Программа по русскому языку для учеников IV класса, обучающихся индивидуально по адаптированной программе для детей с ЗПР


государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» имени Героя Советского Союза Ваничкина Ивана Дмитриевича с. Алексеевка муниципального района Алексеевский Самарской области
«_____»____________2016 г.
Утверждаю.
Директор
___________/Е.А. Чередникова/
«_____»___________2016 г. Согласовано.
Председатель методического совета
___________/Н.И. Колпакова/
«_____»___________2016 г. Программа рассмотрена на заседании кафедры « Начальные классы»
Протокол №___от____2016 г.
Руководитель кафедры
______/М.А.Макарова/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку
для учащейся 4 класса ……………,
обучающейся индивидуально
по адаптированной программе
для детей с ЗПР


2016 – 2017 учебный год
I. Пояснительная записка

1) Адресат адаптированной рабочей программы: рабочая программа по русскому языку для IV класса разработана на основе примерной программы начального общего образования, Программы для общеобразовательных учреждений УМК «Начальная школа – XXI в.»
2) Основание для адаптации: рабочая учебная программа предназначена для учащейся 4 класса, находящейся на индивидуальном обучении VII вида. 
3)Используемая образовательная программа: Программа Начальная школа. УМК «Начальная школа XXI века», под ред. Н. Ф.Виноградовой, - М.: Вентана-Граф 2009г.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Рабочие программы по учебным предметам. Начальная школа. 1-4 классы. УМК «Начальная школа XXI века». В 2 ч. – М.: Просвещение, 2010.
Учебники
1. Л.А. Ефросинина . Русский язык в 4 классе .: Методическое пособие . –М. : Вентана-Граф , 2012
Рабочие тетради
2. Ефросинина Л.А. Русский язык: Рабочая тетрадь. 4 класс (в двух частях) – М.: Вентана – Граф, 2013
Методические пособия для учителя
1. Ефорсинина Л.А. Русский язык в 4 классе. Методическое пособие. – М.: Вентана – Граф, 2010;
2. Ефросинина Л.А. Русский язык в начальной школе: Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения: в 2-х ч., - М.: Вентана – Граф, 2008
3. Беседы с учителем. Методика обучения: 4 класс / Под ред. Л. Е. Журовой. – М.: Вентана-Граф, 2010
4. Беседы с учителем. Методика обучения: 3 класс / Под ред. Л. Е. Журовой. – М.: Вентана-Граф, 2010
                         
Задачи изучения русского языка:
1) развитие речи, мышления, воображения школьников;
2) овладение умениями общаться в устной и письменной формах, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
3) воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку своего народа; пробуждение познавательного интереса к русскому слову, стремления совершенствовать свою речь, чувства ответственности за сохранение чистоты языка своего народа.
Место предмета в базисном учебном плане.
Рабочая программа рассчитана: 68 часов,2 часа в неделю, 34 учебных недели.
Основное содержание учебного предмета «Русский язык» в 4 классе
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения.
II. Содержание учебного предмета
1) Дифференцированные планируемые результаты освоения учебного предмета:
Раздел «Фонетика и графика»Выпускник научится:- различать звуки и буквы;- характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
-разбор слова с помощью учителя по предложенному в учебнике алгоритму.Раздел «Орфоэпия»Выпускник получит возможность научиться:- соблюдать нормы русского и литературного языка в собственной речи;Раздел «Состав слова (морфемика)»Выпускник научится:- различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;- находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс. Раздел «Лексика»Выпускник научится:- определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.Раздел «Морфология»Выпускник научится:- определять грамматические признаки имён существительных — род, число, падеж, склонение;- определять грамматические признаки имён прилагательных — род, число, падеж;- иопределять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.Выпускник получит возможность научиться:Раздел «Синтаксис»Выпускник научится:- различать предложение, словосочетание, слово;- иклассифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;- определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;- находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;«Орфография и пунктуация»Выпускник научится:- применять правила правописания (в объёме содержания курса);- определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю;- проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.«Развитие речи»Выпускник научится:- оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);- выражать собственное мнение;- сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
2) Темы, обязательные для освоения детьми с ОВЗ в полном объеме:
Раздел «Фонетика и графика» Раздел «Орфоэпия» Раздел «Состав слова (морфемика)» Раздел «Лексика» Раздел «Развитие речи»3) Темы, обязательные для освоения детьми с ОВЗ, изучаемые обзорно:
Раздел «Морфология»Раздел «Синтаксис»Раздел «Орфография и пунктуация»
III. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение выпускниками  следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные:
Ответственное отношение к учению;
Развитая мотивация  учебной деятельности и личностного смысла учения;
Развитие мыслительной деятельности;
Формирование умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;
Формирование способности к эмоциональному восприятию учебного материала
Метапредметные:
а) регулятивные универсальные учебные действия
определять и формулировать цель  деятельности  с помощью учителя;  
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
б) познавательные универсальные учебные действия:
находить ответы на вопросы ;делать выводы в результате совместной работы с учителем;
проявлять свои теоретические, практические умения и навыки при подборе и переработке материала;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,
понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
умение высказывать  своё отношение к получаемой информации ;оформлять свои мысли в устной и письменной форме
в) коммуникативные универсальные учебные действия
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию.
