Проект на тему Летопись села Карпунино


МКОУ Мокроусовская средняя общеобразовательная школа №1
Тема “История рождения села Карпунино”
Смольниковой Ксении Андреевны
ученицы 3б класса МСОШ №1
Научный руководитель: Петрова Альбина Александровна

с.Мокроусово 2013
Оглавление.
Введение.
Историческая справка создания села.
Крестьянский быт и обычаи .Сельское хозяйство.
Промыслы карпунинцев.
Праздники сельчан.
Выводы.
Список литературы.
Приложения.
Введение.
Родина. Отечество. Отчий край. Так называют люди ту землю, на которой родились. По-разному рождается у человека чувство любви к родине . Один, увидев белоствольную березку на краю обрыва, вдруг воспринимает её как чудо, открыв для себя её красоту и навеки полюбив ту землю, что взрастила её. У другого чувство любви возникает при виде заснеженных русских лесов или бескрайних степей с пышным разнотравьем и спокойным течением рек. Но, как бы не возникало это чувство, нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота которой открылась ему однажды как чудо. У каждого человека есть своя малая Родина – место, где он родился и вырос: его дом, город, село. Край, который он никогда не забудет. Вот и для меня Карпунино самое лучшее место на всем белом свете! Каждый, кто побывал здесь, никогда не забудет бескрайние поля и леса, окружающие село, широкие просторы, моря колосящейся пшеницы. На мой взгляд, здесь самая красивая природа и самые милые и добрые люди! Мне очень хочется поделиться с окружающими, рассказать им, что же происходило в нашем селе с момента его основания.
В то же время история села Карпунино мало изучена и малоизвестна даже жителям . «Написанной» истории села, просто, нет. Взявшись за эту работу, я и не предполагала, что число источников, в которых упоминается история села так мало (единичны). Тем интереснее и увлекательнее становится эта работа. В истории нашего села множество белых пятен, это связано в первую очередь с отсутствием традиций и пренебрежением к прошлому. Начав эту работу для доклада, я надеюсь продолжить ее вне учебного плана. Думая о будущем, необходимо хорошо знать и помнить прошлое.
Историческая справка создания села.
Мой друг! Что может быть милей
Бесценного родного края!
Там солнце кажется светлей,
Тем радостней весна златая,
Прохладней лёгкий ветерок,
Душистее цветы, там холмы зеленее,
Там сладостней журчит поток,
Там соловей поёт звучнее.
Где бы не жил человек, сколько бы не исколесил дорог, но его всегда зовёт родной уголок земли, где он родился,вырос, где ему знакома каждая травинка, каждое деревце, тропинка, где радуется душа встрече с родными полями ,лесами, отчим домом .Этим уголком для нас является наше красивое село .
Село Карпунино- это маленькая точка на карте страны, но история его- яркое отражение народа. Оно образовалось в 18 веке, примерно в 1752 году. Основателями его были братья Карпунины, выходцы из Рязанской губернии .Братья поселились на берегу реки Кизак. Последним из рода Карпуниных был Митрофан Спиридонович. Он прожил более 100лет и умер в 1960 году.
В том же 1752 году ,из Костромы в селе Карпунино поселились братья Сумины. Их было 5 братьев , построили они себе 5 домов , поэтому эту улицу до сегодняшнего дня называют Суминский край. Село тогда относилось к Тамбовской губернии, Мокроусовской волости. В 1853 году население составляло 594 жителя, а в 1871 году 468 жителей.
В 1919 году был образован Карпунинский сельский Совет , куда входили с, Карпунино, д. Дорохино , д.Красный Рям , д. Жиляковка. В 1920 году был организован колхоз “Золотой Колос”. Организатором и первым руководителем был Федотов Иван Иванович. В те годы везде началась работа по ликвидации безграмотности, открывались начальные школы. В Карпунинской начальной школе одним из первых учителей был Касаткин Дмитрий Петрович.
В Карпунинском с/Совете в 4 населённых пунктах проживало в то время 1550 человек. На фронт, во время Великой Отечественной войны, ушло на фронт 200 человек , вернулось-87. Погибли за освобождение Родины 104 карпунинца. Сейчас в центре села ,рядом с СДК стоит обелиск –память о дорогих односельчанах.

