Летопись села Песчанка Аткарского района Саратовской области


Муниципальное общеобразовательное учреждение -
основная общеобразовательная с. Песчанка
Аткарского района Саратовской области
=============================================================

на муниципальный конкурс краеведческих работ
«История родного края» в номинации :Летопись родного края
Выполнил: преподаватель-организатор ОБЖ
МОУ-ООШ с. Песчанка
Макаров Александр Николаевич
с.Песчанка
2015
О Г Л А В Л Е Н И Е
Введение……………………………………………………………….….....3
1. История родного края села Песчанка…………………………….……4
2. Фольклор с. Песчанка………………………………………….…….…10
Заключение………………………………………………………………….14
Список литературы……………………………………..……………..…...15
ВВЕДЕНИЕ
Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, Россия — наша общая, большая, единственная Отчизна. Однако у каждого из нас есть еще и свой, милый сердцу уголок земли, где он увидел свет солнца, сделал первые шаги, получил путевку в жизнь. Это место — город или село — несравним ни с чем другим. Это наш порог жизни, Малая Родина.
История родного края хранит много загадок, неразгаданных по сей день. Многое вряд ли будет разгадано до конца, ибо время беспощадно уничтожает первоисточники.
В нашей школе был организован кружок Край родной и вместе с ребятами мы узнавали многое об истории нашего села. Ходили по бабушкам расспрашивали их, как они жили. (Многие бабушки дали нам бесценные экспонаты в наш музей) Собранный нами материал послужил для создания школьного музея
Цель работы. Изучить историю развития села в прошлом и настоящем.
Задачи исследования:
1.Проследить историю образования и развития села.
2.Развить интерес и уважительное отношение к истории и культуры своей местности.
3.Воспитание любви к родному краю.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключенияи список использованной литературы.
Методы исследования: подбор и поиск необходимого материала; беседы с старожилами нашего села; анализ материала; подведение результатов.
Научно-практическая значимость. Материалы моего исследования можно использовать на уроках истории, для проведения внеклассных мероприятий, в краеведческой работе.
Обоснование выбора темы. Название темы говорит само за себя. Мы предлагаем окунуться в прошлое и взглянуть на настоящее нашего села.
Степень научной разработанности. По истории села мало работ, где представлена информация о становлении и преобразовании с. Песчанка.
Объектом исследования выступает самосело, его образовательные учреждения, организации, его жители.
История родного края села Песчанка
Наше село расположено в северной части Аткарского района, граничит с Петровским и Татищевским районами. 98 лет назад оно относилось к Озёрской волости Петровского уезда. Село расположено на приволжской возвышенности. Максимальная высота нашей местности 320 метров над уровнем моря. Климат умеренно-континентальный средняя температура лета +24, зимы-15. Максимальная температура зимой ниже 30, летом выше 30. Выпадение осадков в год 560 мм. Леса вблизи Песчанки смешанные- береза, дуб, осина, липа, сосна, вяз. Сохранились такие животные как- лисица, заяц-беляк, суслик. В лесах обитают – кабан, косуля, лось. Вокруг села много прудов, в которых водится карась, карп, окунь, толстолобик, щука
Существует две версии названия нашего села: от слов песок и песчаник. Когда строили торговый тракт Саратов – Пенза, то щебень и песчаник для дороги брали из нашей местности. До сих пор используются эти материалы с наших холмов для строительства.
