Диагностика сформированности качеств чтения младших школьников


Правильность чтения
1. Чтение слов, отличающихся одной буквой. Мел-мель-мыл-мыль-мал-мял-мышка-мошка-мишка-миска.
2. Чтение слов, в написании которых имеются одинаковые буквы. Куст-стук, сосна-насос, мех-смех, мышка-камыш, марка-рамка, арш-шрам, масло-смола, мошкара-ромашка.
3. Чтение слов, имеющих одинаковые окончания, приставки.
Приехал, пришел, пришил, принес, припев;
Красное, белое, голубое, черное, желтое;
Кукла, мама, папа, ложка.
Беглость чтения
Определи разницу.
Беседа, собеседник, беседовать, беседка, собеседование;
Беседа, разговор, собеседование болтовня, диалог.
Игра “Угадай”: на доске напечатано к.р.д.р.;
В нашей квартире узкий к…Дети угадывают слово (в первом случае с опорой на согласные буквы, которые несут основную смысловую нагрузку, во втором случае – с учетом смысла всей фразы).
3. Упражнение «Пирамида» (ее можно составить из слов текста, который будет читаться на уроке): дети читают пирамиду, скользя взглядом сверху вниз по первым буквам слов:
развнукосеньлесникмальчикбрусникамаленькая пересадили4. Игра “в прятки”: учитель начинает читать текст с любого места, называя только страницу, остальные должны найти и подстроиться под его чтение; 
Выразительность чтения
1. Медленное, громкое и четкое произношение ряда слогов.МА-ША-РА-ЛА-СА-НА-ГА
2. Игра «Твердый-мягкий»: б-б, п-п, с-с…
3. Подстановка одного гласного ко всем остальным.
АА АО АИ АУ АЭ4. Чтение таблицы гласных по горизонтали, по вертикали, с добавлениями групп согласных и др.ТРА ТРЭ ТРО ТРУ ТРЫ ТРЯ ТРЕ ТРЕ ТРЮ ТРИ
5.Отработка правильного дыхания.
А) После глубокого вдоха как можно дольше вести счет на выдохе:На пригорке возле горки стоят 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.
Б) «Сдувание пушинки» с ладошки.
В) «Задувание свечи».
- чтение слова с разными оттенками интонации
- чтение фразы с интонацией, соответствующей конкретной ситуации
- упражнения для дыхания
- упражнения для развития голоса
- упражнения для дикции
- прочитать, передавая радость, печаль, возмущение, гордость в зависимости от текста
- чтение по ролям, в лицах
Сознательность чтения
1.Что общего в словах и чем они различаются?
Мел – мель, мал – мял, мыл – мил.
2.Назови одним словом.
Чиж, грач, сова, ласточка, стриж;
Ножницы, клещи, молоток, пила, грабли;
Липа, береза, ель, сосна;
Зеленый, красный, синий, желтый;
Лошадь, корова, свинья, овца;
Шарф, варежки, пальто, кофта.
3.Какое слово лишнее и почему?
Красивый, красный, синий, зеленый;
Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр;
Лук, морковь, огурец, яблоко;
Гриб, ландыш, ромашка, василек.
4.Чем похожи следующие слова?
Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан.
У них одинаковое количество букв;
Они одного рода;
Они состоят из двух слогов.
5.Путем перестановки букв составь слово.
У к л б о; с н о а с; у п к с.
6.Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог.
Колос, рота, ваза;
Кора, лото, боксер;
Молоко, нерест, тарелка.
7.Составь новое слово, взяв у каждого второй слог.
Змея, рама;
Пуговица, молоток, лава;
Укор, бузина, тина;
Поворот, пороша, канава.
8.Составь новое слово, взяв последний слог.
Мебель, ружьё;
Соломка, пора, мель;
Лиса, бельмо, полёт;
Смола, слеза, берет.
Министерство образования и науки Астраханской области
ОАОУ СПО «Астраханский социально – педагогический колледж»
Специальность 050146 «Преподавание в начальных классах»
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Диагностика сформированности качеств чтения младших школьников
Выполнила
студентка группы 3 А___________ Соломахина И.В.
Проверил
преподаватель русского языка с методикой преподавания
_____________ Шалдаева В.В.
Астрахань, 2015
Список литературы
http://zdd.1september.ru. http://zdd.1september.ru/article.php?ID=200702206 [Электронный ресурс]. Дата обращения: 17.09.2015