Календарно – тематическое планирование
Программа Начальная школа. УМК «Начальная школа XXI века», под ред. Н. Ф.Виноградовой, - М.: Вентана-Граф 2009г.
Учебник: Русский язык: 4 класс:, учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч., С. И. Иванов, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко и др., 3-е издание, испр. и доп. – М.: , Вентана – Граф, 2013. – 176 с.: ил.
Русский язык. 4 класс (2 ч. в неделю, 68 ч. в год)
№ Содержание материала пункта учебника Характеристика основных видов деятельности ученика Количество часов Примерные сроки изучения
1 Повторение («Развитие речи») Повторение. Пишем письма. Работа с учебным текстом: подготовка к письменной работе об успехах и неудачах в изучении русского языка (письмо авторам учебника). Коллективная работа по вопросам рубрики «Вспомни»: повторение пройденного. 1 2 Фонетика и словообразо вание(«Как устроен наш язык») Повторяем фонетику и словообразование. Упражнения на повторение: классификация, анализ и исправление ошибок в фонетическом разборе. Работа по выбору и в парах: фонетический, морфемный, словообразовательный анализ слов. 1 3 Повторение орфографии («Правописание»). Повторяем изучение орфограммы. Закрепить и повторить знания учащихся об изученных орфограммах согласных и гласных звуков. Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова, правописание слов 1 4 Окончания имен существительных
(«Правописание»).Повторяем правописание окончаний имён существительных 1-го склонения. Повторить алгоритм определения окончаний имен существительных 1-го склонения. Безударные окончания имён существительных 1-го склонения 1 5 Окончания имен существительных
(«Правописание»)Повторяем правописание окончаний имён существительных 2-го склонения Работа над ошибками. Безударные окончания имён существительных 2-го склонения. Закрепление навыков безошибочного написания безударных падежных окончаний 1 6 Окончания имен существительных
(«Правописание»)
Повторяем правописание окончаний имён существительных 3-го склонения. Повторить алгоритм определения безударного окончания существительных 3-го склонения.
1 7 Морфологический разбор имени существительного
Повторение признака одушевлённости – неодушевлённости имён существительных в рубрике «Вспомни», классификация слов по данному признаку. Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем»: характеристика слова как части речи. Коллективное обсуждение порядка морфологического разбора. Работа в парах. Выполнение трудного задания. Обсуждение проблемного вопроса о роли начальной формы слова при морфологическом разборе 1 8 Окончания имен прилагательных
(«Правописание»)
Орфограммы в окончаниях имён прилагательных. Выделение, дописывание окончаний прилагательных, запись слов с различными окончаниями в группы. Подбор прилагательных к тексту 1 9 Диктант «Повторение изученного в 3 классе» Правописание слов Письмо под диктовку с самоконтролем; выполнение грамматического задания 1 10 Морфология.
