Конспект урока по теме Праздник Наурыз. Устное народное творчество



Лебяжинская средняя общеобразовательная школа







Урок истории Казахстана
в 5 русском классе











Учитель истории, экономики и права:
Каменова Жанна Маратовна











с. Акку, 10.02.2016 г.

Цели:
Создать условия для усвоения знаний о обычаях, традициях, праздниках казахского народа. Формирование понятия «Устное народное творчество»
Развивать умения и навыки работы с литературой: учебной, дополнительной; развивать навыки работы с текстом, уметь правильно выразить мысль, развивать навыки анализа и систематизации; побуждать учащихся к творчеству.
Прививать учащимся интерес и уважение к нравственно-духовной культуре своей страны, своего народа; расширять знания детей об истории и культуре казахского народа через изучение праздников, традиций.
Воспитывать уважение к искусству, к творческому прошлому казахского народа.
Тип: Комбинированный
Методы: беседа, рассказ, объяснение, работа с книгой, игра, упражнение, практическая работа.
Оборудование: ИД, презентация

Ход урока:
Организационный момент.
Повторение домашнего задания
Фронтальная беседа:
- Что такое архитектура или зо
·дчество?   искусство и наука [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (включая их [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), а также сама совокупность зданий и сооружений, создающих пространственную среду для жизни и деятельности человека.
- Как выглядели жилища людей в древности? Жилище казахского народа - замечательный памятник материальной культуры. Оно делилось на зимнее и летнее, которые отличались величиной и конструкцией. В летнее время казахи жили в легких переносных жилищах, зимой - в постоянных теплых помещениях: "агаш уй", "жер уй", "каратам", "шошала".
- Из каких строительных материалов строились жилища в древности?
- Что такое куйме, юрта? Опишите их. Кочевали кыпчаки в кибитках «кюйме» (жилища из войлока или шкур животных), установленных на больших четырехколесных повозках и малых – двуколесных арбах. В больших кибитках ездили старики, дети, женщины, в малых – знатные старики или женщины (ханы, не способные ездить верхом, пожилые «хатун»). Юрта - разборное жилище, изготовленное из дерева и войлока. Она состояла из "кереге" - остова (деревянная решетка), сферического купола - "шацырак", радиально расположенных жердей "уык".
- Какие архитектурные памятники появились на земле Казахстана в эпоху бронзового века, железа, средневековья?
Рассказы об архитектурных памятниках (используя Презентацию)
??? Какова наша главная задача в отношении к памятникам?
Прошло много веков, даже тысячелетий, а памятники, которые сохранились, не только украшают своим присутствием нашу землю, но и являются свидетелями прошлого, рассказывают нам о прошлом. Поэтому, важнейшей задачей является охрана памятников, чтобы и наши потомки могли любоваться ими.
Важней шей задачей является также сохранение обычаев и традиций.
Физкультурная минутка
Изучение нового материала:
&Устное народное творчество казахского народа
Учитель: История устного народного творчества казахов начинается с древнего тюрского периода.
Схема «Виды устного народного творчества»
1.Сказка
2.Легенда
3.Эпос
4.Лиро-эпические жырау
5.Загадки
6.Пословицы- поговорки
7.Афоризмы

1.Сказка-повествование о вымышленных событиях с участием фантастических персонажей.
Роль сказки – воспитание. Найдите и прочитайте вслух, в чем заключается роль сказки.
-Какие народные казахского народа вам известны?
-Какую сказку вы любите больше всех?
2.Легенды- они звучат чаще в форме стиха или рассказа. Рассказывается о героических подвигах героев. Героем может быть батыр, воин, хан.
Найдите и прочитайте, о ком часто говорится в казахских легендах?(работа с учебником)
3.Эпос- воспевается героизм батыров. «Кобланды батыр», «Ер Таргын», «Ер Косай»
4. Лиро- эпические жырау– это различные сказания о свободе, гуманности, любви, о жизни народа.
«Козы Корпеш- Баян Сулу», «КызЖибек», «Айман-Шолпан»
5. Пословицы- поговорки- жанр фольклора, краткое изречение. Дается наставление, совет.
-Найдите и прочитайте в тексте, где говорится об отличии пословицы от поговорки.
В пословице мысль высказывается полностью. В поговорке - предложение неполное. Человек сам догадывается о смысле.
-Какие мы знаем пословицы-поговорки?
6.Загадки-это вопрос для ума, остроумия.
-Найдите определение загадки.- Какие загадки вы знаете? (каждый называет по одной)
«Черная корова стоит, а красная корова ее лижет» (Огонь и казан).
7.Афоризмы- краткие изречения, точно и глубоко излагающие сложные вопросы, автором афоризмов являются известные люди.
&Праздник Наурыз. У казахского народа, как и у других этносов, есть свои обычаи и традиции национальной культуры.
- Традиции гостеприимства.
- Традиции, связанные с важнейшими моментами жизни: шилдехана – праздник по случаю рождения ребёнка, тусау кесу (разрезание пут, обычай, по случаю первых шагов ребёнка), свадебные обряды
??? – какие обычаи, традиции казахского народа вам известны?
- какое смысловое значение имеет обычай тусау кесу?
- расскажите о свадебных обрядах и традициях.
Самым значительным праздником считался Наурыз (презентация)
??? – Почему Наурыз называется «Великий день народа»?
- В какой день празднуют Праздник Наурыз?
- Какие обычаи связаны с праздником Наурыз?
- Что желают друг другу люди?
IY. Закрепление.
1.Я начинаю - вы заканчивайте.
- Добро совершить никогда (не поздно).
- Человек без друзей- что дерево (без листьев).
- Скромность украшает (человека).
2. Загадки.
- Утром встал- на две дороги попал ( брюки).
- У одной мыши два хвоста ( ножницы).
3. Сказка«Жадный бай»- читаем, обсуждаем.
Y.Вывод. Казахский народ в сказаниях, сказках, легендах и в других жанрах устного народного творчества учит и воспитывает у людей только добрые , лучшие , положительные качества. В наши дни "Наурыз мейрамы" стал общенародным праздником весны, труда и единства. Сегодня этот праздник одинаково дорог всем народам, живущим в многонациональном Казахстане. Древний праздник Наурыз гармонично трансформировался в современную жизнь, сохранив преемственность традиций древности.
Рефлексия – Что нового узнали на уроке? Что вы взяли для себя?
YI.Домашнее задание.
Параграф 20, читать, подготовить рассказ о традициях своего народа.




15