Рабочая программа по коррекции фонематического недоразвития речи в условиях ОУ


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
кадетская школа имени генерала Ермолова А.П. города Ставрополя


«Рассмотрено»
на заседании МО учителей
начальных классов
Протокол №1
председатель МО
учителей начальных классов
от «28» августа 2016 г.
«Согласовано»
заместитель директора по УВР



_____________ О.С. Пустовит
«28» августа 2016 г.

«Утверждено»
приказ №____
«28» августа 2016 г.

Директор МБОУ КШ
имени генерала Ермолова А.П.
города Ставрополя
____________ А.А. Хитров








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Коррекция письменной речи обучающихся начальной школы
с фонематическим недоразвитием речи (ФНР)»











Составитель:
учитель – логопед МБОУ кадетской школы им. генерала Ермолова А.П. Романенко Л.М.






г. Ставрополь, 2016 г.
Пояснительная записка

Прoблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи обучающихся начальных классов в настоящее время является одной из самых актуальных задач логoпедии. С каждым годом в 1-х классах общеобразовательных школ увеличивается количество детей с различными видами речевых нарушений. Дети с нарушением речи составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Одна из причин – это недостаточное развитие процессов звуко-буквенного анализа и синтеза.
Звуко - буквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тoнкой дифференциации на слух. Предпосылки для успешного обучения письму и чтению должны сформироваться еще в дошкольном возрасте. Если вовремя не устранить дефект, то он закрепится и исправить его будет гораздо сложнее. А при неправильном произношении звуков не происходит полноценного развития фонематических процессов.
Фoнематическое нарушение речи носит стойкий характер и может повлечь за собой снижение качества не только письма и чтения, но и других предметов. Для предупреждения и коррекции данного вида специфических ошибок необходима планомерная и последовательная коррекционная работа.
С момента перехода школы на ФГОС, возникла необходимость разработки рабочей программы по коррекции устной и письменной речи, обусловленой ФНР и ФФНР в условиях ОУ.
Данная программа представляет собой комплекс коррекционно-развивающих мероприятий, обеспечивающих овладение фонетическим строем русского языка, развитие фонетико-фонематического восприятия, связной речи, что обуславливает развитие коммуникативных способностей, речевого и психического развития ребенка школьного возраста с речевыми нарушениями, как основы успешного овладения чтения и письмом в дальнейшем обучении в массовой школе, его социализации. В программе представлена система коррекционной работы, позволяющая оказывать логопедическую поддержку младшим школьникам с недостатками в развитии устной и письменной речи с фонетико-фонематическим нарушением речи. Особенностью программы является направленность на формирование универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных). В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Программа адресована учителям- логопедам общеобразовательных школ, может быть использована учителями начальных классов для профилактики речевых нарушений, повышения качества знаний, умений и навыков обучающихся.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования определяет систему новых требований к структуре, результатам, условиям реализации основной образовательной программы.
Коррекционно – развивающая программа по коррекции ФНР и ФФНР в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям в предупреждении и своевременном преодолении дефектов устной и письменной речи и обуслoвленной ими неуспеваемости по родному языку и другим предметам.
Настоящая программа разработана на основе:
- инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы лoгопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
- инструктивно – методического письма «О работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В.Ястребовой, Т.Б.Бессоновой. М., 1996.
Рабочая программа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей опирается на метoдические пособия для учителей – логопедов:
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.: Национальный книжный центр, 2015.
Программа логопедической работы. Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова.
Козырева Л.М. программно – методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками./ - Ярославль, Академия развития, 2006.
Е. В. Мазанова Е.В. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, 2004.
Л.Г. Парамонова. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – СПб.: Издательство «Союз», 2004.
И.Н. Садовникова «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников».
Л.Г. Парамонова Л.Г. Нарушение звукопроизношения у детей.
Ефименкова Л.Н., Садовникова Н.Н. (ред.) Исправление и преодоление дисграфии
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Домашняя тетрадь.
Программа составлена для учащихся начальной школы, с нарушением устной и письменной речи, обусловленной ФФНР и ФНР.
Нормативно-правовые основы разработки коррекционной программы Программа разработана в соответствии с требованиями: Закона РФ "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (с изменениями от 25 декабря 2008 г.), Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также на основе следующих нормативно-правовых актов: Письма Минобразования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 "Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования", Письма Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования», Письма Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами", Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».
Цель программы: устранить недостатки устной и предупредить нарушения письменной речи у младших школьников.
Адресат: учащиеся начальных классов с ФФНР и ФНР
Задачи программы:
- формировать полноценные представления о звуко-буквенном составе слова;
- формировать навыки анализа и синтеза звукослогового состава слова;
- развивать пространственно-временные представления;
- развивать психологические предпосылки к обучению;
- развивать коммуникативную готовность к обучению;
- развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;
- формирование элементарных навыков письма и чтения специальными методами на основе исправленного звукопроизношения и полноценного фонематического восприятия;
- закрепление умения самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты с использованием оппозиционных звуков;
- формирование у обучающихся общих умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Направление работы:
1) Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей, нуждающихся в логопедической помощи:
- Своевременное выявление детей, нуждающихся в логопедической помощи (с 1 – 15 сентября и 15 -30 мая).
- Системный контроль за уровнем и динамикой развития речи детей.
2) Коррекционно – развивающая работа обеспечивает своевременную помощь и коррекцию недостатков устной и письменной речи:
- Выбор оптимальных методов и приемов обучения.
- Организацию проведения индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих занятий, необходимых для преодоления недостатков устной и письменной речи.
