Специальная индивидуальная программа (для детей с ОВЗ) 2016г


СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
учащегося 3 класса
_____________
(фамилия, имя)
Возраст: лет
Ответственный за реализацию программы:
Адигамова Гузаль Гафуровна(ФИО специалиста)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основная сфера нарушений:
- Интеллектуальная (в том числе генетические синдромы)
-Речевые нарушения
-Поведенческая(эмоциональная сфера, в том числе,детский церебральный паралич)
Степень выраженности нарушений:
- выраженная ( нарушения речи – ОНР II, II; нарушения в двигательной сфере – самостоятельно ходит не может,только индивидуальное обучение)
Наличие/отсутствие статуса «особый ребенок»:
- да - прошел ПМПК, есть рекомендации по условиям и режиму включения ребенка в образовательный процесс.
4.Наличие/отсутствие инвалидности.
-да
Тип учреждения, в котором обучается (школы, вошедшие в инклюзивную образовательную вертикаль):
- Средняя общеобразовательная школа
Формы и степень включения детей в образовательный процесс:
№ Формы Степень включения
1 Надомная форма обучения – индивидуально на дому, участие во внеурочных воспитательных мероприятиях по возможности ребенка « Точечная»
интеграция
Целевое назначение индивидуальной образовательной программы:
содействие получению учащимся с ограниченными возможностями здоровья качественного образования, необходимого для реализации образовательных запросов и дальнейшего профессионального самоопределения, в соответствии с его специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием нервнопсихического и соматического здоровья, с учетом реальных возможностей образовательного учреждения (материально-техническая база, обеспечение квалифицированными педагогическими кадрами и специалистами медицинского и коррекционного профиля, методическое обеспечение образовательного процесса). формирование социально-активной, патриотичной личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, на обеспечение успешной социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Школа разрабатывает приемлемые формы инклюзивного (включенного в общеобразовательные классы) образования детей с проблемами здоровья, обеспечивает повышение квалификации специалистов, способных успешно работать в инклюзивных классах, а также специалистов осуществляющих дистанционное обучение таких учащихся
СТРУКТУРА РАБОТЫ МОБУ СОШ № С УЧАЩИМСЯ

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I. Общие сведения
Ф. И.О. ребенка: Д.

Возраст: лет
Класс: 3
Ф.И.О. родителей:
Ф.И.О. основного педагога (учителя, воспитателя):
Заключение и рекомендации ПМПК ДЦП атонико – астатическая форма,средней тяжести,резидуальная стадия. Дисфункция тазовых органов.
F72.Тяжелая умственная отсталость.Системное недоразвитие речи тяжелой степени. Дизартрия.
Долговременные цели Формирование у ребенка положительного эмоционального отношения к урокам;
- развитие интереса к игрушкам и предметам;
-закрепление умения адекватно использовать игрушки в соответствии с их функциональным назначением;
--развитие и закрепление элементарных социально- бытовых навыков;
- изучение потенциальных возможностей ребенка с целью определения индивидуальной программы обучения;
- знакомство с абстрактными математическими понятиями;
- коррекция и развитие сенсорных и познавательных процессов, личностных качеств ребенка;
- коррекция нарушений эмоционально – личностной сферы;
- развитие речи и обогащение словаря;
-воспитание трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности.
Цели на текущий период (учебный год) Положительно относиться к урокам;
- быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей;
- осуществлять выбор геометрических фигур ( шар,куб и т.д.)по подражанию действиям учителя, по образцу и по словесной инструкции, а также определять форму предметов в бытовом окружении;
-производить группировку фигур по форме;
-показывать на себе и на кукле основные части тела и лица;
-производить простейшие действия по перемещению предметов вперед, назад. вверх, вниз по образцу и по словесной инструкции;
-узнавать и называть на основе наиболее характерных признаков времена года ( зима,лето, осень) и части суток ( день, ночь, утро)
Режим пребывания ребенка в ОУ Точечно, при необходимости и по возможности
II. Создание «безбарьерной» среды (могут быть заполнены не все графы, если ребенку не требуются специальные приспособления или дополнительное оборудование)
Направления деятельности Задачи на период Сроки
Обеспечение доступности среды Посещение занятий психоога2016-2017 учебный год
Организация развивающей среды Индивидуальные занятия 2016-2017 учебный год
Комфортная среда Домашнее обучение
2016-2017 учебный год
Обеспечение дополнительным оборудованием Возможность пользоваться сенсорным кабинетом, кабинетом ЛФК 2016-2017 учебный год
III. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА
Коррекционная работа на I ступени с уч-ся ОВЗ Д.Т. построена в соответствии с Федеральным образовательным стандартом направлена на оказание комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Цель: Создание системы психолого-педагогического сопровождения в обучении ребенка с нарушениями.
