Программа факультатива в 5 классе Основы исследовательской деятельности


Программа факультатива «Основы исследовательской деятельности"

Пояснительная записка
Актуальность данной программы объясняется возросшей потребностью современного информационного общества в принципиально иных молодых людях: образованных, нравственных, предприимчивых, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовых к межкультурному взаимодействию, обладающих чувством ответственности за судьбу страны и умеющих оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией. Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность. Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем подростковом возрасте, очевидно, что навыки исследовательской деятельности необходимо прививать еще в школе. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у старшеклассников.
Цели и задачи программы
Цель:
формирование знаний, умений и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности, развитие индивидуальности творческого потенциала ученика.
Задачи:
привить учащимся навыки работы с методами, необходимыми для исследований - наблюдением, измерением, экспериментом, мониторингом и др.;
воспитать экологическое мировоззрение и культуру;
развить умение проектировать свою деятельность (учебную, исследовательскую);
развить творческие и коммуникативные способности учащихся;
научить правильно оформлять результаты работы, защищать их.
Учебно-тематическое планирование
часов теоретич. занятия практич. занятия экскурсии
1.Вводное занятие 4 1 3  
2.Методы исследовательской деятельности 5 5 3. Способы работы с информацией. 5 1 4 4. Изучение видового состава птиц 5 1 3 1
5. изучение видового состава растений 2 1 1
6. работа с определителями 3 3 7. оформление результатов работы 7 2 5 8. Обсуждение результатов работы. 2 2  
9. Заключительное занятие 1 1  
ИТОГО: 34 13 19 2
1