Конспект открытого занятия Аппликация


Конспект учебного занятия .Педагог дополнительного образования: Леванова Венера Шайхинуровна.
Тема учебного занятия: «Аппликация, как способ оформления национальных костюмов».
Зрительный ряд : Образцы выполнения художественных работ.
Литературный ряд : .Валеева-Сулейманова. ДПИ казанских татар. – М.: Советский художник, 2000.
Валеев Ф.Х. Народное декоративное искусство Татарстана. – Казань, 2008.
Маркелова О.Н. Технология. Организация кружковой работы в школе. – Волгоград: Учитель, 2006
Максимов. У истоков мастерства. – М.: Просвещение, 2007
Музыкальный ряд : легкая классическая музыка

Продолжительность учебного занятия: 40 мин.
Форма учебного занятия: комбинированный урок
Использование современных образовательных технологий: технология мастерских (групповой метод)
Цель: Ознакомление учащихся с одним из самых доступных , выразительных и вместе с тем древних способов выполнения художественных работ –аппликацией. Развитие чувства прекрасного , творческого мышления , воображения .Воспитания усидчивости , трудолюбия
Задачи: : (образовательная, развивающая, воспитательная)
•Совершенствовать умения владения ножницами .•Совершенствовать приемы построения композиции , при выполнении аппликации .
•Закрепить технические навыки работы вырезания округлых и других форм.
Оборудование и материалы: цветные бумаги , ножницы , клей , шаблоны .
Ход учебного занятия:
Этап учебного занятия Время Используемые цифровые образовательные ресурсы
I.
Организация
начала
урока.
2 мин. Деятельность учителя Деятельность ученика
Приветствие, выявление отсутствующих.
Готовятся к уроку.
Этап учебного занятия Время Используемые цифровые образовательные ресурсы
5Сообщение темы и целей урока. 5 мин Инструктаж техники безопасности при выполнении ручных работ 5 мин Беседа
8 мин Деятельность учителя Деятельность ученика
Б). Организует просмотр слайда с музыкальным оформлением
народных мелодий
Учитель показывает варианты выполнения аппликаций:
Аппликация от латинского слова –прикладывание .Детская одежда с нашитыми цветными собачками , птичками , орнаментом –это аппликация .Картины с наклеенной вверху цветными фигурами , тоже выполняется с помощью аппликации .
Помогать в выполнении аппликации вам будут шаблоны . Запомните правила работы с ножницами: у ножниц есть острые опасные кончики , поэтому необходимо быть осторожным –передавать ножницы кому-то нужно только кольцами вперед , нельзя размахивать ими , ходить по классу с ножницами на руках тоже нельзя .
Нужно нарезать полоски от целого куска бумаги .При этом обратите внимание : линия среза должна быть четкой , без зазубрин и защипов .
Отрезая бумагу по прямой линии , опускайте ее вниз , одновременно продвигая ножницы вверх .
При вырезании округлых и других форм ножницы в правой руке остаются почти неподвижными , а бумага направляется левой рукой по намеченным линиям изображения очень мелкие детали вырезайте небольшими ножницами .Поучитесь прорезать отверстие в бумаге .Для этого сначала проколите острым концом ножниц небольшое отверстие , а затем уже вырезайте середину .
При работе с бумагой заботьтесь об экономном ее расходовании .Не выбрасывайте крупные обрезки .Вырежьте все детали .Не огорчайтесь , если нет сходства ,повторите вырезку несколько раз .Подбор рисунка ,сочетание цветов выбираете на свою фантазию , на свой вкус.
Смотрят, слушают и выполняют:
1.Выбор сюжета рисунка.
2.Сюжетные аппликации могут быть не сложными по содержанию, композиции и исполнению.
3.Круглые формы вырезают из квадрата на глаз. Для этого сложите квадрат дважды пополам и полукругом срежьте угол. Срезая углы прямоугольника, получают овальную форму , необходимую для выполнения огурца , дыни , туловища птицы или животного .
4.Каждую вырезанную деталь лицевой стороной наложите на обратную сторону цветной бумаги, обведите и вырежьте.
5.Затем соберите всю аппликацию на фоне.
6.Все подготовленные детали наложите на фон.
7.Наклейте в определенной последовательности ( в первую очередь наиболее удаленное )
8.Дать подсушить.
.
Готовятся отвечать на вопросы.

III. Самостоятельная
работа. 20 мин.
Закрепление
и применение знаний.
Самостоятельная работа
Деятельность учителя
У каждого из вас подготовлен шаблон .Ваша задача
Подберитедля фона рисовальную бумагу или тонкий картон и наклейте вырезанные из цветной бумаги шаблоны и другие
детали изготовленные самостоятельно .Как называется картина ? Придумайте название .Самостоятельность : оценивается самостоятельность выполнения работы , без подсказки педагога .
Оригинальность : выбор оригинального сюжета аппликации , не представленный педагогом .
Во время выполнения самостоятельной работы оказывается индивидуальная помощь учащимся , испытывающим затруднения в выполнении задания.
Деятельность учителя
Критерии усвоения: Учащиеся, выполнившие задание, демонстрируют свои работы, делают выводы. Выражают свое ценностное отношение к проделанной работе .Возможные пути и методы реагирования : предложить учащимся сравнить свои результаты с результатами других учащихся , предложить поработать с более сложными сюжетами .
А). Организует стенд с просмотром детских работ.
Задание: защитить творческий проект.
Вопрос: расскажите, какой способ выполнения аппликаций вы выбрали?
В). Разбираем случаи, вызвавшие затруднения.
Тема урока : «Аппликации»
Оборудование и материалы: цветные бумаги , ножницы , клей , шаблоны .
Зрительный ряд : Образцы выполнения художественных работ.
Литературный ряд : книга «Подарки и игрушки своими руками».