Имя прилагательное
(«Как устроен наш язык»)
Алгоритм морфологического разбора имени прилагательного. Морфологический разбор имени прилагательного
Классификация прилагательных: качественные, относительные, притяжательные Корректирование неправильного употребления прилагательных, группировка, анализ ошибок в морфологическом разборе1 11 Контрольная работа №1 Тема: «Имя существительное» Закрепление навыков безошибочного написания безударных падежных окончаний имён существительных 1 12 Орфограммы в словах(«Правописание»)Буквы О-Ё после шипящих и Ц. Классификация словс буквами о–ё, графическое выделение изученной орфограммы 1 13 Орфограммы в словах(«Правописание»)Повторяем орфограмму «Мягкий знак в конце слов после шипящих». Распределение слов по группам и запись в таблицу с ь и без ь 1 14 Приставка («Правописание»)
Орфограммы приставок. Гласные и согласные в неизменяемых при письме приставках Выделение групп слов с приставками пре- и при- 1 15 Твердый и мягкий знак («Право- писание» )
Ъ и разделительный Ь знаки. Разделительные Ъ и Ь знаки 1 16 Синтаксис. Простое предложение
(«Как устроен наш язык»)
Разбор по членам предложения. Алгоритм разбора простого предложения по членам Нахождение прилагательного в роли сказуемого, определения 1 17 («Правописание)
Проверочное списывание. Однородные члены предложения. Списывание текста..Однородные члены предложения, интонация перечисления, знаки препинания в предложениях 1 18 Предложение с однородными членами («Правописание)
Знаки препинания при однородных членах предложения. Однородные члены предложения, интонация перечисления, знаки препинания в предложениях с однородными членами 1 19 («Как устроен наш язык»)Проверочный словарный диктант № 2. Синтаксический анализ предложения. Текст. Синтаксический анализ предложения 1 20 Контрольная работа №2 Тема: «Предложение» Синтаксический анализ предложения 1 21 («Правописание»)
Глагол как часть речи. Глагол, значение и употребление 1 22 Правописание приставок в глаголах. Сравнение слов с пред-логами и слов с пристав-ками. Отсутствие у глаголов форм с предлогами. Составление слов с приставками 1 23 («Правописание»)
Правописание НЕ с глаголами. Выведение правила. Обсуждение исключений 1 24 («Как устроен наш язык»)
Вид глагола. «Обрати внимание»: вид глагола как постоянный признак. Определение вида глаголов, исправление ошибок в классификации 1 25 («Как устроен наш язык»)
Начальная форма глагола. Формы глагола. Устранение ошибок в выделении основ глаголов с суффиксами -ть-, -ти- 1 26 («Как устроен наш язык»)
Личные формы глаголов. Личные формы глагола Распределение глаголов по группам. Соотнесение глаголов с личными местоимениями 1 27 («Как устроен наш язык»)
Лицо и число глаголов. Определение лица и числа глаголов Чередование согласных звуков при образовании личных форм глаголов 1 28 («Как устроен наш язык»)
Мягкий знак после шипящих в глаголах. Глагол Классификация глаголовс ь. Повторение орфограммы: ь после шипящих.. Выведение правила. Работа со схемой 1 29 («Правописание»)
Неопределённая форма глагола. Правописание –ТЬСЯ и –ТСЯ. Правописание глаголов начальной и личной формы 1 30 («Как устроен наш язык»)
Спряжение глаголов. Наблюдения над окончаниями личных форм глагола. Формулирование выводов. Определение спряжения у глаголов с ударными и безударными личными окончаниями. Распределение глаголов по спряжениям 1 31 («Как устроен наш язык»)
Определение спряжения глаголов. Спряжение глаголов, глаголы 1 и 2 спряжения, глаголы-исключения 1 32 («Как устроен наш язык»)
Спряжение глаголов. Глаголы с безударными личными окончаниями. Контрольная работа №3. Тема «Глагол» Спряжение глаголов, глаголы 1 и 2 спряжения 1 33 («Развитие речи.»)Приёмы противопоставления в тексте. Проверочный словарный диктант №3.
