Программа по коррекции системного недоразвития речи


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
У умственно отсталых школьников наблюдается преобладание пассивного словаря, несформированность грамматической стороны речи, которая проявляется в аграмматизмах, в трудностях выполнения многих заданий, требующих грамматических обобщений. Выявляются искажения в употреблении падежей. Оказываются недостаточно сформированными синтаксические структуры предложений, морфологические формы словоизменения и словообразования.
Страдает связная речь, она характеризуется качественными особенностями. Такими, как ситуативность, вопросно-ответная форма и т. д.
Речевая активность умственно отсталых детей слаба и быстро истощаема. В их речи обнаруживается непонимание причинно-следственных, временных и пространственных отношений.
Цель программы: формирование и коррекция лексико-грамматической стороны речи, формирование связной речи, коррекция фонематического восприятия.
Задачи программы:
Расширение словарного запаса учащихся:- обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.
Развитие и коррекция фонетико-фонематического восприятия:- формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова. Коррекция дефектов звукопроизношения.
Работа по формированию и коррекции лексико-грамматического строя речи:- формировать умение точного соотнесения слова с предметом, действием, явлением;- формировать и корригировать знания учащихся о составе слова;- формировать умение грамматически правильного оформления речи.
Развитие связной речи:- развитие навыков построения связного высказывания;- установление логики (связности, последовательности), четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания;- отбор языковых средств, для построения высказывания в тех или иных целях общения (Передача содержания текста, сюжетной картины).
Развитие и коррекция артикуляторной и мелкой моторики.
Предлагаемая программа ориентирована на оказание логопедической помощи детям младшего школьного возраста, имеющими системное недоразвитие речи, способствует коррекции коммуникативных умений обучающихся.
Критерии отбора детей для формирования группы являются:
Раннее речевое развитие с задержкой.
Словарный запас значительно ниже возрастной нормы. В речи, в основном, используются существительные, глаголы, реже прилагательные, нет приставочных глаголов, редко употребляются местоимения.
Практическими способами словообразования и словоизменения владеют слабо.
Фраза недостаточно развернутая.
В речи имеют место аграмматизмы.
Связная речь развита слабо.
Речеслуховая память развита очень слабо.
Зрительно - пространственные представления сформированы недостаточно. Лево - право путают.
Мелкая моторика развита слабо.
Навык чтения отсутствует.
Формы и методы коррекции:
Дидактические игры по темам.
Компьютерные коррекционно-развивающие программы.
Логоритмика.
Различные виды массажа и т.д.
Структура занятий:
Организационный момент – позволяет настроить детей на работу в группе.
Артикуляционная гимнастика – средство воздействия на артикуляционный аппарат, помогает подготовить определенную группу мышц к произношению нужного звука.
Пальчиковая разминка – развитие мелкой моторики.
Основное содержание занятия – фронтальная работа с логопедом по устранению недоразвития речи.
Итог занятия – обобщение полученных знаний.
По данной программе обучаются учащиеся первого класса: Цурикова В., Байдиев Р., Топилина М., Светличная С., Мирошниченко К., Гурба К., Шевцова И. у всех учащихся в анамнезе задержка речевого развития. Словарный запас ниже возрастной нормы. Все учащиеся слабо владеют процессами словообразования и словоизменения. В речи употребляют преимущественно существительные и глагол. Связная речь не сформирована. Фонетико-фонематические процессы не формированы. Пространственная представления сформированы не достаточно.
Количество часов при работе над любой темой должно быть произвольно и зависеть только от степени усвоения материала обучающимися.
№ п/пСодержательные линии Кол-во
часов Цели Логопедический мониторинг
1.
Подготовка и проведение диагностики, обработка диагностических данных.
- Выявление группы детей с системным недоразвитием речи; оказание консультативной помощи родителям обучающихся выделившейся группы, по вопросам оказания логопедической поддержки своему ребенку. 2.
Коррекционно-развивающие занятия.
- Коррекция выявленных речевых нарушений;
- Коррекция неречевых процессов. Проведение промежуточного мониторинга в конце первого полугодия.
