Конспект урока п окружающему миру 1 класс Красота родного села


План-конспект урока (Красновой К.)
1. Предмет: окружающий мир. Класс: 1. Учебник(УМК): Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир 1 класс. 2 часть. (УМК «Перспектива»)
2. Тема урока: Красота родного села
3. Тип урока: Урок «открытия» новых знаний
4. Оборудование: компьютер с программой PowerPoint, мультимедийный проектор, физическая карта России, карта Татарстана, домики – шаблоны, карточки для работы в парах.
5. Цели урока, как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых учебных действий Учебные действия Планируемый уровень достижения результатов обучения
Предметные Знать:
-где находится родное село(поселок);
- название, происхождение названия поселка;
Понимать, различать и правильно употреблять термины: земляк, односельчане, причелина, наличники, конек, полотенце и понятие 1 уровень- Ученик знает место расположения села(поселка), его название и происхождение. Знает, различает, понимает и правильно употребляет основные термины.
2 уровень – уч-к знает место расположения поселка, его название и происхождение, знает основные термины.
3 уровень – уч-к знает место расположения поселка, его название и происхождение .Метапредметные:
Регулятивные: -принимать и сохранять учебные задачи, ставить новые учебные задачи;
-составлять и реализовывать план деятельности;
-контролировать и оценивать результаты деятельности.
Познавательные:
-формулировать познавательную цель;
-производить поиск и выделение источников необходимой информации;
-осуществлять анализ и синтез
-выбирать основания и критерии д/сравнения, классификации объектов ,Коммуникативные: -умение договариваться, находить общее решение,
-умение аргументировать свое предложение
-взаимоконтроль и взаимопомощь. 1 уровень - Ученик умеет составлять план действий; может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся, и того, что еще неизвестно;
У ученика развита рефлексия и самоконтроль;
2 уровень – уч-к умеет поставить учебную задачу, составлять план действий, осуществлять контроль своей деятельности.
3 уровень – уч-к умеет составлять план действий и реализовывать его.
1 уровень - Ученик может находить, выделять, структурировать найденную информацию в нужной форме; может создавать устные и письменные высказывания; владеет операциями классификации; у ребенка сформированы умения анализа.
2 уровень – уч-к может находить, выделять информацию, создавать устные и письменные высказывания, владеет операциями классификации.
3 уровень – уч-к может находить, выделять информацию, создавать устные и письменные высказывания
1 уровень - Ученик умеет договариваться; вступать в диалог; умеет слушать и слышать; умеет выражать свои мысли, строить грамотные высказывания ,уметь их аргументировать.
2 уровень – уч-к умеет договариваться, вступать в диалог, выражать свои мысли, строить высказывания.
3 уровень – умеет вступать в диалог, выражать свои мысли.
Личностные Сформировать понятие «малая родина». Воспитание уважительного отношения к своему поселку, его красоте и эстетическому своеобразию, достопримечательностям. 1 уровень – Ученик осознает смысл понятия, его ценность; уважительно относится к своему поселку, его природной красоте и достопримечательностям.
2 уровень – осознает смысл понятия, уважительно относится к своему поселку, знает достопримечательности.
3 уровень – осознает смысл понятия, уважительно относится к своему поселку.
Характеристика этапов урока
Этап урока Время, мин Задача Содержание учебного материала Методы и приемы работы Форма Деятельность учителя Деятельность учеников
1.Орг.момент
2. Актуализация знаний
3. Подведение к теме
4. Постановка цели и темы урока
5. Построение проекта выхода из затруднения
Физминутка6.Первичное закрепление
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8. Включение в систему знаний и повторение
9. Рефлексия
1 мин
4 мин
5 мин
5 мин
6 мин
3 мин
6 мин
6 мин
4 мин
5 мин
Организовать самоопределение к деятельности детей на уроке.
Целеполага- ние и постановка задач.
Систематизировать имеющиеся у учащихся знания о городе и селе.
Организовать работу со схемами, на основе наводящих вопросов организовать формулирование проблемы
Организовать самостоятельное формулирование целей и темы
Организовать поиск решения проблемы
Обеспечить снятие усталости и напряжения, внести эмоц.зарядОбеспечить применение полученных знаний на практике
Организация творческого задания
Закрепить пройденный материал
Осмысление процесса и результата деятельности.
Работа по карточкам в парах
Работа по схеме, карте Татарстана
Ответы на вопросы учителя, обсуждение фотографий, постановка целей
Ответы на вопросы, работа со схемой, выводы на основе своих рассуждений
Выполнение физ. упражнений
Работа по учебнику с. 12-13, ответы на вопросы.
Выполнение творч. Работы
Работа по пройденной теме
Ответы на вопросы, обсуждение результатов, выводы детей. Словесный
Беседа по уточнению и конкрети- зации знаний из личного жизненного опыта.
Анализ и обсуждение работ, обсуждение различий города и села.
