Разработка классного часа по теме: Профилактика правонарушений


Классный час по профилактике правонарушений
Задачи:
образовательные: приобретение учащимися знаний о правилах поведения в школе и на улице (дороге),
развивающие: развитие познавательных процессов, самостоятельности мыслительной деятельности; умение находить решение проблемы, используя знания; разностороннее развитие личности: тренировка памяти, наблюдательности.
воспитательные: развитие нравственного, правового воспитания; формирование толерантного (терпимого) сознания школьников; воспитание ответственности подростков за правонарушения; воспитание грамотности.
социальные: формирование навыка сотрудничества.
План мероприятия
1. Орг. момент.
Дети входят в класс под музыку "Если с другом вышел в путь".
Добрый день, ребята! Сегодня мы собрались вместе, чтобы совершить увлекательное путешествие в необычную страну- Страну Порядка. Человек с самого рождения живет среди людей. Среди них делает свои 1-ые шаги и говорит 1-ые слова, развивается и открывает свои возможности. И для того, чтобы каждый из нас мог добиться своей цели, мы должны стремиться к тому, чтобы в нашем обществе всем было хорошо и уютно. Для этого каждый из нас должен знать свои права и обязанности, которые дали бы возможность каждому человеку полноценно развиваться. 
Вот мы делаем остановку на нашей 1 станции, которая называется " Права ребенка", где встречают нас ребята из 1 б класса.
Станция "Права ребёнка"
На экране проектора СЛАЙД №1. (фотографии детей разных национальностей)
2 ученика выразительно читают отрывки из стихотворений:
1 ученик:
Сколько бы не было в мире детишек.Чёрных и белых, девчонок, мальчишекВсе их права и ценны и равны.Взрослые! Вы уважать их должны.
2 ученик:
Богатство твоей страны - это ТЫ!Должен любой президент понимать:Лишь там превращаются в правду мечты,Где детям готовы всё лучшее дать.
- Сегодня на занятии мы будем говорить о нашем обществе. Любое общество живёт по своим законам. Главный закон государства - Конституция.
- Как вы думаете, а дети входят в это общество? (Ответы детей)
- Все ли дети мира живут хорошо? (Ответы детей)
Для того, чтобы уменьшить страдания детей, в США в городе Нью - Йорке, в штаб - квартире Организации Объединённых Наций (ООН) в 1989 году был принят документ. Он называется "Конвенция о правах ребёнка".
СЛАЙД №2.
- Это слово для вас новое и сложное. Произнесём его хором:
Кон - вен - ци - я о правах ребёнка.
150 стран, а также наше государство - Россия, подписали этот документ.
В конвенции речь идёт о том, чтобы у всех детей на Земле были одинаковые права.
Сейчас мы познакомимся с вашими правами. По одному вы будете зачитывать их.
СЛАЙД №3. Каждый ребёнок имеет право на имя, отчество и фамилию.
СЛАЙД №4. Каждый ребёнок имеет право на здравоохранение.
СЛАЙД №5. Каждый ребёнок имеет право на бесплатное образование.
СЛАЙД №6. Каждый ребенок имеет право на отдых, игры и участие в культурной жизни.
СЛАЙД №7. Каждый ребёнок имеет право на заботу и воспитание.
Конвенция - это большой документ, содержащий около 50 статей. Каждая статья призывает взрослых и детей строить отношения на уважении и понимании.
- А у меня к вам вопрос.
В каком международном документе записаны права детей?
СЛАЙД №8. " Конвенция о правах ребёнка".
Ребята, как называется документ, с которым вы сегодня познакомились?
Конвенция о правах ребенка_- это очень важный закон и его обязательно нужно выполнять. А мы с вами продолжаем путешествие и отправляемся на станцию дорожных знаков, где о правилах и законах дорог нам расскажут учащиеся 1а класса.
Станция "Азбука дорожных знаков".
 Ребята, закон улиц и дорог, который называется "Правила дорожного движения", строгий. Он не прощает, если пешеход идет по улице, как ему вздумается, не соблюдая правил. Но, одновременно с этим, он охраняет людей от страшных несчастий, оберегает их жизнь, потому что есть четкие и строгие правила для водителей машин и пешеходов. Поэтому, только знание и соблюдение правил дорожного движения позволяет вам правильно вести себя на улице.
