Открытый урок по Введению в историю Донецкого края на тему Артефакты из древности. Стоянки древних людей на территории Донбасса



тема: «Артефакты из древности.
Стоянки древних людей на территории Донбасса».
(урок-игра «Археологические раскопки»)
Подготовила:
учитель истории МОУ «Школа №108 г. Донецка»
Горулько Алена Анатольевна
Урок-игра: «Археологические раскопки»
Тема: «Артефакты из древности.
Стоянки древних людей на территории Донбасса».
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока:
Образовательная:
Научить учеников работе с картой;
Познакомить учеников с наукой археологией;
Научить учеников объяснять термины: «археология», «археолог», «культурный слой»;
Научить учеников определять вид исторического источника.
Развивающая:
Развивать навыки коммуникативной культуры и умения сотрудничества при работе в группе и учителем;
Развивать навыки работы с иллюстрациями и материалами конспекта;
Развивать познания в истории Донецкого края.
Воспитательная:
Привить ученикам любовь к истории родного края;
Воспитать бережное отношение к материальной культуре нашего региона.
Оборудование:
Карта Донецкой области;
Фотографии с мест раскопок;
Образцы гончарных изделий (как примеры вещественных источников).
Ожидаемые результаты урока: 
активизация познавательной деятельности учащихся;
интеллектуальное развитие учащихся;
психологическая удовлетворенность ребят уроком;
сформированное у учащихся представление об археологии, как о науке, занимающейся поиском исторических источников в земле, под водой, а также об исторических находках на территории родного края.
Структура урока
1.
Организационный
момент (1-2 мин.) Приветствие учителя с учениками, проверка присутствующих, сообщение темы урока
2.
Актуализация опорных
знаний (6-7 мин.) Проверка домашнего задания, фронтальный опрос
3.
Мотивация и изучение
нового материала (25-30 мин.) Рассказ учителя, сопровождающийся показом иллюстраций, сочетается с выполнением учащимися разнообразных заданий и работой с картой
4.
Закрепление нового
материала (2-3 мин.) Работа в группах над заданиями
5. Подведение итогов
урока (2-3 мин.) Использование игрового элемента «Микрофон»
6.
Домашнее задание (1 мин.)
Учитель задает и объясняет домашнее задание
Ход урока:
Организационный этап (1-2 мин.)
Приветствие учителя с учениками;
Проверка присутствия учащихся.
Учитель: Здравствуйте, уважаемые ученики! Сегодня, мы с вами продолжим рассматривать историю Донецкого края. Но, перед тем как перейти к изучению новой темы, мы повторим изученный материал.
Актуализация опорных знаний (6-7 мин.)
Учитель: прежде чем отправиться в наше путешествие, мы должны вспомнить, что такое история? (история – это наука, которая изучает жизнь и деятельность людей в прошлом).
Учитель: А кто же такой Геродот? (основатель исторической науки. Геродота, называют «отцом истории»).
Учитель: правильно, его труд «История» – первое полностью дошедшее до нас историческое сочинение древности. А теперь давайте вспомним об исторических картах, которые мы с вами рассматривали на прошлом уроке. Что же такое карта? (карта – уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости, составленное в определенном масштабе с помощью условных знаков).
Учитель: ребята, в прошлом году вы на Природоведение изучали карты. Какие карты? (географические). Давайте с вами, подумаем, какие различия между географической и исторической картой? (На географической показаны географические объекты, какими они являются в настоящее время, а на исторической - границы государств, каковыми они были в разные исторические эпохи и кроме того с помощью стрелок и картосхем могут быть показаны исторические события, происходящие в те времена, например, схема движения войск или маршрут путешествия).
Учитель: а как вы думаете, в нашем путешествии нам понадобится карта?
Ученики утвердительно отвечают на вопрос учителя.
Учитель: а как называется наука, которая рассматривает методы составления, изучения и использования различных карт? (картография).
Мотивация и изучение нового материала: (25-30 мин.)
Учитель: итак, представьте, что каждый из вас – участник археологической экспедиции. Сегодня мы с вами отправимся на раскопки стоянок древних людей. Тема нашего урока: «Артефакты из древности. Стоянки древних людей на территории Донбасса». Изучая тему, мы рассмотрим следующие вопросы:
Археология. Археологические раскопки. Культурный слой