Село Песчанка возникло в первой половине 18 века относилось к Саратовскому уезду. Об образовании нашего села есть такое предание. Поселился здесь сь семьей крестьянин И.А. Разгосимов, купивший у казны 3 чети земли. К нему присоединились кое-кто из приволжской вольницы. Но вот несчастье за несчастьем стали валиться на голову Разгосимова. Пчельник его разграбили, сторожившего его человека убили, приказные стали вести следствие и усердно вымогали к него всяких деяний, стрельцы похитили его дочку девушку . Жена с этого горя повесилась, а приказным и похищение и самоубийство дали лишь повод тиснить и тиснить Разгосимова. Тогда он прибег к покровительству какой-то барышни, она поселилась на хуторе Разгостмова как хозяйка и закрепостила всех живущих тут. Вскоре у барыни родился сын, ему дали фамилию «Власьев», от него и пошел род помещиков Власьевых. Во время восстания Емельяна Пугачева в 1774 году в селе закалоли прапорщика Гаврилу Власьева.Родственник Власьевых Насакин 1820-х годах пересилил в Песчанку крестьян из Симбирской губернии. Переходило село к разным владельцам и дошло впоследствии к князю Ухтомскому
32899351470660Ухтомский старинный княжеский род. Основатель рода , отпрыск князей Белозерских , Иван Иванович князь Ухтомский происходил в 17-м колене от самого Рюрика-через Всеволода, сына князя Юрия Долгорукого. Приняли фамилию Ухтомские от Ухтомской волости, что на реке Ухтома, где имел Иван Иванович лесные угодья, сенные покосы да добротный сруб за городьбою из двухсаженных бревен. Блестящего положения при дворе князья Ухтомские не занимали и вовремя укрепления Московского государства выше стольников не поднимались. Но талантливыми и сильными личностями исстари был славен знаменитый род. Вбитве с татарами под Казанью отличился князь Василий Ухтомский. В смутное время на Витке вёл борьбу с воровскими казаками князь Михаил Ухтомский. Потомок его Дмитрий Васильевич Ухтомский (1717-1775) был выдающимся русским архитектором. В созданной им «школе-команде» он руководил обучением 80 юных архитекторов по курсу «архитектуры-цивилис». Под его опекой выросли такие знаменитости, как Баженов, Казаков, Кокоринов.
Один из наследников его Николай Ухтомский в 1812 г. организовал из своих крепостных отряд, с которым партизанил в Смоленской губернии. Употребив на отряд все свои средства, князь разорил, и последующие поколения Ухтомских были вынуждены жить, как теперь говорят, на трудовые доходы.
Сын Николая Ухтомского Александр был капитаном первого ранга, командовал на Каспии судном «Астрахань». Он составил лицию Каспия, которая частично используется до сих пор. В Астрахани он женился на Елизавете Николаевне Алеевой, дочери небогатого помещика получившей от отца в приданное небольшое имение в деревне Песчанка Озерской волости Саратовского уезда. (1700 десятин земли с усадьбой Песчанка)
В нём родился Князь Александр Александрович Ухтомский (1861-1937). Князь Александр Александрович Ухтомский сначала служил на флоте; на корвете «Витязь» под командой знаменитого С. О. Макарова совершил кругосветное путешествие. Затем перешел в земские учреждения Саратовской губернии, был избран саратовским уездным предводителем дворянства, занимал должность мирового судьи, владел крупными земельными наделами (около 18 тысяч десятин). При этом сочувствовал революционерам, выступал против политики П. А. Столыпина, Как судья был известен справедливостью, принципиальностью и бескорыстием. После 1917 г. управлял бывшей своей мельницей, работая в «Губмуке» в Саратове, затем – сотрудник статистического отдела Саратовского областного управления сельского хозяйства. Был женат на преподавательнице музыки Вере Михайловне Унтиловой (1865–1933), имел двух сыновей и двух дочерей. Оба сына – князь Александр (1893–1966) и князь Михаил (1903–1981) – восприняли убеждения отца, участвовали в гражданской войне на стороне красных. Первый, офицер-артиллерист, воевал с армией А. В. Колчака, в 1920 г. попал на Каспийскую военную флотилию, где до демобилизации в 1927 г. служил начальником морской артиллерии. Второй воевал не только в гражданскую, но и в Великую Отечественную войну. Оба жили в Саратове. Первый работал главным бухгалтером в   «Востокгипрогазе», второй – в Институте сельского хозяйства Юго-Востока России. У князя А. А. Ухтомского был сын князь Александр, студент одного из саратовских вузов, который пошёл добровольцем в армию, участвовал в советско-финской войне и пропал в 1941 г. без вести под Ленинградом, будучи в звании политрука. Были и две дочери – княжна Елизавета (06.06.1890 – 25.04.1985) и княжна Мария (1894–1975), работавшая машинисткой. Первая была замужем за инженером-судостроителем Виталием Алексеевичем Барковым (1887–1949), вторая – сначала за Юрием (Георгием) Николаевичем Мелентьевым (1893–1918/1919), а затем – за Георгием Яковлевичем Эрдели (1881–1955). Их потомство существует до сих пор. Духовные поиски, свойственные князьям Ухтомским этой ветви, проявились и в нём. Правнук княжны Елизаветы Александровны Ухтомской (Барковой) – Всеволод Сергеевич Корнев (р. 18.10.1982, Москва) учится в Свято-Тихоновском богословском институте в Москве.
