Урок математики в 1 классе на тему Что такое задача


Краткосрочный план урока по математике № 1-3-27
*В контексте тем: «Путешествие», «Традиции и фольклор»
Школа:
Дата:
ФИО учителя:
Класс: Количество присутствующих:
отсутствующих:
Тема урока: Что такое задача
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу):
анализировать и решать задачи на нахождение суммы и остатка; составлять м решать обратные задачи;
подбирать опорную схему для решения задачи.
Цели урока: Познакомить учащихся с понятием задача и ее составными частями — условием и вопросом; научить оформлять решение и ответ к задаче.
Критерии успеха Термин "задача" в начальной школе используется в значении "текст, описывающий жизненную ситуацию, с использованием численных характеристик".
Привитие
ценностей Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.
Межпредметные
связи Межпредметные связи содержат перечень ссылок на другие предметы, которые имеют отношение к уроку. Разнообразные виды заданий выполняются на уроке с целью осуществления интеграции с другими предметами. Например, задачи обучения в рамках конкретного урока по предмету "Математика" можно рассмотреть через такие предметы, как "Естествознание" и "Художественный труд".
Навыки
использования
ИКТ На данном уроке учащиеся не используют ИКТ. Возможный уровень:
организованная деятельность, включающая презентации и ИKT;
самостоятельное изучение информации, обсуждение в группе; представление классу полученных выводов;
Предварительные
знания Уравнения всех изученных типов с вычислениями в пределах 20 и десятками до 100. Умение выбрать нужный способ решения из трех возможных. Комментирование решения уравнений на основе взаимосвязи между частью и целым по алгоритму.
Ход урока
Этапы урока Запланированная деятельность на уроке
Ресурсы
Начало урока Организационный момент.
Деление на группы
Игровое упражнение « Вагончики»
У каждого учащегося карточка с выражением (числовым или буквенным) уравнением.
Перед доской стоят 3машиниста и держат в руках листочки, на которых написано: «Числовое выражение», «Буквенное выражение», «Уравнение» Дети читают свое выражение и присоединяются к вагончикам. Чей состав быстрее построится?
- Какие выражения называются числовыми?
- Какие выражения называются буквенными?
-Что называется уравнением?
Едет, едет паровоз,Много у него колес,Мчится паровоз по кругу,Машем мы рукой друг другу,Тра-та-та, тра-та-та,Занимай свои места!
Мотивация к учебной деятельности. 
Рада, рада, детвора! На урок идти пора! Мальчики здесь? Здесь! Девочки здесь? Здесь! Ученики хором: Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться.
Сегодня на уроке мы продолжим восхождение по лестнице знаний, поднимемся на ступеньку выше.
-А еще , ребята, та группа ,которая будет соблюдать все правила работы в группах, дисциплину на уроке, получит флажок «Самая дисциплинированная группа»
Ум да разум нынче в чести.
С ними дружбу поведёшь-
Так нигде не пропадёшь!
Прочитайте стихотворение. Как вы его понимаете? (Знания помогут нам в жизни, умному человеку в жизни легче.)
Как это стихотворение относится к вашей работе на уроке? (На уроке надо быть внимательным, узнавать новое, хорошо учиться и т.д.)
А трудиться мы будем сегодня лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем сегодня!
Прием «Пейзаж»Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным печальным настроением, другая радостным, веселым.
-Выберите картинку, которая соответствует вашему настроению.
-Ребята, а вы любите сказки?
-Хотите отправиться в сказку? Чтобы отправиться в сказку, вам нужно красиво и правильно написать цифру 6.
-Ребята, скажите, в какой сказке было 6 героев (персонажей)?
-Сегодня на наших паровозиках мы отправимся в сказку «Репка»
-На казахском языке слово «сказка»-ертегі,на английском- fairy tale(фэури чайл)
-Как начинается сказка?
-Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая . Стал дед репку тянуть. Тянет-потянет-вытянуть не может…
-Ребята, кого позвал дед на помощь? (бабку)
-Чтобы бабка помогла деду тащить репку, нужно выполнить следующие задания:
Для начала, как всегда, нужна гимнастика ума. 
«Паутинка-разминка» , используя мяч:
«Винегрет» - вопросы из разных областей знаний, например:
Какое сегодня число?