Везде и всюду правилаИх надо знать всегда:Без них не выйдут в плаваньеИз гавани суда. Выходят в рейс по правиламПолярник и пилот.Свои имеют правилаШофер и пешеход.По городу, по улицеНе ходят просто так:Когда не знаешь правила,Легко попасть впросак.Все время будь внимательнымИ помни наперед:Свои имеют правила,Шофер и пешеход."Правил никогда мы не забудем,Пользу все они приносят людям.И лишь тот в беду не попадет,Кто разумный пешеход".
СЛАЙД №9
 Вот стоит дорожный знак,Кажется совсем пустяк.Ты прочти его, дружок,Кому -то он уже помог!Есть дорожный алфавитПДД оно звучит.Выучи их поскорей,И на улицу смелей!
"Азбука дорожных знаков".
СЛАЙД № 10
1.
Что за знак такой висит?Стоп машинам он велит:Пешеход! Идите смелоПо дорожкам черно - белым.
а) Пешеходный переход.
б) Подземный пешеходный переход
в) Пешеходная дорожка.
СЛАЙД № 11
2.
Можно встретить знак такойНа дороге скоростной,Где больших размеров яма,Там, где строится район,Школа, дом иль стадион.
а) Дорожные работы.
б) Въезд запрещён.
в) Движение без остановки запрещено.
СЛАЙД №12
3.
Ходят смело млад и стар,Даже кошки и собаки:Только здесь не тротуар -Дело всё в дорожном знаке.
а) Главная дорога.
б) Пешеходная дорожка.
в) Пешеходный переход.
СЛАЙД №13
4.
Человек, идущий в чёрном,Красной чёрточкой зачёркнут.И дорога, вроде, ноЗдесь ходить запрещено!
а) Движение пешеходов запрещено.
б) Движение запрещено.
в) Движение без остановки запрещено.
СЛАЙД №14
5.
Заболел живот у Ромы,Не дойти ему до дома.В ситуации такой Нужно знак найти. Какой?
а) Пункт первой медицинской помощи.
б) Место остановки автобуса.
в) Место остановки трамвая
- Ребята, как вы считаете, выполнение правил дорожного движения - это хорошая привычка?
- Привычки могут только полезными или бывают и вредными?
- Какие вредные привычки вы знаете? (курение- одна из вредных привычек)
Насколько это опасно для здоровья мы узнаем на следующей станции, она так и называется "вредные привычки".И там нас встречают учащиеся 1 д класса.
Станция "Вредные привычки".
СЛАЙД №15
- Посмотрите на экран:
Б, А, Т, А, К.
Какое слово рассыпалось? (Табак.)
Учитель. Предлагаю вам прослушать притчу (народная мудрость) о курении.
В далёком прошлом, когда табак только что был завезён в Армению из дальних стран, у подножия Арарата жил добрый и мудрый старец. Он сразу невзлюбил это одурманивающее растение и убеждал людей не использовать его. Однажды старец увидел, что вокруг чужеземных купцов, разложивших свой товар, собралась огромная толпа. Купцы кричали: " Божественный лист! Божественный лист! В нём средство от всех болезней!"
Подошёл мудрый старец, сказал: " Этот божий лист приносит людям и другую пользу - к курящему в дом не войдёт вор, его не укусит собака, он не когда не состариться".
Купцы с радостью смотрели на него.
- Ты прав, мудрый старец!- сказали они.
- Но откуда ты знаешь о таких чудесных свойствах божественного листа?
И мудрец пояснил: " Вор не войдёт в дом к курящему потому, что тот всю ночь будет кашлять, а вор не любит входить в дом бодрствующего человека. Через несколько лет курения человек ослабнет и будет ходить с палкой. Его станут бояться собаки. Наконец, он не состариться, ибо умрёт в молодости:"Отошли крестьяне от купцов и задумались:
- О чём же старец хотел предупредить жителей села?
- Чтобы убедиться в этом, давайте проведём опыт.
Опыт с бутылкой.
- Эта бутылка изображает курильщика. Подобно тому, как сигаретный дым проходит через вату, он проходит и через лёгкие курильщика.
(Постепенно вата желтеет. Достать её, дать рассмотреть и понюхать детям.)- Давайте достанем вату и рассмотрим её. Что видите?