Вс. Песчанка А.А.Ухтомский приезжал только летом со своей семьей, жители его с уважением называли: «Наш барин». До нашего времени сохранилось и действует барская мельница и пристройка к ней. Когда начинались в стране крестьянские восстания и произошла Октябрьская революция, князь Ухтомский собственноручно раздал всю свою землю крестьянам. В обращении с крестьянами был вежлив, один из первых князей в районе имел жнейку (косить пшеницу), молотилки, веялки.
Жители села работали на барских полях. Барин платил деньгами. Крестьянских восстаний в селе никогда не было. Барин перешел на сторону революции. Князь Ухтомский покинул деревню, боясь преследования Советской власти.
Главой деревни стал Ефремов Петр Алексеевич – первый председатель сельского Совета, простой крестьянин. С 1919 года жители села платили налог в государство. В каждую семью приносили извещения, в котором указывалось: сколько яиц, мяса, шерсти и молока должен сдать глава семьи для государства. Так продолжалось до 1928 года.
Семьи были большие. В некоторых домах насчитывались от 6 до 12 детей. В некоторых домах было по 2 лошади, 2-3 коровы, овцы, куры.
По воспоминаниям Маркелова Михаила Степановича «Овец много не держали, только для себя и на налог. Они были не выгодны, так как на них часто летом нападали волки. А вот свиней было много».
Во все времена народ жил дружно: помогали друг другу в постройке дома, посадке картофеля и других работах. Если случалась большая беда, то на помощь приходила вся деревня, под присмотром были и престарелые люди.
Радушие, простота, гостеприимство всегда отличали крестьянские семьи. Как говорится: чем богаты, тем и рады угостить гостей и путников.
В период строительства социализма на деревню обрушилась беда – коллективизация, (т.е. объединение в колхозы, с населения собирали коров, лошадей, быков, землю) которая фактически являлась принудительной компанией.
« Помню с отцом поехали на своём мерине и сдали его в колхоз, обидно и жалко было. Туда же сдали и нашу корову – кормилицу» - вспоминает Маркелов Михаил Степанович.
«Ещё в колхоз не вступали, а на наших лошадях ездили в обозы на Кологривовку, в Аткарск. Возили хлеб, дрова в государство. Потом лошади и коровы пали от анемии, а в колхоз взяли всех жеребят», - продолжил Михаил Иванович Макаров.- Все семьи платили налог: яйца, шерсть, мясо, молоко. Если чего нет, то платили деньгами. В колхозе рассчитывали всех по трудодням, а за вспашку на лошади получали 1 кг.хлеба и 2 яйца.
В 1930 году организовался колхоз «17 лет Октября». Председатели были местные, гласность была большая, однако, главным в селе считался председатель сельского Совета.
Потом прислали из Саратова 25 тысячника, Шеянова Андрея. «Я его помню, у нас возле Культуры были бахчи, а мы ребятишки, ходили за арбузами. Ох, он нас так гонял. Петю Филатова за один арбуз так испорол председатель кнутом», - вспоминал Маркелов М.С.
«1933 год – голод по всей деревни. Хлеба не было, хотя урожай был хороший. Сдали всё зерно в государство. Люди пухли от голода и умирали - утверждала Карпова Мария Ивановна. - Росло у нас такое растение – рыжик. Накосим его и в телегу, оно как просо. Намолотим его, истолчем в ступе и пекли хлеб.»В 1936-1941 годы колхозом руководил Староверов Павел Васильевич, с 1942 – 1946 г. – Гришин Петр Павлович, с 1947 – 1950 - Земсков Иван Алексеевич, Гришин Александр Ефимович..До укрепления колхоза в нашем селе было 830 человек трудоспособного населения.
В 1951 г. колхоз наш соединился с Александровкой, председателем избирают Чикунова Александра Федоровича (Александровский председатель) И колхоз назвали «Именем Ленина», затем переименовали в колхоз «Рассвет».
Вся жизнь крестьян в 20 веке была тревожной, трудной.
Сегодня в селе проживает 538 человек, трудоспособных 266, пенсионеров 117, детей школьного и дошкольного возраста 56.
За время перестройки почти ежегодно менялись хозяева земли. Сейчас на территории Песчанского поселения работает предприятие ЗАО «Русский гектар Урожай». В селе есть средняя школа, библиотека, дом культуры, четыре торговые точки. В центре села расположено здание муниципального образования.