Крестьянский быт и обычаи.
Семьи крестьян были большими, состояли более чем из 5-10 человек. В брак вступали - юноши с 15,а девушки с 12 лет. Браки могли заключаться до 3 раз. Венчание в церкви было обязательным.
Одежда шилась из домотканного холста и шкур животных. Обувью служили лапти из лыка. Плести их приходилось очень много, так как семьи были большие , а лапти быстро снашивались. Мастера по плетению лаптей были почти в каждом доме.
Тяжёлым бременем легла на плечи крестьян первая мировая война и олько Великая октябрьская социалистическая революция в наши глухие деревеньки принесла и свет ,и новую жизнь.
По законам Российского государства крестьяне обязаны были отправлять жителей мужского пола на царскую военную службу в качестве пушкарей, воротников, караульных. Они несли службу у Белозерской судной конторы, охраняя денежную казну.

Сельское хозяйство.
Основными видами деятельности крестьян были сельское хозяйство, промысел и ремёсла . Братья Карпунины поселившись на берегу реки Кизак занялись земледелием .Они обрабатывали земли ,сеяли пшеницу , занимались рыболовством. Землю крестьяне обрабатывали сохой и бороной (сначала суковатой, потом деревянной бороной с железной зубьями. В нашей местности крестьяне сеяли озимую рожь, а весной яровые: пшеницу, овёс, ячмень, из крупяных – просо и гречу. Везде сеяли горох, он ценился высоко как пищевая и кормовая культура. Была построена ветреная мельница.

В 1919 году вся земля пострадала от страшной засухи. Нечем было питаться людям. Ели лебеду, просянку, берёзку, семена сорных трав мох ,камышовые корни. На почве недоедания развивались болезни, росла смертность, падал рабочий скот. Жить приходилось трудно ,но сплотившись люди выжили в столь трудное время, стали разводить скот. . В селе был свой маслозавод. Заведовал им Тибекин Е.Я.
Промыслы.
Так как деревня жила своим натуральным хозяйством, то многое необходимое для жизни изготовлялось умельцами - крестьянами. Для постоянной носки крестьяне плели лапти. Их умел плести каждый мужик. Так как лапти быстро изнашивались и семьи были многочисленными, то плести их приходилось много и часто. Но сапоги шили сапожники, кожу для обуви изготовляли скорняки.

Распространённым занятием у карпунинцев стало плетение туесков из бересты. Мастерами были Давыдкин Пегас Александрович и Колмаков Иван. Карпунинцев в народе прозвали “туесками”.

Печи клали печники, они пользовались большим уважением, так как печь кормила, поила, лечила и утешала. Печь нужна была в любом возрасте, в любом состоянии, положении, поэтому печника чтили в народе не меньше, чем священника или учителя.
Праздники.
У крестьян свободного времени было не так и много. Когда оно появлялось - ходили в церковь, на ярмарки, зимой катались на санях, на Ивана Купалу - водили хороводы, прыгали через костры. Самым почитаемым праздником была Пасха, посвященная Воскрешению Иисуса Христа, престольный праздник “Семёнов день”
Наряду с церковными сохранились и языческие традиции - на святки народ устраивал игрища и обряды.
Люди переодевались и ходили по домам с песнями и плясками.


Немало воды утекло с того далекого времени. Растеряв много ценного на этом пути, люди, наконец, становятся мудрее и бережливее. Возрождаются многие русские традиции и обряды. Растет интерес к народной культуре и быту.
Вывод.
Родина. Отечество. Отчий край. Так называют люди ту землю, на которой родились. У каждого человека есть своя малая Родина – место, где он родился и вырос: его дом, город, село. Край, который он никогда не забудет. История нашего края невелика, но каждый год его развития насыщен богатыми событиями как в прошлые времена, так и в нынешние, интересными делами людей, любящих землю предков и стремящихся сделать её ещё краше и богаче. Закончить свой доклад хочу стихами пожилой женщины, Нины Тихоновны Кишеевой, которая выражала любовь к нашему селу в творчестве.
Люблю тебя, моя деревня,
Люблю безумно край родной.
Не променяю я деревню
На знатный городок большой.
Люблю поля свои ,просторы,
Люблю леса, люблю луга.
Но больше всех люблю деревню,
Она мне с детства дорога.
Н .Т.Кишеева
Список литературы.
Опубликованные источники:
Книга Памяти 1941-1945.
Солдаты Победы1941-1945.
Газета “Советское Зауралье” от 14.04 1988г. “Моя малая Родина” В. Кокорин.
Неопубликованные источники:
Воспоминания местных жителей:Кишеевой Н.Т., Дроновой А.А., Кишкопаровой Ф.И
Материал из сельской библиотеки. Час краеведения “Моя деревня” 2007г.

Приложения.