3. Повторная диагностика и информирование педагогов и родителей о результатах коррекционно-развивающей программы. - выявление наиболее успешно развитых речевых и неречевых процессов. Календарно – тематическое планирование
№ часы тема дата речевая деятельность обязательный минимум
устная письменная знать уметь
1 Вводное занятие. Познакомить детей со звуками окружающими нас, речевыми звуками.
Развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, мышление. Работать с контурными изображениями. Звуки речи, окружающие звуки. Дифференцировать на слух звуки речи с другими звуками.
2 Практическое овладение составлением простого нераспространённого предложения. Познакомить с понятием «предложение» обозначить его границы. Составлять предложения по опорным словам. Расширять словарь по теме: «Осень». Работать со схемой предложения. Определение «предложение». Строить предложения с определённым количеством слов. Работать над грамматическим оформлением предложения.
3 Дифференциация понятий «предложение», «слово». Дифференцировать понятия «слово», «предложение». Определять количество слов в предложении. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память. Расширять словарь по теме: «Птицы животные и их детёныши». Строить схему предложения. Понятия «слово», «предложение». Составлять предложения по опорным словам, строить схему предложения. Отличать «слово» от «предложения».
4 Слова – «предмет», слова – «действия». Развитие первоначальных представлений о функциях слов в речи. Обогащение и уточнение представлений о предметах окружающего мира. Задавать вопросы «кто?», «что?», «что делает?», «что делает?». Уточнять словарь по теме: «Птицы животные и их детёныши». Работать с трафаретом. Слова – «предмет», слова – «действия». Уметь задавать вопросы определяющие название и действие предмета. Ориентироваться на систему признаков. Подбирать по вопросам слова.
5 Составление предложений из двух слов: предмет-действие. Формировать умения составлять предложения из двух слов обозначающих предмет и действие. Развивать слуховое и зрительное восприятие, логическое мышление. Расширять семантическое значение слова. Работать с трафаретами, контурными изображениями. Слова – «предмет», слова – «действия». Составлять предложения из двух слов. Уметь ставить вопросы к словам. Согласовывать слова в предложении. Работать над словоизменением.
6 Слова, обозначающие признак. Расширять словарь по теме: «Овощи и фрукты». Согласовывать существительное с прилагательным. Опираться на систему признаков. Работать над словоизменением. Развивать фонематическое восприятие, мышление. Работать с трафаретами. Развивать мелкую моторику рук. Слова обозначающие признак предмета, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?». Задавать вопросы «какой?», «какая?», «какое?». Определять признак предмета. Согласовывать слова в предложении, существительное и прилагательное.
7 Звуки речи. Артикуляционный аппарат. Познакомить со звуками речи: гласные, согласные, с артикуляционным аппаратом. Характеристики звуков по артикуляционным и акустическим признакам. Развивать зрительное восприятие. Развитие мелкой моторики рук. Артикуляционный аппарат. Определять гласные и согласные звуки. Характеризовать звуки по акустическим и артикуляционным признакам.
8 Гласные звуки У-А-О. Расширять словарь по теме: «Сад – огород». Конструировать словосочетания и составление с ними предложений. Согласовывать слова в предложении. Развивать фонематическое восприятие, выполнять звуковой анализ и синтез слов. Работать с трафаретами букв, печатать слоги. Гласные звуки У – А – О, их артикуляционные и акустические характеристики. Дифференцировать звуки У-А-О по кинетическим ощущениям. Составлять словосочетания и предложения. Работать над грамматическим оформлением предложения.
9 Буква М. Согласные звуки М – М’. Расширять словарь словами на изучаемую букву. Отличать гласные и согласные звуки. Развивать зрительное и слуховое восприятие, фонематическое восприятие. Согласовывать слова в словосочетании. Дать понятие о том, что буква может иметь два звука. Работать с трафаретом буквы М, Печатать слоги типа МА, МО, МУ, АМ, ОМ, УМ. Обозначать графически мягкий звук. Согласную М. Читать слоги с изученными буквами: МА, МО, МУ, АМ, ОМ, УМ, АМА. Согласовывать слова в предложении. Соотносить Буквы и звуки.