Музыкальный ряд : легкая классическая музыка .План урока :1.Организационный момент .-2 мин.
2.Сообщение темы и целей урока -5 мин.
3.Инструктаж-5мин.
4.Беседа-8 мин.
5.Самостоятельная работа учащихся -20 мин.
6.Подведение итогов -5 мин.
Содержание этапа :1.Организационный момент .Проверка готовности к уроку , наличие необходимых материалов и инструментов .
Цель урока :
Ознакомление учащихся с одним из самых доступных , выразительных и вместе с тем древних способов выполнения художественных работ –аппликацией. Развитие чувства прекрасного , творческого мышления , воображения .Воспитания усидчивости , трудолюбия .
Задачи урока :Совершенствовать умения владения ножницами .Совершенствовать приемы построения композиции , при выполнении аппликации .
Закрепить технические навыки работы вырезания округлых и других форм .2.Сообщение темы и целей урока .Аппликация от латинского слова –прикладывание .Детская одежда с нашитыми цветными собачками , птичками , орнаментом –это аппликация .Картины с наклеенной вверху цветными фигурами , тоже выполняется с помощью аппликации .
Помогать в выполнении аппликации вам будут шаблоны . Запомните правила работы с ножницами: у ножниц есть острые опасные кончики , поэтому необходимо быть осторожным –передавать ножницы кому-то нужно только кольцами вперед , нельзя размахивать ими , ходить по классу с ножницами на руках тоже нельзя .
Нужно нарезать полоски от целого куска бумаги .При этом обратите внимание : линия среза должна быть четкой , без зазубрин и защипов .
Отрезая бумагу по прямой линии , опускайте ее вниз , одновременно продвигая ножницы вверх .
При вырезании округлых и других форм ножницы в правой руке остаются почти неподвижными , а бумага направляется левой рукой по намеченным линиям изображения очень мелкие детали вырезайте небольшими ножницами .Поучитесь прорезать отверстие в бумаге .Для этого сначала проколите острым концом ножниц небольшое отверстие , а затем уже вырезайте середину .
При работе с бумагой заботьтесь об экономном ее расходовании .Не выбрасывайте крупные обрезки .Вырежьте все детали .Не огорчайтесь , если нет сходства ,повторите вырезку несколько раз .Подбор рисунка ,сочетание цветов выбираете на свою фантазию , на свой вкус .Оценивается правильность , самостоятельность , оригинальность выполнения задания .
В процессе объяснения нового материала используется следующие методы : словесные –беседа , рассказ , объяснение , пример ; наглядные –просмотр иллюстраций , образцов работ в данной технике .
Самостоятельная работа учащихся .У каждого из вас подготовлен шаблон .Ваша задача
Подберитедля фона рисовальную бумагу или тонкий картон и наклейте вырезанные из цветной бумаги шаблоны и другие детали изготовленные самостоятельно .Как называется картина ? Придумайте название .Самостоятельность : оценивается самостоятельность выполнения работы , без подсказки педагога .
Оригинальность : выбор оригинального сюжета аппликации , не представленный педагогом .
Во время выполнения самостоятельной работы оказывается индивидуальная помощь учащимся , испытывающим затруднения в выполнении задания
При этом нужно учесть следующее:
1.Выбор сюжета рисунка.
2.Сюжетные аппликации могут быть не сложными по содержанию, композиции и исполнению.
3.Круглые формы вырезают из квадрата на глаз. Для этого сложите квадрат дважды пополам и полукругом срежьте угол. Срезая углы прямоугольника, получают овальную форму , необходимую для выполнения огурца , дыни , туловища птицы или животного .
4.Каждую вырезанную деталь лицевой стороной наложите на обратную сторону цветной бумаги, обведите и вырежьте.
5.Затем соберите всю аппликацию на фоне.
6.Все подготовленные детали наложите на фон.
7.Наклейте в определенной последовательности ( в первую очередь наиболее удаленное )
8.Дать подсушить.
Подведение итогов.
Критерии усвоения: Учащиеся, выполнившие задание, демонстрируют свои работы, делают выводы. Выражают свое ценностное отношение к проделанной работе .Возможные пути и методы реагирования : предложить учащимся сравнить свои результаты с результатами других учащихся , предложить поработать с более сложными сюжетами .
Задание на дом .1.Цель для учащихся : «Ребята , постарайтесь дома рассказать , чем вы сегодня занимались . Узнайте , что думают об этом ваши родители .На какую тему вы хотели бы еще выполнять аппликации ? Можете также изобразить на бумаге то, что вам больше всего нравиться .Тогда на следующем занятии мы сможем устроить выставку ваших работ .
2.Цель для педагога : активизация поисковой активности и самостоятельности учащихся в овладении новой темой , расширение их кругозора , развитие творческих способностей.

Конспект открытого занятия.
Тема урока : «Аппликации»
Оборудование и материалы: цветные бумаги , ножницы , клей , шаблоны .
Зрительный ряд : Образцы выполнения художественных работ.
Литературный ряд : книга «Подарки и игрушки своими руками».
Музыкальный ряд : легкая классическая музыка .План урока :1.Организационный момент .-2 мин.
2.Сообщение темы и целей урока -5 мин.
3.Инструктаж-5мин.
4.Беседа-8 мин.
5.Самостоятельная работа учащихся -20 мин.
6.Подведение итогов -5 мин.
Содержание этапа :1.Организационный момент .Проверка готовности к уроку , наличие необходимых материалов и инструментов .
Цель урока :
Ознакомление учащихся с одним из самых доступных , выразительных и вместе с тем древних способов выполнения художественных работ –аппликацией. Развитие чувства прекрасного , творческого мышления , воображения .Воспитания усидчивости , трудолюбия .
Задачи урока :Совершенствовать умения владения ножницами .Совершенствовать приемы построения композиции , при выполнении аппликации .