Старожилы нашего села утверждают, что песчанская земля богата природными кладами. Ещё до Великой Отечественной войны в село приезжал инженер – геолог Н. Анфиногенов. В урочище Дубрава он обследовал месторождение охры. Она находится прямо на поверхности почвы, и ее можно добывать открытым способом. Но это месторождение до сих остается нетронутым. Недалеко от этого места- залежи белой глины. Её можно использовать для изготовления гончарных изделий. Природным кладом можно назвать пруды. Их у нас шесть. В старые колхозные времена водоёмы зарыбляли. В Новом пруду за селом по дороге к Петровскому тракту, до разрушения платины паводковыми водами, вылавливали карпов до трех и более килограмм.
22 июня 1941 год. От этой страшной даты нас отделяет 74 года. Но людская память хранит о тех неимоверно тяжелых днях и о людях, мужественно вставших на защиту Родины.
Думая о том, что значит любить Родину, мы обязательно прикасаемся памятью сердца к годам Великой Отечественной войны. И каждому из нас свойственно в своём совершенствовании равняться на вершины нравственного восхождения. Подвиг нашего народа в войне с гитлеровской Германией как раз и является такой вершиной, нравственным компасом образцом для самовоспитания новых и новых поколений молодых людей.
Нам, сидящим за школьной партой, важно осознать, какой ценой завоевана наша жизнь?! Мы должны много об этом знать. И знать не только для того, чтобы изумиться силе духа и мужеству защитников Родины и почувствовать к ним живое и трепетное чувство благодарности, но и для того, чтобы принять от них эстафету великой ответственности за судьбы нашей Родины.
В нашей старенькой сельской школе есть класс – музей. В нём собраны обряды, традиции нашего села, большой стенд посвящен Великой Отечественной войне. И мы хотели бы остановиться на нем по подробнее. Рассказать о двух наших односельчанах которые участвовали в войне.
Макаров Михаил Иванович
-70485297815В документах, составивших личный фонд Михаила Ивановича Макарова, осталась автобиография, красноармейская книжка, различные справки, командировочное предписание, почетные грамоты, ордена, медали. И из всех этих документах мы узнали следующее.
Родился Михаил Иванович 25 ноября 1919 в деревни Песчанка Аткарского района Саратовской области, где его отец Иван Григорьевич Макаров, занимался до революции и после революции сельским хозяйством, с 1929 г –вступили в колхоз.
С 1928г. Макаров М.И. учился в сельской школе и в1932 году закончил её.
С 1932 г. Работал в колхозе имени17 год октября рядовым колхозником. С 1937 г. декабря по 15 апреля 1938 г. учился на курсах трактористов. С 16 апреля 1938 г. работал в колхозе трактористом по 8 августа1939г. В 1939 г 8 августа был призван в Р.К.К. Армию в 120 арт. полк Днепропетровск . С 21 сентября 1939 г. 350 гапкр-у связист. С 3 февраля 1940 г. в Минске окончил школу шоферов. С 20 марта 1940 г. Кру шофер 350 гап О.Б.В. округ.
С 25 декабря 1941 по 20 марта 1942 года окончил школу тракторного механика в г. Шаумяни Т.С.С.Р.
С 20 марта 1942 г. 1150 гап командир отделения бое/ питание младший сержант. С мая 1943 г. 1150 гап командир отделения технического обслуживания. С июня 1943 по август1943 г. 34 западный артиллерийский полк Кубани.
С 10 августа 1943 г. 124 Г.А.Б. Северо Кавказский Фронт.
С сентября 1944 г. Командир отделения технического обслуживания 124Г.А.Б. Первый Белорусский фронт.
12 мая 1945 г. награжден орденом Красной звезды.
С 28 декабря 1945 г. Командир отделения тяги 7Б.
На фронте участвовал с1943 г.
С 9 мая 1945 г. группе оккупационных войск в Германии.
16 марта 1946 года по 11 мая 1946 года Старшего сержанта Макарова Михаила Ивановича направили с 8 подчинёнными в гор. Берлин для демонтажа завода.
За безупречную и долголетнюю службу в Красной Армии и за отличные показатели в боевой и политической подготовке Михаилу Ивановичу была преподнесена в подарок швейная машина с правом провоза её на Родину.
15 мая 1946 г. Старший сержант Макаров Михаил Иванович был награжден медалью «за освобождение Варшавы» (17 января 1945 г.)
После войны Михаил Иванович вернулся в свою родную деревню. Женился на Офицеровой Александре Федоровне 16 июля 1925 года рождения. У них Родились дети Любовь (28.12.1947г.), Николай (9 апреля 1949г.-20 июля 2001 г.), Иван (20августа 1950), Владимир (29 января 1955).
