урок русского языка в 9 классе Синтаксическая стилистика и художественные возможности синтаксиса. Вклад выдающихся лингвистов в развитие синтаксической науки.

Предмет: русский язык
Класс: 9
Учитель: Минеева Н.Ю.
Тема: Синтаксическая стилистика и художественные возможности синтаксиса. Вклад выдающихся лингвистов в развитие синтаксической науки.
Тип урока: урок обобщающего повторения
Цели учителя:
Систематизировать знания по теме «Синтаксис».
Показать значение вклада русских лингвистов в развитие синтаксиса при изучении школьного курса русского языка.
Способствовать развитию аналитического мышления путем синтеза знаний.
Научить писать эссе на лингвистическую тему.
Прививать вкус к грамотной образной речи и воспитывать у учащихся умение высказывать свою точку зрения.
Оборудование: 1.Портреты лингвистов.
2. Тексты с тезисами Щербы, Максимова, Абакумова, Виноградова.
Ход урока:
1. Подготовительный этап к уроку.
Чтобы урок прошел продуктивно, класс поделен на 4 команды (на основе творческого индивидуального задания, которое было дано заранее).
1.1.Индивидуальное задание: подготовить материал на основе данных учебника и дополнительный литературы о деятельности следующих лингвистов
(прием «Своя опора»)
1.Лев Владимирович Щерба;
2.Леонард Юрьевич Максимов;
3.Сергей Иванович Абакумов;
4. Виктор Владимирович Виноградов.
Класс к уроку подготовлен следующим образом: столы сдвинуты так, чтобы помещалась группа из 5-6 человек.
В начале урока ребята рассаживаются за столы с табличками, где указаны фамилии лингвистов:

1. «Щерба»;
2. «Максимов»;
3. «Абакумов»;
4. «Виноградов».
Этап I
2.Начало урока. Стадия вызова.
2.1.Цитатное начало. (Чтение учителем наизусть)
Слово может согреть, окрылить и спасти,
Осчастливить и льды протаранить.
Слово может нам тысячи бед принести,
Оскорбить и безжалостно ранить.

А поэтому скажем себе сурово:
« Чтобы не было в жизни ненужных бед
Надо думать, ребята, над каждым словом,
Ибо слов невесомых на свете нет!»

Эдуард Асадов.

2.2Слово учителя. Целевая установка.
Так писал известный поэт Э.Асадов, предупреждая людей о том, что человек выражает в основном все при помощи слов. А разобраться в них нам помогают не только поэты и писатели, но и вдающиеся люди науки.
- Так XX столетие было эпохой великих научных исследований и открытий в области русской филологии. Этот расцвет науки был подготовлен учеными XVII-XIX веков.
- А кого из выдающихся лингвистов того времени вы знаете?
- Да, все они были исследователями и учителями, создавали научные школы, в которых ученые сохраняли традиции предшественников и развивали плодотворные идеи.
Сегодня наш разговор пойдет о некоторых лингвистах XX века, которые внесли особый вклад в развитие раздела лингвистики - синтаксис. Также мы систематизируем знания, полученные вами в 8-9 классах, изучая раздел «Синтаксис». Итогом всей нашей работы - станет написание эссе «Похвальное слово синтаксису».
Вами проделана значительная подготовительная работа к сегодняшнему уроку.
Что вы ждете от него?
Какие цели хотели бы решить для себя?
3.Ученическое целеполагание:
Обогатить свою речь новыми понятиями.
Уверенно рассказать свой материал.
Узнать и открыть для себя много нового.
Достойно справиться с творческим заданием.
Актуализация знаний учащихся.
Для начала посмотрим: так ли велика функция слова?
3.1. Лингвистический эксперимент (чья команда справиться не только быстро, но и составит наиболее интересные примеры )
От данного слова – слово образуйте:
1. словосочетание;
2.простое предложение;
3.сложносочиненное предложение;
4. сложноподчиненное предложение;
5.бессоюзное сложное предложение.
-Таким образом, мы увидели возможности синтаксиса: образность, динамичность, более полное высказывание возможно, используя разные синтаксические конструкции. Мы показали, что возможности синтаксиса широки.
- Да, каждое слово весомо. Что же означают основные термины, с которыми мы будем работать на уроке?

