Наглядный план в работе учителя — логопеда как метод формирования коммуникативной компетентности слабовидящих детей.


Наглядный план в работе учителя логопеда как метод формирования коммуникативной компетентности слабовидящих детей.
Учитель-логопед Якименко Инесса Юрьевна
Ребёнок начинает общаться и говорить с самого раннего возраста. К моменту поступления в школу он обычно уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компонентов. Известно, что хотя уровень развития реальной коммуникативной компетентности школьников весьма различен, в целом он далёк от желаемого.
Рассмотрим что такое коммуникация. Впервые термин «коммуникация» [от лат. сommunicatio от communicare – делать общим, сообщать, беседовать] появилась в научной литературе в начале XX века. Обратившись к словарю русского языка, мы получили следующие определения коммуникации. В словаре русского языка С.И. Ожегова «коммуникация» растолковывается как сообщение, общение. Речь как средство коммуникации (прил. – коммуникабельный). В словаре синонимов понятия «коммуникация» и «общение» характеризуются как близкие синонимы, что позволяет считать эти термины эквивалентами.
Коммуникативная деятельность - это система последовательно развертывающихся действий, каждое из которых направлено на решение частной задачи и может быть рассмотрено как некоторый "шаг" в направлении к цели общения. Коммуникативная деятельность - это сложная многоканальная система взаимодействия людей, основными сторонами которой является: коммуникативная; интерактивная - организация общения; перцептивная - взаимопонимание.
Выделяют два типа коммуникативной деятельности: а) личностно-ориентированный; б) социально-ориентированный.
Речевое общение носит неизменно диалогический характер. Диалог - это реальная единица коммуникативной деятельности. В свою очередь элементарными единицами диалога являются действия высказывания и слушания. В центре общения находятся две личности, два субъекта общения, взаимодействие которых реализуется через деятельность и в деятельности.
Следует различать термины «коммуникативная компетенция» и «коммуникативная компетентность», которые нередко употребляются без различения смысла между ними. На самом деле, они существенно различаются между собой.
Данные понятия дифференцируют таким образом: компетенция – это «комплекс знаний, навыков, умений, приобретённый в ходе занятий и составляющий содержательный компонент обучения», компетентность – это «свойства личности, определяющие её способность к выполнению деятельности на основе сформированной компетенции».
Поскольку коммуникативная компетентность имеет исключительно многогранный характер, необходимо выделение основного состава коммуникативных и речевых действий, т. е. тех действий, которые имеют наиболее общее значение с точки зрения достижения целей образования, обозначенном в новом проекте стандартов. Основой решения этой задачи стало ключевое значение коммуникации для психического и личностного развития ребёнка: со-действие и со-трудничество выступают как реальная деятельность, внутри которой совершаются процессы психического развития и становления личности.
При поступлении в школу ребёнок имеет определённый уровень развития общения. В состав базовых (т. е. абсолютно необходимых для начала обучения ребёнка в школе) предпосылок входят следующие компоненты:
- потребность ребёнка в общении со взрослыми и сверстниками;
- владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения;
- приемлемое (т. е. не негативное, а желательно эмоционально – позитивное) отношение к процессу сотрудничества;
- ориентация на партнёра по общению;
- умение слушать собеседника.
Коммуникативная компетентность - основа практической деятельности человека в любой сфере жизни. В современном обществе особенно ощущается потребность во всесторонне грамотных людях, свободно владеющих навыками устной и письменной речи. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний, как в устной, так и в письменной речи.
Речь у детей с нарушением зрения формируется на тех же принципиально одинаковых основах, что и речь нормально видящих детей. Так же, как и у нормально видящих, речь детей с нарушениями зрения развивается и усваивается в процессе коммуникативной деятельности. Однако имеются значительные затруднения в развитии коммуникативной компетентности из-за недоразвития речи: изменяется темп развития, нарушается словарно-семантическая сторона речи, появляется "вербализм", в речи редко употребляются развернутые высказывания. Причинами недоразвития речи является отсутствие образов восприятия вследствие зрительного дефекта.
В процессе формирования новых потребностей, в числе которых важнейшие - социальные, и в общении с окружающими людьми ребенок с нарушенным зрением постепенно овладевает все более правильным произношением слов. Это является основой развития его коммуникативной деятельности, так как именно слово, живая речь позволяют ему вступить в сферу познания социальных взаимосвязей окружающего мира. Прежде всего, речь дает возможность совершенствовать процесс воспитания, что позволяет ребенку усваивать систему норм поведения и нравственного отношения к окружающим людям.
Таким образом, дети с нарушением зрения испытывают много трудностей, одна из важнейших которая - трудности в общении с окружающими, неумение выражать свои чувства, поддерживать и развивать контакт. Недостаток зрительного восприятия и связанные с этим психологические трудности и приводят негативным последствиям в общении с окружающими. Формирование коммуникативных навыков - важнейшая задача в работе со слабовидящими детьми, так как это - основное условие его адекватного психологического развития и необходимая составляющая самореализации ребенка, его современной и будущей успешности.