Кто друг Карлсона?
Сколько концов у двух палок?
Назови пять имен мальчиков.
Какой рукой лучше перемешивать чай?
Сколько ушей у трех мышей?
На какой сигнал светофора нельзя переходить улицу?
У птицы крыло, а у человека...?
Время года?
Придумай четыре слова на букву ц.
За сколькими зайцами нельзя угнаться?
В какой стране мы живем?
Каких животных Казахстана ты знаешь?
Какое число стоит между числами 3 и 5? 
Сколько дней в неделе?
Сколько месяцев в году?
Повторение состава чисел
«Веселые задачки» (в группах)
Индивидуальная работа на листочках.
-Составьте и запишите 2 примера на сложение и два примера на вычитание,используя следующие числа:
1 группа:6,4,10
2 группа:7,5,12
3группа:8,3,11
-Что дала вам эта разминка?
-Вы справились с заданиями. Сказка продолжается
-Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку. Тянут-потянут, вытащить не могут. Начала бабка звать внучку…
-Чтобы внучка пришла на помощь, вы должны сесть правильно и послушать меня внимательно.
Учебник:
Что такое задача, с. 58—59. Рабочая тетрадь:
Рабочий лист 53, "Что такое задача", с 55. Рабочий лист 54, "Части задачи", с. 56.
Презентация, карточки с числовыми и буквенными выражениями, уравнениями, мяч,головные уборы машинистов.
Иллюстрации для определения настроения.
Карточки с названиями частей задач для каждой группы. Названия составных частей задачи: "Условие", "Вопрос", "Решение", "Ответ", написанные на отдельных карточках для каждой группы.
Для рефлексии рисунок с яблоком для каждого учащегося.
Критерии успеха Середина урока
Актуализация знаний. Подведение к целеполаганию. - Послушайте два текста и сравните их: 1. Мишутка нашёл 8 грибочков, а белочка 1 грибочек. Сколько всего грибов нашли звери? 2. Мишутка нашёл 8 грибочков, а белочка 1 грибочек. Мишутка и белочка – звери, потому что их тело покрыто шерстью. - Как вы думаете, какой из этих текстов можно поместить в учебник «Математика», а какой в учебник «Познание мира»? - Как называются тексты, которые помещают в учебник «Математика»?
(На экране табличка «Задача»)
Усвоение новых знаний и способов действий. Формулирование темы и цели урока. - Кто догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке? -Главная цель нашего урока: познакомиться с задачами и понять, почему не все тексты могут быть задачей. 
Открытие нового знания
Решение задачи
-Прочитайте, что известно .(Это условие задачи)
-Прочитайте, что нужно найти.(Это вопрос задачи)
Задача - математическое высказывание, состоящее из двух частей.
Первая часть - условие. Оно содержит известные числа задачи, связанные между собой сюжетом. С условием связан вопрос задачи.
Вторая часть - вопрос. Он содержит неизвестное число задачи. Возможно использование вопросительных слов. После решения задачи на вопрос можно дать ответ.
-Можем ли мы ответить на вопрос задачи?(Да, можем)Т.е. найдем решение этой задачи.
Числовое выражение, с помощью которого можно ответить на вопрос задачи – решение.
Значение числового выражения – ответ задачи.
Значит, задача состоит из следующих частей:
Условие
Вопрос
Решение
Ответ
– Кто вспомнит условие задачи?
– Кто назовет вопрос задачи?
– Назовите решение задачи.
– Кто сформулирует ответ?
- Если условие неполное, не хватает чисел - можно решить задачу? - Если нет вопроса, можно ли считать такую запись задачей? 
Решение задачи по учебнику.(уч.стр. 58)
36290617675
На экране иллюстрации, текст, схема к задаче.
В зимнее путешествие отправились 12 детей и 7 взрослых.
Сколько всего человек отправилось в путешествие?
-Назовите условие задачи. Прочитайте вопрос задачи.
-Найдите решение задачи.
-Назовите ответ задачи.
Решение задачи в группах. Решение и ответ учащиеся записывают на ламинированных листах.
Оценивание групп.