3) Консультативная работа (обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей по вoпросам оказания логопедической помощи).
- Выработку рекомендаций по основным направлениям работы.
4) Информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанных с особенностями логопедической работы для детей; со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями (законными представителями), учителями начальных классов.
- Различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическом работникам, - вопросов связанных с особенностью логопедической работы.
- Проведение тематических выступлений для педагогов, логопедов и родителей по разъяснению причин, методов и особенностей логопедической работы.
Коррекционная программа опирается на основные общедидактические принципы:
- принцип наглядности;
- принцип доступности;
- принцип сознательности;
- принцип системности (взаимодействие на все компоненты речевой функциональной системы);
- принцип комплексности (коррекционный процесс носит медико – психологический характер);
- принцип развития (опора на зону ближайшего развития);
- принцип опоры на сохранные анализаторы;
- принцип индивидуального и дифференцированного подхода.
Специальные принципы в логопедической работе:
- этиопатогенетический (учёта этиологии механизмов речевого нарушения);
- системность и учёт структуры речевого нарушения;
- комплексность коррекционного воздействия;
- поэтапность развития, онтогенетический;
- учёт личностных особенностей;
- деятельностный подход, формирования речевых навыков в условиях естественного речевого общения.
Одно из принципиальных требований программы – коммуникативная направленность всего комплекса коррекционно-воспитательного воздействия.
Основные методы обучения: практические, наглядно- демонстрационные, игровые, словесные.
Общая характеристика учебного предмета, курса
Достижение цели и реализация основных линий курса осуществляются всовершенствование видов речевой деятельности (чтения, говорения, письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; обогащение словарного запаса.
Программа разработана для обучающихся 1 - 2 классов начальной школы. Курс коррекционного обучения рассчитан на 9  месяцев (сентябрь  май). Коррекционно-развивающая логопедическая работа с группой детей, имеющих ФФН и ФН проводится 2 - 3 раза в неделю. Периодичность и продолжительность логопедических занятий определяется тяжестью речевого дефекта. Продолжительность логопедического фронтального занятия с каждой группой - 40 мин., продолжительность индивидуальных занятий - 20 минут.
Рабочая программа рассчитана на 60 часов (30 учебных недель по 2 часа в неделю)
Предусмотрены 2 проверочные работы (диктант).
Формы организации деятельности учащихся: групповая, работа в парах, индивидуальная.
Во время обучения по программе особое внимание уделяется развитию фонематического слуха и дифференциации звуков.
Все темы курса направлены на достижение положительных результатов при изучении курса русского языка, развития речи и коммуникативных навыков в целом. Сведения, которые получают дети на занятиях, в основном систематизируют и углубляют знания, полученные на уроках русского языка.
Большое внимание в новом Стандарте уделяется формированию коммуникативных действий, которые необходимы для общения ребёнка в школе, дома, со сверстниками.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Личностные результаты
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты
Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.
способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.
Овладение следующими логическими действиями:
сравнение;
анализ;
синтез;
классификация и обобщение по родовидовым признакам;
установление аналогий и причинно-следственных связей;
построение рассуждений;
отнесение к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.
Планируемые результаты
К концу первого года коррекционных занятий обучающиеся научатся:
правильно обозначать на письме буквы, имеющие оптико-механическое сходство.
четко произносить все звуки русского языка в речевом потоке;
называть отличия гласных и согласных звуков;
правильно обозначать звуки буквами;
производить звуко-слоговой анализ и синтез слова;
дифференцировать звуки, имеющие тонкие акустико-артикуляционные отличия, правильно обозначать их на письме;
определять место ударения в слове.
В завершении I этапа у учащихся должны быть:
- восполнены основные пробелы в формировании фонематических  процессов;
- уточнены первоначальные представления о звуко-буквенном, слоговом составе слова с учетом программ ных требований;
- поставлены и отдифференцированны все звуки;
- уточнен и активизирован имеющийся у детей словарный запас и уточнены конструкции простого предложения (с небольшим распространением);
- введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: - звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, твердые-мягкие согласные, звонкие-глухие согласные, предложение и т.д. ;
Таким образом, упорядочение представлений о звуковой стороне речи и овладение навыками анализа и синтеза звуко-буквенного состава слова создают необходимые предпосылки для формирования и закрепления навыка правильного письма и чтения, развития языкового чутья, предупреждений общей и функциональной неграмотности.
Требования к условиям реализации программы:
Программа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Программа позволяет оказывать логопедическую поддержку младшим школьникам с недостатками в развитии устной и письменной речи.
Обеспечение психолого – педагогических условий (коррекционно – развивающая направленность в логопедической работы; учет индивидуальных особенностей ребенка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для эффективности образовательного процесса).
Обеспечение специализированных условий (использование специальных методов и приемов, средств обучения, ориентированных на особые образовательные потребности детей; индивидуальное обучение с учетом специфики речевого нарушения; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих занятиях).
Обеспечение здоровьесберегающих условий (профилактика умственных и психологических перегрузов обучающихся; соблюдение санитарно – гигиенических ном и правил).
Успешной коррекционная работа в ОУ может считаться только при достаточно высоком уровне комплексной психолого-педагогической помощи детям, имеющим речевые нарушения.
Материально-техническое обеспечение
Для проведения логопедических занятий должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:
- оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
- технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе)
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
- демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры), CD и DVD, проектор, экспозиционный экран)
Программно-методическое обеспечение
Л.Н.Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: «Просвещение», 1991.
Е.В.Мазанова. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза. Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. М.: АКВАРИУМ БУК, К.: ФГУИППВ, 2004
Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб., 1998
Коноваленко С.И. Комплект рабочих тетрадей для закрепления звуков.
Тетрадь-помощница «Развитие речи» О.А. Ишимова, В.Д. Подотыкина. М.: Просвещение 2014
