Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий Развитие интеллектуальных возможностей для ребенка с ОВЗ 1 класс


МКОУ «Песковская ООШ №2 им.Д.А.Теплякова»
Рассмотрено
на заседании МО
Протокол № ___
от «__»______20 __гРуководитель МО
___________/С.А.Минаева/
Согласовано:
Зам. директора по УВР
_________ Л.И.Потапова
«__»___________20__г Утверждаю:
Директор школы
__________/Н.Е.Тюнина/
Программа
коррекционно-развивающих занятий
по курсу
«Развитие интеллектуальных возможностей»
для ученика 1класса с ограниченными возможностями
здоровья
Составитель:
учитель начальных классов
Кузоваткина И.В.
ПСЗД
2016-2017 уч. г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Целью программы является развитие ребёнка, что включает в себя коррекцию сенсорного обучения, эмоционально-волевой, мотивационной сфер, механизмов волевой регуляции.
Основными задачами программы являются:
создание коррекционных условий для развития сохранных функций и личностных особенностей;
осуществление сенсорного, психомоторного развития в процессе освоения содержательных видов деятельности;
развитие психических функций внимания, памяти, восприятия, воображения;
формированиеумения сравнивать, анализировать, делать несложные самостоятельные выводы;
формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;
развитие работоспособности, умения сосредоточиваться на заданном действии;
формирование положительной мотивации к обучению;
воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков;
воспитание самостоятельности при выполнении заданий, умение доводить начатое дело до конца.
Программа опирается на положение психологии о том, что психика проявляется в действии и формируется в нём.
Принцип организации деятельностного подхода к воспитанию и обучению детей с задержкой психического развития предусматривает следующий аспект: успехов в коррекционной работе можно достичь только при условии опоры на ведущую деятельность. Для младших школьников – это игра. Поэтому учить и воспитывать следует, играя с ними.
Курс занятий по программе является коррекционно-направленным и должен опираться на принципы коррекционно-развивающего обучения.
Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих (стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач.
Принцип единства диагностики и коррекции.
Этот принцип реализуется в двух аспектах: 1) этап комплексного диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения строить коррекционную работу, исходя из ближайшего прогноза развития.
2) постоянный контроль динамики изменений личности, поведения и деятельности, эмоциональных состояний, чувств и переживаний ребенка, позволяющий вовремя вносить необходимые коррективы в коррекционно-развивающую работу.
Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы через активизацию активной деятельности ученика, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка. Коррекционное воздействие всегда осуществляется в контексте той или иной деятельности.
Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить программу оптимизации в пределах психофизических особенностей о ребенка. Коррекционная работа должна создавать оптимальные возможности для индивидуализации развития.
Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, при решении которых у школьника возникают какие-либо препятствия, преодоление которых и будет способствовать развитию учащегося, раскрытию его возможностей и способностей. Каждое задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности должен быть доступен ребенку. Это позволяет поддерживать интерес к работе и дает возможность испытать радость преодоления трудностей.
Принцип продуктивной обработки информации заключается в организации обучения таким образом, чтобы у учащегося развивался навык переноса обработки информации и тем самым развивался механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.
Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы проводимые игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.
В процессе обучения осуществляется тесная взаимосвязь с другими предметами, особенно с развитием речи, математикой, ИЗО, ручным трудом, максимально используется материал, изучаемый на этих уроках.

Система коррекционно-развивающего обучения предусматривает индивидуальные коррекционные занятия общеразвивающей направленности.
Цель занятий: повышение уровня общего, сенсорного, интеллектуального развития, памяти, внимания; зрительно-моторных и оптико-пространственных нарушений, общей и мелкой моторики.

Принципами построения занятий являются:
частая смена видов деятельности;
повторяемость программного материала. Повторение одних и тех же заданий происходит в новых ситуациях на новых предметах. Это необходимо:
чтобы у ребенка не пропадал интерес к занятиям;
для формирования переноса полученных знаний и умений на новые объекты и ситуации.
При подготовке и проведении коррекционных занятий используется различного рода игровые ситуации, дидактические игры, игровые упражнения, задания, способные сделать учебную деятельность более актуальной и значимой для ребенка.