Беседа.Создание проблемной ситуации
Исследование, сбор и анализ фактов, обобщение данных, формулирование выводов.
Работа на двигательную активность
Исследовательско-поисковой, работа по учебнику
Творческая работа
Беседа
Беседа
Фронтальная и индивидуальная.
Фронтальная и парная.
Фронтальная, индивидуальная.
Фронтальная.
Фронтальная
Фронтальная
Фронтальная, индивидуальная.
Групповая
Фронтальная
Фронтальная, индивидуальная
Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку.
Предлагает ответить на вопросы:
-Для чего вы пришли на урок? (получить новые знания, учиться…)
- Что значит учиться?
- С каким настроением начнем урок, чтобы работа была успешной?
- От чего зависит прочность наших знаний?
- Вспомним, что изучили на прошлом уроке?
Выполнение заданий в парах. Раздаются конверты, в которых лежат картинки города и села.
- Распределите эти картинки на известные вам группы.
- Чем отличается город от села?
- Хорошо работали в парах — дружно. Пожмите руку своему соседу по парте за хорошую работу.
Организует индивидуальную работу. Работу со схемами. Задает опорные вопросы в схеме:
-Какие дома?
-Какой транспорт?
-Чем занимается население? (Деятельность людей)
Проводит сравнительный анализ города и села по заполненным схемам у доски.
- А чем отличается деревня от села?
-Ребята, это я построила так схему.- Вы бы хотели что-то изменить или добавить?
-Какой существенный признак (вопрос) можно взять для этой схемы? (численность населения)
- Как называют людей, которые живут в городе? (горожане)
- А в селе? (селяне)
- Как называют людей, которые живут в одном селе? (односельчане, земляки)
- Что общего у этих слов? Чем отличаются?
- Послушайте стихотворение. Подумайте о чем оно?
Жура-жура-журавель!
Облетел он сто земель.
Облетел, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
- Где же лучшая земля?
Отвечал он, пролетая:
- Лучше нет родного края!
- Какую землю журавль считает лучшей? Согласны ли вы с утверждением журавля?
- Как вы думаете, почему поэт выбрал именно эту птицу?
( Журавль всегда возвращается весной в родные края, строит свои гнезда рядом с жилищем человека, олицетворяет пример необыкновенной сыновней любви к родному дому. В народном творчестве используется как символ домашнего очага – колодец – «журавль».)- Какой наш с вами город родной?
- Почему он так называется?
-Давайте посмотрим, на прошлом уроке мы отметили его на карте красным флажком.
- Как называют людей, которые живут в этом городе? (заинцы)
- Как называется страна, в которой мы живем?
- Ребята, а что же мы будем считать нашей малой Родиной, т. е., то место, где мы родились и выросли?
- К чему мы отнесем свою малую родину? К городу или селу? (поселок)
- Что же такое поселок?
- Где можно найти эту информацию?
- Вы, знаете, я смотрела в специальной литературе, но точного определения не нашла. Придется нам потрудиться, чтобы найти ответ на этот вопрос.
- Хотите узнать?
- Но сначала послушайте загадку:
В нём живёт моя родня,Мне без неё не жить ни дня.В него стремлюсь всегда и всюду,К нему дорогу не забуду.Я без него дышу с трудом,Мой кров, родимый, тёплый …(ДОМ).
- Вот мой дом, в котором я живу. Ничего особенного в нем нет, хоть я его очень люблю. А вот у наших бабушек и дедушек были особенные дома — красивые, не похожие друг на друга. В чем же секрет их?
- А секрет в украшении дома. Чем же раньше украшали дома? Хотите узнать?
- Обратите внимание на фотовыставку. Материал для нее подготовил ваш одноклассник с родителями. Узнаете, что запечатлено на этих фото?
-Для чего люди фотографируют природу?
- Какова же тема нашего урока? Попробуйте сформулировать.
- Давайте четко проговорим, что мы хотим узнать на уроке. Какие цели перед собой поставим? 
1. Дать характеристику поселку.
2.Узнать, как же украшали дома в наших краях.
3. Передать красоту родного края (в своих творческих работах).
- Что же нам поможет достигнуть первой цели урока?
- Что помогало характеризовать город, село? (схема)
- Второй? Третьей? (предположения детей)
-Как называется наш поселок?
- Как называют людей, которые живут в нашем поселке? (старозаинцы)
- На прошлом уроке мы совершили путешествие по родному городу, а сегодня наше путешествие продолжится – по родному поселку.
Отмечается красным флажком на карте Татарстана.
- Кто знает, почему он так называется?
-Существует несколько версий. Какие вы знаете? (предположения детей)
Организует работу со схемой «поселок».
-Какие дома в нашем поселке?
- Какой транспорт?
-Чем занимаются люди?
Животноводством занимаются?
- Выращиванием культурных растений?
- Что скажите о численности населения, если сравнить с городом? Селом?
-Какой сделаем вывод? 