Основные направления работы.
1.Развитие звуковой стороны речи. Развитие фонематического восприятия (дифференциации фонем) с опорой на речеслуховой, речедвигательный, зрительный и другие анализаторы. Развитие фонематического, слогового анализа и синтеза.
2.Развитие лексического запаса и грамматического строя речи.
3.Формирование связной речи.
4.Развитие и совершенствование психологических предпосылок речи.
5.Формирование полноценных учебных умений.
6.Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению.
7.Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуаций учебной деятельности.
Содержание логопедических занятий по преодолению ФФНР и НВОНР у учащихся начальных классов
Данный вариант последовательности изучения тем и количества часов, предусмотренные программой коррекционно-развивающего обучения школьников с ФФНР, является примерным и определяется конкретным составом группы, т.е. зависит от того, каков уровень сформированности звуковой стороны речи.
1 класс
Цели: предупреждать неуспеваемость, обусловленную различными нарушениями устной и письменной речи; готовить к обучению грамоте.
Задачи:
1. Дать понятия о слове и предложении.
2. Обобщить сведения о звукобуквенном составе языка.
3. Уяснить смыслоразличительную роль фонемы.
4. Учить проводить звукобуквенный анализ слов с установлением соответствия между звуками и буквами.
5. Дать понятие о «слоге» и о слогообразующей роли гласных. Учить делить слов на слоги, опираясь на знания о слогообразующей роли гласных букв.
6. Закрепить правильное звукопроизношение в самостоятельной речи.
Основные требования к знаниям и умениям к концу обучения в первом классе:
Ученик научится:
- конструировать предложения;
- отличать звук от буквы;
- производить звукобуквенный анализ;
- выполнять слоговой анализ слова.
Ученик получит возможность научиться:
- вычленять звуки из слова, правильно их произносить;
- дифференцировать гласные звуки и буквы;
- распознавать и дифференцировать парные, сонорные, свистящие и шипящие согласные звуки и буквы;
- делить слово на слоги;
- выделять в слове ударный слог;
- правильно записывать предложения – употреблять прописную букву в начале, точку в конце предложения;
- пересказывать несложные тексты.
Поставленные программой задачи отражаются в ее содержании и реализуются в ходе изучения следующих тем:
Речь. Предложение. Слово. (5ч)
Речь. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем. Ударение. Пространственные представления. Временные представления. Слова-предметы. Слова-действия. Слова- признаки. Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие согласные звуки.
Звуки и буквы (52 ч)
Гласные 1-го ряда (6 ч.) Представление о звуке (уточнение артикуляции), различение на слух и при произношении гласных и согласных (отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласного звука), звукослоговой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характеристика, последовательность), выделение ударного слога, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его звукослоговую структуру. Дифференциация [а]-[о], [о]-[у].
Гласные 2-го ряда (4 ч.) Твердые и мягкие согласные. Обозначение на письме мягкости согласных звуков гласными буквами (е, ё, и, я, ю) и ь. Дифференциация гласных ([ы]-[и], [а]-[я], [э]-[е], [у]-[ю], [о]-[ё], [и]-[у]).
Обозначение мягкости согласных на письме ь (в середине и конце слова). Звонкие и глухие согласные (2 ч)
Согласные звуки
Уточнение и сравнение артикуляции звонких и глухих согласных звуков. Оглушение и озвончение парных согласных в слове, представление о сильной и слабой позиции звуков в слове (без терминологии) и обозначение этих звуков на письме.
Дифференциация парных согласных звуков ([з-c], [ж]-[ш], [в]-[ф], [б]-[п], [д]-[т], [г]-[к]) (19 ч)
Свистящие, шипящие звуки, аффрикаты (11 ч)
Уточнение и сравнение артикуляции свистящих, шипящих, аффрикат. Дифференциация звуков ([с]-[ш], [з]-[ж], [ч]-[т’], [щ]-[с’], [щ]-[ч], [ц]-[с], [ц]-[ч]) (10 ч).
Буквы, сходные по оптическим и кинетическим признакам (3 ч) Уточнение и сравнение артикуляции звуков. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Различение букв по оптическим и кинетическим признакам. Дифференциация букв, сходных по оптическим и кинетическим признакам (б - д, п - т, е – з).
Итоговая контрольная работа (1 ч)
2 класс
Необходимость данной работы во 2 классе подтверждается результатами обследования устной и письменной речи учащихся с дисграфией.
Цели: предупреждать неуспеваемость, обусловленную различными нарушениями устной и письменной речи.
Задачи:
1. Закрепить понятие о слове и предложении, учить различать данные понятия.
2. Обобщить знания о звукобуквенном составе языка.
3. Раскрыть смыслоразличительную роль фонемы.
4. Формировать умение проводить звукобуквенный анализ слов с установлением соответствия между звуками и буквами.
5. Закрепить навыки деления слов на слоги, опираясь на знания о слогообразующей роли гласных букв.
Основные требования к знаниям и умениям к концу обучения в первом классе:
Ученик научится:
- различать понятия «звук от буква»;
- производить звукобуквенный анализ;
- выполнять слоговой анализ слова.
Ученик получит возможность научиться:
- дифференцировать гласные звуки и буквы;
- распознавать и дифференцировать парные, сонорные, свистящие и шипящие согласные звуки и буквы;
- производить звуко – буквенный анализ слова;
- выделять в слове ударный слог;
- записывать предложения, применяя все правила правописания;
- пересказывать несложные тексты.
Речь. Предложение. Слово. (2 ч)
Речь. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем. Ударение. Пространственные представления. Временные представления. Слова-предметы. Слова-действия. Слова- признаки. Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки.
Звуки и буквы (54 ч)
Гласные 1 - го и 2 – го ряда (7 ч.)
Твердые и мягкие согласные. Обозначение на письме мягкости согласных звуков гласными буквами (е, ё, и, я, ю). Обозначение на письме твердости согласных звуков гласными буквами (а, о, у, ы, э). Дифференциация гласных ([а]-[я], [о]-[ё], [у]-[ю], [ы]-[и], [э]-[е]).
Согласные звуки
Уточнение и сравнение артикуляции звонких и глухих согласных звуков. Оглушение и озвончение парных согласных в слове, представление о сильной и слабой позиции звуков в слове (без терминологии) и обозначение этих звуков на письме. Дифференциация парных согласных звуков ([з-c], [ж]-[ш], [в]-[ф], [б]-[п], [д]-[т], [г]-[к]) (34 ч)
Уточнение и сравнение артикуляции свистящих, шипящих, аффрикат. Дифференциация звуков ([с]-[ш], [з]-[ж], [ч]-[т’], [щ]-[с’], [щ]-[ч], [ц]-[с], [ц]-[ч], [ш]-[щ]) (8 ч)
Уточнение, сравнение, различение артикуляции звуков [и] - [й
·]. Дифференциация гласной буквы «и» и согласной буквы «й» (2 ч).
Обозначение мягкости согласных на письме ь (в середине и конце слова). (1 ч)
Мягкий разделительный и твердый разделительный знаки. Правило правописания ь и ъ знаков. (2 ч)
Буквы, сходные по оптическим и кинетическим признакам (3 ч) Уточнение и сравнение артикуляции звуков. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Различение букв по оптическим и кинетическим признакам. Дифференциация букв, сходных по оптическим и кинетическим признакам (б - д, п - т, е – з).
Итоговая контрольная работа (1 ч)