Выбор методов обучения осуществляется в соответствии с особенностями познавательной деятельности ребенка.
Методы работы скомбинированы так, чтобы осуществлялась смена видов деятельности и реализовался охранительный режим обучения.
Коррекционная работа по программе направлена на коррекцию всей личности и включает все формы средового, личностного и коллективного воздействия на ребёнка и представлена следующими принципами:
развитие интеллекта с опорой на «зону ближайшего развития»;
развитие в адекватном темпе;
вовлечение в интересную деятельность;
воздействие через эмоциональную сферу;
объяснение материала в интересной форме;
гибкая система контроля знаний и их оценки.
Срок реализации программы: 1 год
Количество часов: 33 ч, 1ч в неделю
Система оценки результатов.
Система оценки результатов развития познавательных процессов учащегося предполагает проведение диагностик: Входящих(первичных), динамического наблюдения, текущей и этапной диагностики, итоговой. А так же в течении учебного (по необходимости) наблюдение за выполнением предложенных заданий, устный опрос, письменные работы.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
I. Вводное занятие – 1 час.
Давайте познакомимся. Формирование эмоционального отношения к занятиям.
Диагностика уровня знаний о себе.
Диагностика уровня развития внимания, памяти, восприятия.
II. Развитие восприятия, воображения и осязания – 11 часов.
Осязание – 1 час.
В мире запахов. Различение контрастных запахов. Одинаковые на ощупь. Различение предметов на ощупь. Определение названий различных осязательных ощущений, опираясь на тактильные ощущения. Тёплое – холодное. Определение различных температурных свойств материала. Определение названий различных тепловых ощущений, опираясь на тактильные ощущения. Мокрое – сухое. Определение различных влажностных свойств материала. Определение названия мокрого или сухого предмета, опираясь на тактильные ощущения. Обозначение словом собственных ощущений.
Восприятие качеств величины – 1 час.
Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом. Раскладывание, перекладывание предметов различной величины. Раскрашивание предметов различной величины.
Восприятие формы – 4 часа.
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). Группировка предметов по форме. Раскрашивание предметов.
Восприятие цвета – 1 час.
Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный). Игры на подбор нужного цвета. Игры на сочетание цветов. Рисование и раскрашивание предметов. Конструирование.
Восприятие пространства – 2 часа.
Пространственное ориентирование в схеме собственного тела. Дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела. Определение расположения предметов в пространстве (верх – сверху, сзади, справа, слева, за, под, около, низ – снизу, перед – спереди и т. п.), ориентирование в помещение по инструкции педагога. Пространственная ориентировка на листе бумаги.
Восприятие времени – 1 час.
Сутки. Части суток. Утро. День. Вечер. Ночь. Работа с графической моделью «Сутки». Понятия: вчера, сегодня, завтра. Времена года. Обозначение временных представлений в речи.
Слуховое восприятие – 1 час.
Формирование умения слушать, прислушиваться, сосредоточиваться на звуке. Различение звуков окружающей среды и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание речевым и неречевым звукам. Выполнение словесных поручений.
III.Развитие внимания – 7 часов.Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания. Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах, «Графический диктант» с выявлением закономерностей (по визуальному образцу), составление простых узоров из карточек по образцу («Мозаика»), игры «Кто точнее нарисует», «Составь узор», «Запутанные дорожки». Активизация внимания путем сличения предмета с его силуэтом. Штриховка по трафарету и шаблону. Раскрашивание предметов.
Развитие памяти – 4 часа.
Развитие объема и устойчивости слуховой, зрительной, двигательной памяти. Упражнения на запоминание различных предметов (2–3) без учета месторасположения, игры «Внимательный художник», «Найди отличия». Запоминание свойств предметов, узнавание их на основе названных свойств. Запоминание и воспроизведение наглядного и словесного материала. Зарисовка картинок.
Развитие аналитико-синтетической сферы – 8 часов.
Развитие наглядно-действенного мышления. Описание различных свойств окружающих предметов. Практическое расчленение объекта на составные элементы. Выделение элементов, из которых состоит данный объект. Выделение основных признаков предмета. Нахождение конкретных различий. Сравнение предметов по заданному признаку. Выделение общего признака. Классификация предметов по заданному признаку.