10 Буква С. Согласные звуки С – С’. Расширять словарь по теме «Сезонная одежда и обувь». Называть и дифференцировать мягкий и твёрдый звук С. Развивать фонематическое и зрительное восприятие, мышление, внимание, память. Работать с буквой С. Печатать слоги, слова. Обозначать графически мягкий звук. Букву С, согласные звуки С-С’. Классифицировать предметы по принадлежности. Подбирать слова на букву С, дифференцировать мягкий и твёрдый звук. Читать слоги и слова с буквой С.
11 Буква Х. Согласные звуки Х – Х’. Дифференцировать мягкие и твёрдые звуки. Уточнять и пополнять словарь словами на букву Х. Согласовывать слова в предложении. Развивать зрительное и слуховое восприятие, память, внимание. Работать с контурами. Писать слоги с буквой Х. Обозначать графически мягкий звук. Букву Х. , согласные звуки Х-Х’. Дифференцировать твёрдые и мягкие звуки. Читать и писать слоги и слова с буквой Х. Составлять звуковую схему слова.
12 Согласный звук Ш.
Буква Ш. Расширять и уточнять словарь словами на букву Ш. Выполнять звукобуквенный анализ слова. Строить схему слова, согласовывать слова в словосочетании. Развивать фонематический слух и восприятие, мышление. Печатать слоги и слова с буквой Ш. Артикуляционную и акустическую характеристику звука Ш. Букву Ш. Выполнять звукобуквенный анализ и синтез. Согласовывать слова в предложении. Соотносить букву и звук. Строить схему слова.
13 Буква Л. Согласные Звуки
Л – Л’. Выполнять звукобуквенный анализ и синтез слов. Различать звуки Л-Л’ изолированно и по кинестетическим ощущениям. Развивать пространственные представления, логическое мышление. расширять словарь по теме: «Посуда». Соотносить звук и букву. Писать слоги, слова. Обозначать графически мягкий звук. Характеристику звуков Л-Л’, букву Л. Согласовывать существительное и прилагательное. Выбирать букву Л из множества разных букв. Работать с деформированным словом. Различать звуки Л-Л’ изолированно и в произношении.
14 Буква Н. Согласные звуки Н – Н’. Различать звуки Н-Н’ изолированно и в произношении. Расширять словарь по теме: «Зима». Согласовывать существительные и прилагательные. Развивать фонематический слух, внимание, мышление. Соотносить звук и букву. Писать слоги и слова. Обозначать графически мягкий звук. Характеристику звуков Н-Н’, букву Н. Согласовывать существительное и прилагательное. Согласовывать слова в словосочетании. Работать над грамматическим оформлением предложения.
15 Звук и буква Ы. Закрепить словарь по теме «Зима». Выделять заданный звук из слогов и слов. Выполнять звукобуквенный анализ и синтез слов. Развивать фонематическое восприятие, внимание. Соотносить звук и букву. Писать слоги и слова. Составлять звуковую схему слова. Характеристику гласного звука Ы. Составлять предложения по картинке, и по опорным словам. Согласовывать слова в предложении. Выполнять звукобуквенный анализ и синтез слова.
16 Буква Р. Согласные звуки
Р – Р’. Выполнять звукобуквенный анализ и синтез слов. Расширять словарный запас за счёт образования сложных и родственных слов. Развивать фонематическое восприятие, внимание, мышление. Соотносить звук и букву. Писать слоги и слова. Составлять звуковую схему слова. Обозначать графически мягкий звук. Артикуляционную и акустическую характеристику звуков Р-Р’. Работать над словообразованием сложных слов (снегопад), а также с родственными словами. Выполнять звукобуквенный анализ слов. Согласовывать слова в словосочетании.
17 Буква К. Согласные звуки К – К’. Выполнять звуковой анализ и синтез слов. Выделять заданный звук из слова. Расширять словарь за счёт образования прилагательных от существительных. Развивать фонематическое восприятие, временные представления Соотносить звук и букву. Писать слоги и слова. Составлять звуковую схему слова. Обозначать графически мягкий звук. Артикуляционную и акустическую характеристику звуков К – К’. Образовывать прилагательные от существительных. Работать над грамматическим оформлением предложения. Подбирать прилагательные к существительным.