Задачи:
1.Совершенствование нормативно-правовой базы, сопровождающей реализацию коррекционной работы в школе.
2.Обучение участников образовательного процесса технологиям восстановления, сохранения и укрепления здоровья
3.Своевременно выявление у учащейся трудностей адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья.
4.Разработать систему организации образовательного процесса.
5.Осуществлять индивидуальную и дифференцированную психолого-медико-педагогическую коррекцию в соответствии с рекомендациями врачей.
Принципы:
— Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
— Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
— Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
— Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
—Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
Направленности:
— диагностическая работа- обеспечивать своевременное выявление проблем у учащегося , проведение его комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию ему психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения.
— коррекционно-развивающая работа- обеспечивать своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования ; способствовать формированию универсальных учебных действий у обучающейся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
— консультативная работа обеспечивать непрерывность специального сопровождения учащегося и его семьи по вопросам реализации психолого-медико- педагогической коррекции;
— информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса. Совершенствование нормативно-правовой базы, сопровождающей реализацию коррекционной работы .
Механизм реализации коррекционной работы:
Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе. Такое взаимодействие включает:
— комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;
— многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;
— составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка. Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, педагогики, социальной работы позволяет обеспечить систему комплексного психолого-медико- педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка.
Этапы реализации. Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.
I этап (апрель – сентябрь). Этап сбора и анализа информации (информационно- аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально- технической и кадровой базы учреждения.
II этап (октябрь- май) Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно- развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.
III этап (май- июнь) Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.
IV этап (август – сентябрь) Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.
Реализация коррекционной работы обеспечивается взаимодействием следующих специалистов и педагогов:
— педагог-психолог;
— социальный педагог;
— учителя- предметники.
— фельдшер
Фельшер контролируют соблюдение режима коррекции в питании и двигательной активности
Психолог – проводит занятия 1 раз в неделю по коррекции речевой и психологической деятельности, оказывает помощь ребенку в решении сложных социально-эмоциональных проблем индивидуального развития.
Социальный педагог совместно с педагогом-психологом обеспечивает комплексное психолого-педагогическое и социальное сопровождение учащегося с целью создания условий для их наиболее полной самоорганизации и освоения образовательных программ.
Учителя - предметники- осуществляют индивидуальный подход к Давлетову Тимуру в соответствии с рекомендациями ПМПК и психолога
IV Индивидуальный учебный план учащегося 3 класса Д.№ п/п Образовательные области Учебные предметы Количество часов
Язык и речь Устная речь 1
Чтение 1
Математика Математика 1
Естествознание Живой мир 1
Искусство Изобразительное искусство 1
Технологии Занимательный труд 1
Физическая культура Адаптивная физическая культура 1
Коррекционные технологии Игротерапия1
И Т О Г О 8
V. Освоение образовательной программы:
Общее психофизическое развитие
(коррекция)
Содержание 1 полуг. 2 полуг.
Сенсорное развитие
- соприкосновение с объектами:
реакция на соприкосновение с материалами, различными по вязкости (пена для бритья, пальчиковые краски, клейстер) - различение разных материалов:
по внешнему виду
на ощупь - различение разных поверхностей: гладкий
шероховатый
твёрдый
мягкий
Формирование представлений, умений, навыков
Содержание 1 полуг. 2 полуг.