Большая роль в работе по развитию коммуникативных навыков у слабовидящих детей принадлежит взрослым: родителям, воспитателям, всем окружающим. Формируя на специальных занятиях, в повседневном бытовом общении коммуникативные навыки детей, они тем самым готовят их к социальной адаптации. С помощью упражнений, игр и игровых ситуаций можно сформировать основные навыки коммуникативной деятельности, научиться пользоваться ими, воспринимать и передавать эмоции и, прежде всего, усвоить новые образцы творческого поведения в социуме. В работе со школьниками с нарушением зрения особое внимание уделяется обучению, тем общепринятым нормам поведения и культуры общения, которые позволяют приобрести умения и навыки, способствующие благоприятной социализации. Взрослые должны активно способствовать развитию у слабовидящих детей высших психических функций, эмоционально- волевой сферы, а также потребности в общении.
При целенаправленной и систематической работе процесс развития коммуникативных навыков у младших школьников с нарушениями зрения будет эффективным и поможет детям стать равноправными участниками социума.
Таким образом, формирование коммуникативной компетентности младших школьников с нарушениями зрения является актуальной проблемой.
Для формирования коммуникативной компетентности учащихся на логопедических занятиях целесообразно использовать наглядный план.
Приводим пример логопедического занятия с использованием наглядного плана.
Темы:
Логопедическая тема: Автоматизация звука –р в слогах, словах.
Лексическая тема: «Птицы Хабаровского края».
Грамматическая тема: словообразование имён прилагательных от имен существительных.
Цель: Закрепление звука [р] на лексике «Птицы Хабаровского края»
Задачи:
Речевые:
- уточнять и обогащать словарный запас по теме: «птицы»;
- учить отвечать на поставленный вопрос полным предложением;
- развивать интонационную выразительность речи.
Коррекционные:
- развивать подвижность артикуляционного аппарата;
- уточнить представления об артикуляционном укладе звука [Р];
- развивать фонематический слух и восприятие, фонематический анализ слов;
- развивать правильное речевое дыхание;
- продолжать развивать общую и мелкую моторику;
- закреплятьавтоматизацию звука [Р] в слогах, словах, предложениях;
Обучающие: уточнить представления о звуке [Р].
Воспитательные:
- формировать положительную мотивацию на занятии;
- формировать коммуникативные навыки;
- воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься;
- воспитывать бережное отношение к природе;
Ресурсы: индивидуальные зеркала; буква Р; слайдовые презентации: «Овощи, фрукты»; «Птицы»: жаворонок, чернозобая гагара, японский журавль, серая цапля, зимородок, утка нырок, ворон, воробей; штриховка картинки «птица»; рельефные картинки «птицы»; дидактическая игрушка –бегемот; салфетки, светофор (символы-кружки) для оценки работы.
Речевой материал: «Птицы живут на озере (озёрные птицы), птицы живут на реке (речные птицы). На болоте, в лесу, на море, в городе.
Ход:
Ι. Организационный момент.
-Какое у вас сегодня настроение? (ответы детей)
Уточнение пространственно-временных представлений.
- Какое сегодня число, день недели? Какой месяц?
ΙΙ. Сообщение темы урока. Целеполагание и мотивация.
Мы сегодня будем учиться говорить красиво и правильно звук [р] в слогах и словах.
Давайте посмотрим какие задания мы будем выполнять.
(на доске прикреплены картинки: 1- гимнастика для язычка; 2-проверка домашнего задания; 3 – штриховка рисунка; 4 – гимнастика для глаз 5 - физминутка; 6 - домашнее задание.

Артикуляционная гимнастика. (Обращаем внимание на план работы 1 - гимнастика для язычка)
- Улыбочка;
- Маляр;
- Качели
Произношение изолированного звука. Актуализация имеющихся знаний.
Изобразите сердитого тигра и покажите, как грозно он рычит (Р-р-р). Изобразите дятла, сидящего на дереве, и как он стучит по дереву (Тр-р-р, тр-р-р.) Изобрази, как мурлычет ласковая кошечка (Мур-р-р-р.)
Уточнение артикуляции звука.
- Где должен находиться язычок, когда мы говорим звук [р]? (используется игрушка бегемот).
Язычок поднят вверх, губы в улыбке, между зубами небольшая щель, воздушная струя сильная и тёплая.
Характеристика звука.
- звук [р] согласный или гласный? (согласный)
- звонкий или глухой? (звонкий)
- твёрдый или мягкий? (твёрдый)
- каким цветом обозначается? (синим цветом - выкладывает цветовое обозначение звука)
Автоматизация звука [р] в слогах.
Проверка домашнего задания (Обращаем внимание на план работы: 2 – проверка домашнего задания)
Проговаривание слогов (по ступенькам). Пальчиковое упражнение.