18 Буква П. Согласные звуки П – П’. Тренировать в подборе прилагательных к существительным, глаголов к существительным. Выполнять звукобуквенный анализ и синтез слов. развивать слуховое и зрительное восприятие. Расширять семантическое поле слова. Соотносить звук и букву. Писать слоги и слова. Составлять звуковую схему слова. Обозначать графически мягкий звук. Согласные звуки
П – П’. способ образования. Выполнять звукобуквенный анализ и синтез слов. Подбирать прилагательные к существительным. Согласовывать слова в словосочетании.
19 Дифференциация звуков
Ы – И. Отличать гласные звуки от согласных. Давать артикуляционную характеристику звуков. Составлять предложения по сюжетным картинкам. Развивать логическое мышление. Пополнять словарь по теме: «Семья». Выполнять звуковой анализ слов. Выделять гласные Ы-И. Гласные звуки Ы-И. Дифференцировать гласные звуки Ы-И на слух и по кинестетическим ощущениям. Выполнять звукобуквенный анализ и синтез слов. Составлять предложения по сюжетной картинке.
20 Дифференциация гласных и согласных звуков. Дифференцировать гласные и согласные звуки. Выполнять звукобуквенный анализ слов. Закреплять словарь по теме: «Семья». Составлять предложения по сюжетной картинке, составлять схему предложения. Выделять гласные и согласные. Гласные согласные звуки, графическое обозначение. Составлять по сюжетной картинке предложения, согласовывать слова в предложении. Составлять схему предложения. Употреблять предлоги пространственного значения.
21 Деление слов на слоги. Упражняться в делении слов на слоги. Познакомить со слогообразующей ролью гласных. Расширять словарь по теме: «Мебель». Выполнять слоговой анализ и синтез слова. Развивать слуховое и зрительное восприятие. Делить слова на слоги. Строить слоговую схему слова. Деление слова на слоги. Работать над образованием относительных прилагательных. Выполнять звукослоговой анализ и синтез слов. Делить слова на слоги. Стоить схему слова. Составлять словосочетания. Опираться на систему признаков.
22 Слоговой анализ и синтез слов. Упражняться в слоговом анализе и синтезе слов. Закрепить знания о слогообразующей роли гласного звука. Составлять словосочетания с предлогом К. Развитие и уточнение временных представлений. Выполнять звуковой и слоговой анализ и синтез слов. Деление слов на слоги. Составлять предложения по сюжетной картинке, устанавливать логическую связь предложений. Выполнять слоговой анализ и синтез слова. Использовать на практике предлог К.
23 Буква З. Согласные звуки
З – З’. Выполнять звукобуквенный и слоговой анализ слов. Дифференцировать мягкие и твёрдые звуки. Расширять словарь по теме: «Профессии». Развивать фонематическое восприятие, внимание, мышление. Обозначать на письме мягкие согласные. Выполнять звуковой анализ слов. Обозначать графически мягкий звук. Букву З. Согласные звуки З – З’. Составлять предложения по сюжетной картинке, строить схему предложения. Работать над грамматическим оформлением предложения. Выполнять звукослоговой анализ и синтез слова.
24 Буква В. Согласные звуки В – В’. Расширять словарь за счёт образования уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксом – чик. Развивать слуховое и зрительное восприятие, логическое мышление, внимание. Обозначать на письме мягкие согласные. Выполнять звуковой анализ слов. Букву В. Согласные звуки В – В’. Выполнять звукобуквенный и слоговой анализ слов. Согласовывать существительные с прилагательным. Использовать в словосочетании предлоги пространственного значения.
25 Буква Ж. Согласный
звук Ж. Выполнять звукобуквенный анализ и синтез слов. Пополнять и уточнять словарь на букву Ж. Развивать фонематическое восприятие, зрительный гнозис. Дифференцировать с буквой Ш. Выполнять звуковой анализ и синтез слова. Букву Ж. Согласный звук Ж. Согласовывать слова в словосочетании, классифицировать предметы по форме и величине. Уметь опираться на систему признаков. Выполнять звуковой и слоговой анализ и синтез слов.
26 Буква Б. Согласные звуки
Б – Б’. Упражнять в составлении предложений с описательными элементами. Закреплять умения использования в речи предлогов. Выполнять звукобуквенный анализ и синтез слов. Работать над словоизменением. Строить схему предложений. Выделять графически предлоги. Обозначать графически мягкий звук. Букву Б. Согласные звуки Б – Б’. Составлять предложения с описательными элементами, строить схему предложения. Согласовывать слова в предложении.