Перспективное планирование работы с группой учащихся 1 класса,
имеющих нарушения письменной речи,
обусловленные ФФНР и ФНР (I этап)


Тема занятия
Содержание работы
Количество часов

1.
Речь и предложение.
Формирование представлений о предложении как единице речи, выражающей законченную мысль.
Графическое обозначение предложений.
1

2.
Предложение и слово.
Усвоение понятия «слово» как части предложения, его лексического значения.
1

3.
Слово-предмет.
Ознакомление с понятием «слово-предмет», дать понятие «живой - неживой предмет», формирование умения выделять слова-предметы из речевого потока. Графическое обозначение слов – предметов. 
1

4.
Слово-действие.
Ознакомление с понятием «слово-действие», формирование умения выделять слова-действия из речевого потока. Графическое обозначение слов – действий.
1

5.
Слово-признак.
Ознакомление с понятием «слово-признак», формирование умения выделять слова-признаки из речевого потока. Графическое обозначение слов – признаков.
1

6.
Слог. Деление слов на слоги.
Научить делить слова на части в двусложных и трехсложных словах.
1

7.
Звуки и буквы.
Дифференцировать понятия – “звук” и “буква”. Формировать понятие о том, что буква – это один из условных значков, обозначающий звук. Упражнять в соотнесении звука с буквой.
1

8.
Гласные звуки и буквы.
Формировать понятие «гласный звук», учить выделять гласный в словах, совершенствовать навык слогового анализа, закрепить правило о слогообразующей роли гласных.
1

9.
Ударение.
Формировать понятие об ударении.  Показать смыслоразличительную и фонетическую роль ударения.
1

