«Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи «Игры для Тигры»»



МКОУ «Заолешенская основная общеобразовательная школа»

«Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи
«Игры для Тигры»»
Учитель – логопед : Вереитина Л.А.
Специализированная компьютерная технология «Игры для Тигры», предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии, со средней и тяжёлой формой дислалии.Данная технология разработана на основе методик обучения детей с отклонениями развития Л.Н. Ефименковой, Е.М. Мастюковой, т.Б. Филичевой, Г.Ф. Каше, Р.И. Лалаевой и других.
В рамках системного подхода к коррекции речевых нарушений данная программа «Игры для Тигры» включает в себя серии упражнений (модули) различной сложности. Они объединены в четыре блока: «Звукопроизношение», «Просодика», «Фонематика», «Лексика». Коррекционно-образовательное содержание каждого блока позволяет организовывать логопедическую работу в соответствующем направлении. Названия блоков соответствуют названиям областей сказочной Страны Звуков и Слов, карта которой представляет собой главное меню программы.
Каждый из четырёх блоков программы состоит из нескольких модулей, представленных в подменю. При наведении курсора на выбранный модуль на экране появляется список упражнений, работа с которыми способствует коррекции речевых нарушений, формированию и развитию языковых и речевых средств у детей.
Цветовое решение областей карты сохраняется в фоновом оформлении упражнений и психологически способствует созданию единой художественной ассоциативной линии в процессе коррекционной работы.
На начальном этапе работы целесообразно использовать упражнения блока «Просодика». Это позволит быстро и увлекательно освоить навыки работы с программой и микрофоном, а также заинтересовать ребёнка в получении положительных результатов.
Каждое занятие включает в себя 3 основных этапа:
1.Подготовительный.
2.Основной.
3.Заключительный
Занятия проводятся индивидуально или по подгруппам 2-3 раза в неделю. Проведение подгрупповых занятий способствует созданию элементов соревновательности, сотрудничества, сопереживания и сорадости. Продолжительность разовой работы на компьютере для детей 5-6 лет составляет 10 минут, для детей 7-12 лет- 15-20 минут по нормам СанПиНа.
Методика коррекционной работы с использованием специализированной компьютерной технологии включает в себя четыре направления.
Методика коррекции и формирования фонетической стороны речи
Блок «Просодика»
Выбор упражнений, входящих в блок, производится из подменю, включающего в себя четыре модуля: «Дыхание», «Слитность», «Ритм», «Тембр». Упражнения данного блока используются непосредственно при развитии и коррекции просодических компонентов речи детей на одном из этапов занятия, а также при коррекции звукопроизношения на этапах подготовки органов артикуляции к постановке звука, постановки звука и его автоматизации.
Модуль «Дыхание» включает в себя 4 упражнения:
«Ветерок», «Одуванчик», «Кораблик», «Воздушный змей».
Модуль « Слитность» - упражнения данного модуля основаны на плавном произнесении синтагмы и позволяет отрабатывать слитное плавное произнесение слогов, слов и фраз, работать над чёткостью и разборчивостью речи, длительностью и силой ротового выдоха и фонации на основе гласных и согласных звуков. Включает 4 упражнения: «Рыбка», «Облако», «Пузыри», «Часы».
Модуль «Ритм». Упражнения модуля позволяет работать над темпо- ритмической и слоговой структурой слова, а также над чёткостью и разборчивостью ребёнка. Проведение работы по развитию темпо - ритмической организации речи способствует подготовке ребёнка к восприятию интонационной выразительности, её развитию, создаёт предпосылки для усвоения логического ударения и правильного членения фразы.
Упражнения : «Машина», «Пирамидка», «Мозаика», «Дом».
Модуль «Тембр». С помощью упражнений данного модуля можно визуально зафиксировать и измерить частотные характеристики, а также позволяет построить вокальные задания для развития голосового аппарата ребёнка, способствующие практическому усвоению навыков правильного дыхания и голосоподачи в процессе речевого высказывания.
Упражнения : «Муравей», «Самолётик», «Клоун».