27 Буква Г. Согласные звуки Г – Г’. Расширять словарь по теме: «Весна». Составлять предложения по сюжетной и серии сюжетных картин. Согласовывать существительные с глаголом. Развивать фонематическое восприятие, внимание. Строить схему предложения. Выделять графически заданный звук. Обозначать графически мягкий звук. Букву Г. Согласные звуки Г – Г’. Уметь устанавливать события изображённые на серии сюжетных картинок. Согласовывать существительное с глаголом. Работать над грамматическим оформлением предложения.
28 Буква Д. Согласные звуки Д – Д’. Составлять предложения со значением противопоставления (а, но) по картинкам. Работать над согласованием слов. Развивать фонематический слух, зрительное восприятие. Выполнять звукобуквенный анализ и синтез слов. Строить схему предложения. Соотносить звук и букву. Обозначать графически мягкий звук. Букву Д. Согласные звуки Д – Д’. Работать над словоизменением и согласованием слов в предложении. Выполнять звукобуквенный анализ и синтез слов.
29 Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Дифференцировать мягкие и твёрдые согласные на слух и по кинестетическим ощущениям. Расширять словарь по теме: «Сад-огород». Образовывать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах. Обозначать на письме мягкие согласные. Характеристику мягких и твёрдых звуков. Дифференцировать мягкие и твёрдые согласные на слух и по кинестетическим ощущениям. Работать над словообразованием существительных. Выполнять звукослоговой анализ и синтез слов.
30 Буква Ц. Согласный звук Ц. Выполнять звукобуквенный анализ и синтез слов. Составлять описательный рассказ по картинке. Закрепить навык образования существительных множественного числа в именительном и родительном падежах. Выделять на письме мягкие и твёрдые согласные. Артикуляционную и акустическую характеристику звука Ц. Составлять описательный рассказ по картинке, уметь опираться на систему признаков. Выполнять звукобуквенный анализ и синтез слов. Применять на практике полученные знания.
31 Буква Ч. Согласный звук Ч. Расширять словарь по теме: «Наш дом». Составлять предложения по сюжетным картинкам с описательными элементами. Выполнять звукобуквенный и слоговой анализ и синтез слов. Развивать фонематическое восприятие, мышление, память. Выполнять звуковую схемы слова. Выделять заданный звук из слова. Артикуляционную и акустическую характеристику звука Ч. Работать над словоизменением и согласованием слов в предложении. Выполнять звукобуквенный анализ и синтез слов. Составлять предложения по сюжетной картинке, уметь устанавливать последовательные события.
32 Звук и буква Щ. Образовывать существительные с увеличительным оттенком, и относительные прилагательные. Развивать слуховое и зрительное восприятие, логическое мышление, внимание, память. Выделять заданный звук из слова. Выполнять звуковой анализ и синтез слова. Артикуляционную и акустическую характеристику звука Щ. Работать над словообразованием существительных и прилагательных. Составлять предложения, строить схему предложения.
33 Буква Ф. Согласные звуки Ф – Ф’. Расширять словарь по теме: «Деревья, растения». Работать над словообразованием существительных во множественном числе именительного и родительного падежах. Выполнять звукобуквенный и слоговой анализ и синтез слов. Обозначать на письме мягкие согласные. Выполнять звуковой анализ слов. Букву Ф. Согласные звуки Ф – Ф’. Закрепить знания образования существительного множественного числа в именительном и родительном падежах. Выполнять звукобуквенный анализ и синтез слов.
34 Итоговое занятие. Выполнять звуковой и слоговой анализ и синтез слов. Составлять предложения по опорным словам, картинкам и по схеме. Строить схему предложения. Развивать фонематическое восприятие, логическое мышление, зрительный гнозис. Выделять заданный звук из слова. Выполнять звуковой анализ и синтез слова. Отличать звуки гласные и согласных, мягкие и твёрдые согласные. Применять на практике полученные знания. Составлять предложения, подбирать к ним схему. Выполнять звукобуквенный и слоговой анализ и синтез слова.