На протяжении всей своей после военной жизни Михаил Иванович работал в колхозе: сварщиком, механизатором, плотником. В деревне к нему относились с большим уважением и говорили, что у него золотые руки. До сих пор у односельчан осталась память о Михаиле Ивановиче это дробилки домовая, утварь. В нашем селе находится на ходу автомобиль, который Михаил Иванович изобрел сам.
31 октября 1992 года Макаров Михаил Иванович умер.
Маркелов Михаил Степанович -1924 года рождения.
5334057150Ушел на войну в 1942 году, 27 августа на фронт он сразу не попал, а их направили в пограничные войска с Федотовым В, Васяновым В., Никоновым Н., Терентьевым П., (Жители с. Песчанка). Служили в Средней Азии в Туркменском погранокруге. На фронт направлен в 1944 году, под Харьков. Была зима. Нас направили в г. Волчанск, Харьковской области, затем- в Прибалтийский фронт. Дивизия Маркелова М.С. была прорывная в г. Шауляй. Недалеко от Риги находились 33 немецких дивизий, они их окружили и делали прорыв. Там Михаил Степанович был тяжело ранен и его лечение проходило в городе Шауляй, ранение получил в живот. Затем он был отправлен в город Кировск на Вятке там он стал немного делать первые шаги, далее инвалидность. В сентябре 1945 года он вернулся домой инвалидом II группы. Имеет орден Великой Отечественной войны ! степени, много медалей за победу.
Поисковая группа «Память» Ржевского района Тверской области обнаружила останки убитого солдата. Уроженец села Песчанки Аткарского района. Петр Горохов был убит в бою 5 сентября 1942 года.
Останки рядового Горохова пролежали незахороненными в окрестностях города Ржева шестьдесят три года.
Ржев имел ключевое значение на подступах к Москве, и весь 1942 год за городом шли ожесточенные бои.
Обнаружили солдата на месте гибели. На груди – чудом уцелевшая записка, а в записке – пять строчек: «Горохов Петр Андреевич, рядовой стрелок, Саратовская область Аткарский район сельсовет Песчанка д. Песчанка, сестра Горохова Елизовета Андреевна»
Война не окончена, пока не похоронен её последний солдат для полковника В.Сухарского (полковник, военный комиссар г. Аткарска) не просто громкие слова. Подняли данные архива Военкомата опросилипесчанских старожилов и выяснили, что П.А. Горохов родился 1910 году. Через полтора месяца после начала войны, 4 августа 1941 г. его призвали в 57 стрелковый полк.
Во 2-ом томе Книге Памяти Саратовской области есть данные, что рядовой 1231-го стрелкового полка 371-й стрелковой дивизии П.А. Горохов погиб в бою 5 сентября 1942 года.
Мы тоже опросили жителей нашего села. Выяснили, что П.А. Горохов был аккуратен, опрятен. В его доме был всегда порядок. За это в деревне ему дали прозвище «Чистый дух». Семейная жизнь его не сложилась. Развелся с женой, хотел жениться на другой, но началась война.
22 июня 2006 года, в скорбный день начала войны, рядовой Горохов был погребен на высоком берегу Волги, в мемориальном комплексе Ржева . Его похоронили со всеми воинскими почестями.
И разорвали тишину июньского неба треск прощальных залпов воинского салюта.
Наш музей пополнился бесценной реликвией - каской из Сталинградской земли, пробитой осколком снаряда. Зияющее отверстие напоминает о жестоких сражениях за этот город. 6о с лишним лет пролежала каска в земле, не тронуло её сильно время. Только правая сторона начала ржаветь.
По-видимому, смертельно раненый солдат упал на эту сторону. Кто он был? Чем и при каких обстоятельствах так пробита эта каска? Нам только одно известно - это точно! Боец погиб, защищая подступы к городу.
34290951230С чувством волнения щемящего сердца мы проходим ежедневно по этому классу – музею. Наш взор так и тянется к этой военной реликвии. А привез и подарил её нам Ажибулатов Николай Сергеевич. В Абгонеровском районе выбирали они грунт для настила железной дороги (приблизительно 80 км.от Волгограда), на глубине полутора метров обнаружили гранаты, одна из них взорвалась, поранив ногу скреперщику. Вызвали саперов. Найденные гранаты были обезврежены. В вынутом грунте найдена каска, бляшка от ремня и документ, в котором написано 3 фамилии: Макеев, Макеев и Бурмист…, а имена и отчества стертые временем.