Блок «Звукопроизношение»
Упражнения блока «Звукопроизношение» способствует проведению коррекционной работы, направленной на преодоление следующих дефектов произношения: межзубный сигматизм свистящих, боковой сигматизм свистящих, губно-зубной ламбдацизм, межзубный ламбдацизм, губно-зубной сигматизм шипящих, боковой сигматизм шипящих, произношение шипящих из нижнего положения, велярный ротоцизм, одноударное произношение звука (р).2.Методика коррекции и формирования фонематической стороны речи.
Блок «Фонематика»
Упражнения блока направлены на коррекцию и развитие фонематических процессов у детей. Он состоит из 4 модулей: «Звуки», «Слова», «Анализ», «Синтез».
Модуль «Звуки». Упражнения позволяют работать над развитием неречевого слухового гнозиса, являющегося основой для формирования и развития фонематического слуха. Включает в себя 4 упражнения: «Музыка», «Цирк», «Звук « А», «Звук «О».
Модуль «Слова». Его упражнения направлены на развитие способности выделения заданного звука на материале слов, могут использоваться при коррекции звукопроизношения на этапах автоматизации и дифференциации дефектных звуков, а также для расширения объёма пассивного словаря, развития словесно-логического мышления детей. Модуль состоит из 4 упражнений: «Звуковые часы», «Четвёртый лишний», «Животные», «Одежда».
Модуль «Анализ» При выполнении упражнений данного модуля ребёнку требуется
произвести операции анализа и классификации представленного материала. Включает 2 упражнения: «Поезд», «Составь слово».
Модуль «Синтез» Упражнения модуля позволяют работать над формированием навыков
звукового анализа и синтеза у детей. В процессе выполнения упражнений ребёнку необходимо расположить предложенные буквы, заключённые в мыльных пузырях, в нужном порядке, чтобы получилось слово – название картинки. После выполнения задания рекомендуется определить количество букв и слогов в полученном слове, провести его звуковой анализ. Он включает в себя 4 упражнения:
«Слова из 3 букв»;
«Слова из 4 букв»;
«Слова из 5 букв»;
«Слова из 6 букв»
Методика коррекции и формирования лексико – грамматических средств языка.
Блок «Лексика» Упражнения блока направлены на преодоление нарушений языкового развития школьников и раскрывают наиболее значимые моменты коррекционной работы: расширение объёма пассивного пассивного словаря, формирование и развитие структуры значения слова в систему лексических связей, формирование грамматического значения слова, развитие коммуникативных навыков. Блок включает 3 модуля:
Модуль «Слова» позволяет работать над развитием лексических средств языка и включает в себя 4 упражнения: «Разложи предметы», «Четвёртый лишний», «Найди четвёртого», «Что из чего».
Модуль «Словосочетания». Упражнения направлены на развитие лексической системности языка, формирование грамматического значения слов, умения структурировать словосочетания и предложения, способствует расширению словаря. Модуль включает 2 упражнения: «Кто сказал «мяу?»» (4 варианта задания), «Кто живёт в лесу?».
Модуль «Валентность» Упражнения модуля позволяет работать над формированием и развитием лексической валентности слов (имён существительных, имён прилагательных. глаголов), грамматического значения слова, умения структурировать и использовать в речи
словосочетания и предложения. Модуль включает в себя 4 упражнения: «Чей домик?»(3 варианта), «Профессии»(3 варианта), «Действия»(3 варианта), «Признаки».Использование в коррекционно – образовательном процессе специализированной компьютерной технологии «Игры для Тигры» способствует коррекции, формированию и развитию всех сторон речи.
Системное логопедическое воздействие, направленное на коррекцию нарушений языкового и
речевого развития детей, с использованием компьютерной технологии позволяет значительно повысить эффективность коррекционно – образовательного процесса. Оно достигается в результате системного и деятельностного подходов к коррекции нарушений развития, полисенсорного воздействия, интерактивной формы обучения, а также создания психолого – педагогических условий развития положительной мотивации ребёнка к логопедическим занятиям.