Закрепить технические навыки работы вырезания округлых и других форм .2.Сообщение темы и целей урока .Аппликация от латинского слова –прикладывание .Детская одежда с нашитыми цветными собачками , птичками , орнаментом –это аппликация .Картины с наклеенной вверху цветными фигурами , тоже выполняется с помощью аппликации .
Помогать в выполнении аппликации вам будут шаблоны . Запомните правила работы с ножницами: у ножниц есть острые опасные кончики , поэтому необходимо быть осторожным –передавать ножницы кому-то нужно только кольцами вперед , нельзя размахивать ими , ходить по классу с ножницами на руках тоже нельзя .
Нужно нарезать полоски от целого куска бумаги .При этом обратите внимание : линия среза должна быть четкой , без зазубрин и защипов .
Отрезая бумагу по прямой линии , опускайте ее вниз , одновременно продвигая ножницы вверх .
При вырезании округлых и других форм ножницы в правой руке остаются почти неподвижными , а бумага направляется левой рукой по намеченным линиям изображения очень мелкие детали вырезайте небольшими ножницами .Поучитесь прорезать отверстие в бумаге .Для этого сначала проколите острым концом ножниц небольшое отверстие , а затем уже вырезайте середину .
При работе с бумагой заботьтесь об экономном ее расходовании .Не выбрасывайте крупные обрезки .Вырежьте все детали .Не огорчайтесь , если нет сходства ,повторите вырезку несколько раз .Подбор рисунка ,сочетание цветов выбираете на свою фантазию , на свой вкус .Оценивается правильность , самостоятельность , оригинальность выполнения задания .
В процессе объяснения нового материала используется следующие методы : словесные –беседа , рассказ , объяснение , пример ; наглядные –просмотр иллюстраций , образцов работ в данной технике .
Самостоятельная работа учащихся .У каждого из вас подготовлен шаблон .Ваша задача
Подберитедля фона рисовальную бумагу или тонкий картон и наклейте вырезанные из цветной бумаги шаблоны и другие детали изготовленные самостоятельно .Как называется картина ? Придумайте название .Самостоятельность : оценивается самостоятельность выполнения работы , без подсказки педагога .
Оригинальность : выбор оригинального сюжета аппликации , не представленный педагогом .
Во время выполнения самостоятельной работы оказывается индивидуальная помощь учащимся , испытывающим затруднения в выполнении задания
При этом вы должны учесть следующее :1.Выбор сюжета рисунка .2.Сюжетные аппликации могут быть не сложными по содержанию , композиции и исполнению .
3.Круглые формы вырезают из квадрата на глаз .Для этого сложите квадрат дважды пополам и полукругом срежьте угол .Срезая углы прямоугольника , получают овальную форму , необходимую для выполнения огурца , дыни , туловища птицы или животного .
4.Каждую вырезанную деталь лицевой стороной наложите на обратную сторону цветной бумаги , обведите и вырежьте .
5.Затем соберите всю аппликацию на фоне .6.Все подготовленные детали наложите на фон .7.Наклейте в определенной последовательности ( в первую очередь наиболее удаленное )
8.Дать подсушить .Подведение итогов .Критерии усвоения : Учащиеся , выполнившие задание , демонстрируют свои работы , делают выводы .Выражают свое ценностное отношение к проделанной работе .
Возможные пути и методы реагирования : предложить учащимся сравнить свои результаты с результатами других учащихся , предложить поработать с более сложными сюжетами .
Задание на дом .1.Цель для учащихся : «Ребята , постарайтесь дома рассказать , чем вы сегодня занимались . Узнайте , что думают об этом ваши родители .На какую тему вы хотели бы еще выполнять аппликации ? Можете также изобразить на бумаге то, что вам больше всего нравиться .Тогда на следующем занятии мы сможем устроить выставку ваших работ .
2.Цель для педагога : активизация поисковой активности и самостоятельности учащихся в овладении новой темой , расширение их кругозора , развитие творческих способностей.

\s
к самостоятельной творческой деятельности, способствованию формирования осознанно высокого уровня культуры поведения и общения у воспитанников. Ученики становятся помощниками образовательного процесса в группах начальной подготовки, демонстрируют практические навыки работы, участвуют в организации и оформлении выставок, участвуют в различных конкурсах и мероприятиях.

.Национально-региональный компонент.
Задачи НРК решаются в программе «Алтын чечек» через изучение истории возникновения и развития национальных орнаментов; знакомства с народными играми, обычаями и обрядами, через изучение истории возникновения и развития национальных костюмов народов Поволжья и Приуралья (русского и татарского). Учащиеся знакомятся с составными частями национальных костюмов, народными традициями, отраженными в национальной одежде, со способами отделки, особенностями края. Особо подчеркивается связь национальной одежды и современного костюма.
На практических занятиях изучается технология обработки отделочных элементов, применяемых в национальных костюмах. Это обработка оборок, воланов, манжет и других элементов. При разработке индивидуальных моделей учащиеся используют национальные элементы отделки, кроя; подбор материалов по цветовому решению и ассортименту в соответствии не только по направлению моды, но и национальных особенностей.
В ходе обучения через практическую деятельность создаются условия для развития творческих способностей; формируется интерес к изучению предмета: конструирование( построение чертежей изделий), моделирование( изменение выкроек, художественное оформление изделий), пошив изделий( качественное и аккуратное изготовление изделий);формируется интерес к изучению народных традиций и применение их в современных изделиях( изготовление предметов быта).
Исходя из принципа от простого к сложному, постепенно увеличивается объём практических занятий.
Для более широкого развития творческих способностей учащиеся выполняют различные самостоятельные задания. При необходимости учащиеся получают помощь педагога. Затем эти работы (наиболее удачные) отправляются на различные выставки и конкурсы.