Развитие мелкой моторики
- нанизывание бусин на шнурок -проталкивание шариков в отверстие -сжимание предметов:
одной рукой
двумя руками - выкалывание по линии (использование специального шила под непосредственным контролем педагога) Устная речь
- понимание названий предметов по темам:
фрукты
овощи
животные
посуда
мебель
одежда
обувь
сезоны - понимание предложных конструкций с предлогом:
На, под - употребление жестов для выражения своих желаний и просьб:
«дай»
«на»
- использование пиктограмм для общения (да-нет) - выражение согласия кивком головы - слушание сказок, стихов в устном изложении взрослого и в аудиозаписи - узнавание пиктограмм, обозначающих режимные моменты учебного дня - планирование занятий с помощью пиктограмм Социальное поведение - приветствие собеседника
действием
жестом
словоподражаниемЧтение
-знакомство со словами глобального чтения
Предметы (члены семьи, части тела) - выделение персонажей с помощью наглядности:
предметы
картинки Письмо
-развитие графо-моторных навыков:
закрашивание внутри контура
обводка линий и фигур
проведение вертикальных и наклонных линий на нелинованной бумаге
Счёт. Дочисловые представления
Количественные представления - различение множеств:
«столько же»
«много»
«мало»
«один» - знакомство с цифрами 1 2 :узнавание
обводка по трафарету и по линиям
соотнесение числа и количества
выкладывание количества в соответствии с цифрой (числом) Пространственные представления - составление картинки из 2-х частей -определение месторасположения предметов:
вверху
внизу -соотнесение цвета с названием:
основные цвета - составление упорядоченного ряда по цвету (1-1) Представления о величине -группировка предметов по величине («такой» - «не такой») -соотнесение величины предметов с названием и табличкой – словом «большой»-«маленький» -раскладывание однородных предметов, возрастающих и убывающих по величине - число и цифра 1
- число и цифра 2 Живой мир
Представления о себе - различение по внешним признакам:
мальчик
девочка - определение своей половой принадлежности -выделение признаков праздников (подарки, поздравления, угощение, нарядная одежда, настроение, музыка) Животный мир - узнавание диких животных:
заяц
медведь -узнавание домашних животных:
кошка
собака - различение диких и домашних животных - показ птиц (птица - летает) - выделение характерного признака (птица – летает) Растительный мир -объединение в группу:
овощи (помидор, огурец, морковь, капуста, лук)
фрукты (апельсин, банан) - различение овощей и фруктов Явления и объекты природы, погода -узнавание явлений и объектов неживой природы:
снег
дождь
солнце
облака
луна
звёзды - узнавание времени года на картинке:
осень
зима
весна -определение месторасположения:
земля
небо -расположение объектов живой и неживой природы:
на земле
на небе Занимательный труд
Предметное рисование Работа с кистью - освоение приёмов рисования кистью:
приём тычкапримакиваниеприём образования массы Рисование основных элементов -проведение карандашом линии по точкам:
прямая
замкнутая кривая Выполнение работы в контуре -раскрашивание внутри контура:
Кистью Лепка Подготовка материала к работе разминание пластилина Деление на части отрывание кусочка пластилина от целого куска Придание формы - катание шарика -катание колбаски Лепка предметов -сборка объекта по образцу Аппликация Работа с бумагой -разрывание бумаги Работа с клеем - открывание клея - закрывание клея -намазывание поверхности листа клеем Предметная аппликация - накладывание и приклеивание детали на трафарет - накладывание и приклеивание одной детали к другой - составление и приклеивание изображения из 2-х и более частей по образцу
Календарно – тематическое планирование по математике
№ Тема Кол-во часов Дата проведения
Примечание
План. Фактич. Дидактические упражнения на восприятие пространственных свойств объекта.Игры с конструктивными материалами: «Строим башню». 1 Дидактические упражнения на восприятие пространственных свойств объекта, Игры с конструктивными материалами: «Собери колечки». 1 Игры с конструктивными материалами: «Домик для собачки» 1 Игры с конструктивными материалами: «Домик для собачки», «Домик для Мишек» 1 Игры и игровые упражнения с водой и различными полистироловыми фигурами: «Домик», «Ёлка». 1 Действия с непрерывными множествами: переливание воды из кувшина в стаканы, пересыпание крупы с определением количества (много, мало, нет – пусто). 