4. Словарно-лексическая работа.
-Что же такое лингвистика?
- Что изучает синтаксис?
Лингвистика (лат.) - наука о языке, языковедение, языкознание.
Синтаксис (греч.- построение, сочетание, порядок)- раздел языкознания, изучающий способы соединения слов и форм слов в словосочетаниях и предложениях.

Этап II

·
5. Далее ребята меняются местами следующим образом: каждому сидящему за столом с табличками предлагается вытянуть листок с номером. В результате за столом оказывается всего 4 ученика с одинаковыми номерами, которые готовили материал о разных лингвистах.
Например:

Iстол
IIстол
IIIстол
IVстол
Vстол
VIстол

1 Щерба

1 Щерба
1 Щерба
1 Щерба
1 Щерба
1 Щерба

2 Максимов

2 Максимов
2 Максимов
2 Максимов
2 Максимов
2 Максимов

3Абакумов

3Абакумов
3Абакумов
3Абакумов
3Абакумов
3Абакумов

4 Виноградов

4 Виноградов
4 Виноградов
4 Виноградов
4 Виноградов
4 Виноградов


5.1. Каждый ученик в группе рассказывает подготовленный материал, остальные внимательно слушают, конспектируют в тетрадях. Заполняют таблицу.

Щерба

Максимов
Абакумов
Виноградов


Этап III
5.2.Прослушав информацию, каждый сидящий за столом, имеет представление обо всех лингвистах. Ученику также предлагается вытянуть листок (уже с ФИО ученого), тот, кому достанется листок с пометкой, готовит публичное выступление независимо от того, готовил ли он этот материал дома или прослушал в классе, т.о. учащемуся предстоит обобщить полученные новые знания на уроке.
Этап IV Стадия осмысления
5.3. Проверим заполнение таблицы.
6.Промежуточный вывод.
Наука – явление развивающееся, динамичное, меняется с развитием общества. Всегда нужно знать и помнить тех людей науки, которые помогают нам в освоении тех или иных научных знаний. Это только первая ступенька в научном конспектировании, умением публично выступать, обобщать, полученные знания.
7. Аналитическая беседа.
-Все эти ученые внесли свой вклад, в какой раздел языкознания?
- Давайте подробнее рассмотрим, что входит в понятие синтаксиса?
( итогом этой работы является составление кластера)

- Что изучает такой раздел науки как синтаксис?
-Назовите типы связи в словосочетаниях.
-Каково назначение в речи словосочетаний?
-На какие группы делятся предложения в русском языке?
-Расскажите о ПП (простом предложении.)
-На какие группы делятся СП (сложные предложения)?
-Поведайте нам о ССП (союзных сложных предложениях.)
-Что собой представляют БСП (бессоюзные сложные предложения.)














Составление кластера.

Синтаксис








































-Каково же назначение данного раздела?
8. Вывод по аналитической беседе
Таким образом синтаксис изучает с одной стороны правила связывания слов и норм слов, а с другой стороны- те единства, в составе которых эти правила реализуются. Поэтому изучением синтаксиса в школьной программе заканчивается курс «Русского языка». Овладение синтаксическими знаниями позволяет нам:
1. Грамотно «строить» свою речь.
2. Применять изобразительно-выразительные средства в своей повседневной речи.
3. Зная законы синтаксиса, расставлять смысловые акценты в устной и письменной речи.
4. Помогает решать коммуникативные задачи, облегчает общение, как непосредственное, так и опосредованное.

9.Вывод по теме урока.
-Сегодня на уроке мы систематизировали знания по разделу языкознания «Синтаксис», познакомились с работами выдающихся лингвистов XX века, внесших вклад развитие данной области русского языка. Теперь на практике посмотрим, каковы же возможности синтаксиса. Используя те знания, которые вы почерпнули за время изучения раздела « Синтаксис». Ваша основная задача: «сказать» спасибо за те возможности русского языка, которые вы усвоили при изучении данного раздела языкознания.
10.Рефлексия.
1.Какие открытия вы для себя сделали?
2. Что было интересным?
3. Чему научились?
4. А что было сложным?

11.Домашнее задание. Написание эссе на тему: «Похвальное слово синтаксису».
предложение

словосочетание

согласование

управление


примыкание



простое



сложное



бессоюзное

союзное

односоставное

двусоставное

Опр. –лич.

Неопр. –лич.

Обобщ.-лич.

безличное