10.
Звук [а] и буквы А,а.
Познакомить с буквой А, закрепить ее зрительный образ. Учить различать понятия «звук и буква». Учить выделять звук из ряда гласных звуков. Дать понятие о местонахождении звука в слове.
1

11
Звук [о] и буквы О,о.
Познакомить с буквой У, закрепить ее зрительный образ. Учить различать понятия «звук и буква». Учить выделять звук из ряда гласных звуков. Дать понятие о местонахождении звука в слове.
1

12
Звук [у] и буквы У,у.
Познакомить с буквой У, закрепить ее зрительный образ. Учить различать понятия «звук и буква». Учить выделять звук из ряда гласных звуков. Дать понятие о местонахождении звука в слове.
1

13.
Звук [ы] и буква ы.
Познакомить с буквой ы, закрепить ее зрительный образ. Учить различать понятия «звук и буква». Учить выделять звук из ряда гласных звуков. Дать понятие о местонахождении звука в слове.
1

14.
Звук [и] и буквы И, и.
Познакомить с буквой И, закрепить ее зрительный образ. Учить различать понятия «звук и буква». Учить выделять звук из ряда гласных звуков. Дать понятие о местонахождении звука в слове.
1

15.
Дифференциация гласных букв а – о.
Дифференцировать гласные буквы а – о по их графическим и артикуляторным признакам в слогах, словах.
1

16.
Дифференциация гласных букв о – у.
Дифференцировать гласные буквы о – у по их графическим и артикуляторным признакам в слогах, словах.
1

17.
Дифференциация гласных букв и – у.
Дифференцировать гласные буквы и – у по их графическим и артикуляторным признакам в слогах, словах.
1

18.
Дифференциация гласных букв и – ы.
Дифференцировать гласные буквы и – ы по их графическим и артикуляторным признакам в слогах, словах.
1

19.
Согласные звуки и буквы.
Формировать умение распознавать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки.
1

20.
Твердые и мягкие согласные.
Дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки. Звуко-слоговой анализ слов.
1

21.
Звонкие и глухие согласные.
Дифференцировать звонкие и глухие согласные звуки. Звуко-слоговой анализ слов.
1

22.
Звуки [п] и [п
·]. Буквы П, п.
Познакомить с данными звуками. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков, учить различать их. Упражнять в звуко – буквенном анализе слов. Формировать умение составлять слова с изученной буквой и читать слова.
1

23.
Звуки [б] и [б
·]. Буквы Б, б.
Познакомить с данными звуками. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков, учить различать их. Упражнять в звуко – буквенном анализе слов. Формировать умение составлять слова с изученной буквой и читать слова.
1

24.
Дифференциация [п] – [б] изолированно, в слогах, словах и предложениях.
Дифференцировать данные звуки в слогах, словах, предложениях. Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.
1

25.
Звуки [в] и [в
·]. Буквы В, в.
Познакомить с данными звуками. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков, учить различать их. Упражнять в звуко – буквенном анализе слов. Формировать умение составлять слова с изученной буквой и читать слова.
1

26.
Звуки [ф] и [ф
·]. Буквы Ф, ф.
Познакомить с данными звуками. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков, учить различать их. Упражнять в звуко – буквенном анализе слов. Формировать умение составлять слова с изученной буквой и читать слова.
1

27.
Дифференциация [в] – [ф] изолированно, в слогах, словах и предложениях.
Дифференцировать данные звуки в слогах, словах, предложениях. Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.
1

28.
Звуки [т] и [т
·]. Буквы Т, т.
Познакомить с данными звуками. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков, учить различать их. Упражнять в звуко – буквенном анализе слов. Формировать умение составлять слова с изученной буквой и читать слова.
1

29.
Звуки [д] и [д
·]. Буквы Д, д.
Познакомить с данными звуками. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков, учить различать их. Упражнять в звуко – буквенном анализе слов. Формировать умение составлять слова с изученной буквой и читать слова.
1

30.
Дифференциация [т] – [д] изолированно, в слогах, в словах и предложениях.
Дифференцировать данные звуки в слогах, словах, предложениях. Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.
1

31.
Звуки [к] и [к
·]. Буквы К, к.
Познакомить с данными звуками. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков, учить различать их. Упражнять в звуко – буквенном анализе слов. Формировать умение составлять слова с изученной буквой и читать слова.
1

32.
Звуки [г] и [г
·]. Буквы Г, г.
Познакомить с данными звуками и буквой. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков, учить различать их. Упражнять в звуко – буквенном анализе слов. Формировать умение составлять слова с изученной буквой и читать слова.
1

33.
Дифференциация [к] и [г] изолированно, в слогах, в словах и предложениях.
Дифференцировать данные звуки в слогах, словах, предложениях. Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.
1

34.
Звуки [с] и [с
·]. Буквы С, с.
Познакомить с данными звуками и буквой. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков, учить различать их. Упражнять в звуко – буквенном анализе слов. Формировать умение составлять слова с изученной буквой и читать слова.
1