1 Музыкально – дидактические игры с сыпучими материалами (песок, крупой) 1 Музыкально – дидактические игры с сыпучими материалами 1 Практические действия с песком на выделение количества: скатывание, наполнение. 1 Практические действия с песком на выделение количества: скатывание, наполнение, пересыпание, вдавливание предметов. 1 Игровые упражнения на сопоставление двух объектов по величине: «Подбери крышку к баночке», «Спрячь шарики» 1 Игры на соотношение предметов (колец) по величине: «Пирамидка» 1 Игры на соотношение предметов (колец) по величине: «Собери грибы в корзину» 1 Игры со сборно – разборными игрушками: «Собери пирамидку» . 1 Игры с конструктивными материалами: «Домик для собачки» 1 Игры с конструктивными материалами: «Домик для собачки», «Домик для Мишек» 1 Игры на соотношение предметов (колец) по величине: «Собери грибы в корзину» 1 Игры на соотношение предметов (колец) по величине: «Пирамидка 1 Игры на развитие восприятия отношений по величине (по подражанию). 1 Игры на развитие восприятия отношений по величине (по подражанию): «Мячики для Мишки» 1 Обучение изображению погодных явлений с помощью имитационных действий. 1 Дидактические упражнения на восприятие пространственных свойств объекта, Игры с конструктивными материалами. 1 Игры с конструктивными материалами: «Домик для собачки», «Домик для Мишек» 1 Игры со сборно – разборными игрушками: «Собери пирамидку» (2-х составную) по подражанию. 1 Игры со сборно – разборными игрушками: «Собери пирамидку» (2-х составную) по подражанию. 1 Упражнения в набрасывании колец на стержень игрового модуля «Набрось колечко»: много, мало, одно кольцо. 1 Упражнения в набрасывании колец на стержень игрового модуля «Набрось колечко»: много, мало, одно кольцо. 1 Игры на развитие восприятия отношений по величине (по подражанию): «Мячики для Мишки». 1 Игры с конструктивными материалами: «Домик для собачки», «Домик для Мишек» 1 Игры с водой на выделение количества (один, много): «Ловим рыбок», «Собери ракушки» 1 Практические действия с песком на выделение количества: скатывание, наполнение, пересыпание, вдавливание предметов. 1 Игры с природными материалами: «Насыпь песочек в чашки» 1 Игры с природными материалами: «Печём куличики» 1 Игры с природными материалами «Кораблики» 1 Календарно– тематическое планирование по предмету «Занимательный труд»
№ Тема Кол-во часов Дата проведения
Примечание
План. Фактич. Лепка.
Знакомство с пластилином, его свойствами.
Знакомство с приёмами работы с пластилином. 1 Отрывание (отламывание) кусочка пластилина от большого куска «Конфеты».
1 Раскатывание комочка пластилина прямыми движениями ладоней «Палочка» разной величины, длины.
1 Раскатывание комочка пластилина прямыми движениями ладоней «Колбаска».
1 Раскатывание комочка пластилина прямыми движениями ладоней и соединение концов палочки «Колечко», «Баранка». 1 Лепка овощей и фруктов, имеющих форму шара: яблоко, помидор.
1 Раскатывание комочка пластилина прямыми движениями ладоней и соединение концов палочки «Колесо». 1 Раскатывание комочка пластилина круговыми движениями ладоней для изображения предметов круглой формы «Шарик». 1 Раскатывание комочка пластилина круговыми движениями ладоней для изображения предметов круглой формы «Яблоко».
1 Раскатывание комочка пластилина круговыми движениями ладоней для изображения предметов круглой формы «Ягоды». 1 Лепка предметов, овощей и фруктов, имеющих овальную форму. Составление композиции (картофель, сливы, огурцы и.). 1 Раскатывание комочка пластилина круговыми движениями и сплющивание его между ладонями «Лепешка».
1 Раскатывание комочка пластилина круговыми движениями и сплющивание его между ладонями «Печенье». 1 Раскатывание комочка пластилина круговыми движениями и сплющивание его между ладонями «Пряники». 1 Лепка предметов, овощей и фруктов, имеющих коническую форму (перец, морковь и др.). 1 Составление композиции. 1 Лепка предметов, овощей и фруктов, имеющих коническую форму (перец, морковь и др.). Составление композиции.
1 Делать углубление в середине сплющенного комочка «Миска».
1 Аппликация.
Ознакомление с сортами и свойствами бумаги (цветом). 1 Наклеивание готовых деталей (геометрических фигур) 2 контрастных цветов. «Кубики на полке».
1 Наклеивание готовых деталей (геометрических фигур) 2 контрастных цветов. «Мячики». 1 Аппликация «Подарок для папы». 1 Аппликация узор из геометрических фигур (разной формы, величины, цвета) «Расписная тарелка».
1 Аппликация. «Подарок для мамы».
1 Аппликация узор из геометрических фигур (разной формы, величины, цвета) «Полотенце».