VI. Развитие личностно-мотивационной сферы – 6 часов.
Знакомство с правилами общения. Обучение приёмам общения со сверстниками. Развитие произвольно рефлексивных действий в поведении и деятельности. Формирование мотивационной деятельности на действие контроля. Знакомство с понятиями «радость», «страх», «удивление», «злость». Развитие умения адекватно выражать своё эмоциональное состояние. Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека.
Основные требования к умениям учащегося:
целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
анализировать и сравнивать предметы по указанному признаку: форма, цвет, величина;
различать основные цвета;
классифицировать геометрические фигуры;
обобщать предметы по определённым признакам;
выбирать предмет по образцу;
определять название предмета, форму предмета;
складывать из счётных палочек элементарные предметы;
ориентироваться в помещении и на листе бумаги по инструкции педагога;
определять источник звука;
угадывать предмет по вопросам с помощью осязания;
различать речевые и неречевые звуки, звуки окружающей среды;
выделять части суток;
находить сходство и различие между изучаемыми предметами;
классифицировать предметы по заданному признаку;
раскрашивать предметные картинки, не выходя за контур;
Список используемых источников:
1.Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под. ред. Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012. — 84 с.
2.Примерная основная общеобразовательная программа для детей с задержкой психического развития
3.«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией С.Г.Шевченко , 2006 г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

п/ пТема Кол-во часов Дата Методики и задания Оборудование Межпредметные связи
Раздел I. Вводное занятие (1 час)
1 Давайте
познакомимся Диагностическое занятие 1 Игры:
«Знакомство», «Мяч»
Диагностика мотивации, памяти. Игра
«Что изменилось?» Мяч
Бланки с диагностическим материалом Выявление
уровня знаний детей о себе, ближайшем окружении
Выявление уровня готовности к школьному обучению
Раздел II. Развитие восприятия и осязания (11 часов)
2
Осязание. Одинаковое на ощупь. Тёплое или холодное. Мокрое или сухое 1
Психогимнастика «Пылесос и пылинки». Игра «Найди одинаковые»
Игра «Моем посуду».
Лепка «Завтрак для куклы»
«Лягушки». Образцы различных на ощупь материалов. Аппликация «Домик»
Ёмкости с тёплой и холодной водой. Наборы игрушечной посуды. Пластилин, дощечки для лепки, салфетки
Развитие речи. Ручной труд

3
Восприятие качеств величины. Сопоставление двух предметов по высоте,длине;
по ширине, толщине.
1
Игры «Карлики – великаны»,
«Высокий –
низкий»
«Кто
быстрей»,
«Длинный –
короткий»
Игра «Широкий – узкий», «Что толще?»,
«Кошки-мышки» Картинки с
изображением высоких и низких предметов. Набор столбиков из цветного картона, различных по
высоте. Буквы
Две ленты разной длины и разного цвета. Картинки с изображением предметов, разных по длине
Картинки с
изображением предметов,
разных по ширине. Полоски из цветного картона разной ширины
2 книги – толстая, тонкая. Картинки с изображением толстых и тонких предметов Математика.
Обучение грамоте.
ИЗО. Ручной труд
4 Восприятие формы. Форма предметов 1 «Контрастные фигуры». Игра «Почтовый ящик» Рамки-вкладыши.
Логический куб. Картинки с изображением предметов, разных по форме. Материалы для изготовления аппликации «Цыплёнок» Математика. Ручной труд
5 Круг. Его
свойства 1 Игра «Найди
круг» Изображение Колобка.
Картинки сизображением предметов, похожих на круг. Наборы геометрических фигур Математика.
ИЗО
6 Квадрат. Его
Свойства.
Прямоугольник. Его свойства 1
Игры «Найди похожее», «Кто быстрее»,
«Волшебный мешочек» Наборы геометрических фигур. Счётные палочки.
Картинки с изображением предметов, похожих на квадрат
Наборы геометрических фигур. Счётные палочки.
Картинки с изображением предметов, похожих на квадрат, круг, прямоугольник Математика. ИЗО
7 Треугольник. Его свойства 1 Игры «Конверты» «Найди треугольник» Наборы геометрических фигур. Счётные палочки.