Недалеко от этого строительства железной дороги находится село Гнило-Аксайск, там возвели жители села памятник погибшим защитникам. Таких фамилий там не оказалось. В нашем селе много людей проживало и проживает с такими фамилиями.
ФОЛЬКЛОР С. ПЕСЧАНКА
Проводы в армию
На последний день до взятия собирались вечером вся семья, родные и соседи. Давали новобранцу напутственные слова: служить честно, Родину оберегать. А утром, перед отправкой в районный военкомат пели такую песню:
«Последний нынешний денёчек
Гуляю с вами я, друзья,
А завтра рано, чуть Светочек,
Заплачет вся моя семья.
Заплачут сёстры, мои братья,
Заплачет мать и мой отец,
Ещё заплачет дорогая,
С которой шёл я под венец.
Коляска к дому подкатила,
Колёса об землю стучат.
С коляски старший отвечает:
«Готовьте сына своего!»
«Крестьянский сын уже готов,
Семья вся замертво лежит».
Затем все прощались с новобранцем, и его увозили в военкомат г. Аткарск
РОЖДЕСТВО
Лишь только солнце начинает освещать макушки деревьев, а из одной избы в другую начинала ходить молодежь и колядовать:
« Рождество твоё хрести Божие,
Воссиянья света разума.
Тебе солнце кланяется правдою
И тебе виден с высоты востока.
Господи, слава тебе!
С праздником вас хозяин и хозяйка.
С Рождеством Христовым».
****
Христос рождается – славьте,
Христос на земле возносится.
Воспойте люди вся земля веселья.
Як прославился.
Рождество твоё Христи Боже наш
Восия мира и света разума,
Небо звёздам служащая,
И звездою учахося.
Тебе кланяется солнцем правдою
И тебе видится со стороны Востока.
Господи, слава тебе.
Дева Днесь присущетсвенно рождает,
И земля вертеп приступным приносит,
Ангел – пастырь с тремя слова славит.
За рассказ или пение этого рождества давали раньше 1 коп., блин или колядку (булочку с завитушкой в разные концы).
А сейчас дают 10 руб. до 50 руб.
До сих пор рассказывают маленькие дети «Вьюнчик»Я маленький вьюнчикПринес Христу стульчик.Стульчик – хруп,Подавайте рубь.
В каждой семье приготавливались на случай Рождества Фигурки из теста. Они давались колядчикам, а для семьи готовилась по традиции кашица со свиными ножками. Пекли ржаные маленькие пирожки с пшеничной кашей.
В настоящее время Рождество Христово отмечается так. Рано утром выходили мальчики, из домов и ходили поздравляли Жителей. За это хозяева домов давали денежку и сладости (конфеты, пирожки), Также сажали мальчиков на полушубки для того что бы у них выводилась птица. (подстол и кричали ку-ка-реку).
Свадебный обряд
80010307340Сватовство открывает многодневную свадебную игру. Невеста начинала причитать, а девушки пели песни.
Девичник- собирался в доме невесты. Пели песни, расплетали косы невесте. А утром, в доме жениха, в день свадьбы до венчания, собирались родственники и соседи, приезжал свадебный поезд. Их угощали, а дружку опоясывали полотенцем, давали кнут, и он становился распорядителем дальнейших действий.
Затем ехали к дому невесты, выкупали её и ехали к венцу. После венчания в доме жениха шёл свадебный пир.пели разные застольные песни: «Шумел камыш!», «Ой мороз, мороз!», «Ах Самара - городок!», «Виновата ли я», «Тёмно вишневая шаль!», «Окрасился месяц багрянцем!», «У церкви стояла карета!» и другие.На второй день ряженные ходили по дворам. Просили помочь молодой семье, кто чем может. Воровали кур со двора. Всё делалось для веселья. Затем шли искать невесту.
На 3 сутки свадьбу тушили. Бьют горшки, выметают сор. Наряжали веник и поджигали его и «тушат». Этим заканчивалась свадьба. Сейчас всё это не соблюдается свадебное гуляние.
Гадания
Вплоть до 70 годов гадали девушки и парни. Когда стемнеет, бегали слушать под чьё-то окошко с огарком свечи и слушали, что говорят в избе. О чём говорят, то и сбудется.