1 Аппликация узор из геометрических фигур (разной формы, величины, цвета) «Поднос». 1 Аппликация узор из геометрических фигур (разной формы, величины, цвета) «Разноцветный мяч». 1 Аппликация узор из геометрических фигур (разной формы, величины, цвета) «Косынка для куклы».
1 Аппликация узор из геометрических фигур (разной формы, величины, цвета) «Шарфик». 1 Аппликация узор из геометрических фигур (разной формы, величины, цвета) «Платочек»
1 Работа с нитками.
Сортировка ниток по цвету.
1 Составление коллекции ниток наклеивание ниток на подложку (картон).
1 Разрывание ниток разной длины и толщины. 1 Намотка ниток на катушку, картон, в клубок. 1 Календарно – тематическое планирование по предмету « Устная речь»
№ Тема Кол-во часов Дата проведения Примечание
Игры и упражнения на развитие у учащегося правильного дыхания (развитие плавного ротового дыхания): «Лети, бабочка!». 1 Игры и упражнения на развитие у учащегося правильного дыхания (развитие плавного ротового дыхания): «Лети, бабочка!», «Ветерок». 1 Игры и упражнения на развитие у учащегося правильного дыхания (развитие плавного ротового дыхания: «Вертушка», «Летите, птички!». 1 Игры и упражнения на развитие у учащегося правильного дыхания (развитие речевого дыхания): «Пой со мной», «Звуки вокруг нас». 1 Упражнения, направленные на обучение учащегося пониманию одноступенчатых инструкций: «Мои игрушки». 1 Упражнения, направленные на обучение учащегося пониманию одноступенчатых инструкций: «Волшебный стул». 1 Упражнения, направленные на обучение учащегося пониманию одноступенчатых инструкций: «Послушай и сделай» 1 Упражнения, направленные на обучение учащегося пониманию одноступенчатых инструкций: «Мои игрушки», «Волшебный стул», «Послушай и сделай» 1 Упражнения, направленные на обучение учащегося пониманию одноступенчатых инструкций: «Мои игрушки», «Волшебный стул», «Послушай и сделай» 1 Упражнения, направленные на формирование способности учащегося слушать речь (потешки, стихи) 1 Упражнения, направленные на формирование способности учащегося слушать речь : «Ладушки», «Бобик». 1 Упражнения, направленные на формирование способности учащегося слушать речь : «Машенька – Маша», «Цыплята». 1 Упражнения в отработке аудиальных и речевых реакций на имя, фамилию. 1 Упражнения в отработке аудиальных и речевых реакций на имя, фамилию, пол. 1 Упражнения, направленные на привлечение внимания учащегося к своему внешнему виду: формирование умения смотреть на себя в зеркало – «Свет, мой зеркальце!». 1 Упражнения, направленные на привлечение внимания учащегося к своему внешнему виду: формирование умения смотреть на себя в зеркало – «Свет, мой зеркальце!», «Мои наряды» 1 Игра – драматизация с использованием натуральных предметов личной гигиены. 1 Игра – драматизация «Мойдодыр» с использованием натуральных предметов личной гигиены. 1 Игровые упражнения на лексическую тему «Посуда » 1 Игровые упражнения на лексическую тему «Посуда для меня и для других людей» 1 Игровые упражнения на лексическую тему «Моя одежда и обувь осенью» 1 Игровые упражнения на лексическую тему «Моя одежда и обувь осенью, зимой» 1 Предметные игры с любимыми игрушками 1 Предметные игры с любимыми игрушками 1 Обучающие игры с реальными предметами. Проигрывание вместе с учащимся простых сюжетов: «Маша обедает», «Мишка спит». 1 Обучающие игры с реальными предметами. Проигрывание вместе с учащимся простых сюжетов: «На прогулку», «Настя умывается» 1 Рассматривание фотографий ближайшего окружения ребёнка, называние и показ. 1 Рассматривание фотографий ближайшего окружения ребёнка, называние и показ. Моя семья. 1 Проигрывание в отобразительных играх ситуаций, отображающих любовь, доброе заботливое отношение ближайшего окружения ребёнка друг к другу.
