План-конспект открытого занятия кружка «Сундучок творчества» тема: «Аппликация на свободную тему»


ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОКУЧАЕВСКА МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
План-конспект открытого занятия
кружка «Сундучок творчества»
тема: «Аппликация на свободную тему»
Руководитель кружка:
Ртвелиашвили Елена Николаевна
Докучаевск 2015
Тема: «Аппликация на свободную тему».
Цели:
1. Формирование у кружковцев знаний и умений по изготовлению плоскостной аппликации изсоломки.
2. Развитие чувства красоты, гармонии, воспитание патриотизма.
Задачи:
1. Образовательные:
- формирование системы знаний по данному направлению деятельности;
- приобретение практических знаний, умений и навыков;
- формирование умений самостоятельно организовывать свою работу;
- обучение учащихся технологическим приемам и операциям по изготовлению аппликации из соломки.
2. Развивающие:
- раскрытие творческих способностей учащихся, активизация их продуктивных потенциальных возможностей;
- раскрытие индивидуальных способностей ребенка;
- развитие познавательной активности, фантазии, образного и логического
мышления;
- развивать чувственное восприятие;
- формирование коммуникативной культуры;
- воспитание патриотизма (интереса к родному краю, культуре своего народа, бережного отношения к природе и окружающим).
3. Воспитательные:
- сформировать у учащихся основу эстетического мировоззрения, ощущения
причастности к традициям через изделия декоративно-прикладного искусства;
- развивать художественный вкус и ориентацию на качество изделий;
- прививать и поощрять смелость в поисках нового, в проявлении фантазии при разработке и изготовлении изделий.
Оборудование и материалы:
• клей ПВА,
• кисточка для клея,
• соломка злаков,
• ножницы, утюг,
• веточки туи, стрелки лука,
• рама и гофра - картон.
Дидактический материал:
• фотографии,
• сюжетные композиции,
• книги, иллюстрации.
Ход занятия
1. Организационная часть– 5 мин.
Проверка численности группы. Проверка рабочих мест.
2. Психологический настрой.- Сегодня наше занятие мы начнём с упражнения «Клубочек». ( Руководитель выполняет роль катушки, взяв кружковцев за руки, наматывает нитки) .-Теперь почувствуйте, какой получился крепкий и дружный клубок.
-Давайте немного поживём в нём, подышим.
- Посмотрите, друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот день и наш открытый урок принесёт вам радость общения. Настройтесь на работу. Мысленно пожелайте себе и друг другу успеха. Передайте друг другу по цепочке хорошее настроение через рукопожатие.
Настроились на урок! Я вам желаю удачных работ и правильных действий по их выполнению.
3. Повторение пройденного материала – 10 мин.
Вопросы по пройденному материалу:
1. Какие способы приготовления соломки к работе Вы знаете, какой из них самый приемлемый и почему? (Горячий и холодный, приемлемый горячий, потому что солома получается гладкая и глянцевая)
2. Что добавляется в воду при варке соломы и зачем?(Пищевая сода, для
придания соломе мягкости)
3. Как можно тонировать солому и чем? (Тонировать с помощью горячего утюга или добавить в воду при варке природные красители)
4. Каких видов бывает аппликация?(Декоративная, объединяющая различные элементы украшения; предметная, состоящая из отдельных изображений; сюжетная, отображающая какое-либо действие, событие).
5. С помощью каких видов декоративно-прикладного искусства мы можем украсить предметы быта, одежду? (Макраме, вышивка, бисероплетение, ткачество, вязание, батик и, безусловно, аппликация).
6. Что такое аппликация?(Аппликация (от лат. "прикладывание") – создание художественных изображений наклеиванием на некоторую поверхность (основу) кусочков какого-либо материала; также – изображение, узор, созданные таким образом).
7. В зависимости от используемого материала аппликацию можно разделить на какие виды? (Аппликация из ткани; аппликация из кожи; аппликация из бумаги, фольги; аппликация из нетрадиционных материалов (пуговицы, семена растений и т.д.)
4. Историческая справка – 5 мин.
История изготовления изделий из соломы уходит далеко вглубь веков к тому периоду истории человеческого общества, когда было освоено земледелие. Солома обувала и одевала человека, утепляла его дом и служила ему постелью. Из нее изготавливали шляпы, корзины и другую хозяйственную утварь.Кроме того, люди считали, что в соломе заключена сила, способная оказывать воздействие на благополучное течение их жизни. Поэтому соломе отводилась большая роль в земледельческой обрядности. Многие аграрные ритуалы и праздники сопровождались изготовлением обрядовых изделий из соломы.Непременным атрибутом масленицы, Ивана Купалы и других народных праздников у славянских народов было соломенное чучело, изображающее человека. Обычай этот уходит конями в языческую древность. Наши предки, стремясь умилостивить богов, от которых, по их представлениям, зависел урожай, приносили на своих полях человеческие жертвы, которые со временем были заменены символами в виде человекоподобных чучел, изготовляемых в основном из соломы. Пучки и жгуты соломы связывали, сплетали, придавали им очертания человеческой фигуры. Зачастую они были мастерски сплетены и украшены. Но этим народным творениям отпускался на долгий срок: рождались они в начале обряда и умирали к его завершению. Соломенные изображения Масленицы, Ивана Купалы, Костромы, Ярилы, Маряны горели в огне обрядных костров, тонули в воде, разрывались и разбрасывались по полям. Их "смерть" символизировала будущее воскрешение в зерне нового урожая.
5. Изложение нового материала – 20 мин.
Человек по натуре своей – художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту… Красивые вещи воспитывают творческое воображение людей и уважение к их труду. (М.Горький.)
Для чего в повседневной жизни нам нужны узоры и орнаменты? (Орнамент применяется в декоративно-прикладном искусстве.Им украшаются предметы быта, одежда, ювелирные изделия.)Известно более 200 видов орнамента. Весь орнамент, по изображенным на нем мотивам, делится на несколько видов:

1.Зооморфный: Орнамент, связанный с изображением частей фигур животных. (приложение 1)

2.Растительный: Элементами растений и насекомых. (приложение 2)

3.Геометрический: Орнамент, связанный с геометрическими фигурами. (приложение 3)

4.Космогонический знаки бесконечности: Орнамент, связанный с изображением вселенной. (приложение 4)

Аппликация из плоской соломки по способу выполнения подразделяется на два вида:
аппликация соединительная;
аппликация объемная.
Ритм – чередование цветовых пятен: главных и второстепенных, ярких и спокойных. Построение полосы является простейшим способом показа ритма в орнаменте.
Раппорт – это ритмически повторяющийся элемент или несколько элементов, из которых складывается орнамент.
Композиция – это объединение элементов изображения одно художественное целое, имеющее единую форму и содержание.
Орнамент – последовательное повторение отдельных узоров или целой группы узоров.
Виды орнаментов; Ленточный орнамент – применяется для украшения середины или края изделия. Сетчатый орнамент – им заполняют всю поверхность рисунка. Центрический (розеточный) – служит для украшения центральной части изделия, орнамент, в котором отдельные элементы вписываются в какую-либо геометрическую фигуру.
На этом уроке мы с вами приобретем первые навыки выполнения аппликации из плоской соломки в виде орнамента. Образцы перед вами.
Презентация «ЛОВКИЙ ЦИРКУЛЬ»( см приложение 5)

6.Приступаем к практической работе. Достаем циркуль лист бумаги А – 4, где сейчас после просмотренной презентации, мы с вами самостоятельно с помощью циркуля создадим свои неповторимые орнаменты. Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правила техники безопасности. Ведь как гласит народная мудрость: “Берегись бед, пока их нет”.
Приложение 6
Техника безопасности при работе с ножницами
1. Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.
2. При работе внимательно следите за направлением резания.
3. Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
4. Не держите ножницы лезвием вверх.
5. Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.
6. Не режьте ножницами на ходу.
7. Не подходите к товарищу во время работы.
8. Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.
9. Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.
Приложение 7
Техника безопасности при работе с клеем
1. С клеем обращайтесь осторожно. Клей ядовит!
2. Наноси клей на поверхность изделия только кистью.
3. Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно глаза.
4. При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды.
5. По окончании работы обязательно вымыть руки и кисть.
6. При работе с клеем пользуйтесь салфеткой.
А пока мы создаем свои шедевры наши кружковцы подготовили небольшие сообщения для нас.
Сообщение 1 ученика
Соломка – интереснейший природный материал, дающий большие возможности для развития творческой активности, интуиции и фантазии. Её наружная глянцевая поверхность хорошо отражает свет. По-разному располагая отдельные элементы рисунка из соломки, можно добиться интересного светового эффекта.
Сообщение 2 –го ученика
Народные мастера украшали изделиями из соломы дома селян. Простая солома в их руках превращалась в драгоценную. В таких изделиях солома смотрится как горящая золотом, сверкающая всеми своими тонкими, блестящими, как полированными, нитями. Для работы используют соломку различных зерновых культур: ржи, пшеницы, овса, проса, риса и других. Декоративные свойства соломки: пластичность, цвет, блеск. Например, овсяная соломка – самая нежная, эластичная, обладает чистым перламутровым блеском, а просяная – нежно-белого цвета.
Сообщение 3 –го ученика
Сбор материала осуществляется осенью в период уборки зерновых культур. Необходимо собирать такую солому, которая пролежала на солнце несколько часов или даже дней: она приобретает равномерный светло-золотистый тон. Далее обработка соломы заключается в следующем:

ножницами удаляют узлы на стебле – отрезают от коленца до коленца, очищают покровный лист, вследствие чего и получаются небольшие трубочки. Перед разглаживанием полученные трубочки заворачивают в мокрую тряпочку и оставляют на 15-20 минут, для того, чтобы солома размягчилась. По истечению времени стебли разрезают ножом-резаком: острие вводят внутрь стебля, держа нож-резак лезвием вверх, и передвигая его вдоль соломки до конца. Разворачиваем получившуюся полоску. Далее положив полоску на деревянную линейку блестящей стороной вниз, начинаем разглаживать:

нож-резак держим в рабочей руке, а второй рукой придерживаем край соломки. При этом линейка с соломкой должна лежать перпендикулярно к разглаживающему, а нож-резак должен быть перпендикулярно линейке и наклонен на 135о от разглаживающего. Разглаживающие движения производим от себя, в результате получаются ровные полоски. Хранить,полученный таким образом соломку можно в коробочках, пеналах, разложив ее по тональности. Если необходима соломка оттенков черного и коричневого, ее жарят в духовке или получают в результате длительного выдерживания под горячим утюгом.
Сообщение 4 – го ученика
Белый цвет. Способ получения:
1 способ. Прокипятить 7-10мин в отбеливателе (персоли).
2 способ. Предназначенную для отбеливания соломку кладут на дно эмалированной или стеклянной посуды, заливают раствором: перекись водорода с аммиаком (на 1л воды 150г 15 %-ной перекиси водорода и 20г аммиака (или нашатырного спирта) и прижимают сверху. Спустя 6ч промывают солому несколько раз чистой водой, чтобы удалить все частицы отбеливателя.
Желтовато-золотистый цвет. Способ получения:
Прокипятить в растворе пищевой соды (насыщенность цвета зависит от вида соломки и количества соды)
Синий цвет. Способ получения:
Прокипятить в растворе синьки
Зелёный цвет. Способ получения:
Прокипятить в смешанном растворе питьевой соды и синьки
Коричневый цвет. Способ получения:
1 способ. Длительное выдерживание соломенных лент под горячим утюгом: на большую стопку газет раскладывают соломенные ленты, а на них ставят горячий утюг (насыщен-ность оттенков зависит от температуры нагрева утюга и от того, сколько времени соло-менные ленты нагреваются таким способом).
2 способ. Готовые соломенные ленты положить на противень или решетку и поставить в горячую духовку. Цвет соломин можно довести от темно-коричневого до почти черного.
Красный, синий и др. цвета . Способ получения:
Применяются анилиновые красители, которыми красят ткани (раствор: 1г красителя на 1л воды, 2г уксусной эссенции, 1г соли). Соломку погружают в кипящий раствор, кипятят 5 минут, промывают проточной водой, сушат 24 часа при температуре 18-20°С.
Техника безопасности. Отбеливание с применением химикатов требует осторожно-сти. Переворачивать и доставить солому из раствора нужно деревянными щипцами, пред-варительно надев резиновые перчатки.
Окрашенную и высушенную соломку хранить в отдельных коробках, сортируя по цвету.

7.Физкультминутка «Гимнастика для пальчиков»
8. Самостоятельная работа. Выполняем наш орнамент исходя из ранее сделанного шаблона «Веселый циркуль» выполняем свой орнамент из соломки. Эскиз разбиваем на детали, каждую из которых переводим на кальку. На деталях определяем направление расположения соломки и ее тон. Приклеиваем соломку встык без зазоров и накладок. После сушки детали вырезаем по контуру. Сушку необходимо производить под грузом.
После этого приступаем к сборке орнамента. В качестве основы для аппликации могут использоваться пиломатериалы, фанера клееная, картон, бархатная бумага, ткань. На основу накладываем кальку с эскизом и сквозь нее карандашом помечаем центральные точки месторасположения деталей. В соответствии с этими точками собираем орнамент (наклеиваем детали на основу).

9. Подведение итогов.
- Какие виды аппликаций вы узнали?
- Назовите разновидности аппликаций из плоской соломки по способу выполнения?
- Какой материал необходим для выполнения аппликации?
- Что такое ритм ?- Что такое раппорт?
- Что такое орнамент?
- Что такое композиция?
- Что такое орнамент?
- Какие виды орнамента вы знаете?
- На какие группы можно разделить орнамент?
10. Игра «Ленточка» на закрепление нового материала. Каждому кружковцу раздается задание, в наборе букв он должен найти ответы на вопросы. (Приложение 8)
Офаоащшыысюжетноефыоааппликацияфоалритмйцкщшорнаментфзщшкцкомпозициязхзщддекоративнаяэзуцгкзооморфныйзщкрастительныйхзшщуцекосмогоническийхзщхножницызхзщхзщклейзхщхзщхзленточкахзй
11. Демонстрация своих работ, обсуждение.
12. Задание на дом.
13. Уборка рабочего места.