- Вместе с табачным дымом в лёгкие поступают частички сажи и копоти. Всё это оседает в лёгких.
- Давайте понюхаем вату. Что почувствовали? (Неприятный запах.)
- В табаке содержится никотин - это один из сильнейших ядов. Он всасывается даже через кожу. Поэтому табак вредно не только курить, но также нюхать и жевать. Люди, которые курят, гораздо чаще заболевают такими серьёзными заболеваниями, как рак и туберкулёз.
- Особенно опасно курение в детском возрасте.
- Послушайте стихотворение:
Я шёл домой со спортзанятий.Меня окликнул мой приятель.Он сигаретою дымилИ закурить мне предложил.Но ведь куренье - это вред.И я сказал: "Спасибо, нет.Дышать нам надо кислородом,К чему травиться углеродом?"
- Но, к сожалению, по числу курящих детей и подростков Россия занимает I-е место в мире.
- Сейчас во всём мире ведётся борьба с курением. В народе сложено много пословиц о вреде курения. Давайте познакомимся с двумя из них.
- У вас в конвертах разложены листочки. Ваша задача: собрать из них 2 пословицы. (Дети работают в группах.)
СЛАЙД №16
- Прочитаем хором:
Кто курит, тот себе враг.
Если хочешь долго жить - брось курить.
- Поднимите руку, у кого есть знакомые, которые курят.
- Я думаю, что вы обязательно расскажете им о сегодняшнем занятии. А для себя сделаете вывод: "Никогда не пробовать, не начинать курить".
Я думаю, остановка на этой станции станет для вас хорошим уроком, и вы всегда будете думать прежде чем совершить какой-либо поступок.
СЛАЙД №17
А нам с вами пора отправляться в театр. Но театр этот необычный
Туда могут попасть только вежливые, воспитанные дети.
- А каких детей называют вежливыми? Правильно. Да, вежливым быть совсем непросто. Вот посмотрите что случилось в волшебном лесу.
Ведущий:
Театр открывается!К началу все готово!Билеты предлагаютсяЗа вежливое слово.В 3 часа открылась касса,Собралась народу масса.Даже Заяц пожилойПритащился чуть живой:
Кассир:
- Проходите, Заяц, Заяц!Вам билет в каком ряду?
Заяц
- Мне поближе: плохо вижу,Вот спасибо, ну пойду.
Ведущий:
Говорит овечка:
Овечка:
- Мне одно местечко!Вот мое Благодарю - доброе словечко.
Ведущий:
И вдруг,Отпихнув старух,Стариков, барсуков, бурундуков:Вдруг ворвался Косолапый,Отдавил хвосты и лапы,Стукнул Зайца пожилого:
Медведь:
- Касса, выдай мне билет!
Кассир:
Ваше вежливое слово?
Медведь:
У меня такого нет!
Кассир:
- Ах у вас такого нет!- Не получите билет!
Ведущий:
Ничего кассир не дал!Косолапый зарыдалИ ушел он со слезами,И ушел к мохнатой маме.Мама шлепнула слегкаКосолапого сынкаИ достала из комодаОчень вежливое что-то:Развернула, и стряхнула,И чихнула, и вздохнула.
Медведица:
- Ах, слова какие были!И не мы ли их забыли?Изволь, Позволь:Их давно уж съела моль!Бедные Пожалуйста,Что от них осталося?:
Ведущий:
Театр открывается!К началу все готово!Билеты предлагаются За вежливое слово!Вот ужу второй звонок!Медвежонок со всех ногПодбегает к кассе:
Медвежонок:
- До свидания! Здравствуйте!Доброй ночи! И рассвета!Замечательной зари!
Ведущий:
И кассир дает билеты - не один, а целых три!
Медвежонок:
С Новым годом! С новосельем!Разрешите вас обнять!
Ведущий:
И кассир дает билеты - Не один, а целых пять!
Медвежонок:
Поздравляю с днем рождения!Приглашаю вас к себе!
Ведущий:
И кассир от восхищенияПостоял на голове.И кассиру все под силу, Очень хочется запеть:
Кассир:
Очень, очень, очень, очень,Очень вежливый медведь!
