Показ на музыкальных примерах развитие джаза в России- А. Цфасман, Л.Утесов.
Работа над произведением «Джаз» Якова Дубравина:
- работа над сложными моментами,
-интонационная и ритмическая точность созвучий,
-штрихи, динамика,работа над дикцией.
Пропевание слов в ритме и с хлопками, отработка ритмической формулы-синкопы;
4.Завершение урока. Домашние задание.