Показ упражнений.
1.Фотопутешествие по поселку.
- Если бы к нам приехали гости и попросили провести экскурсию по нашему поселку, куда бы вы их сводили, что показали? (выслушиваются ответы детей, их ответы сопровождаются показом фото).
Просмотр фотографий поселка (больница, детские сады, школа, храм, и пр.) Фотографии без подписи – дети сами называют, что они видят.
- У нас новое красивое здание больницы.
- В нашем поселке много деток, поэтому функционируют
два детских сада «Улыбка», «Сказка».
- Ребята, найдите на иллюстрациях в учебнике резные украшения.
- Прочитайте их названия.
  - Как вы думаете, каким словом можно назвать создателей этой дивной красоты? (художники)
- Что напоминают вам эти украшения? (солнце, растения, животные)
- У кого учились, где брали образы художники для создания такой красоты?       Дети произносят вслух названия деревянных украшений и разбираются, какой смысл в них заложен.
-Кто-нибудь из вас заметил, какие слова спрятаны в названиях? (предположения детей.) 
- Слово — «окошко». Внутри него живет слово «око». Кто знает, что оно значит?
- В древнерусском языке это слово употребляется в значении «глаз».
- Наличники находятся на окне, словно лицо хозяина дома, они делают дом не похожим на дом соседа.
- Слово «причелина». В нем как будто притаилось слово «чело», означающее «лоб», отсюда — «лобовая доска». Оно тоже говорит о лбе.
- Где находятся глаза, лоб? (на лице)
-Как относились создатели и жители этих домов к своим произведениям? (Как к живым существам.)
- Потому  дарили им «полотенца».
- Крышу украшали коньком. Конь — самый верный помощник, любимый герой сказок. Он никогда не предаст. Поможет в любой беде.    - Комнату в доме называли — «светелка».
- Почему? Какая это комната? (светлая) А еще какие слова приходят на ум, когда слышишь слово «светелка»? (Уютная, добрая, теплая.)   - Очень часто дома называли, по фамилии его создателя. Один из таких примеров у вас в учебнике. (стр. 13)
На доску вывешиваются шаблоны украшений дома: наличники, причелины, конек, полотенце.
- Выйдите к доске, назовите и покажите с какими украшениями дома мы познакомились.
- Сейчас мы приступим к выполнению творческого задания.
- Что значит «творческого», «творчество»?
- Вспомните, на каких уроках нам встречались эти слова? Что они означают?
- Ребята, я хочу вам предложить украсить домики, теми украшениями домов, с которыми мы сегодня познакомились. Разделитесь на группы и каждая украшает домик.
- Какой раздел изучаем?
- Какую тему из этого раздела рассмотрели на уроке?
- Для чего изучали эту тему?
- Мы хорошо должны знать историю своей родного края, любить его, ведь все это необходимо для счастливой жизни человека.
- С чем человек, живущий в селе, неразрывно связан? У кого он учится творчеству? (у природы)
- Человеку, живущему в городе нужна природа?
- Для чего?
— Об этом мы с вами узнаем на следующем занятии.
Чтение учителем стихотворения.
Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встаёт Старый дом, в саду смородина, Старый тополь у ворот. У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор.…А другим, наверно, вспомнится Свой родной московский двор. В лужах первые кораблики, Над скакалкой топот ног, И большой соседской фабрики Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная. Золотая целина…
Родина бывает разная, Но у всех она одна!
- У каждого свой дом, который ему дорог. На какой улице находится ваш дом?
- Почему эти улицы так называются? Узнайте дома у своих родителей, а на следующем уроке мне расскажите.
Организует рефлексию.
- Какие цели ставили? Мы их достигли?
- Трудно было получать новые знания?
- В чем возникло затруднение?
- Что особенно понравилось?
- Подуйте каждый и определитесь, как бы вы закончили предложение и поднимите соответствующий прямоугольник.
Своей работой на уроке я ….
доволен — красный
не совсем доволен — синий
не доволен, потому что …. — зеленый
- Я согласна с вашим мнением. Вы мне очень помогли на уроке – новое знание мы открывали вместе, потому что я, задавая вам, вопросы опиралась на ваши знания, которые вы получили на прошлых уроках.
- Я тоже хочу оценить свою работу на уроке, используя прямоугольники.
Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку.
Отвечают на вводные вопросы, работают в парах, группируют.
Работают со схемой, отвечают на вопросы.
Отвечают на вопросы, формулируют тему и ставят цели.
Отвечают на вопросы, формируют предположения, составляют план достижения цели, формулируют выводы.
Выполняют элементарные физические упр-ияВыполняют работу по учебнику, отвечают на вопросы.
Делятся на группы, обсуждают украшения, выполняют задание.
Ответы на вопросы, включаются в коллективное обсуждение
Отвечают на вопросы. Высказывают своё отношение к результатам урока.
Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, определяет цель и результат, степень их соответствия.