Стоянки древних людей на территории Донбасса.
Давайте запишем план урока и тему в тетрадь.
Учитель: в начале нашего путешествия я бы хотела, чтобы вы вспомнили известных краеведов Донбасса.
(ученики выносят фотографии и рассказывают о жизни и деятельности известных краеведов Донбасса Викторе Евсееве, Доротеи Цвейбель, Николае Макаренко, Сергее Локтюшеве).
Учитель: эти ученые сделали неоценимый вклад в изучение освоения нашего края. Сегодня мы будем их последователями и отправимся в экспедицию.
Рассказ учителя.
Археология воссоздает, как жили люди в далеком прошлом, о котором нет никаких письменных источников. Археологи имеют дело в основном с вещественными историческими источниками, оказавшимися скрытыми от людей в земле, под водой, в других местах земной поверхности. Археологические памятники находятся, как правило, под землёй. Некоторые из них специально выкапывались и засыпались людьми, например могилы.
(Демонстрируется картинка скифских курганов). Другие спрятала под земной толщей природная стихия; так, пеплом был засыпан при извержении вулкана римский город Помпеи. (Демонстрируются картинки с видами раскопок Помпеи).
Учитель: археология (от греч. «архайос» - древний, «логос» - слово, учение) – это наука, изучающая прошлое человечества по вещественным источникам. Давайте вспомним с вами примеры вещественных источников (руины зданий, орудия труда и оружие, предметы быта, монеты, украшения).
Работа в тетради (ученики записывают определение «археология» и примеры вещественных источников).
Учитель: а какие еще существуют виды исторических источников? (письменные, визуальные, устные).
Учитель: уровень, на котором жили люди, по мере их деятельности поднимался всё выше и выше. Каждому времени соответствует свой слой жизнедеятельности. Представьте, тысячи лет наши земли подвергались изменениям климата, завоеваниям, переселением народов…
(в этот момент звучит музыка, шум ветра).
Степной ветер, поднимающий в воздух пыль, со временем укроет слоем земли фундамент дома, кирпич, оставшийся от заброшенной церкви, гвозди, выпавшие из гнилых бревен. Так, постепенно под слоем земли оказываются предметы, которыми пользовались люди. И вот перед нами место раскопок (ученик выходит к доске и вешает фотографию раскопок). Перед полевой работой проводится археологическая разведка: обследуется место будущей работы, составляется карта-план, намечается объём работы. После проведения археологической разведки начинаются раскопки. К ним обычно привлекают студентов исторических факультетов и добровольцев-школьников. Слой за слоем снимают археологи землю. Каждый такой слой – штык – равняется примерно 18-20 см. Это чуть меньше лезвия лопаты. Чтобы работа шла успешнее, археологи разбивают раскапываемый участок на  квадраты, стороны которых ориентируются по сторонам света. Итак, мы с вами приблизились к «культурному слою». Что же это такое?
(Учитель предлагает ученикам подумать и предложить свои варианты).
Работа в тетради (ученики записывают определение «культурный слой» – это слой земли, содержащий остатки деятельности человека (древние сооружения, строительный и хозяйственный мусор, золу, погребения, клады, древние вещи и т.д.).
Учитель: вам было задание подготовить информацию об известных стоянках древних людей в нашем регионе. Первая наша экспедиция отправляется на раскопки стоянки эпохи палеолита (каменного века) балке Казенной неподалеку от Амвросиевки (предварительно дети были разделены на группы, команды, участники различных экспедиций).
(1 группа). Ученики представляют стоянку в балке Казенной.
Работа с картой.
Ученик – 1. Выходит к доске и находит на карте Амвросиевку, показывает ее и ставит флажок.
Ученик – 2. Открыл эту стоянку в 1935 г. Виктор Евсеев. В древности по оврагу проходила бизонья тропа, по которой животные поднимались от водопоя в степь. В течение многих лет, в основном осенью, наши предки, охотясь на бизонов и зубров, устраивали здесь засаду.
Ученик – 3. Копья охотников были снабжены роговыми и кремневыми наконечниками. Амвросиевское костище представляет собой уникальный памятник, поскольку является самым большим в мире.
Учитель: дети, вы должны запомнить, что стоянка – это место временного пребывания первобытных людей в период каменного века.
Работа в тетради (ученики записывают определение «стоянка»).