Тема: «По законам красоты»
Цель: Повышение профессионального уровня и исполнительского мастерства.
Задачи: Закрепить знания о классификации современной одежды , тайнах стиля , раскрыть секреты моды.
Формировать умение правильного подбора гардероба с учетом своей индивидуальности ,современной моды , стилей и направлений.
Развивать самостоятельность ,художественный вкус , творческое воображение , эстетическое восприятие .
Воспитывать интерес к изучаемому материалу , целеустремленности , усидчивости , умение слушать других .
Тип мероприятия – дискуссия «Круглый стол»
Методы проведения
-вопросы к учащимся
-беседы
-рассказ педагога
-показ моделей
-наглядные пособия
-ознакомление с литературой.
План занятия.
1.Организационный момент.
2Сообщение цели.
3.Обсуждение темы занятия.
4.Показ моделей.
5.Практическая часть.
6.Итог занятия.
Ход занятия.
-Здравствуйте .-Позади конкурс , где вы представляли свои модели .Ваша модель –это работа от эскиза ( рисунка модели) до демонстрации готового изделия .Шаг за шагом вы проделали , чтобы достичь конечного результата работы.И сегодня назовем вас юными модельерами .
Сегодня ,сидя за круглым столом ,мы с вами , юные модельеры , окунемся в мир моды ,раскроем один из ее секретов ,поговорим о тайнах стиля и в заключение попробуем составить гардероб современной девушки .
-И так позвольте начать наше обсуждение.
-Искусство красиво одеваться дается людям не вдруг .Но научиться хорошо выглядеть могут все .У моды свои законы ,которые нужно знать , чтобы ими владеть .Нельзя брать из моды все без разбора ,но нельзя и сторониться ее .В каждом новом веянии надо искать то , что близко и подходит только вам .Мода не диктует ,она лишь предлагает и подсказывает ,как подчеркнуть свою индивидуальность.
-Одежда различна по своему характеру .Она может быть скромной или экстравагантной ,сдержанной или смелой ,спортивной или лиричной .Характер одежды зависит от ее стиля .В моде выделяют 4 основных стиля.
-классический
-спортивный
-романтический
-фольклорный
Каждый стиль имеет свою форму ,детали,отделку и предлагается в различных вариантах.
-
11---------------
Найти свой стиль –дело не легкое ,присмотритесь к себе .Где вы бываете ,как проводите свой досуг?Помните ,что мода приходит и уходит ,а стиль остается.
(Юные модельеры демонстрируют свои модели)
-Теперь мы переходим ко 2 части нашего обсуждения ,поговорим о гардеробе ,и попробуем составить гардероб современной девушки .
- Для начало слово предоставляется консультанту по одежде /
Рекомендации по составлению гардероба :-Стремлению выглядеть ярко ,эффектно и индивидуально способствует и реклама ,и средство массовой информации.
Однако одним стремлением наше отношение к моде и одежде ограничить нельзя.Нужны знания и умения.Сегодня недостаточно подражать имиджу модной топ или фотомодели .
Веление времени –познав себя ,найти свой индивидуальный и неповторимый образ :выработать собственный стиль ,рожденный гармонией внутреннего «я» личности и его внешнего проявления в одежде и в облике в целом.Совершенство не в безупречности костюма ,а в умении составления своего гардероба.Это является отправной точкой долгого путешествия к повышению уверенности в себе и самоуважения ,что ,в свою очередь ведет к открытию все новых сторон своей личности .Культура одежды ,ее создание –часть общей культуры народа в любой общественной формации .Поэтому в манере одеваться ,стилистике одежды и сегодня отражаются характерные черты времен и жизненного уклада .Стилевые направления тесно связаны с модными тенденциями .Мода диктует эстетические и конструктивные показатели одежды .В переводе с греческого «мода» означает «мера» .Поэтому гардероб должен создаваться с таким расчетом , чтобы в нем не было лишних предметов ,неудачных цветовых сочетаний , а главное , таких вещей , которые не идут , т . е .не гармонируют с цветом глаз , волос ,кожи, не соответствуют типу телосложения , темпераменту , возрасту и профессии. Гардероб должен определяться не только сезоном ,но и временем суток ,родом занятий .
Например : В утренние и вечерние часы наиболее удобен халат –летом ситцевый или шелковый ,зимой –фланелевый , байковый ,махровый или стеганый .
В дневное время дома вы будете чувствовать себя комфортно в платье , блузке с брюками или юбкой , платье –халате , сарафане .
Модели должны быть не сложные ,но современные по форме ,с удобной застежкой и карманами .Ткани предпочтительны неплотные .Нежелательно донашивать дома нарядные , шерстяные и шелковые платья , вышедшие из моды .Их лучше обновить , сделав достаточно модными ,но менее нарядными .
При выборе моделей одежды для работы необходимо учитывать профессию и занимаемую должность .Важно ,чтобы женщина чувствовала себя всегда уместно одетой .Но более ограничен выбор в сферах ,где существует специальная одежда , но и здесь при желании можно дополнить бусами ,кулоном .Категория женщин , где одежда предмет воспитания вкуса не должна быть экстровагантной , вычурной ,очень яркой .
Нарядные платья могут иметь несколько вариантов отделок и украшений .Эти платья в зависимости от моды могут быть очень узкими или широкими , их могут дополнять различные жакеты ,шарфы . К такому платью допустимы дорогие ювелирные украшения .
Ткань должна быть эффектной –шелк красивых структур , дорогая шерсть , трикотаж . Обувь и сумка также должны соответствовать общему стилю .
Покрой вечернего платья должен быть оригинальным с островыраженным современным силуэтом . Обувь – очень нарядным , модным .
Одежда для отдыха и спорта может быть весьма разнообразной по форме , используемых материалов и элементам . Очень удобны пляжные халаты , платья-халаты , юбки-брюки с блузками , шорты и блузоны , различные спортивные костюмы . Эта одежда должна быть проста и удобна .