Составление карты «Моя семья» 1 Игры и упражнения на развитие у учащегося правильного дыхания (развитие речевого дыхания): «Пой со мной», «Звуки вокруг нас». 1 Упражнения, направленные на обучение учащегося пониманию одноступенчатых инструкций: «Мои игрушки», «Волшебный стул», «Послушай и сделай» 1 Упражнения, направленные на формирование способности учащегося слушать речь (потешки, стихи): «Сорока - белобока», «Коза рогатая», «Пирожки», «Лошадка». 1 Игры на звукоподражание: «Мишка косолапый», «Ладушки», «Заинька» 1 Игры с несложным ролевым диалогом «Доктор», «Автобус» 1 Календарно – тематический планирование по игротерапии№ п\пТема урока. Кол-во час Дата проведения Примечание Примечание
План Факт. Здравствуй, школа. Дидактическая игра «Собери портфель» 1 Листопад. Дидактическая игра. «Чудесный мешочек» 1 Осенние радости. Дидактическая игра «Дождевые капельки» 1 Овощи. Дидактическая игра «Что растёт на грядках?»
1 Фрукты. Дидактическая игра «Что растёт в саду?»
1 Посуда. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
1 Куклы идут в гости. Дидактическая игра «Узнай по описанию» (куклы) 1 Весёлое путешествие. Дидактическая игра «Где мы были мы не скажем …»
1 Собираем урожай. Дидактическая игра «Где мы были мы не скажем …»
1 Домашние животные. Дидактическая игра «Отгадай, кто пришел?»
1 Скотный двор.Дид.игра «Кто как голос подаёт?»
1 Кто живёт в лесу? Дидакт .игра «Стоп» 1 Кукла заболела. Выполнение действий по подражанию 1 Наряд для ёлки. Дидактическая игра «Что бывает.. (пушистое)».
1 Магазин. Дидактическая игра «Магазин»
1 Елка в гости к нам
идёт. Дидактическая игра «Стоп». 1 Каникулы. Предметная игра «Оденем кукол на прогулку» 1 Зимний лес, полный сказок и чудес. Предметная игра ««Зайцы и волки» 1 Зимние забавы. Предметная игра «Оденем кукол на прогулку» 1 Магазин одежды. Предметная игра «Продавец – покупатель» 1 Магазин обуви. Предметная игра «Продавец – покупатель» 1 Оденем кукол на прогулку. Предметная игра «Солнышко и дождик» 1 Дочки-матери. Предметная игра «Покорми куклу кашкой» 1 Бабочки на полянке. Предметная игра Бабочки садятся на цветочки» 1 Весенние радости. Предметная игра«Ручеёк» 1 Лягушата и бабочки у озера
Предметная игра «Ручеёк» 1 Автобус. Дидактическая игра «Куклы едут в автобусе»
1 Магазин. Дидактическая игра «Что изменилось?».
1 У врача. Дидактическая игра « На приеме у врача» 1 Работа с пластилином ( раскатывание, скатывание, вдавливание..). 1 Работа с пластилином. Лепка «Овощи». 1 Работа с пластилином. Лепка « Фрукты»
1 Работа в технике объемной и рваной аппликации.
1 Работа в технике объемной и рваной аппликации.
Вот и лето подоспело
1 Календарно – тематическое планирование по предмету « Живой мир»
№ Тема Кол-во часов Дата проведения Примечание Примечание
План. Факт. Экскурсия в школьный парк. Наблюдение за явлениями природы 1 Игровые упражнения, имитирующие природные явления: тепло, холодно. 1 Игровые упражнения, имитирующие природные явления: тепло, холодно, солнце, ветер. 1 Игровые упражнения, имитирующие природные явления: тепло, холодно, дождь, снег. Игровые упр. с флюгерами, ветряными вертушками. 1 Растительный мир.
