Методическая разработка урока по чтению и развитию речи на тему: Устное народное творчество. Загадки


Тема урока: «Устное народное творчество.Загадка»
Спектр целевых ориентаций:
Коррекционно – образовательные:
- активизировать мыслительную деятельность учащихся;
- расширить представление учащихся об устном народном творчестве;
- учить составлять загадки
Коррекционно – развивающие:
- развивать познавательный интерес;
- развивать речевые умения, творческие способности;
- развивать умение разгадывать загадки;
- развивать воображение и мышление,
- развивать навыки внимания, слуховое и зрительное восприятие, памяти,
Формирование навыков учебной деятельности: умение понимать и принимать инструкцию.
Коррекционно – воспитательные:
- воспитывать интерес к устному народному творчеству,
- любовь к природе.
Средства обучения: ноутбук, интерактивная доска, проектор, презентация к уроку, иллюстрации к сказке, карточки для индивидуальной работы.
I.Орг. Момент
Ребята давайте поприветствуем наших гостей.
Давайте встанем в круг и друг друга поприветствуем ласковыми словами. (Здравствуй Алёшенька, здравствуй Светик и т.д.). Хорошо. А теперь с хорошим настроением начнём наш урок. Садитесь все на свои места.
II. Актуализация знаний
Ребята отгадайте пожалуйста загадку?
Пусты поля
Мокнет земля
Дождь поливает
Когда это бывает? (Осень)
А какое у нас сейчас время года по календарю?
Назовите мне осенние месяцы?
Сколько осенних месяцев? Какой по счету сентябрь?
А второй какой?:
Назовите 3 месяц.
Молодцы!
Ребята а что у нас осенью происходит с природой? (солнце светит но не греет, похолодало, птицы готовятся к отлету на юг)
А что произошло с деревьями? (ответы детей)
Как называется это явление? (ответы детей)
Слайд (слово ЛИСТОПАД)
Посмотрите внимательно на это слово. Как вы думаете из каких частей состоит это слово.? (ответы детей)

Сколько частей? (ответы детей)
Какая буква между ними стоит? (ответы детей). Какая эта буква?(ответы детей).
Хорошо! Молодцы!
Слайд осеннего леса (идёт листопад)

Ребята где мы сейчас с вами оказались? (ответы детей)
В лесу листопад. Давайте мы его сейчас изобразим. Возьмите свои листочки, которые лежат на партах. Встаньте пожалуйста. Делаем вдох через нос, плечи не поднимаем, дуем на листочек медленно, чтобы он как можно дольше кружился в воздухе. (2-3 раза)


Ребята, а давайте с вами послушаем как звучит шум падающих листьев? Какие звуки издают опавшие листья? Прочитайте. (Шш-ш-ш!) Вспомните, как произносим звук /ш/? Какой это звук? (ответы детей).
Молодцы!
А сейчас давайте поработаем над пословицей.

Если листопад пройдет скоро, надо ожидать суровой зимы.
Давайте прочитаем эту пословицу. (прочитай Слава)
Ребята как вы понимаете эту пословицу? (ответы детей)
Ребята а у нас уже прошёл листопад? (отв детей)
Значит чего мы должны ожидать ? (отв детей)
III. Проверка домашнего задания.
Ребята когда последние листочки облетали с деревьев, то некоторые из них залетели к нам в окошко и до сих пор сохранились. Но не простые, а с заданиями. Алёша посмотри пожалуйста на лево, на подоконнике лежит один из них. Возьми его пожалуйста и посмотри, что там написано? (домашнее задание)

Рассказ детей по картинкам сказки «Рыжие листья» Молодцы!
IV. Сообщение темы урока
Света встань пожалуйста и посмотри назад и вниз на полу между шкафчиками лежит еще один листочек. Прочти пожалуйста, что на нем написано? (отгадай слово)
Слайд с картинками

Ребята вам нужно назвать эти предметы и по первым буквам в словах вы узнаете о чем мы будем с вами сегодня говорить на уроке.