СЛАЙД № 18
Волшебное доброе слово не только открывает двери в театр, оно может подбодрить человека в трудную минуту, поможет рассеять плохое настроение. Не только слова должны быть у вас добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не было Стыдно ни вам, ни вашим родителям, ни вашим друзьям.
Станция "Давайте жить дружно"
СЛАЙД №19
Цели: расширить знания о взаимоотношениях людей, о дружбе; развивать речь и мышление; воспитывать доброжелательность.
1. Беседа.
- Чтобы узнать о чём мы будем говорить на следующей станции, скажите, что чаще всего бывает верной, крепкой, долгой? (Дружба).
- Мы узнаем, кого можно назвать настоящим другом и сформулируем правила дружбы.
- За что люди, дети и взрослые, ценят дружбу? (Друг всегда придёт на помощь, поддержит в трудную минуту, с другом интересно играть). С хорошим другом веселей при удаче, легче в беде.
- Какие радости и огорчения бывают в дружбе?
- Что значит выручить товарища? (Помочь ему делом)
- Как быть, если товарищ не хочет, чтобы ты ещё с кем - нибудь дружил? (Объяснить ему, что это неправильно).
- Может ли тот, кто ябедничает быть настоящим другом? (Не ябедничай, а лучше сам поправь).
СЛАЙД №20
2. Игра "Собери героев мультфильма" (пазлы)
Учитель:
- Произносишь слово дружбы и сразу вспоминаешь друга, с которым тебе интересно играть, вспоминаешь весёлых героев мультфильмов.
- К вам в гости пришли герои мультфильма "Приключения Кота Леопольда"
- На столе лежат пазлы, дружба поможет вам собрать одного из главных героев любимого мультика.
- Какие главные слова говорит Леопольд? (Давайте жить дружно!)
- Кого же можно назвать другом?
Друг - это мама, которая обязательно поможет в трудную минуту.
Друг - школьный учитель, который выслушает, когда тебе плохо.
Друг - старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом.
Друг - это тот, кому доверяешь, кто тебе предан.
3. Игра "Добавь словечко".
Вы знаете много пословиц о дружбе, предлагаю их вспомнить. Я буду произносить начало пословицы, а вы - её продолжение.
Нет друга - ищи, а нашёл- (береги).
Крепкую дружбу и топором (не разрубишь).
Дружба и богатство дороже любого (богатства).
Друзья познаются в (беде).
- О каких секретах дружбы говорится в пословицах?
Дети:
Друзья в трудную минуту должны помогать друг другу.
Беречь дружеские отношения.
Дружить искренне, поддерживать друг друга.
К друзьям относиться с уважением.
Помнить о своих друзьях.
4. Законы дружбы.
- На столе лежат листочки, на которых написаны законы дружбы, возьмите их, разместите в классные уголки и помните их.
1. Один за всех, и все за одного.
2. С хорошим другом веселей при удаче, легче в беде.
3. Не спорь с другом по пустякам и не ссорься.
4. Не ябедничай, лучше сам поправь.
5. Не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получилось. Не сердись и не падай духом, если у тебя что-то не получилось.
6. Помоги друзьям в беде.
7. В разговоре, в игре не будь грубым, не кричи.
Существует много законов дружбы, но это основные. Если вы будете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями.
5. "Сердце доброты"
Ведущий: А сейчас я предлагаю собрать большое-большое сердце доброты.
(Дети складывают "пазлы", получается большое сердце.)
Ведущий: Посмотрите, у нас теперь есть сердце доброты. Оно будет посылать нам свое тепло, желать добра и помогать в учёбе.
Приложите руки к груди и послушайте, как добро проникает в вас, в вашу душу. Поместите в свое сердце как можно больше добра, и вы всегда будете счастливы, потому что рядом с вами всегда будут верные и надежные друзья.
Вывод: Сегодня мы попытались ответить на вопрос "Для чего нужно соблюдать правила поведения в школе и на улице".
Думаю, что все вы со мною согласитесь, нужно соблюдать правила и не нарушать закон. Надеюсь, что каждый из вас уйдёт с частичкой знаний по этой теме и желания как можно больше знать, чтобы сделать правильный вывод и выбрать в жизни правильный путь. Я желаю всем мира и добра. Спасибо всем.
СЛАЙД № 21