Имея в своем гардеробе небольшое количество подобранных со вкусом предметов , за счет умело составленных из них комбинаций ,можно выглядеть значительно лучше , чем многие обладательницы больших ,но безвкусных гардеробов . Композиция в одежде –организация всех элементов ее формы . Цель композиции –создание функциональной , технический и технологически совершенной формы с приданием ей художественных качеств: красоты , гармонии, соразмерности частей и целого , образности, стилистической связи с другими предметами, окружающими человека в жизни.
-Показ моделей. На сцене , под музыку .В основном гардероб девушек соответствовал современной моде, стилю, индивидуальности. Чувствовалось творческое воображение и художественный вкус.
Во время дискуссии выявляли модные тенденции костюмов.
В конце подводим итог. Наиболее активных хвалим .Тема: «Поделки и игрушки»
Цель: «Ознакомление учащихся с разными видами поделок и игрушек; развитие творческих способностей при изготовлении их ; обучить выполнению ручных работ»
Задачи: Ознакомление учащихся с технологической последовательностью при изготовлении поделок и игрушек; развитие творческого воображения учащихся при моделировании и конструировании поделок и игрушек; воспитание ответственности учащихся за проделанную работу.
Форма занятия: традиционное занятие с элементами практических самостоятельных работ.
Методы: рассказ, беседа, дискуссия, демонстрация готовых изделий, игровые методы, репродукция рисунков, эскизов.Дидактические средства: эскизы рисунков, готовые изделия, журналы.
Использованная литература: журналы «Все своими руками» , «Подарки и игрушки своими руками».
Оборудование и материалы: бумага, природный и уже использованные материалы, ножницы , нитки ,иголки, клей.
План урока:
Организационный момент-2 мин.
Сообщение темы и целей урока-5 мин
Инструктаж-5 мин
Беседа-8 мин
Самостоятельная работа учащихся-20 мин
Подведение итогов-5 мин
Содержание этапа
1 .Организационный момент .Проверка готовности к уроку, наличие необходимых материалов и инструментов.
2.Сообщение темы и целей урока.
Игрушка называется ДРАКОША (который умеет «кусатся»).
Может быть сделан из яркой цветной бумаги. Прямоугольник складываем пополам , затем каждую половинку еще раз пополам. Складываем все четыре угла к линии сгиба треугольником. Затем по заранее сделанным линиям сгиба складываем внутрь , остальные два угла складываем так ,чтобы получилась лодочка .Посередине по длинной стороне сделаем небольшой надрез 2 см. От него отогнем отвороты треугольником с обеих сторон. Начало и конец лодки соединяем. Голову дракоши можно приклеить к бумажной трубке, Бумажная трубка изготавливается следующим образом: одну четвертую часть листа бумаги скручиваем на карандаш, ,карандаш вынимаем и трубочку заклеиваем. Через бумажную трубочку пропускаем нитку , нитку пришьем к носу . С ее помощью дракоша будет открывать пасть.
Другой вариант: к голове дракоши можно приклеить хвост . Хвост складываем из двух бумажных полос.
Самостоятельная работа учащихся:
Туловище дракоши учащиеся изготавливают самостоятельно.
Для этого вам нужно учесть:
1.Лист бумаги разрезаем пополам.2. Из одной половинки склеиваем цилиндр.3. К низу цилиндра приклеиваем ножки дракона. Ножки дракоши рисуем в произвольной форме , затем вырезаем и приклеиваем.4.Затем рисуем крылья дракоши (кто как себе представляет ) , вырезаем и приклеиваем по бокам цилиндра.5. Потом рисуем язык дракоши и вырезаем. Язык приклеиваем к трубочке .Во время выполнения работы оказывается индивидуальная помощь учащимся , испытывающим затруднения в выполнении задания.
Подведение итогов:
Делаем выводы. Количество учащихся , качественно выполнивших работу , демонстрируют умения и навыки, отстаивают свою позицию.
Задание на дом: Предлагаю учащимся составить план работы : как бы вы видоизменили ДРАКОШУ. По возможности изготовили видоизмененную ДРАКОШУ.
Методическая разработка .Тема : Мастер –класс «Очумелые ручки.» -итоговое мероприятие объединений «Алтын чечек» , «Юная Леди»
Педагог дополнительного образования : Леванова Венера Шайхинуровна.
Дата проведения -26 апреля 2011 года.
Цель мероприятия :Подведение итогов образовательной деятельности обучающихся и педагога дополнительного образования за 2010-2011 учебный год.
Задача мероприятия :Обмен опытом работы.Развитие творческого подхода к обучению.Популяризация профессий.
Возраст детей :7-16 лет.
Материально – техническая база мероприятия
- столы для выполнения ручных работ
- швейные машины
- утюжильная доска
- утюг
- инструменты и приспособления для ручных работ
- нитки , крой полотенец
- оформление доски
- тема мероприятия
- техника безопасности в виде трёх ромашек ( ручные , машинные , утюжные работы ).
Сценарий мероприятия разработала педагог дополнительного образования , Леванова В.Ш.
Мероприятие организовано в игровой форме.
Затраченное время 1час 30 мин.
Сценарий мероприятия .Ведущий 1.
На златом крыльце сидели
И не просто так , а при деле
Автослесарь и водитель ,И художник оформитель ,Плотник-просто супермен
Пекарь , сварщик и бармен ,
И маляр ,и продавец
Оператор-удалец
Повара-кондитера
Все собрались на «ура» !Каждый здесь мастеровой
Нынче будешь ты –ПОРТНОЙ !
Ведущий 2
Здравствуйте ! Сегодня мы собрались в этом кабинете , чтобы поделиться своими знаниями и опытом .А чтобы это было и полезно и наглядно ,мы предлагаем вам принять участие в игре-занятии , которое будет носить не совсем серьезный характер .