Правильно! Молодцы!
Сегодня мы с вами будем говорить о загадках.
Рассказ учителя о загадках
Загадка – это жанр устного народного творчества. Есть народные загадки. Они появились много столетий назад. Есть  литературные, их сочинили писатели и поэты.
В русском устном народном творчестве есть загадки на все случаи жизни: о животных и  явлениях природы, о растениях и инструментах, о школе и о многом-многом другом. Загадка – это «задачка», которую надо решить. В загадке даётся описание предмета, его  признаков, особенностей, по которым можно найти отгадку.
Многие загадки построены в виде вопросов.
Например: что стучит без рук? (дождь)
Ребята а какие жанры устного народного творчества вы еще знаете? (сказки, пословицы, поговорки, )
Молодцы ребята!
Вика посмотри пожалуйста на лево, на подоконнике еще один листочек лежит. Возьми его и прочитай пожалуйста что там написано? (Поиграем)
Ну что хотите поиграть?
Сейчас мы поиграем в игру «Кто это? Что это?».
Ребята я буду задавать вам вопросы, а вы должны будете отвечать на них четко и быстро, кто это или что это ?Звонкий, быстрый, веселый –мячВкусный, алый, сочный –помидорЖелтые, красные, осенние –листьяХолодный, белый, пушистый –снегБурый, косолапый, неуклюжий –медведьЖелтые, красные, зеленые –листьяЗеленый, продолговатый, сочный  –огурецВетвистая, зеленая, колючая –елкаКрасное, спелое, сладкое –яблокоБелое, пушистое, легкое-облако
Молодцы!
V. Сочинение загадок.
Святослав посмотри у себя под ногами там еще один листочек. Возьми и прочитай , что там на нем написано? (сочинение загадок)
Да непростая задачка. Ну мы с вами обязательно с ней справимся.
– Как устроена загадка?В загадке говорится о предмете, подчеркнуты главные признаки предмета. Чтобы сочинить загадку, надо определить эти признаки, подумать над вопросами: кто? что делает? какой? на что похож? Для того чтобы легче было нам составить загадку на доске есть алгоритм построения загадки.

Алгоритм  построения загадки.
 Загадать предмет
Выделить признаки
Выделенный признак надо сравнить со схожим признаком другого предмета
Изображение зайца и сороки на доске
– Попробуем вместе сочинить загадки о сороке и кролике.– Рассмотрите  изображение  сороки. Скажите пожалуйста где она летает?
– Какие особенности ее поведения можете назвать? (Много «говорит», стрекочет.)– Значит, можно сказать, что она разносит новости по лесу.
Каковы  особенности  ее  окраски? (длинный хвост, белые бока,.)Запись загадки о сороке на доске:                             Везде летает,                             Всегда все знает,                             Длиннохвоста, белобока,                             А зовут ее … (сорока).
Ребята а кроме сороки каких вы птиц еще знаете? (ответы детей)
Напомните какое сейчас время года по календарю?
А у нас что на улице лежит?
А как мы с вами помогаем птицам зимой?
Хорошо молодцы!
А теперь давайте посмотрим на кролика. Он пушистый? Какие уши? Каким образом он передвигается? Что любит кролик?
Комочек пушистый,
Длинные уши,Прыгает ловко,Любит морковку.VI.Физминутка «Зайцы утром рано встали»
Ну что засиделись мы. Пора размятся немного. Давайте все встанем.
Зайцы утром рано встали,Весело в лесу играли.По дорожкам прыг-прыг-прыг!Кто к зарядке не привык? (Прыжки на месте)Вот лиса идет по лесу.Кто там скачет, интересно? (Ходьба на месте)Чтоб ответить на вопрос,Тянет лисонька свой нос. (Потягивания – руки вперед)Но зайчата быстро скачут.Как же может быть иначе? (Прыжки на месте)Тренировки помогают!И зайчата убегают. (Бег на месте)Вот голодная лиса (Ходьба на месте)Грустно смотрит в небеса. (Потягивания – руки вверх)Тяжело вздыхает. (Глубокие вдох и выдох)Садится, отдыхает. (Дети садятся за столы)
Молодцы! Размялись. Можем продолжать работать дальше.
VII.Работа с учебником
А тебе Арина я дам листочек сама. Посмотри какой он красивый. Возьми пожалуйста его. Прочитай что там написано?
Хорошо поработаем с учебником. Открываем учебник на стр. 61

Там написана загадка. Сейчас я вам ее прочитаю. О чем говорится в этой загадке?
Работа с загадкой по вопросам в учебнике
VIII. Кроссворд
Максим посмотри я вижу за телевизором выглядывает что – то. Встань пожалуйста, подойди к телевизору, посмотри , что там?Замечательно! Сейчас мы с вами будем разгадывать очень интересный кроссворд.
Я буду загадывать вам загадки, а вы будете их угадывать, выходить к доске и вписывать в клеточки по вертикали. Готовы?
1)Хлеба краюшка висит над избушкой.
Собаки лают, достать не могут.(месяц)
2) Это что за потолок?    То он низок, то высок,    То он сер, то беловат,    То чуть-чуть голубоват,    А порой такой красивый –    Кружевной и синий-синий.                                         (Небо.)
3)Кто в году четыре раза переодевается?                                                         (Земля.)

4)Бусы хрустальные
По траве рассыпаны(роса)
5)После дождя бывает,
Полнеба закрывает.
Дуга красивая, цветная
Появится, затем растает(радуга)
6)На шесте- дворец
Во дворце – певец
А зовут его (скворец)
7) Что на домике моём
И важней всего и выше?
Без чего и дом – не дом.(крыша)
Ребята какое ключевое слово получилось?


