Программа по окружающему миру для учеников IV класса, обучающихся индивидуально по адаптированной программе для детей с ЗПР


государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» имени Героя Советского Союза Ваничкина Ивана Дмитриевича с.Алексеевка муниципального района Алексеевский Самарской области
Утверждаю.
Директор
_________/Е.А.Чередникова/
«____»_____________2016 г. Согласовано.
Председатель
методического совета
________/Н.И.Колпакова/
«____»________2016 г.
Программа рассмотрена на заседании кафедры «Начальные классы»
Протокол №___ от ______2016 г. Руководитель кафедры ____________ /М.А.Макарова/
«____» _____ 2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру
для учащейся 4 класса …………..,
обучающейся индивидуально
по адаптированной программе
для детей с ЗПР


2016 – 2017 учебный год
I. Пояснительная записка

1) Адресат адаптированной рабочей программы: рабочая программа по окружающему миру для IV класса разработана на основе примерной программы начального общего образования, Программы для общеобразовательных учреждений УМК «Начальная школа – XXI в.»
2) Основание для адаптации: рабочая учебная программа предназначена для учащейся 4 класса, находящейся на индивидуальном обучении VII вида. 
3)Используемая образовательная программа: Программа Начальная школа. УМК «Начальная школа XXI века», под ред. Н. Ф.Виноградовой, - М.: Вентана-Граф 2009г.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методическое обеспечение программы
Программа
1.Рабочая программа. Начальная школа XXI века . Автор Н. Ф. Виноградова. -М.:Вентана-Граф, 2009.
Учебники
1.А.А.Плешаков .Окружающий мир.Учебник для 4 класса начальной школы. В двух частях.-М.:Просвещение, 2014.
2.Н. Ф. Виноградова, Г. С. Калинова .Окружающий мир: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений. В 2 частях. – М.: Вентана – Граф, 2013.
Рабочие тетради
1.А.А.Плешаков .Окружающий мир. Рабочая тетрадь: 4 класс.-М.:Просвещение, 2015.
2. Н.Ф. Виноградова. Рабочая тетрадь .Окружающий мир - 4 класс».- М.: Вентана - Граф, 2015 г.
Методическое пособие для учителя
1. Н.Ф. Виноградова «Окружающий мир». Методика обучения 1-4 кл.- М.: Вентана - Граф, 2009 г.
2. Окружающий мир. 4 класс: поурочные планы по учебнику Н.Ф. Виноградовой, Г.С. Калиновой / авт. – сост. О.А. Исакова.- Волгоград: Учитель, 2009.
Цель рабочей программы – конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, формирование у учащихся представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное использование приобретенных знаний и умений в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества. Задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
- развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и в обществе;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры; патриотических чувств;
- формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Рабочая программа составлена для обучения на дому, с учётом индивидуальных способностей ребёнка, рассчитана на 0,5 часов в неделю,17 часов в год.
II. Содержание учебного предмета
1)Дифференцированные планируемые результаты освоения учебного предмета: ознакомление с разнообразием природы нашей Родины, с экологическими проблемами и способами их решения. Охрана природы родного края; первоначальное знакомство с историей родной страны; знакомство с государственной символикой и государственными праздниками нашей страны, с многонациональным составом населения России, ее регионами. Изучение вопросов о правах человека и правах ребенка; формирование первоначальных географических представлений о родной стране.
2) Темы, обязательные для освоения детьми с ОВЗ в полном объеме:
Человек – живое существо (организм).
3) Темы, обязательные для освоения детьми с ОВЗ, изучаемые обзорно:
Какие опасности подстерегают нас;
Человек – часть природы;
Человек среди людей;
Родная страна: от края до края;
Человек – творец культурных ценностей;
Человек – защитник своего Отечества.
III. Планируемые результаты изучения учебного предмета
К концу 4 класса учащиеся должны знать:
Земля-планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времён года;
способы изображения Земли, её поверхности: глобус, географическая карта;
некоторые современные экологические проблемы;
особенности природы родного края;
государственную символику и государственные праздники современной России, что такое Конституция; основные права ребёнка.
Учащиеся должны уметь:
в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости ; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;
приводить примеры народов России;
применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации.

Календарно – тематическое планирование
Программа Начальная школа. УМК «Начальная школа XXI века», под ред. Н. Ф.Виноградовой, - М.: Вентана-Граф 2009 г.
Учебник: Окружающий мир: 4 класс:, учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч., Н. Ф. Виноградова, Г. С. Калинина. - 3-е изд., дораб. – М.: , Вентана – Граф, 2013. – 144 с.: ил.
Окружающий мир. 4 класс (0,5ч. в неделю, 17 ч. в год)
№ п/п Содержание материала Количество часов Характеристика основных видов деятельности ученика Пример-ные сроки
Человек – живое существо (организм) 7ч.
1
Организм человека
Нервная система
Двигательная система
Пищеварительная система 1

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
учиться ,совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему. 2 Дыхательная система
Кровеносная система 1
3 Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества 1 4 Кожа
Зрение
Слух
Обоняние
Осязание 1

5 Эмоции и чувства человека 1 6 Внимание
Память 1
7 Правила здоровой жизни
Вредные привычки 1
Какие опасности подстерегают нас – 2ч. 8 Когда дом становится опасным.
Какие опасности подстерегают нас на дороге.
1 В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). 9 Если случилась беда. 1 Человек – часть природы 1ч.
10 Чем человек отличается от животного.
1 Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Человек среди людей - 1ч.
11 Поговорим о доброте.
Поговорим о справедливости, трудолюбии, смелости 1
Выказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Родная страна: от края до края – 3ч
12 Природные зоны России
Почвы России.
1 Уметь совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Уметь добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Уметь слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения 13 Рельеф России.
1 14 Как возводили города.
Россия и ее соседи. 1 Человек – творец культурных ценностей - 2ч.
15 Золотой век русской культуры ХIХ (19) век.
1 16 Искусство России ХХ (20) века. 1 Человек – защитник своего Отечества - 1ч.
17 Героические страницы истории нашей Родины 1 Уметь выполнить задания по предмету;
донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. ИТОГО: 17 часов