Растения. (дерево, куст, трава). 1 Деревья (берѐза, дуб). 1 Строение дерева (ствол, корень, ветки, листья). 1 Плодовые деревья (вишня, яблоня, груша, слива). 1 Фрукты (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви). (узнавание по внешнему виду и вкусу, запаху). 1 Значение фруктов в жизни человека. Способы переработки фруктов. 1 Уход за растениями (выполнение элементарных трудовых поручений – опрыскивание, рыхление) 1 Овощи (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей овоща. 1 Значение овощей в жизни человека 1 Домашние животные (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака). Питание домашних животных. 1 Способы передвижения домашних животных. 1 Игры, отображающие жизнь домашних животных, птиц, дающие представление об их размерах с использованием речевых и неречевых средств общения. 1 Игры, отображающие жизнь домашних животных, птиц. Дидактическая игра «Кошечка», «Бобик». 1 Уход за домашними животными. Узнавание (различение) детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок). 1 Детеныши домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок). 1 Различение диких животных (лиса, заяц, волк, медведь). 1 Питание диких животных. Способы передвижения диких животных 1 Объединение диких животных в группу «дикие животные». Значения диких животных в жизни человека. 1 Детеныши диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок) 1 Птицы. Питание птиц. Дидактич.игра « Веселые гуси» 1 Различение домашних птиц (курица (петух), утка, гусь, индюк). 1 Объединение домашних птиц в группу «домашние птицы». Значение домашних птиц в жизни человека. 1 Игровые упражнения на узнавание животных и птиц. 1 Различение детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок, индюшонок). Игры на звукоподражание (чик – чирик, кар – кар, гав – гав, мяу), д\и «Кошечка», «Бобик», «Маленькая птичка» 1 Различение зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова). 1 Объединение зимующих птиц в группу «зимующие птицы». Знание значения птиц в жизни человека, в природе. 1 Объединение перелетных птиц в группу «перелетные птицы 1 Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам1 Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года. 1 Повторение и обобщение пройденного1 Календарно – тематическое планирование по предмету
« Изобразительное искусство»
№ Тема Кол-во часов Дата проведения Примечание Примечание
План. Факт. Рисование прямых линий (короткие, длинные). Ленточки, дорожки. 1 Перекрещивание прямых линий. Забор, клетчатый платок. 1 Рисование простого предмета квадратной формы. Платок. 1 Рисование предмета прямоугольной формы. Коробка для конфет. 1 Рисование предмета округлой формы. Часы, тарелка, мяч. 1 Тематическое рисование. Осенний день. 1 Рисование с натуры овощей с применением трафаретов, шаблонов и без них. 1 Рисование с натуры фруктов с применением трафаретов, шаблонов и без них. 1 Натюрморт с натуры. «Овощи и фрукты лежат на тарелке». 1 Декоративное рисование. Закрашивание готового узора из кругов с использованием 2 контрастных цветов в полосе. «Полотенце» 1 Декоративное рисование. Закрашивание готового узора из листьев с использованием 2 контрастных цветов в квадрате. 1 Рисование предметов, состоящих из ряда геометрических фигур, с использованием нескольких цветов. «Бусы». 1 Тематическое рисование. «Дождливый день в парке». 1 Рисование предметов, состоящих из ряда геометрических фигур, с использованием нескольких цветов. «Башенка из кубиков». 1 Декоративное рисование. Украшение узором силуэта игрушки. «Дымковский барашек». 1 Тематическое рисование. Поздняя осень, падают листья». 1 Рисование предметов, состоящих из ряда геометрических фигур, с использованием нескольких цветов. «Домик». 1 Рисование предметов, состоящих из ряда геометрических фигур разной величины, с использованием нескольких цветов. «Пирамидка». 1 «Красивые листочки»-обводка трафаретов листьев дуба. Штриховка и раскрашивание.
1 «Одежда для куклы»-обводка трафаретов юбки и блузки, раскрашивание. 1 Рисование по опорным точка 1 Иллюстрирование сказки «Репка».
1 Рисование с натуры. «Новогодняя игрушка». 1 Тематическое рисование. «Снег идет». 1 Рисование с натуры. «Новогодняя гирлянда». 1 Декоративное рисование из геометрических фигур, разной формы. «Шарфик и шапочка». 1 Декоративное рисование из геометрических фигур, разной формы «Рукавички». 1 Рисование с картинки цыплят. 1 Рисование на тему: «Портрет весны». 1 «Сосулька плачет»- рисование по представлению. 1 Рисование цветов по трафарету, раскрашивание. 1 Дорисовывание листочков на рисунке дерева. 1 Рисование на тему : «Одуванчики » 1 Чему мы научились за год. Беседа. Рассматривание своих работ. 1 Календарно – тематическое планирование по чтению
№ Тема Кол-во час Дата Примечание
Планир. Фактич. Повторение .Беседа на тему «Вот и лето прошло». Игры и упражнения на подвижность органов артикуляции (артикуляционная гимнастика). 1 Беседа на тему «Здравствуй школа». Артикуляционная гимнастика. 1 Беседа на тему «Наша школа». Упражнения на движения мимической мускулатуры по подражанию (зажмурить глаза, надуть щёки, втянуть щёки, поднять и нахмурить брови) 1 Беседа на тему «Моя семья». Понятие «слово». Упражнения для губ и языка перед зеркалом: улыбка – трубочка, показать язычок – спрятать язык (по образцу) 1 Школьные вещи. Понятие «слово». Упражнения для губ и языка перед зеркалом. 1 Игрушки. Понятие «слово». «Чтение» движений, выполняемых кукол бибабо (кукла на рукавичках). 1 Чтение учителем: А. Барто «Мишка», «Мячик».Беседа. 1 Чтение учителем: А. Барто «Грузовик», «Мячик».Беседа. 1 Различение неречевых звуков окружающей действительности. Имитация звуков окружающей действительности. Понятие «предложение». 1 Режим дня школьника. Понятие «предложение». Составление предложений.
