Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (обучение на дому) 2 класс


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Писаревская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено
на педагогическом совете
25.08.2016г.
Утверждено
приказом директора:
от «25» августа 2016г.,
приказ № 89
Директор:
_______________Е.П. ПермяковаРабочая программа учебного предмета «Русский язык»
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
(обучение на дому)
2 класс
на 2016 – 2017 учебный год
Срок освоения: 1 год.
Составитель: Ершова Ирина Владимировна, учитель начальных классов
Адаптированная образовательная программа учебного предмета «Русский язык» составлена на основании Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В. Подготовительный. 1-4 классы - М.:«Просвещение», 2013год. Используется учебно-методический обеспечение:
Аксенова, А.К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы: Кн. для учителя/ А.К.Аксёнова, Э.В.Якубовская.- М.: Просвещение, 2000.
Максимук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению.- М.: ВАКО, 2010.
«Русский язык». Учебник. Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В.
«Читай, думай, пиши: рабочая тетрадь по русскому языку для учащихся 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в 2 частях. – М.: «Просвещение», Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В4 отделение ГСС 2016 г.
Планируемые результаты освоения программы
Результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АОП оцениваются как итоговые на момент завершения образования.
Освоение обучающимися АОП, которая создана на основе ФГОС и ФК ГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АОП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения АОП относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения АОП образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АОП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) МОУ «Писаревская СОШ» может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на АОП (вариант 2).
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по отдельным учебным предметам на конец обучения в младших классах (IV класс):
Русский язык
Минимальный уровень:
различение гласных и согласных звуков и букв; ударных и безударных согласных звуков; оппозиционных согласных по звонкости-глухости, твердости-мягкости;
деление слов на слоги для переноса;
списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием;
запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами;
обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь (после предварительной отработки);
дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;
составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок;
выделение из текста предложений на заданную тему;
участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.
Достаточный уровень:
различение звуков и букв;
характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему;
списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;
запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (30-35 слов);
дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов);
составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);
деление текста на предложения;
выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу;
самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа.
Содержание программы учебного предмета
Повторение
Звуки и буквы. Соотношение звука и буквы, различение звуков и букв. Буквы, сходные по начертанию, их различение.
Наша речь. Слово, слог как часть слова, предложение, текст.
Слова, отличающиеся одним звуком, последовательностью и количеством звуков в слове. Слова со стечением согласных. Составление предложений из двух-трех слов.
Звуки и буквы
Звуки гласные и согласные, их различение.
Гласные ударные и безударные. Их различение в двусложных словах. Постановка знака ударения.
Слова с гласной э.
Слова с буквами иий, их различение.
Слова с гласными и, е, ю, я в начале слова и после гласных.
Согласные звонкие и глухие, артикулярно сходные (р — л), свистящие и шипящие, аффрикаты, их различение на слух и в произношении. Написание слов с этими согласными.
Согласные твердые и мягкие, их различение на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ю, я.
Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова.
Практические упражнения в чтении и написании слов с разделительными ь и ъ.
Слово
Изучение слов, обозначающих предметы:
называние предметов и различение их по вопросам кто? что?;
называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов (стол — столы; рама — рамы);
различение основных частей хорошо знакомых предметов (стул — спинка, сиденье, ножки);
сравнение двух предметов и определение признаков различия и сходства (стакан — кружка, кушетка — диван).
Умение различать слова по их отношению к родовым категориям (игрушка, одежда, обувь и др.).
Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных.
Изучение слов, обозначающих действия:
называние действий предметов по вопросам что делает? что делают?
группировка действий по признаку их однородности (кто как голос подает, кто как передвигается);
различение предметов по их действиям (птица летает, а рыба плавает);
умение согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы.
Знакомство с предлогом как отдельным словом (в, из, на, у, с). Раздельное написание предлога со словом, к которому он относится (под руководством учителя).
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне, взятых из словаря учебника.
Предложение
Практическое знакомство с построением простого предложения:
составление предложения по вопросу, картинке, на тему, предложенную учителем;
заканчивание начатого предложения (Собака громко...);
составление предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку;
выделение предложения из текста.
Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения.
Связная письменная речь
Расположение двух-трех коротких предложений в последовательном порядке (по картинкам или после устного разбора с учителем).
Составление подписей к серии из двух-трех сюжетных картинок.
Правильное использование личных местоимений вместо имени существительного.
Письмо и чистописание
Совершенствование техники письма.
Письмо строчных и прописных букв, соединение их в слова.
Выполнение с помощью учителя письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием.
Списывание рукописного и печатного текстов по слогам. Проверка слов путем орфографического проговаривания.
Письмо под диктовку простых по структуре предложений, состоящих из слов, написание которых не расходится с произношением; списывание слов со вставкой пропущенных букв.
Списывание предложений с дополнением пропущенных слов по картинкам.
Выписывание слов, начинающихся с определенной буквы, определенного слога и т. д.
Составление под руководством учителя из букв разрезной азбуки слов — подписей под предметными рисунками и их запись; составление и запись предложений из трех-четырех данных вразбивку слов.
Запись коротких предложений, составленных с помощью учителя в связи с чтением, работой по картинкам и с календарем природы.
Устная речь
Повторение пройденного за год.
Составление простых распространенных предложений по вопросам учителя на основе демонстрируемого действия, по предметным и сюжетным картинкам, на предложенную тему.