IX. Итог урока.
Молодцы вы хорошо работали на уроке.
А с каким жанром устного народного творчества мы сегодня познакомились на уроке? Какие еще жанры мы с вами знаем?
Ребят а вам понравилось сочинять загадки?
Домашнее задание
Сочинение загадки про медведя.
Оценки
Ребята, а сейчас я хочу чтобы вы оценили свою работу на уроке. Перед вами ступеньки вот с такими оценками: молодец, хорошо работал, надо постараться. У вас на партах лежат улыбочки. Сейчас каждый подойдет и оценит сам себя.
Оценки учителя
Самоанализ урока чтения и развития речи в 3 классе.
Тема урока: «Устное народное творчество.Загадка»
Спектр целевых ориентаций:
Коррекционно – образовательные:
- активизировать мыслительную деятельность учащихся;
- расширить представление учащихся об устном народном творчестве;
- учить составлять загадки
Коррекционно – развивающие:
- развивать познавательный интерес;
- развивать речевые умения, творческие способности;
- развивать умение разгадывать загадки;
- развивать воображение и мышление,
- развивать навыки внимания, слуховое и зрительное восприятие, памяти,
Формирование навыков учебной деятельности: умение понимать и принимать инструкцию.
Коррекционно – воспитательные:
- воспитывать интерес к устному народному творчеству,
- любовь к природе.
Средства обучения: ноутбук, интерактивная доска, проектор, презентация к уроку, иллюстрации к сказке, карточки для индивидуальной работы.
Изучаемый материал построен по основным принципам коррекционной педагогики: доступность, научность, цикличность, системность.
Для проведения урока использовались разные технологии и методы: технология развивающего обучения, технология игрового обучения, технология дифференциации и индивидуализации, здоровьесберегающие технологии, технологии личностно – ориентированного обучения, словесный метод, наглядный метод и практический, использование ИКТ.
Информационная и языковая грамотность:
Урок был построен с использованием научного языка, глубоко была раскрыта тема урока. Учебный материал излагался доступно с опорой на индивидуальные особенности каждого ребёнка. Использовала разные источники информации(текстовый материал, графический и электронный)
Результативность: В процессе урока каждый ребёнок имел возможность проявить свои творческие способности в сочинении загадки.
Методическое мастерство и творчество: Использовала разнообразные методы и приемы. Один вид деятельности плавно сменялся другим. Также использовала разнообразные формы работы с информацией, разные источники. Поставленных целей и задач достигла. Материал к уроку подбирался мною с опорой на потребности и интересы обучающихся.
Мотивация к обучению: На уроке присутствовала доброжелательная атмосфера, безопасная комфортная образовательная среда. Чтобы заинтересовать учащихся на уроке был сюрпризный момент, создала проблемную ситуацию с опорой на интересы и потребности учащихся. Присутствовала связь с жизненным опытом учеников.
Рефлексивность и оценивание: На уроке были использованы разные способы оценивания и рефлексии. Дети могли адекватно оценить свои способности.
Организационная культура: Использовала инструкцию и пояснения для выполнения заданий (алгоритм).
Эффективная коммуникация: Входе урока учащиеся сотрудничали между собой, с учителем. Дети имели возможность высказать свою точку зрения.
Наличие ценностных ориентиров: На уроке я воспитывала любовь к природе и развивала интерес к устному народному творчеству.
Метапредметный и междисциплинарный подход: Проводилась межпредметная связь с математикой, письмом и развитием речи и развитие речи на основе ознакомления с окружающим миром.
Поддержка самостоятельности, активности и творчества обучающихся:
Использовала активные и интерактивные подходы для развития и самостоятельности обучающихся. Создала на уроке ситуацию для выбора и самоопределения. При выполнении заданий оказывала поддержку каждому ученику. Создала ситуацию успеха на уроке. Помогала в решении творческих задач.
В наглядных методах я использовала слайдовую презентацию, для развития мыслительных процессов проводилась игра «Кто это? Что это?» Эта игра – упражнение формирует быструю реакцию на слово, развивает воображение.
Для применения практического метода я использовала кроссворд, сочинение загадок.
Использую приёмы развития мыслительных операций и развития ВПФ (активизация внимания и памяти, сравнение, нахождение общих признаков).
На уроке я использовала здоровьесберегающие технологии: постаралась создать ситуацию психологического комфорта для детей, применяла дыхательную гимнастику, физминутку.
Учащиеся на уроке были активны и внимательны. Я считаю что выбранная форма организации учебной деятельности учащихся была достаточно эффективной.
Урок прошёл на должном уровне. Использовала все виды деятельности.
Поставленные мною цели и задачи достигнуты.