Игры – имитации, сопровождаемые текстом песенок и потешек. Двигательные упражнения типа «Ветер, ветер», «Дождь идёт». 1 Чтение учителем: А. Барто «Кто как кричит». Игры – имитации, сопровождаемые текстом песенок и потешек. 1 Называние предметных картинок и составление предложений по сюжетным картинкам. Игры – имитации, сопровождаемые текстом песенок и потешек. Двигательные упражнения типа «Падающие листья», «Часики». 1 Беседа на тему «Сад». Понятие «слово», «слог – часть слова». Составление схемы слова. Деление слов на слоги. 1 Беседа на тему «Огород». Понятие «слово», «слог – часть слова». 1 Выполнение поручений по словесному заданию учителя. Аудиальные и визуальные упражнения с использованием картинок, изображающих животных, типа «Слушай и показывай на картинке» (кошка, собака). 1 Выделение из слов звука «А» в ударной позиции .Аудиальные и двигательные упражнения типа «Слушай и делай вместе со мной», «Слушай и выполняй движения» (под стихотворный текст). 1 Выделение из слов звука «А» в ударной позиции.
Аудиальные и двигательные упражнения типа «Слушай и делай вместе со мной», «Слушай и выполняй движения» (под стихотворный текст). 1 Выделение из слов звука «У» в ударной позиции. Слушание аудиокассет и узнавание разнообразных звуков (шум дождя, шум воды, голоса птиц, зверей) 1 Выделение из слов звука «У» в ударной позиции.
Слушание аудиокассет и узнавание разнообразных звуков (шум дождя, шум воды, голоса птиц, зверей) 1 Выделение из слова звука «М» (начало слова).
«Чтение» движений, выполняемых кукол бибабо .1 Выделение из слова звука «М» (начало слова).
«Чтение» движений, выполняемых кукол бибабо (кукла на рукавичках) с открывающимся ртом и подвижным языком 1 Чтение и рассказывание р.н.с. «Колобок» с опорой на наглядность с помощью учителя. 1 Чтение и пересказ р.н.с. «Репка» с опорой на наглядность 1 Звук и буква «А» Выделение звука «А» из состава слова.
Игры – имитации, сопровождаемые текстом песенок и потешек. 1 Звук и буква «А» Выделение звука «А» из состава слова.
Двигательные упражнения типа «Потанцуй со мной», Угадай, кто я такой!» 1 Чтение буквы «А». Соотнесение буквы и звука. Аудиальные и двигательные упражнения типа «Слушай и делай вместе со мной». 1 Чтение буквы «А». Соотнесение буквы и звука.
Аудиальные и двигательные упражнения типа «Слушай и делай вместе со мной» 1 Звук и буква «У» Выделение звука «У» из состава слова. Аудиальные и визуальные упражнения с использованием картинок, изображающих животных, типа «Слушай и показывай на картинке» (курица, гусь) 1 Слова «ау» и «уа». Установление сходства и различия в звуковом и буквенном составе слова. 1 Слушание аудио кассет. «Пение птиц», «Шум леса». 1 Прослушивание сказки «Теремок» с помощью перчаточного театра 1 Прослушивание сказки «Курочка ряба» на CD - диске 1 Прослушивание сказки «Курочка ряба». Пересказ сказки по картинкам. 1 Музыкально – дидактические игры с музыкальными игрушками: колокольчик, барабан, бубен. 1