Тема занятия : «Изготовление полотенца» .Цель занятия:
Дело мастера боится
Не умеешь ? Что же такого!
Мы сейчас тебя научим
Разбудить в себе (Портного)-хором подсказывают участники.
Ведущий 3.
Прежде , чем мы перейдем непосредственно к изготовлению полотенца , необходимо познакомиться с основными условиями техники безопасности при выполнении ручных , машинных и утюжильных работ .
Для этого я предлагаю каждому участнику по очереди
пройти к доске ,где закреплены три ромашки , каждая из которых соответствует определенному виду работ и , взяв один из листочков цветка –прочитать правила по технике безопасности вслух . Правила написаны с обратной стороны белых листочков цветов .Начнем с ручных работ , символ которых , катушка ниток с ручной иголкой , изображен в середине цветка . А закончим утюжильными работами-символ утюг .
Ручные работы .1.Чтобы смог ты аккуратно сшить , сметать и распороть ,
Не забудь надеть наперсток , пальчик , чтоб не уколоть !
2.Все в игольницу иголки аккуратно собери
И как маленький ребенок в рот иголки не бери !3.Если друг , сидящий рядом , просит ножницы у вас
Подавай вперед колечком , береги соседский глаз !
Машинные работы
1.Убирай всегда на место свой любимый инструмент ,А не то получишь по лбу , от него в любой момент !
2.Чтобы не сломать свой пальчик и не потерять покой
Помни , тормозить не надо колесо своей рукой !
3.Низко ты не наклоняйся , береги свою косу !
Чтобы нитепритягиватель шрам не сделал на носу !Утюжильные работы .1.Если утюгу не нужно уже больше нагреваться
Ты , за шнур его не дергай , «хвостик» может оторваться !
2.Если нужно о нагреве утюга вам убедиться ,Ты его не трогай пальцем-пальчик может отвалиться !3.Чтоб утюг всегда работал и служил тебе годами ,Не роняй его ты на пол , не играйся проводами !
Ведущая 1
Мы познакомились с основными моментами техники безопасности и теперь перейдем к изготовлению наших полотенец . У каждого на столе лежит крой полотенца ,нитки для выполнения временных стежков , ножницы и ручные иглы в игольницах .Для обработки срезов полотенца используется шов вподгибку с закрытым срезом ( последовательность выполнения шва и его параметры , на доске графическое изображение шва , на столах у участников инструкционные карты )
Ведущая 2.
Вторым этапом изготовления полотенца будет выполнение шва на швейной машинке. Прежде чем мы начнём строчить полотенце, нам необходимо приобрести, вспомнить заправку швейной машины. У каждого на столе лежит карточка, в которой указан алгоритм действий при работе на швейной машинке.
Заключительным этапом является – удаление строчек временного назначения и утюжка готового полотенца.
Ведущая 3
Итак, переходим к изготовлению полотенца.
Время работы 45 минут.
По мере выполнения задания участники сдают готовые полотенца. Педагоги, проверив качество изготовления полотенца и учитывая время, затраченное на выполнение – оценивают работу каждого обучающегося, присваевая ему номерацию.
Номинации
«Полотенце и салфетку отшиваю как конфетку!»
«Приложил немало сил, все равно наколбасил!»
«Хоть расстроилась машинка, полотенце как картинка!»
«Легко металось, легко строчилось. А вот закрепка не получилась!»
«Моя работа вполне красива, а вот машинка строчила криво!»
«С таким стараньем я это шила, что получилось довольно мило!»
«С прямой наметкой и швом приличным, я называюсь портным отличным!»
«Я сметала и то весомо, всё остальное – сошью я дома!»
Чтобы во время работы педагогов по присуждению номинаций, обучающиеся не скучали . им предлагается составить стихотворение «Ода полотенцу».Для этого все обучающиеся делятся на три группы . Каждой группе предлагается :карточки (разного цвета ), на которых написаны по две строчки стихотворения . Необходимо за 3 минуты составить восьмистишие . Стихотворения обучающиеся зачитывают вслух , в последовательности указанной ведущими конкурса (лепестки зеленые , красные , синие карточки )
Ода полотенцу .1.Если в вашем доме гости
Или встреча «ностальжи» ,Каждой гостье на коленки
Полотенце положи
А встречаем новобрачных
Видим радость на лице,
Мы с расшитым полотенце
Их встречаем на крыльце !2 Чисто вымоем мы руки
Утром , вечером и днем ,
И не трем их о передник,
Полотенцем промокнем !А ухаживать бывает
Доведется за больным ,Мы ему компресс положим
Полотенчиком льняным
3.Чтоб лицо румяным было
И не старилось оно ,Полотенце непременно
Натуральным быть должно !Потому его мы ценим ,Любим мы его давно !Слава ! Слава полотенцу !Очень нужное оно !Участникам в подарок вручаются изготовленные ими полотенца , зачитываются номинации .
Для обсуждения результатов все приглашаются за круглый стол , где во время чаепития каждый присутствующий высказывает свое мнение о проведенном мероприятии ( что понравилось, что надо было изменить , дополнить и др.)
Ведущие благодарят всех участников мероприятия .Оформление доски :-Тема мероприятия;
-Техника безопасности в виде трех ромашек ( ручные ,машинные , утюжильные работы.

Тема :«Юный модельер» - «Техника ремонта одежды»
Цели : Развивающие : Сформировать на материале примеров моделирование техники ремонта одежды .Развитие творческого созидательного поиска . Обучающие :Расширение знаний учащихся по ремонту одежды.
Обучение умению выполнения художественных работ . Воспитательные :Воспитание самостоятельности , умению выразить свое образное восприятие окружающего мира .