* Этого гадания сейчас нет, но оно было до 50 годов. Гадали девушки в новом доме (в котором жили меньше года). Перед сном говорят: «На новом месте приснись жених невесте». По утверждению сторожил – старушек во сне обязательно увидишь своего жениха.
* Нужно загадать желание: налить в стакан 6 ложек воды и поставить на ночь. Если утром вода прибавиться, значит, задуманное сбудется, а если убавилась – не сбудется.
* А сейчас девушки гадают так: на клочке бумаги в Новогоднюю ночь пишут свои желания. В полночь, при первом ударе часов, зажигают свои желания, и ,если оно успеет сгореть, то желание сбудется.
* С ложкой каши (или другой едой) идут за калитку и приговаривают : «Суженный – ряженый, приходи кашу есть». Если кто – нибудь встретиться на улице – надо спросить его имя. Если мужчина – так будет звать жениха, женщина – так будет звать свекровь.
*До сих пор существует и это гадание. Бросают сапог, валенок через забор. В какую сторону носком упадёт – в ту сторону девушка замуж пойдет.
* Снег пололи (палками, иногда мотыгой) с приговором: «Полю, полю белый снежок, где собака залает - там мой и жених».
*Выдергивали колосья из снега соломы: если выдернешь без колоса – жених будет бедный. Если с колосом – жених будет богатый.
Предсказание весны.
Если 1 февраля была ясная погода, то весна будет ранней. 4 февраля – после обеда солнечно - к ранней весне. 14 февраля выпал снег – к дождливой и холодной весне. Длинные сосульки – весна затяжная.
Какое лето?
Глубокий снег зимой – к дождливому лету. Зима холодная – лето жаркое. Если 14 апреля не потекут весенние воды, лето будет холодное и дождливое. Если 22 апреля погода не установилась - год будет сухой. 24 мая туман – мокрое лето будет. 14 июня будет дождь – такая погода будет в конце месяца.
Осень
Если 1 августа дождь – осень мокрая. Гром в сентябре – осень тёплая. Гром в октябре - к малоснежной зиме. Много паутины на бабье лето – к ясной осени и холодной зиме.
Зима
Какая погода в июле – такая будет в январе. Какой первый день декабря, такая зима.
Приметы
Если чёрная кошка перешла вам дорогу- будет горе.
Если чешется ухо – вас поругают
Если упадёт тарелка и разобьётся – будет счастье.
Если упадёт столовая ложка, то придёт женщина, а если нож - мужчина.
Если чешется левый глаз – радоваться будешь, а если правый глаз – плакать будешь.
Нельзя дарить цветок мак – будет беда.
Нельзя дарить зеркало и платок – будет беда.
Если в пруду заквакали лягушки – к дождю.
Если ласточки низко летают – будет сильный дождь.
Если встретишь женщину с полным ведром воды – удача, с пустым – пусто будет.Одел одежду наизнанку – быть беде.
Зеркало разбил – к худу.
Большой урожай рябины – к тяжелому году.
Чихнёшь в понедельник натощак – к подарку, во вторник – к гостям, в среду – к вестям, в четверг – тебя за что-то похвалят, в пятницу – к свиданию, в воскресение – к гостям.Поперхнулся за обедом – гость спешит.
Кошка моется лапой – гостей созывает.
Петухи дерутся – к гостям.
Если в доме есть чёрная собака, чёрная кошка, черный петух – они спасают от воров и от грозы
При проводах в армию новобранца провожают из дома вперед спиной и затылком из двери, чтобы он вернулся передом.
От сглаза носят лук в кармане.
Прокричала ворона – жди беды.
Закричала курица петухом – жди пожара или беды.
Уши горят – неправду говорят.
Заговоры – древнейший жанр фольклора: в нём словесные формулы, с помощью которых люди пытались воздействовать на природу, сочетаются с магическими действиями.
Заговоры бывают двух типов: белые (избавление от недугов, принесение добра) и чёрные (нанесение порчи, вреда с помощью сатаны, лешего, водяного).
По тематике выделяют заговоры хозяйственные, лечебные (от болезней людей и домашних животных), связанные с желанием воздействовать на общественные и личные отношения (от злого начальства, судей, лихого человека, любовные присушки и отсушки).