35.
Звуки [з] и [з
·]. Буквы З, з.
Познакомить с данными звуками и буквой. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков, учить различать их. Упражнять в звуко – буквенном анализе слов. Формировать умение составлять слова с изученной буквой и читать слова.
1

36.
Дифференциация [с] и [з] изолированно, в слогах, словах и предложениях.
Дифференцировать данные звуки в слогах, словах, предложениях. Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.
1

37.
Звук [ш]. Буквы Ш, ш.
Познакомить с данными звуками и буквой. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков, учить различать их. Упражнять в звуко – буквенном анализе слов. Формировать умение составлять слова с изученной буквой и читать слова.
1

38.
Звук [ж]. Буквы Ж, ж.
Познакомить с данными звуками и буквой. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков, учить различать их. Упражнять в звуко – буквенном анализе слов. Формировать умение составлять слова с изученной буквой и читать слова.
1

39.
Дифференциация [ш] – [ж] изолированно, в слогах, словах и предложениях.
Дифференцировать данные звуки в слогах, словах, предложениях. Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.
1

40.
Дифференциация [ш] – [с] в слогах, словах и предложениях.
Дифференцировать данные звуки в слогах, словах, предложениях. Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.
1

41.
Дифференциация [ж] – [з] в слогах, словах и предложениях.
Дифференцировать данные звуки в слогах, словах, предложениях. Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.
1

42.
Звуки [л] и [л
·]. Буквы Л, л.
Познакомить с данными звуками и буквой. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков, учить различать их. Упражнять в звуко – буквенном анализе слов. Формировать умение составлять слова с изученной буквой и читать слова.
1

43.
Звуки [р] и [р
·]. Буквы Р, р.
Познакомить с данными звуками и буквой. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков, учить различать их. Упражнять в звуко – буквенном анализе слов. Формировать умение составлять слова с изученной буквой и читать слова.
1

44.
Дифференциация [р] и [л] в слогах, словах и предложениях.
Дифференцировать данные звуки в слогах, словах, предложениях. Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.
1

45.
Звуки [ц]. Буквы Ц, ц.
Познакомить с данными звуками и буквой. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков, учить различать их. Упражнять в звуко – буквенном анализе слов. Формировать умение составлять слова с изученной буквой и читать слова.
1

46.
Дифференциация [ц ] – [с] в слогах, словах и предложениях.
Дифференцировать данные звуки в слогах, словах, предложениях. Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.
1

47.
Звук [ч
·]. Буквы Ч, ч.
Познакомить с данными звуками и буквой. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков, учить различать их. Упражнять в звуко – буквенном анализе слов. Формировать умение составлять слова с изученной буквой и читать слова.
1

48.
Дифференциация [ч
·] – [ц] в слогах, словах и предложениях.
Дифференцировать данные звуки в слогах, словах, предложениях. Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.
1

49.
Дифференциация [ч
·] – [т
·] в слогах, словах и предложениях.
Дифференцировать данные звуки в слогах, словах, предложениях. Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.
1

50.
Звук [щ
·]. Буквы Щ, щ.
Познакомить с данными звуками и буквой. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков, учить различать их. Упражнять в звуко – буквенном анализе слов. Формировать умение составлять слова с изученной буквой и читать слова.
1

51.
Дифференциация букв [ч
·] – [щ
·] в слогах, словах и предложениях.
Дифференцировать данные звуки в слогах, словах, предложениях. Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.
1

52.
Дифференциация [с
·] - [щ
·] в слогах, в словах и предложениях.
Дифференцировать данные звуки в слогах, словах, предложениях. Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.
1

53.
Дифференциация [ш] - [щ
·] в слогах, в словах и предложениях.
Дифференцировать данные звуки в слогах, словах, предложениях. Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.
1

54.
Буквы и и й.
Познакомить с данными звуками и буквой. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков, учить различать их. Упражнять в звуко – буквенном анализе слов. Формировать умение составлять слова с изученной буквой и читать слова.
1

55.
Буква ь. Буква ъ
Познакомить с буквами ь знак и ъ разделительный знак. Объяснить значение и роль букв в словах развивать орфографическую зоркость.
1

56.
Дифференциация ь и ъ знаков.
Дифференцировать данные звуки. Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.. Упражнять в звуко – буквенном анализе слов. Формировать умение составлять слова с изученной буквой и читать слова.
1

57
Дифференциация графически сходных букв п – т
Учить различать буквы п и т в слогах, словах и предложениях. Упражнять в пространственной ориентировке. Развивать зрительную память.
1

58
Дифференциация графически сходных букв б – д
Учить различать буквы б и д в слогах, словах и предложениях. Упражнять в пространственной ориентировке. Развивать зрительную память.
1

59
Дифференциация графически сходных букв З – Е
Учить различать буквы б и д в слогах, словах и предложениях. Упражнять в пространственной ориентировке. Развивать зрительную память.
1

60
Диктант
Контроль знаний.
1


Перспективное планирование работы с группой учащихся 2 класса,
имеющих нарушения письменной речи, обусловленные
фонематическим недоразвитием речи (ФНР)


Тема занятия
Содержание работы
Количество часов

1.
Понятие о предложении и слове.
Формирование представлений о предложении как единице речи, выражающей законченную мысль.
Графическое обозначение предложений.
1

