Разработка урока родного (хантыйского) языка по теме «Путешествие по родному краю. Топонимы Белоярского района».

Себурова А.Е
Учитель родного языка и литературы
СОШ с.Полноват
Урок родного языка
Класс: 5.
Тема: «Путешествие по родному краю. Топонимы Белоярского района».
Цель: познакомить с разделом лексики – топонимикой.
Задачи:
Образовательные:
Раскрыть лингвистическое понятие «топонимы».
Дать сведения о топонимической карте Белоярского района, познакомить с историей происхождения названий сёл Белоярского района (Полноват, Тугияны, Казым, Нумто).
Раскрыть важность топонимов при изучении истории и культуры народа.
Формировать умения писать словарную статью, используя топонимы, составлять топонимический словарик.
Развивающие:
1. Формировать умения выделять главное, находить информацию и преобразовывать её (формирование информационной компетентности).
2. Развивать умения анализировать текст и делать выводы.
3. Развивать умения готовить устное сообщение на основе энциклопедических статей (формирование коммуникативной компетентности).
Воспитательные:
1. Способствовать воспитанию любви к родному краю, к своей малой родине.
2. Прививать интерес к изучению родного языка и культуры.
3. Воспитывать стремление к здоровому образу жизни (через использование физкультминутки и гимнастики для глаз).
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Форма урока: урок-путешествие с элементами исследования.
Оборудование: файл-шаблон для работы с интерактивной доской «Путешествие по родному краю. Топонимы Белоярского района», аудиозапись легенды о происхождении названий сёл Полноват и Тугияны, визитная карточка сёл Белоярского района (по числу учеников), карточки «Селения Белоярского района», бланк «Топонимический словарь Белоярского района».
Основные этапы урока: речевая разминка, постановка учебной задачи, актуализация знаний, изучение новой темы, обобщение и закрепление, рефлексия.
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Лэнханьщуп марийс, урок олнатса.
- Вуща вэлаты, няврэмат! Омсатн!

2. Речевая разминка «Знакомство».
- Ма нэмэм Анастасия Евгеньевна.
- Нан нємєн муй?
- Хута нан сэма питсан?
-Хута нан вэллан?

3. Постановка учебной задачи.
- Ма Нуви санхум район эвалт юхатсум. Я приехала из Белоярского района.
- Ребята, а кто-нибудь из вас был в этом районе?
- Белоярский район – один из самых уникальных уголков нашего округа, который хранит много тайн.
- Я предлагаю вам отправиться в путешествие по моему родному краю, но путешествие будут виртуальным. Мы побываем в хантыйских селениях Белоярского района, услышим легенды об их происхождении, выясним значение названий.

4. Актуализация знаний.
- Ребята, обратите внимание на слайд, перед вами карта Ханты-Мансийского округа. Найдите Белоярский район. В какой части округа он находится? На севере или юге?
- Белоярский район находится на самом севере Ханты-Мансийского округа.
- Назовите его районный центр.
- Белоярский по-хантыйски Нуви санхум вош, в переводе значит ґгород на белом пескеґ.
- Произнесем его название вместе.
- Обозначим его на карте, для этого выбираем знак в виде герба г. Белоярский.
- Что изображено на нём?
- Ребята, а вам известно, что он обозначает?
- Зеленый цвет символизирует наши леса, синий – реки, олень отражает одно из основных занятий местного населения – оленеводство, жёлтый цвет и пламя указывают на добываемые в Белоярском районе нефть и газ.
- Какие ещё населённые пункты  мы видим на карте?
- Верно, ребята! И сегодня мы побываем в нескольких из них.

5. Изучение нового материала.
5.1. Введение понятий «топонимика», «топонимы».
- Ребята в языке есть удивительный раздел, называется он топонимика. Топонимика – это наука, изучающая географические названия, их происхождение, значение, написание и произношение.
Топо
·ним (от греч. topos  «место», и onoma  «имя, название»)  то есть, имя собственное, обозначающее название географического объекта.
5.2. Путешествие.
- Ребята, сегодня я предлагаю вам стать исследователями хантыйского языка, собрать топонимы Белоярского района и создать топонимический словарик.
- А перед тем как отправиться в путешествие, послушайте инструкцию.
- Каждый из вас вытягивает карточки. На карточке представлена информация. Вам необходимо познакомиться с ней, выбрать самое главное и подготовить сообщение. Затем вы по одному рассказываете, а все остальные на основе этой информации заполняют таблицу - визитную карточку сёл Белоярского района.
Визитная карточка сёл Белоярского района
Поселения

Название на хантыйском языке
Значение (перевод)
Занятия местного населения
Традиционный праздник

Тугияны





Полноват





Казым





Нумто





- Готовы? Тогда отправляемся в наше путешествие!
- Перед нами деревня Тугияны - это моя родина. Здесь я родилась и выросла. Название «Тугияны» на языке ханты звучит Ткъяк. По одной из версий слово Ткъяк соотносят со словами так як, что означает 'крепкий, сильный танец'.
- Произнесём это название вместе.
- Запишем название и значение деревни в таблицу.
- Кто познакомит нас с этим поселением?
Сообщение учащегося о Тугиянах.
Тугияны – небольшая хантыйская деревня на берегу реки Обь, где проживает 27 семей, которые принадлежат двум родам – роду Гришкиных и роду Себуровых.
Род Себуровых по-хантыйски Щапар ёх ґСибирский народґ. Род Гришкиных традиционно называют себя Тунгас ёх 'Тунгусский народ'.
Жители этой деревни занимаются рыболовством. Стало традицией для тугиянцев и проведение праздника ВурSа хатл 'Вороний день'.
- Хорошо, молодец!
- Что мы запишем в графу «Занятия местного населения», «Традиционный праздник»?
- Каким значком мы отметим эту деревню на карте?
- В 30 км от Тугиян находится село Полноват. Полноват – место, где я живу и работаю. Полноват по-хантыйски Полнавт, по одной из версий переводится как ґкрапивный городґ.
- Произнесем название посёлка вместе.
- Что мы запишем в графе «Название», «Значение»?
- Кто подготовил сообщение о Полновате?
Сообщение учащегося о Полновате.
История возникновения села Полноват относится ко времени правления Петра I , по указу которого была построена первая церковь. Вокруг церкви возникли Полноватские юрты. В годы репрессий в Полноват прибыли тысячи людей разных национальностей.
Основным занятием жителей является рыбная ловля.
Сегодня Полноват – красивое село на высоком берегу Оби, где чтят обычаи предков. С давних пор здесь проводится обряд поклонения воде ЙиSк в‰рт хатл ґДень водяного духаґ.
- Спасибо, (имя), присаживайся.
- Заполним остальные колонки.
- Кто желает отметить Полноват на карте?
- Ребята, существует и другая версия, объясняющая название и происхождение поселений Полноват и Тугияны. С ней мы познакомимся по легенде, которую поведает нам Р.К. Слепенкова (Себурова). Римма Константинова – хантыйская сказительница. Её всегда интересовала история родного края. Послушайте эту легенду.
(Звучит легенда).
Работа по осмыслению текста.
- Ребята, о чём эта легенда?
- Ответить на этот вопрос мы сможем, если сделаем перевод этого текста. Я даю вам ключевые слова, при помощи которых вы попытаетесь понять и осмыслить легенду.
·