Доклад Диагностика и мониторинг уровня сформированности УУД младших школьников


Начальная школа четвертый год реализует Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения, который устанавливает требования к достижению новых образовательных результатов. Формирование метапредметных результатов, а именно универсальных учебных действий (УУД) – качественно новая задача, поставленная перед школой.Именно метапредметные результаты являются теми мостами, которые связывают все предметы, помогают преодолеть горы знаний. При целенаправленной работе по достижению новых результатов возникает необходимость в измерениях, отслеживании процесса формирования УУД, то есть перед учителем встает задача: как же метапредметные результаты оценивать?
Основное содержание оценки в начальной школе строится вокруг умения учиться и может проводиться в ходе различных процедур (в ходе итоговых проверочных или комплексных работ по предметам; текущей, тематической или промежуточной оценки и т.д.) Невозможно измерить новые результаты только старыми методами, такие как контрольные и проверочные работы. Ряд коммуникативных и регулятивных действий трудно или невозможно оценить в ходе стандартизированных работ. Для того, чтобы проверить как сформированы УУД можно использовать разный инструментарий, но наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития универсальных учебных действий является диагностика
Диагностика  – это, прежде всего, инструмент, помогающий самому педагогу «настроить» учебный процесс на индивидуальные возможности каждого ученика, создать для него оптимальные  условия для достижения качественного образовательного результата.
Методы, формы, инструменты оценки описаны в Программе формирования УУД основной образовательной программы каждой школы. На основе программы формирования УУД составлена программа мониторинга.
Основная идея проведения мониторинга заключается в том. Чтобы обеспечить управление формированием и развитием индивидуальности школьники в процессе обучения. Сделать этот процесс не стихийным, а целенаправленным и обоснованным.
Цель мониторинга уровня сформированности УУД:
получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения и выработка коррекционной программы педагогической и учебной деятельности, способствующей оптимальному развитию индивидуальности школьника
Задачи мониторинга:
1. Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД; выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;
На втором этапе проведение диагностического обследования, обработка и анализ данных.
На заключительном этапе выработка рекомендаций, планирование следующих диагностических исследований.
Возможности мониторинга
- возможности отслеживания динамики развития индивидуальности;
- получение учителем представления каждом из обучающихся;
- возможность успешной дифференциации обучения;
- определение зоны ближайшего развития;
- конструирование специально коррекционно-развивающих занятий и др.
Результаты диагностики дают возможность учителю:
- скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса;
- определить, насколько эффективно используется потенциал учебников, заложенные в них средства получения личностных и метапредметных результатов;
- увидеть возможности реализации индивидуального подхода к развитию каждого обучающегося.
- неоднократное проведение диагностики даёт возможность отслеживать развитие УУД у каждого обучающегося.
Методами оценочной деятельности могут быть наблюдение, тестирование, практические работы .Формы оценки:
индивидуальные, групповые, фронтальные;
устный и письменный опрос;
Инструментарий контроля: задания, отражающие формирование УУД, карта наблюдений, тест, карта мониторинга, лист или дневник самооценки.
В 1 классе полученные результаты анализируются только с качественной точки зрения и по отношению к каждому учащемуся отдельно. Определяются рейтинги умений как индивидуальные, так и по классу в целом.
Со 2 класса полученным результатам уже присваивается оценочная характеристика: «базовый уровень», «ниже базового», «выше базового». Результаты учащихся складываются в целостную картину по классу, определяются рейтинги умений. На основе сравнения результатов полученных в 1 классе и 2 классе по некоторым делается вывод о динамике развития УУД ( есть прогресс, нет прогресса).
Индивидуальные результаты вносятся в портфолио ученика и обсуждаются с ним, доводятся до родителей в индивидуальной беседе, для оказания посильной помощи педагогу в формировании УУД.
Результаты по классу доводятся до сведения педагогов, работающих в данном классе, что даёт возможность учителю-предметнику грамотно спланировать работу по развитию метапредметных УУД.
Мониторинг проводится на диагностических уроках, которые проходят 1-2 раза в неделю.
Программа мониторинга содержит технологические карты формирования различных видов универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных), которые предусматривают 3 уровня сформированности УУД: высокий, средний, низкий. В технологических картах указаны УУД, нормативные показатели универсальных действий, в каждом уровне присутствуют рекомендации по коррекции универсальных действий. Также представлены диагностики, с помощью которых учитель оценивает сформированность УУД. Данные карты разработаны на 4 года.
Мониторинг личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных действий может осуществляться по следующим методикам:
Кроме этих методик я работаю по рабочим тетрадям «Комплексные диагностические работы» авторы Богданова, Ушакова
Достижение планируемых результатов фиксируется в накопительной системе оценки, в том числе в форме портфолио учащегося. Педагогу важно на каждом этапе обучения вместе с ребёнком выбирать, что является для него результатом на сегодняшний день. Оценочная деятельность самого педагога должна быть направлена на то, чтобы стимулировать учебно-познавательную деятельность ребёнка и корректировать её. Вместе с тем передавать ребёнку нормы и способы оценивания (не выставления отметки, а фиксации качества, например разборчивость письма, грамотность, способа действий и т.д.), способствовать выработке у ребёнка самооценки своего труда. Отбирая в свой портфолио творческие, проектные работы, ребёнок проводит рефлексию сделанного, а педагог может отследить как меняются, развиваются интересы ребёнка, его мотивация, уровень самостоятельности и другие личностные и метапредметные действия. Динамика образовательных достижений учащихся за период обучения станет очевиднее, если накопительная система оценивания станет действовать с 1 класса, поэтому так важно сохранить первые тетради (или отдельные страницы), первые творческие работы ребёнка.
Диагностика и мониторинг (оценочная деятельность учителя) – важная составляющая современного образовательного процесса, так как дает необходимое получение объективной информации о состоянии и динамике формирования метапредметных результатов школьников в условиях реализации ФГОС.
Староафонькинский филиал ГБОУ ООШ с. Салейкиномуниципального района Шенталинский
Самарской области
Доклад
«Диагностика и мониторинг уровня сформированности УУД»
Учительница начальных классов
Алкаева О.Г.
25.08.2014г.