-Сказка продолжается. Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут , потянут-вытащить не могут.Стала внучка звать на помощь Жучку. Чтобы Жучка прибежала, вам нужно выполнить следующие задания.
Рубрика «Попробуй!»
Составь по рисунку задачу и реши ее.(уч. стр. 59)
4191034290
Физминутка-Молодцы! Справились с заданием.
Сказка продолжается:
-Прибежала Жучка. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут –потянут –вытащить не могут. Зовет на помощь Жучка кошку Мурку. Чтобы Мурка прибежала на помощь, мы должны поработать в тетрадях и еще выполнить одно задание в группах.
Работа в рабочих тетрадях.
41359198553Выполнение заданий (раб.тетр. стр. 55)
Задание для групп
- Составьте условие и сформулируйте вопрос.
- Запишите решение и ответ.
1 группа
1014781149345
864870198120
2 группа
147610048123817073481233 группа
Оценивание групп.
-Отлично!Молодцы! Сказка продолжается:
-Прибежала Мурка. Мурка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабку за дедку, дедка за репку. Тянут-потянут-вытащить не могут. Мурка стала звать на помощь мышку. Чтобы мышка прибежала и помогла вытянуть репку, нам надо потрудиться и выполнить задание:
Работа в группах:
-У вас на партах карточки, на которых написаны названия частей задачи. Вы должны выложить их, соблюдая последовательность.
-Оценивание групп.
-Молодцы! Справились с заданием. Прибежала мышка. Мышка за кошку, кошка за Жучку,Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку.Тянут-потянут-вытянули репку. Критерии успеха «Задача – это текст, в котором есть условие, содержащее числовые данные, и вопрос»
Из каких частей состоит задача?
(условие, вопрос, решение, ответ)
- Из каких частей состоит текст задачи?
(условие, вопрос)
Конец урока
Работа над пословицей:
У коллектива-большая сила.
-Берись дружно- не будет грузно.
-Как вы понимаете эти пословицы?
-Подходят ли эти пословицы к нашей сказке?
-А к нашей работе на уроке?
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Красное яблоко-Мне все понятно! Я-молодец!
Желтое яблоко-У меня не все получилось, ноя старался(старалась)
Зеленое яблоко-Мне надо быть внимательнее. Критерии успеха Прием «Пейзаж»Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным печальным настроением, другая радостным, веселым. Ученики выбирают картинку, которая соответствует их настроению. Дифференциация
Каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? Оценивание
Как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?
Учитель наблюдает за работой учеников в течение урока. Задавая вопросы по ходу урока.Просматривая работы учащихся в тетради(задания)Анализируя результаты ученической рефлексии.
Здоровье и соблюдение техники безопасностиЗдоровьесберегающие технологии.
Используемые физминутки и активные виды деятельности.
Дополнительные задания
Составь задачу. Учащиеся соотносят части задачи с соответствующими названиями, проводя линии, соединяющие воздушные шары и корзины.
Они записывают ответ в числовое выражение (решение задачи), а полученное число — в ответ.
Ответ
Условие "Путешественник 15 часов ехал на автобусе и 4 часа шел пешком".
Вопрос: "Сколько часов путешественник был в пути?"
Решение: схема и числовое
15 + 4 = 19 (ч)
Ответ: 19 часов.
Чтобы выяснить, на каком уровне учащиеся овладели знаниями по данной теме, учитель задает следующие вопросы:
Назовите основные части задачи, (Условие, вопрос, решение, ответ.)
Что такое вопрос задачи?
Если в тексте отсутствует вопрос, будет ли это задачей?
Работа с учащимися по самооцениванию с помощью "Лестницы успеха" в рабочей тетради.
Физкультминутка.
Чтоб  все  выполнить  заданья,Всем  нам  надо  отдохнуть,Ну,  ребята,  дружно  встанем,Надо  косточки  встряхнуть.Руки  вверх,  назад  прогнулись,Сейчас  сделаем  наклоны,К  упражнению  готовы?Раз,  два,  три,  четыре,  пять.Теперь  спинки  держим  ровно.На  месте  будем  мы  шагать.Раз,  два,  три,  четыре,  пять.Тихо  все  на  место  сядемИ  закроем  глазки,Вспомните  всё,  что  сегодня  узнали,Без  моей  подсказки.