2.
Слова-предметы, слова-действия, слова- признаки.
Усвоение понятия «слово» как части предложения, его лексического значения. Учить различать и графически обозначать слова – предметы, слова – действия, слова - признаки.
1

3.
Звуки и буквы
Дифференцировать понятия – “звук” и “буква”. Формировать понятие о том, что буква – это один из условных значков, обозначающий звук. Упражнять в соотнесении звука с буквой.
1

4.
Гласные звуки.
Формировать понятие «гласный звук», учить выделять гласный в словах, совершенствовать навык слогового анализа, закрепить правило о слогообразующей роли гласных.
1

5.
Ударение.
Формировать понятие об ударении.  
1

6.
Ударные и безударные гласные.
Показать смыслоразличительную и фонетическую роль ударения. Формировать умение выделять ударный и безударный звук.
1

7.
Слог. Деление слов на слоги.
Научить делить слова на части в двусложных и трехсложных словах.
1

8.
Слог. Деление слов на слоги.
Научить делить слова на части в двусложных и трехсложных словах.
1

9.
Гласные первого и второго ряда. Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда.
Формировать понятие «гласный звук», учить выделять гласный в словах, совершенствовать навык слогового анализа, закрепить правило о слогообразующей роли гласных.
1

10.
Твердые и мягкие согласные перед гласными а и я.
Научить обозначать мягкость твёрдость согласных звуков гласными буквами а и я. Учить распознавать твёрдые и мягкие согласные звуки.
1

11.
Твердые и мягкие согласные перед гласными о и ё.
Научить обозначать мягкость твёрдость согласных звуков гласными буквами о и е. Учить распознавать твёрдые и мягкие согласные звуки.
1

12.
Твердые и мягкие согласные перед гласными у и ю.
Научить обозначать мягкость твёрдость согласных звуков гласными буквами у и ю. Учить распознавать твёрдые и мягкие согласные звуки.
1

13.
Твердые и мягкие согласные перед гласными ы и и.
Научить обозначать мягкость твёрдость согласных звуков гласными буквами ы и и. Учить распознавать твёрдые и мягкие согласные звуки.
1

14.
Твердые и мягкие согласные перед гласными э и е.
Научить обозначать мягкость твёрдость согласных звуков гласными буквами э и е. Учить распознавать твёрдые и мягкие согласные звуки.
1

15.
Дифференциация звуков и букв е – ю.
Учить распознавать звуки и буквы е – ю.


16.
Звонкие и глухие согласные.
Учить распознавать звонкие и глухие согласные звуки.
1

17.
Звуки [п] и [п
·]. Буквы П, п.
Уточнить и закрепить правильное произношение звуков, учить различать их. Упражнять в звуко – буквенном анализе слов.
1

18.
Звуки [б] и [б
·]. Буквы Б, б.
Уточнить и закрепить правильное произношение звуков, учить различать их. Упражнять в звуко – буквенном анализе слов.
1

19.
Дифференциация [п] – [б] изолированно, в слогах, словах, предложениях.
Дифференцировать данные звуки в слогах, словах, предложениях. Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.
1

20.
Звуки [в] и [в
·]. Буквы В, в.
Уточнить и закрепить правильное произношение звуков, учить различать их. Упражнять в звуко – буквенном анализе слов.
1

21.
Звуки [ф] и [ф
·]. Буквы Ф, ф.
Уточнить и закрепить правильное произношение звуков, учить различать их. Упражнять в звуко – буквенном анализе слов.
1

22.
Дифференциация [в] – [ф] изолированно, в слогах, словах, предложениях.
Дифференцировать данные звуки в слогах, словах, предложениях. Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.
1

23.
Звуки [т] и [т
·]. Буквы Т, т.
Уточнить и закрепить правильное произношение звуков, учить различать их. Упражнять в звуко – буквенном анализе слов.
1

24.
Звуки [д] и [д
·]. Буквы Д, д.
Уточнить и закрепить правильное произношение звуков, учить различать их. Упражнять в звуко – буквенном анализе слов.
1

25.
Дифференциация [т] – [д] изолированно, в слогах, словах и предложениях.
Дифференцировать данные звуки в слогах, словах, предложениях. Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.
1

26.
Звуки [к] и [к
·]. Буквы К, к.
Уточнить и закрепить правильное произношение звуков, учить различать их. Упражнять в звуко – буквенном анализе слов.
1

27.
Звуки [г] и [г
·]. Буквы Г, г.
Уточнить и закрепить правильное произношение звуков, учить различать их. Упражнять в звуко – буквенном анализе слов.
1

28.
Дифференциация [к] и [г] изолированно, в слогах, словах и предложениях.
Дифференцировать данные звуки в слогах, словах, предложениях. Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.
1

29.
Звуки [с] и [с
·]. Буквы С, с.
Уточнить и закрепить правильное произношение звуков, учить различать их. Упражнять в звуко – буквенном анализе слов.
1

30.
Звуки [з] и [з
·]. Буквы З, з.
Уточнить и закрепить правильное произношение звуков, учить различать их. Упражнять в звуко – буквенном анализе слов.
1