Задачи : Обучающие :Ознакомление учащихся с особенностями техники ремонта одежды . Развивающие :Формирование у учащихся способностей к анализу , творческого воображения на основе моделирования и конструирования при технике ремонта одежды .
Воспитательные :Воспитание художественно –эстетического вкуса , интереса к изучаемому материалу – «Дать одежде вторую жизнь».
Форма занятия
Традиционное занятие с элементами практических самостоятельных работ . Методы :Рассказ , беседа , дискуссия , демонстрация готовых изделий , игровые методы , репродукция рисунков , эскизов .
Дидактические средства :Репродукция рисунков , эскизов , готовых изделий , журналов .
Использованная литература :Журналы «Крестьянка», «Лиза» , «Золушка», «Все своими руками».
1.Организационный этап .Ребята , давайте вспомним , что мы изучали на предыдущем занятии .
Чтобы приступить к технике ремонта одежды нужно освоить какие навыки и умения ?Это поможет лучше ознакомиться со способами техники ремонта одежды .
Знать и выполнять технологическую последовательность при выполнении техники ремонта одежды .
Мобилизация внимания , стимулирование интереса к изучению новой темы , актуализация опорных знаний учащихся по трудовым навыкам и умениям , проявление учащимися творческого подхода .
Активное включение учащихся в процесс занятия , участие в ответах на вопросы большого количества учащихся , достаточное количество верных ответов .
Методы :Методы актуализаций знаний: (давайте ответим : кто назовет .7), индивидуальный и групповой опрос , поощрение правильных ответов , коррекция ошибок .
Методы мотивирования : метод перспектив ( после прослушивания основного материала мы с вами поиграем )
2.Изучение нового материала .1.Подбор ткани , материалов , фурнитуры .
2.Технология моделирования .3. Технология конструирования .
4.Изготовление аппликации .5.Соблюдение технологической последовательности обработки швов при ремонте одежды
6.Влажно – тепловая обработка изделия .7. Дизайн при ремонте одежды .Подбор рисунка , нанесение эскизов , шаблонов .
Сочетание цветов тканей , рассортировка ткани по волокну , уточнение перекоса нитей , при необходимости выровнять при помощи утюга (оттянуть или сутюжить). Учесть направление ворса , рисунка , оттенка .

Перевод выкроек на ткань , мелить .
Раскрой .Наметывать , затем проложить строчку по рисункам .
Выполнить декоративные элементы отделки .Рассказ , показ эскизов , рисунков готовых изделий .
Работа с аппликациями , лекалами .
Предлагаю разделиться на группы :«Заготовка деталей»
«Монтаж изделия»
«Дизайн готового изделия».
По мере прослушивания темы учащиеся могут менять свое месторасположение , выражая тем самым ту или иную позицию .
При возникновении внимания и интереса у учащихся появляются вопросы , комментарии , споры , «переход в ту или иную группу».
Создание ситуаций эмоционально – нравственных переживаний , занимательности , опоры на жизненный опыт , ситуаций познавательной новизны .
3.Закрепление нового материала .«Ребята , мы узнали , что вещам можно дать вторую жизнь .
Давайте сейчас постараемся вспомнить все то , что вы услышали , что вам наиболее запомнилось .Давайте также попытаемся посоревноваться , кто больше запомнил способов техники ремонта одежды»
Контроль и оценка их уровня внимания , памяти , выявление эмоционально-ценностного отношения к данной теме занятия .
Формы и методы закрепления материала : ручная и машинная раб Формы и методы закрепления материала : ручная и машинная раб ота , работа с ножницами , ВТО ткани . Работа с ручной иголкой при дизайне изделия , взаимообмен информацией , соревнование .
4.Самостоятельная работа.
Предоставление каждому ученику возможности выразить себя в конструктивно – предметной и художественной деятельности .Содействие поиску индивидуального образа и выработке собственного стиля , создание условий для проявления и развития индивидуальных способностей учащихся .
Можно провести в форме соревнования .Разделив учащихся на 2 группы игра проходит в форме соревнования , кто больше придумает предметов и наиболее веско сможет отстоять свою позицию в их значимости .
Учащиеся , качественно выполнивших работу , при наличии стремления победить в соревновании , активно включаться в игру , демонстрируя умения и навыки , делать выводы , выражать свое ценностное отношение к данному .
Отстаивать свою позицию .Предложить учащимся сравнить свои результаты с результатами других учащихся , предложить поработать с готовым изделием (с аппликацией ) . Составить план работы , как бы вы его видоизменипи .
Задание на дом :
.»Ребята , покажите дома своим родителям проделанную работу .
Постарайтесь рассказать своим родителям об услышанном и увиденном сегодня , узнайте , какова их точка зрения .
Постарайтесь найти в интернете какие-то дополнительные факты , касающиеся сегодняшней темы с тем , чтобы на следующем занятии мы все смогли послушать ваши рассказы и посмотреть ваши рисунки .
Можете изобразить на бумаге то , что вас больше всего заинтересовало .
\sТема «Одежда для кукол»
Цели и задачи: Развитие художественно-эстетического вкуса,познание прекрасного.
Воспитывать чувство взаимопомощи,уважение к труду.
Совершенствовать навыки ручных работ,при выполнении обработки деталей одежды для кукол.
Закрепить технические навыки работы.
Тема «Одежда для кукол»
Цели и задачи: Развитие художественно-эстетического вкуса,познание прекрасного.
Воспитывать чувство взаимопомощи,уважение к труду.
Совершенствовать навыки ручных работ,при выполнении обработки деталей одежды для кукол.
Закрепить технические навыки работы.
Занятие ,журнал,приспособления. Методы ведения занятий. Беседа,рассказ-обьяснение.
Показ педагога(наглядно) приемы работы,технологическую последовательность обработки одежды для кукол.
Ход занятий.
Организационная часть.
Проверка готовности к уроку, наличия необходимых материалов и инструментов.