Учитель: теперь давайте двигаться дальше в нашем путешествии. Следующая остановка – это две палеолитические стоянки вблизи села Антоновка Марьинского района
(2 группа). Ученики представляют стоянку вблизи села Антоновка.
Работа с картой.
Ученик – 1. выходит к доске, и находит на карте село Антоновка, показывает ее и ставит флажок.
Ученик – 2. Эти стоянки были найдены экспедицией под руководством Доротеи Цвейбель, в 1962-1965 гг.
Ученик – 3. На раскопках были найдены кости бизона и множество каменных орудий труда.
Учитель: следующая остановка стоянка в селе Белокузьминовка Константиновского района.
(3 группа). Ученики представляют стоянку в селе Белокузьминовка.
Работа с картой.
Ученик – 1. выходит к доске, и находит на карте село Белокузьминовка, показывает ее и ставит флажок.
Ученик – 2. Археологи нашли каменные заготовки (нуклеусы) и орудия труда с зубчатыми краями.
Учитель: итак, в нашем путешествии мы достигли Мариуполя
(группа 4). Ученики представляют Мариупольский могильник.
Работа с картой.
Ученик – 1. выходит к доске, и находит на карте Мариуполь, показывает его и ставит флажок.
Ученик – 2. Гениальным открытием историки считают Мариупольский могильник, который был обнаружен в 1930 г. на левом берегу реки Кальмиус на окраине Мариуполя при строительстве завода «Азовсталь».
Ученик – 3. Этот памятник эпохи неолита исследовал выдающийся археолог Николай Макаренко. Могильник представлял собой яму красного цвета, длиной 28 м. и шириной около 2 м., где находилось 122 костяка, лежавшие в четыре яруса.
Ученик –4. В погребениях были найдены кремневые ножи, стрелы, каменные топоры, украшения из клыков кабана, зубов и костей животных, обломки посуды.
Закрепление нового материала: (2-3 мин.)
Учитель: прослушав выступление каждой группы, вы получаете задание. На каждом столе лежит конверт, в конверте находится карта Донецкой области, ручки красного, черного и синего цветов. Ваше задание – отметить на карте красным цветом стоянку, куда путешествовала Ваша экспедиция, а черным цветом стоянки других экспедиций. Затем, вам необходимо написать 5 предложений о вашей экспедиции.
Самостоятельная работа учеников в группах.
Подведение итогов: (2-3 мин.)
Учитель: каждая группа написала отчет о своей экспедиции. А теперь я предлагаю вам принять участие в пресс-конференции, на которой вы ответите на несколько вопросов, высказывая свое мнение, по очереди передавая условный микрофон.
Что изучает наука археология? (наука археология изучает прошлое человечества по вещественным источникам).
Какое главное занятие археологов? (раскопки).
Что такое культурный слой? (это слой земли, содержащий остатки деятельности человека (древние сооружения, строительный и хозяйственный мусор, золу, погребения, клады, древние вещи и т.д.).
Какое открытие совершил Виктор Евсеев? (открыл стоянку эпохи палеолита (каменного века) в балке Казенной неподалеку от Амвросиевки в 1935 г.)
Какое открытие совершила Доротея Цвейбель? (две палеолитические стоянки вблизи села Антоновка Марьинского района).
Как произошло открытие Мариупольского могильника? (Мариупольский могильник был обнаружен в 1930 г. на левом берегу реки Кальмиус на окраине Мариуполя при строительстве завода «Азовсталь»).
Учитель: больше всего тайн скрывают самые древние времена в истории человечества. Ведь о них сохранилось слишком мало свидетельств. Только поврежденные временем следы человеческой деятельности – обломки орудий труда, черепки посуды, украшения, клады, оружие, руины древних поселений, могильники и т. п. Такие вещественные источники помогают историкам восстановить жизнь людей в самые древние времена, о которых часто нет никаких письменных сведений. Все эти памятники прошлого теперь находятся под толстым слоем земли. Исследовать спрятанные под землей и водой остатки деятельности человека помогает наука археология, а понять и объяснить их могут только ученые – археологи. Сегодня вы были настоящими археологами, которые участвовали в раскопках.
Домашнее задание: (1 мин.)
Учитель: вам необходимо выучить термины, которые мы с вами записали в тетрадь «археология», «культурный слой», «археолог» и уметь их объяснять. Знать основные стоянки и уметь находить их на карте.
Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.

Приложение 5.

Приложение 6.

Приложение 7.

Приложение 8.

Приложение 9.

Приложение 10.

Приложение 11.

Приложение 12.

Приложение 13.