Картинки с изображением предметов Математика. ИЗО
8
Восприятие цвета.
В мире цвета
Различение и выделение основных цветов (красный, жёлтый, зелёный, синий, чёрный) 1
Игры «Радуга»,
«Я найду цвета везде»
Психогимнастика«Слушай хлопки».
Упражнение «Сделаем матрёшкам бусы».
Аппликация «Наклеим матрёшкам бусы» 2 рисунка: чёрно-
белыйи цветной.
Рисунки с изображением различных предметов. Цветные карандаши
Силуэты матрёшек. Цветные кружочки.
Карандаши. Наборы счётных палочек Обучение грамоте. Математика. ИЗО.
Развитие речи
9 Ориентирование в пространстве.
Справа – слева. Над, на, под.Вверху-внизу.
Вверху – внизу 1 Игры «Четвёртый лишний», «Что
изменилось?»
Игры «На, над, под», «Отгадай загадку»
Игры «Калейдоскоп», «Путешествие»,
«Овощи – фрукты»,
«Чего не стало?» Изображение берёзы, птиц, облака, зайца, медведя, солнца.
Карандаши
Карточки с изображением овощей, животных, дерева, яблок, грибочков. Карточки-задания
Геометрические фигуры. Изображения вагончиков, фруктов, овощей. Математика . Обучение грамоте.
ИЗО
Развитие речи.
10
Ориентирование в пространстве.
Внутри – снаружи
Впереди, сзади, между. 1
Игры «Пятый лишний», «Наведём порядок», «Найди своё место», «Счёт
пальцами»
Игры «Что
изменилось?», «Геометрическое
лото» Карточки-задания. Карандаши. Наборы геометрических фигур
Атрибуты к сказке «Репка».
Математика. ИЗО.
Ручной труд
Развитие речи.
11
Ориентация во времени. Утро
День
Вечер
Ночь
Понятия: вчера, сегодня, завтра 1
Игры «Верно –
неверно», «Построй дорожку»,
«Домик для муравья.
Карточки с изображением бус
Картинки с
изображением
«Режима дня». Счётные палочки. Наборы геометрических фигур.
Карточки-задания, символы
Карандаши Развитие речи. ИЗО
Математика
12
В мире звуков. Слушаем звуки
речи
Выполнение словесных поручений 1
Игры «Тихо – громко», «Найди игрушку».
Рисование «Листочки деревьев»
Упражнения: «Учись слушать и выполнять», «Послушай звуки», «Назови и проверь
постукиванием» Запись различных имитаций звуков. Карандаши. Карточки-задания
Стопка тетрадей.
Деревянные палочки. Карточки-задания ИЗО
Музыка.
Раздел III. Развитие внимания (7 часов)
13 Развитие объёма внимания 1 Задание «Кто точнее нарисует» Таблицы с нарисованными геометрическими фигурами. Карандаш. Листы бумаги. Карточки- задания Математика.
Обучение грамоте
14 Внимание
(сосредоточенность) 1 Игровые упражнения:
«Слушай звуки улицы»,
«Угадай, кто говорит» Запись звуков.
Карточки-задания ИЗО.
Музыка
15 Развитие концентрации внимания 1 Упражнения:
«Перепутанные линии», «Штриховка» Карточки-задания. Цветные карандаши. Трафареты Обучение грамоте. Математика
16 Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах 1 Упражнение «Пройди лабиринт» Карточки с лабиринтами.
Карандаши.
Ластики Обучение грамоте. Математика. ИЗО
17 «Графический диктант» с выявлением закономерностей (по зрительному образцу) 1 Упражнения: «Нарисуй недостающий предмет», «Графический диктант» Карточки-задания.
Цветные и простые карандаши Математика.
Обучение грамоте.
ИЗО
18 Составление простых узоров по образцу. Мозаика 1 Задание «Составь узор» Мозаика.
Карточки-задания.
Карандаши Ручной труд
19 Тренировка внимания 1 Игровые упражнения: «Расставь правильно», «Дорисуй», «Построй карету» Карточки-задания.