Ра – ро – ру – ры
Ар – ор – ур – ыр
Ара – ора – ура – ыра
Проговаривание слов: (используем слайдовую презентацию «Овощи. Фрукты»)
Картофель, морковь, помидоры, кукуруза, красный перец, горох.
Груши, персики, хурма, гранат, виноград.
Игра «Поймай звук» (хлопни в ладоши когда услышишь звук [р] в слове).
арбуз, окно, кефир, комар, небо, ранец, батон, ракета, робот, стакан, крот, топор, дом, пожар
Загадывание загадки:
Рук нет, а строить умеет. (птица) Слайд – воробей
Рассматривание птицы. Внешний вид.
Рассматривание рельефной картинки и чучело птицы. У птицы есть голова, клюв, глаза, туловище, крылья, хвост, лапки. Птица покрыта перьями.
- Где живут птицы? (в лесу, на реке, около моря, возле пруда, в городе)
-Если птицы живут около реки, они какие? (речные)
- Птицы, которые живут в лесу (лесные)
- Птицы, которые живут в городе (городские)
Дыхательная гимнастика.
- Чем дышат птицы? (как и мы лёгкими). – Давайте тоже подышим как птицы. (Вдох носом, выдох ртом)
Штриховка птицы. (по заданному направлению) (Обращаем внимание на план работы – 3)
(Дети выполняют задание)
- для чего мы штриховали птицу? (учились проводить прямые линии)
Гимнастика для глаз. (Обращаем внимание на план работы – 4)
Упражнение с игрушками (воробей, ворона).
Движения глазами вверх, вниз, по горизонтали, по диагонали (следить за пальцами движущейся руки) от 2 до 5 раз.
- Для чего вы выполняли гимнастику для глаз?
Игра «Слова – родственники»
Подберите родственные слова к слову «птица»
Птица – птицы, птичья трель, птицелов, птичий, птичка.
Звукобуквенный анализ слов. (кружки красного и синего цвета)
ворон, дрозд
Физкультминутка. (Обращаем внимание на план работы – 5)
Показываю слайд – ворона
(координация речи с движением тела и рук)
Под берёзкою зелёной
Скачут весело вороны.дети скачут и машут руками
Кар – кар – кар громко говорят
Целый день они кричали,
Спать ребятам не давали.
Кар – кар – кар.
Только к ночи умолкают
И все вместе засыпают:присесть на корточки
Кар – кар – кар!тихо говорим
А мы усталости не знаем
И работать начинаем.
Автоматизация звука [р] в словах (используем слайдовую презентацию «Птицы»)
Мы с вами сегодня посмотрим, какие птицы живут в Хабаровском крае.
Птицы:
Жаворонок – вьёт гнёзда на земле, красиво поёт.
Чернозобая гагара – из всех водоплавающих птиц только чернозобая гагара может быстро передвигаться под водой и долго там находиться. Гагара не намокает в воде.
Речная крачка – самая изящная из всех видов чаек.
Японский журавль – редкий вид, находится под угрозой исчезновения.
Серая цапля – крупная птица.
Зимородок – голубой зимородок водится у нас по всему краю. Он рыбачит, ныряя в воду.
Утка нырок – любит нырять.
Ворона – очень распространённая птица по всей стране.
Воробей – маленький, шустрый.
14.Домашнее задание. (Обращаем внимание на план работы - 6)
Как вы понимаете скороговорку:
Целый день сорока тараторила без проку.
(каждое слово проговорить, разобрать)
Целый день- это как? (с утра до вечера)
Тараторила- как это объяснить? (быстро, быстро тараторила, если это человек, то это значит он быстро говорит)
Без проку - (без толку)
Повторить скороговорку:
- шёпотом
- медленно
-быстро
(работаем над интонацией)
Задание на дом. Выучить скороговорку.
ΙΙΙ. Итог урока.
Какой звук мы продолжаем учиться правильно и четко произносить?
(Звук [р])
- Чем мы сегодня занимались? (обращаю внимание на план работы)
РЕФЛЕКСИЯ
- Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке с помощью светофора (кружки красного, зелёного и жёлтого цветов). Жёлтый - ты справился с заданием, зелёный – не совсем справился, красный – совсем не справился. Вы должны выбрать один кружок.
Дети говорят, почему они себя так оценили.
Список литературы:
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. Под ред. А.Г.Асмолова, -М.:Просвещение, 2011г.
А.В.Саматова, А.В.Селивёрстова «Ранняя адаптация детей старшего дошкольного возраста с глубоким нарушением зрения». –М., 2007г.
В.А.Феоктистова «Развитие навыков общения у слабовидящих детей». Спб.: Речь, 2005г.
Логопедия / под.ред.. Волковой Л.С., Шаховской С.Н.- М:Гуманит.центр ВЛАДОС, 1998
А.Г.Литвак. «Психология слепых и слабовидящих». Спб., 2006г.