Воспитание духовной нравственности младших школьников через культуру театра

«Воспитание духовной нравственности младших школьников через культуру театра»

Духовность базируется на свободе человека,
понимается как внутренний источник,
как жизненная сила. Свобода сочетается
с формирующейся саморегуляцией.
Нравственность заключается в совершенном
познании добра, в совершенном умении
и желании творить добро.
И. Песталоцци.

Сегодня школа призвана осуществить всестороннее развитие и воспитание подрастающего поколения. Наряду с умственным, эстетическим и физическим воспитанием значительное место занимает духовно-нравственное воспитание. 

"Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим".

Эти слова Б.М. Неменского говорят о том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 - 40 лет. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества.

Вопрос духовно-нравственного  воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация  в вопросе духовно – нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились отсутствие четких положительных ориентиров для молодого поколения. резкое ухудшение морально – нравственной обстановки в обществе,  спад культурно –  досуговой работы с детьми и молодежью.

Поэтому, именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально нравственного состояния общества и государства. Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально ценностному, духовно нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Наиболее системно, последовательно и глубоко духовно - нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере начального образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.

Начальная школа самоценный, принципиально новый этап в жизни ребёнка: начинается систематическое обучение  в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.
Духовно-нравственное развитие достигает содержательной полноты и становится актуальным для самого обучающегося, когда соединяется с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.

Сделать себя нравственнее, добрее, чище значит сделать таким мир вокруг себя. Духовно - нравственное развитие и воспитание должны предусматривать добровольное и посильное включение обучающихся в решение реальных социальных, экологических, культурных, экономических и иных проблем семьи, школы, города, области, России.

Общение детей в коллективе, уроки и внеурочная деятельность должны приносить ребёнку радость. Радость общения с друзьями, с родными, с природой, с животными... Радость и успех окрыляют маленького человека. Это позволяет воспитывать в ребёнке доброту, отзывчивость, щедрость и оптимизм; полнее раскрывать творческую сторону личности, его талант. На мой взгляд, раскрыть в ребёнке самые добрые, светлые стороны может театр.

Театр - это необыкновенный волшебный мир! Здесь возможно всё! Где ещё можно перенестись на много веков назад или вперёд, или попасть в необычный фантастический мир. Встретиться с феями и волшебниками, сказочными персонажами, поговорить с птицами и зверями. Только на сцене, в театре! Театр просто необходим детям. На мой взгляд, театр играет большую роль в формировании личности ребёнка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой. Театр заключает в себе большие потенциальные возможности для всестороннего развития личности ребёнка. Посещая спектакли городских театров, дети учатся сопереживать, сострадать, сочувствовать героям, вместе с ними они смеются и плачут, боятся и становятся храбрыми.

На мой взгляд, для учащихся начальной школы театр - это, в первую очередь, необычный мир, позволяющий разнообразить детский досуг. Детей младшего школьного возраста можно сравнить с глиной, что слепишь, то и останется на всю жизнь. А кто будет тем «мастером», который займётся детской душой, который вложит в неё всё только доброе, светлое? Волшебный мир театра может творить чудеса! В детях раскрываются те стороны, о которых не знали ни они сами, ни их родители. Дети подобны маленькому бутону. Если цветок поместить в благодатные условия, поливать его, удобрять, то бутон раскроется и будет радовать окружающих своей неземной красотой. Похожее происходит с некоторыми детьми, они зажаты, закомплексованы, они не слышали добрых слов, их не хвалили, но переступив порог школьного театра, «гадкие утята» расправляют плечи, вытягивают шеи и превращаются в «прекрасных лебедей». Исчезают детские страхи, появляется уверенность в себе, в своих силах.

Мои ученики посещают кружок «Театральные ступеньки», где сами пробуют себя в роли артистов. В совместной работе над спектаклем формируются навыки сотрудничества, творчества, эмоциональной гибкости, коммуникативности, самопрезентации и самореализации. В ребятах раскрываются самые добрые и светлые стороны, обыгрывая различные ситуации на сцене, дети примеряют эту роль на себя и задумываются, а как бы они поступили в той или иной ситуации. Театр никого не оставляет равнодушным, ни артиста, сколько бы лет ему не было, ни зрителя.

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему. Что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки. быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные  качества человека будущего общества, но главное, что  эти качества должны закладываться сегодня. И не последнюю роль в этом играет театр.

В.А.Сухомлинский писал: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». На мой взгляд, сделать мир детей чище и добрее могут родители и учителя. И нам, учителям, нельзя забывать, что порой эта ответственная миссия больше ложится на наши хрупкие плечи, но мы обязательно с ней справимся.
























15