Карандаши ИЗО.
Математика
Обучение грамоте
Раздел IV. Развитие памяти (4часа)
20 Секреты нашей памяти
Память (непосредственная, вербальная) 1 Упражнения:
«Узнай фигуру», «Опиши»
предмет».
Игра «Снежный
ком»
Упражнения:
«Магнитофон», «Переверни рисунок», «Что?
Где?» Игрушка, овощ, фрукт
для описания
Карточки-задания.
Карандаши Развитие речи
Математика.
21
Слуховая память
Тренировка слуховой памяти 1
Упражнения: «Послушай и повтори», «Слушай и выполняй», «Штриховка»
Игры:
«Телеграфисты», «Куда указывает стрелка», «Подбери картинки» Карточки-задания.
Карандаши
Деревянные палочки.
Картинки для группировки.
Плакат с разнонаправленными стрелками.
Обучение грамоте. ИЗО. Математика
Развитие речи.

22 Зрительная память
Запоминание свойств предметов. Найди отличия 1
Упражнения: «Найди одинаковые», «Где ошибся»
«Буратино», «Перепутанные линии»
Упражнения: «Цветная
сказка»,
«Штриховка»,
«Запомни точно» Карточки-задания.
Карандаши. Картинки для группировки Развитие речи. Обучение грамоте
Математика.
ИЗО
23 Память двигательная 1 Упражнения:
«Телеграфисты», «Нарисуй по памяти», «Выполни правильно» Карточки-задания. Карандаши. Плакат с изображением геометрических фигур Математика. Обучение грамоте.
Ручной труд
Раздел V. Развитие аналитико-синтетической деятельности (8 часов)
24 Мышление
(анализ)
Анализ образца 1
Упражнения: «Раскрась правильно»,
«Назови детали»,
«Назови элементы букв»
Упражнения:
«Назови фигуры», «Путаница» Карточки-задания.
Предметы, расчленённые на части . Карандаши
Ручной руд.
Обучение грамоте
Математика.
ИЗО
Обучение грамоте.
25 Практическое
расчленение
объектана составные элементы 1 Игры: «Кто наблюдательнее», «Построй фигуру» Карточки- задания.
Карандаши Обучение грамоте. Математика. ИЗО
Ручной труд.
26 Мышление
(гибкость). Способы применения предмета 1 Упражнения:
«Дорисуй»,
«Штриховка» Элементы предметов.
Карточки-задания.
Карандаши Обучение грамоте.
Математика.ИЗО.

27 Мышление (синтез) 1 Упражнения:
«Найди слоги», «Говори правильно», «Всё ли ты увидел» Таблица со слогами и словами Обучение грамоте.
28 Мышление
(сравнение)
Зрительное восприятие формы 1
Упражнения: «Найди одинаковые и отличающиеся», «Запомни картинки»
«Назови предмет», «Молния и речка» Карточки-задания.
Карандаши.
Картинки
Развитие речи. ИЗО
29
Сравнение предметов по заданному признаку
Выделение общего признака 1
Упражнения: «Сравни предметы», «Образец и правило», «Загадочные контуры»
Упражнения: «Что общего», «Отгадай слова» Карточки-задания.
Карандаши.
Парные
картинки.
Счётные палочки.
Наборы букв Развитие речи. ИЗО
Ручной труд.
Обучение грамоте
30 Поиск закономерностей 1 Упражнения:
«Продолжи ряд», «Подумай и нарисуй»,
«Штриховка» Карточки-задания.
Картинки с изображением лисы, зайца.
Карандаши Обучение грамоте. Математика. ИЗО
31 Определение количества фигур, которые можно сделать из
нескольких элементов (сколько флажков можно сделать из трёх разноцветных полосок) 1 Упражнения: «Как сделать?», «Найди лишнее» Карточки-задания. Цветные карандаши Математика
Раздел VI. Итоговое занятие (2 часа).
32 Закрепление пройденного 1 Игра-путешествие Карточки-задания. Карандаши Математика,
обучение грамоте, ИЗО,
развитие речи
33 Комплексное занятие 1 Проверочная работа Карандаши. Ручки Математика,
обучение
грамоте,
ИЗО