Художественные средства в заговорах грают заклинательную роль. Для заговоров, особенно любовных, характерны развёрнутые сравнения: « Как рыбе тошно жить без воды студёной, так бы ему тошно было жить без меня …» Наиболее характерен для всех заговоров сквозной эпитет: в заговоре на кровь – ледяной, от сглазу – чудный. Используется нагнетание образов, выражающих желаемое: «Заговариваю, зашёптываю на старую кошечку, что сидит под печкой: отступи, боль, на горы, в леса, сухие коренья, туда, где нет никакого творенья!» Часто встречается гиперболизация, численное усиление числительных: «Вот все немочи! Трое, девятеро!», развёртывание и усиление образа, куда уйти болезни: (По земле ползите, к морю спешите, из этого тела уходите, этому телу покой дайте и никогда в него не ворочайтесь!».МАСЛЕНИЦА
Основное занятие в нашем селе было землю пахать, сеять, убирать. Как только начинал снег темнеть, - праздновали проводы зимы (масленица).
«Мне мой отец рассказывал (а он был качественником), когда был молодым, то перед наступлением масленицы, в заговонье, вся молодежь выходила на улицу, катались на санках, лепили из снега бабу и спускали с горки, приговаривая: «Здравствуй, широкая масленица!» А в воскресенье пекли блины с маслом, играли, пели песни.
Масленицу праздновали целую неделю:
В понедельник – «встреча»
Вторник – «заигрыши»
Среда – «лакомка» (обедание)
Четверг – «широкий»
Пятница _ «посиделки»
Суббота – «золовкины посиделки»
Воскресенье – «прощальный день».
«А мы были маленькими ребятишками, помню, как мы резвились на этом празднике! Взрослые Наряжали чучело, а мы бегали за санками».
(Макарова М.И. 1918 г.р.)
Сватовство открывает многодневную свадебную игру. Невеста начинала причитать, а девушки пели песни.
Девичник – собирался в доме невестки. Пели песни, расплетали косы невесте. А утром, в доме жениха, в день свадьбы до венчания, собирались родственники и соседи, приезжал свадебный поезд. Их угощали, а дружку опоясывали полотенцем, давали кнут, и он становился распорядителем дальнейших действий.
Затем ехали к дому невесты, выкупали её и ехали к венцу. После венчания в доме жениха шёл свадебный пир.пели разные застольные песни: «Шумел камыш», «Ой, мороз, мороз!», !Ах Самара – городок», «Виновата ли я», «Тёмновишнёвая шаль», «Окрасился месяц багрянцем», «У церкви стояла карета» и другие.На второй день ряженные ходили по дворам. Просили помочь молодым, кто чем может. Воровали кур со двора. Всё делалось для веселья. Затем шли искать невесту.
На 3 сутки свадьбу тушат. Бьют горшки, выметают сор. Наряжают веник и «тушат» его. Этим заканчивалась свадьба. Сейчас всё это не соблюдается.
(Со слов Офицеровой Т.Ф. 1920 г.р.)
З А К Л Ю Ч Е Н И Е
Нас всегда манит родная деревня. Особенно в памяти людей остаётся детство, которое напоминает нам о Малой Родине. Это наши корни. В каждом из нас течет деревенская кровь. У нас были и до сих пор существуют свои обычаи, обряды.
Проведенная мною исследовательская работа показала, что, несмотря на то что, наше село когда-то процветало, на сегодняшний день существуют несколько проблем в развитии села– восстановление колхоза, нехватка медицинского работника, работников образования. Без помощи государства наше село не сможет решить эти проблемы. Они ведь проблемы не только нашего села, но и всей страны. А историю села нам обязательно надо знать и помнить, для того чтобы не исчезло бесследно прошлое, чтобы подрастающее поколение знали свою культуру, традиции, обычаи, свой родной язык. Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории. И буду надеяться на светлое и прогрессивное будущее моей малой Родины с. Песчанка. История родного края очень интересна и насыщена различными обрядами. Но мы сейчас живем в новом времени и наша задача сохранить и продолжать создавать историю родного края.
С П И С О К Л И Т Е Р А Т У Р Ы
В. Семёнов, Н. Семёнов. Саратов дворянский. Из глубины веков. Старинные боярские и дворянские роды в Саратовском крае // Волга. 1998. №11-12. С. 59-127
Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
«http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%A3%D1%85%D1%82%D0%BE%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5&oldid=39797982»
Книга памяти: Саратовской обл. Т.2.-Саратов:Регион. Приволж.изд-во «Детская книга».1994.
5. Аткарская газета.
6. Опубликованный источник [Иванов П. И.] Алфавитный указатель фамилий и лиц,
упоминаемых в боярских книгах, хранящихся в I отделении Московского архива Министерства юстиции. – М., 1895. – С. 382.