31.
Дифференциация [с] и [з] изолированно, в слогах, словах и предложениях.
Дифференцировать данные звуки в слогах, словах, предложениях. Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.
1

32.
Звук [ш]. Буквы Ш, ш.
Уточнить и закрепить правильное произношение звуков, учить различать их. Упражнять в звуко – буквенном анализе слов.
1

33.
Звук [ж]. Буквы Ж, ж.
Уточнить и закрепить правильное произношение звуков, учить различать их. Упражнять в звуко – буквенном анализе слов.
1

34.
Дифференциация [ш] – [ж] изолированно, в слогах, словах и предложениях.
Дифференцировать данные звуки в слогах, словах, предложениях. Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.
1

35.
Дифференциация [ш] – [ж] в слогах, словах, предложениях.
Дифференцировать данные звуки в слогах, словах, предложениях. Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.
1

36.
Дифференциация [ш] – [с] в слогах, словах и предложениях.
Дифференцировать данные звуки в слогах, словах, предложениях. Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.
1

37.
Дифференциация [ж] – [з] в слогах, словах и предложениях.
Познакомить с данными звуками и буквой. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков, учить различать их. Упражнять в звуко – буквенном анализе слов. Формировать умение составлять слова с изученной буквой и читать слова.
1

38.
Звуки [л] и [л
·]. Буквы Л, л.
Уточнить и закрепить правильное произношение звуков, учить различать их. Упражнять в звуко – буквенном анализе слов.
1

39.
Звуки [р] и [р
·]. Буквы Р, р.
Уточнить и закрепить правильное произношение звуков, учить различать их. Упражнять в звуко – буквенном анализе слов.
1-2

40.
Дифференциация [р] и [л] в слогах, словах, в предложениях.
Познакомить с данными звуками и буквой. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков, учить различать их. Упражнять в звуко – буквенном анализе слов. Формировать умение составлять слова с изученной буквой и читать слова.
1-2

41
Звуки [ц]. Буквы Ц, ц.
Уточнить и закрепить правильное произношение звуков, учить различать их. Упражнять в звуко – буквенном анализе слов.
1-2

42.
Дифференциация [ц ] – [с] изолированно, в слогах, словах.
Познакомить с данными звуками и буквой. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков, учить различать их. Упражнять в звуко – буквенном анализе слов. Формировать умение составлять слова с изученной буквой и читать слова.
1

43.
Дифференциация [ц ] – [с] в предложениях.
Дифференцировать данные звуки в слогах, словах, предложениях. Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.
1

44.
Звук [ч
·]. Буквы Ч, ч.
Уточнить и закрепить правильное произношение звуков, учить различать их. Упражнять в звуко – буквенном анализе слов.
1

45.
Дифференциация [ч
·] – [ц] изолированно, в слогах, в словах.
Познакомить с данными звуками и буквой. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков, учить различать их. Упражнять в звуко – буквенном анализе слов. Формировать умение составлять слова с изученной буквой и читать слова.
1

46.
Дифференциация [ч
·] – [ц] в предложениях.
Дифференцировать данные звуки в слогах, словах, предложениях. Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.
1

47.
Дифференциация [ч
·] – [т
·] в словах, в предложениях.
Дифференцировать данные звуки в слогах, словах, предложениях. Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.
1

48.
Звук [щ
·]. Буквы Щ, щ.
Уточнить и закрепить правильное произношение звуков, учить различать их. Упражнять в звуко – буквенном анализе слов.
1

49.
Дифференциация букв [ч
·] – [щ
·] в слогах, словах, предложениях.
Дифференцировать данные звуки. Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие. Упражнять в звуко – буквенном анализе слов.
1

50.
Дифференциация [с
·] - [щ
·] в слогах, в словах, в предложениях.
Дифференцировать данные звуки. Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие. Упражнять в звуко – буквенном анализе слов.
1

51.
Дифференциация [ш] - [щ
·] в слогах, в словах, в предложениях.
Дифференцировать данные звуки. Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие. Упражнять в звуко – буквенном анализе слов.
1

52.
Букв й.
Закреплять умение слышать звук в начале слова, учить правильно писать под диктовку слова с буквой й.
1

53.
Буквы и – й.
Закрепить умения различать звуки и –й, и соответствующие буквы.
1

54.
Мягкий знак.
Учить обозначать на письме мягкость согласного звука с помощью мягкого знака в середине и в конце слов.
1

55.
Твердый разделительный знак.
Правила написания разделительного твердого знака.
1

56.
Твердый разделительный и мягкий знаки.
Учить различать ь – ъ знаки. Закрепить навыки правописания слов с орфограммой – разделительные ъ - ь знаки.
1

57.
Буквы б – д в словах.
Научить различать рукописные строчные буквы б – д  в слогах, словах и предложениях.
1

58.
Буквы б – д в предложениях.
Научить различать рукописные строчные буквы б – д  в слогах, словах и предложениях.
1

59.
Буквы п – т.
Научить различать рукописные строчные буквы п – т  в слогах, словах и предложениях.


60.
Диктант
Контроль знаний
1


Заголовок 113ђ Заголовок 215