Текст (сочинение) Знакомство со средствами художественной изобразительности: сравнение, противопоставление Построение текста. Прием противопоставления Создание собственного текста с использованием противопоставления 1 34 («Правописание»)
Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения. Личные окончания глаголов I и II спряжения. Классификация, изменение формы глаголов 1 35 («Правописание»)
Правописание глаголов. Правописание глаголов. Определение спряжения, лица, числа глаголов 1 36 («Правописание»)
Правописание суффиксов глаголов. Выведение правила.Замена звуковой записи на буквенную1 37 Проверочный словарный диктант
Письмо под диктовку с самоконтролем 1 38 («Как устроен наш язык»)
Прошедшее время глагола. Нахождение глаголовпрошедшего времени, их написание 1 39 Контрольная работа №4 Тема: «Число и лицо глаголов» Правописание глаголов. Определение спряжения, лица, числа глаголов 1 40 («Правописание»)
Правописание суффиксов глаголов Контрольный словарный диктант.№4. Написание суффиксовв глаголах, группировка, подборка глагольныхформ 1 41 («Как устроен наш язык»)
Коррекция знаний учащихся. Изменение глаголов по временам. Образование глагольных форм, формулированиеи сравнение выводов 1 42 («Как устроен наш язык» )Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Наклонение глагола. Введение понятий: изъявительное, повелительное и условное наклонения 1 43 («Как устроен наш язык»)Условное наклонение глагола. Написание и нахождение глаголов условного наклонения Ознакомление со способом образования условного наклонения 1 44 («Правописание»)
Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени. Правописание окончаний глаголов 1 45 («Как устроен наш язык»)
Повелительное наклонение глагола. Изменение глаголов в форме повелительного наклонения по числам. Поиск глаголов, выражающих совет, просьбу, приказ 1 46 («Правописание»)
Правописание глаголов Написание глаголов, алгоритм применения изученных правил 1 47 («Как устроен наш язык» )Морфологический разбор глагола Морфологический разбор глагола Порядок выполнения морфологического разбора 1 48 Морфология.
Наречие («Как устроен наш язык»)
Наречие как часть речи Знакомство с наречием как частью речи. Вопросы, морфологические признаки, синтаксическая функция 49 («Правописание»)
Упражнение в правописании гласных на конце наречий. Правописание наречий 1 50 Морфология.
Имя числительное
(«Как устроен наш язык» )Имя числительное. Количественные и порядковые. Понятие о порядковых и количественных числительных. Запись числа словами 1 51 («Правописание»)
Контрольный словарный диктант.№5 Слитное и раздельное написание числительных. Правописание сложных, простых и составных числительных 1 52 (Правописание)
Итоговый контрольный диктант. Правописание слов 1 53 Синтаксис. Словосочетание. («Как устроен наш язык»)
Словосочетание Ознакомление с понятием словосочетания, умение находить словосочетание, нахождение главного и зависимого слова 1 54 («Как устроен наш язык»)
Слово. Словосочетание. Предложение. Закрепление умений находить и выписывать словосочетания из предложений 1 55 ( «Правописание»)
Правописание слов в словосочетаниях. Правописание словосочетаний с типом связи «управление» Правописание личных окончаний глаголов, правописание ь у глаголов 2-го лица ед. ч. 1 56 Контрольная работа №6 Тема «Словосочетание» Закрепление умения находить словосочетания в предложении 1 57 Знаки препинания в сложном предложении. («Правописание»)
Знаки препинания в сложном предложении Различение сложных предложений и предложений с однородными членами, в состав которых входят союзы и, или, а, но 1 58 («Как устроен наш язык»)
Как связаны части сложносочиненного предложения Знакомство с союзами, связывающими части сложноподчиненного предложения 1 59 .(«Как устроен наш язык»)
Учимся ставить запятые между частями сложного предложения Постановка запятой в сложноподчиненном предложении Составление сложноподчиненных предложений по модели 1 60 .(«Как устроен наш язык»)
Учимся ставить запятые между частями сложного предложения Постановка запятой в сложноподчиненном предложении Составление сложноподчиненных предложений по модели 1 61 («Как устроен наш язык»)
Итоговый диктант. «Орфограммы, изученные в 4 кл.» Повторение изученного в 4 кл. 1 62 («Правописание»)
Итоговая контрольная работа. «Орфограммы и пунктуационные правила, изученные во 2-4 кл.» Правописание слов, расстановка знаков препинания в предложениях 1 63 («Как устроен наш язык»)
Учимся ставить запятые между частями сложного предложения. Упражнения на постановку знаков препинания в сложном предложении 1 64 («Правописание»)
Повторение изученных орфограмм. Тренировочные упражнения 1 65 («Как устроен наш язык»)
Повторение. Фонетика и словообразование. Тренировочные упражнения 1 66-68 Повторение изученногоТренировочные упражнения 3 ИТОГО 68