2.Оснавная часть и обьем- Обьяснение материала.
На прошлом уроке мы познакомились с секретами изготовления одежды для кукол.Как вы думаете, почему нужна одежда для кукол? А какая одежда для кукол вам нравится больше всего?Чем отличается одежда для людей от одежды для кукол, а в чем схожесть?
Самостоятельная работа учащихся.
1.Выбор вида одежды для кукол.
2. Выбор понравившийся ткани, из чего будет изготовлена одежда для кукол..
3. Помощь педагога в раскрое и в пошиве.
4. Настрой учащихся на занятие.
Поощрять самостоятельность, оригинальность выполнения.
Во время выполнения задания оказывается индивидуальная помощь учащимся, испытывающим затруднения в выполнении задания.
Подведение итогов урока. А теперь мы можем померить одежду на куклу,которые мы изготовили.затем еще раз удивимся и полюбуемся красивой одеждой для кукол.Одежда меняется, когда меняется мир и мода, а красивая одежда доставляет нам художественное наслаждение.
Педагог дополнительного образования Леванова Венера Шайхинуровна .Совещание методического отдела.
Тема : «Взаимодействие педагогов , детей и родителей в «ДТДиМ»
Когда ребенок идет в школу , у некоторых из них выходят на поверхность свои проблемы .И прежде всего –страх учителя. А родители из-за собственной тревоги будут давить на ребенка , впадать в панику из –за какой-нибудь несчастной «тройки».Кроме того , у них нередко актуализируется свой комплекс неполноценности .Они хотят , чтобы ребенок был успешнее их самих .Особенно это заметно среди «новых» и «подновленных» русских .Они заставляют детей заниматься музыкой , иностранными языками ( сами , между прочим ,не владея ни тем ни другим ).А ребенку после уроков хочется поиграть , отдохнуть ,побыть с собой , заниматься чем душа желает .У ребенка могут быть индивидуальные способности .И эти индивидуальные способности раскрываются в «ДТДиМ» , где педагог занимает авторитарную активную позицию , во время построения подобных занятий , педагог исполняет роль помощника , направляющего детей .Как сказал С.Л.Соловейчик : «Успех это то , что окрыляет ребенка и дает ему силы .Именно он ведет к увлечению».Когда родители поддерживают увлечение ребенка и взаимодействуют с педагогами ,действительно искренне радуются его успехам –это очень важно для ребенка . Я думаю такое взаимодействие возможно только в досуговых учреждениях , В данном случае в ДТДиМ .Здесь педагоги любят ребенка и «двоечника» и «отличника» одинаково, что нельзя сказать об обычных школах , куда каждый день дети отправляются за знаниями .
Счастливый ребенок всегда заметен .Сейчас у меня есть практический опыт , который дает возможность заметить , хорошо живется этому ученику или нет .Наблюдая за взрослыми мы тоже замечаем , любили его в детстве или нет , а этого воспитывали слишком строго .Если хочешь сделать ребенка счастливым его нужно хвалить ,а родителям нужно напоминать , что любовью испортить нельзя . Если это действительно любовь , а не желание отпихнуться от него деньгами и подарками .Дополнительное образование детей в ДТДиМ это более глубокое содержание учебных предметов ( до и пред профессиональная подготовка ). Ориентация на личностные особенности детей . Организационно-методическое обеспечение проектов ( глубокое содержание , новые программы ). Оздоровление детей ( здоровье сберегающие технологии). Социальная адаптация ( новые детские организации, школа раннего развития). Культурно-досуговое обслуживание праздников . Предупреждение детской беспризорности ( управляемая занятость).
Социальная функция ДТДиМ это воспитательная , культурно-массовая работа .Работа с одаренными детьми , борьба с безнадзорностью .Включает культурологические и социально-педагогические составляющие .Профориентация , социальная адаптация .
Как правило существуют следующие функции педагогического общения , это открытие ребенка на общение ( снятие психологических зажимов ), соучастие в общении (попытаться проникнуть во внутренний мир собеседника ), возвышение ребенка в общении ( воздействие на ребенка : ты молодец , аванс ( похвала) ).Существуют следующие формы активации учебной деятельности в ДТДиМ , чего не скажешь об обычных школах. Принципы выбора : целостного подхода к обучению это дискуссия , исследования , тренинг , моделирование ( из жизненного воспитания ).
Принцип активной коммуникации это ролевые игры , соревнования , обсуждения (система заданий направленная на стимулирование активной деятельности детей ).
Принцип сопряженности упражнений ( вариативность в учебной работе . Умение сочетать физические и психические тренинги ).Принцип дискантности это творческие домашние задания ( перенос в повседневную жизнь ).
Я , работая по программам «Алтын чечек» и «Юная леди» применяю некоторые педагогические технологии , направленные на развитие ребенка .
Коллективное взаимообучение , суть-пара переменного состава , все учат каждого и каждый учит всех , применяется при углубленном изучении конструирования и поузловой обработке технологической последовательности .
Адаптивная система обучения , суть-обучающая функция сводиться к минимуму , остается практика . Педагог работает со всеми примерно 7 минут , затем индивидуально .Применяется при обучении самостоятельным приемам работы .
Полного усвоения , применяется : кто хорошо-дополнительные задания .Кто плохо-учит материал заново .
Исследовательского обучения , суть-самостоятельное добывание знаний . Применяется при поисках познавательных ориентиров .
Модульного обучения , суть-учащиеся самостоятельно выбирают для себя набор модулей . Применяется для того , чтобы приучить к максимальной самостоятельности .
Игрового обучения , суть-обучающий процесс для развивающего обучения .
Парковая технология образования . Открытый режим посещения ( свободное посещение
Для студентов училищ и институтов , по их же просьбе , т. к. иногда занятия в училищах и институтах заканчиваются очень поздно.