Правильное употребление форм знакомых слов при ответах на вопросы и составление предложений. Использование предлогов у, к, си некоторых наречий.
Связное высказывание по предложенному плану в виде вопросов (3—4 пункта).
Календарно – тематическое планирование
2 класс (2 часа в неделю)
№ Наименование разделов и тем Количество часов
Всего Теоретические занятия Лабораторные, практические занятия, экскурсии и дрКонтрольные занятия Дата
Повторение (5 часов)
1 Предложение. Употреб-ление простого предло-жения. 1 1 2 Большая буква в начале предложения и точка в конце предложения. 1 1 3 Предложение и его схема. Составление предложения по схеме. 1 1 4 Контрольная работа. Входной срез 1 1 5 Слово. Слог - часть слова 1 1 Звуки и буквы (5 часов)
6 Гласные звуки и буквы. 1 1 7 Согласные звуки и буквы 1 1 8 Выделение звука из слова и соотнесение его с буквой 1 1 9 Употребление слов, кото-рые различаются одним звуком, количеством звуков 1 1 10 Ударение в словах. Выделение ударного гласного в слове. 1 1 Слог (5 часов)
11 Слог. Деление слов на слоги. Составление слов из слогов, данных вразбивку 1 1 12 Гласные в образовании слогов. Перенос слов по слогам. Деление слов со звуками и-й на слоги 1 1 13 Слова-родственники. Употребление слов-родственников. 1 1 14 Контрольный диктант за 1 четверть 1 1 15 Употребление словарных слов в предложениях. 1 1 Парные звонкие и глухие согласные (5 часов)
16 Парные звонкие и глухие согласные 1 1 17 Различение парных согласных Б – П, В - Ф 1 1 18 Упражнение на различение парных согласных В-Ф, Г – К1 1 19 Правописание парных согласных Д – Т, Ж – Ш1 1 20 Различение парных согласных З-С 1 1 Шипящие и свистящие согласные (2 часа)
21 Шипящие согласные. Упражнение в выделении шипящих согласных в слове. 1 1 22 Свистящие согласные.
Упражнение в выделении свистящих согласных в слове 1 1 Гласные буквы Е,Ё,Ю,Я в начале слова или слога (1 час)
23 Гласные буквы е,ё,ю,я в начале слов или слога. 1 1 Твердые и мягкие согласные (2 часа)
24 Различие твердых и мягких согласные 1 1 25 Контрольная работа за 2 четверть. 1 1 Мягкий знак на конце слова (3 часа)
26 Упражнения в написании слов с мягким знаком на конце слов. 1 1 27 Письмо слов с мягкими согласными на конце. 1 1 28 Различие слов с твердыми и мягкими согласными на конце слова. 1 1 Слово. Названия предметов (7 часов)
29 Предмет и его название. Названия предметов, отвечающих на вопрос что? 1 1 30 Названия частей предмета. Различие сходных предметов и их названий 1 1 31 Названия предметов, отвечающие на вопрос кто? 1 1 32 Различие слов, отвечающих на вопросы кто? и что? 1 1 33 Большая буква в именах людей. Большая буква в именах и фамилиях людей 1 1 34 Большая буква в кличках животных. Употребление кличек животных в предложениях 1 1 35 Контрольная работа по теме: «Названия предметов» 1 1 Названия действий (6 часов)
36 Название действий, отвечающих на вопрос что делает? 1 1 37 Название действий, отвечающих на вопрос что делают? 1 1 38 Слова, обозначающие действие одушевлённых предметов 1 1 39 Слова, обозначающие действие неодушевлён-ных предметов 1 1 40 Контрольная работа
за 3 четверть 1 1 41 Предлог как отдельное слово. Употребление предлогов в предложе-нии1 1 Слова с непроверяемыми гласными (1 час)
42 Употребление слов с «трудной» гласной 1 1 Предложение (15 часов)
43 Выделение предложения из текста. Разделение сплошного текста на отдельные предложения. 1 1 44 Правила записи предложения 45 Предложение и его схема. Упражнение в составлении схемы предложения 1 1 46 Различие между набо-ром слов и предложе-нием1 1 47 Упражнение в состав-лении предложении из слов. 1 1 48 Порядок слов в предло-жении1 1 49 Упражнение в состав-лении предложении. 1 1 50 Завершение начатого предложения 1 1 51 Составление предложе-ний по предметной картинке 1 1 52 Составление рассказа по предметной картинке 1 1 53 Составление предло-жений по сюжетной картинке 1 1 54 Составление рассказа по сюжетной картинке 1 1 55 Предложения-вопросы и предложения-ответы 1 1 56 Упражнение в подборе ответов к вопросам 1 1 57 Контрольная работа по теме: «Предложение» 1 1 Повторение (11 часов)
58 Звонкие и глухие соглас-ные. Правописание слов со звонкими и глухими согласными 1 1 59 Твердые и мягкие соглас-ные. Правописание слов с твердыми и мягкими согласными 1 1 60 Мягкий знак на конце слова. Правописание слов с мягким знаком на конце слов 1 1 61 Разделительный ь и ъ знаки. 1 1 62 Названия предметов. Выделение слов, обозначающих предмет из предложения 1 1 63 Большая буква в именах, фамилия и кличках животных 1 1 64 Упражнения в правопи-сании имен собственных 1 1 65 Контрольная работа за год 1 1 66 Название действий 1 1 67 Выделение слов, обозна-чающих действия, из предложений 1 1 68 Предложение.
1 1 Итого 68 61 7