Авторская программа элективного курса по лингвистическому краеведению Диалектная лексика родного села (10-11 классы)

Аннотация
Фомина С.А. Программа элективного курса по лингвистическому краеведению
Предназначена для подготовки учащихся 10-11 классов в организации научно-исследовательской деятельности по изучению диалектной лексики
Abstract Fominа S.A. Program elective course in linguistic Ethnography

Is intended for preparation of pupils of 10-11 classes in the organization of research activities for the study of dialect vocabulary
Информация об авторе: учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ села Криволучье-Ивановка м.р. Красноармейский Самарской области.
Author information: teacher of history and social studies SEI school of the village Krivoluche-Ivanovka M. R. Krasnoarmeyskaya Samara region.
Ключевые слова: электив, диалектная лексика, научно-исследовательская деятельность, универсальные учебные действия.
Keywords: the electives, dialect vocabulary, research activity, universal learning activities.






Программа элективного курса
по лингвистическому краеведению
(для учащихся 10-11 классов)

Светлана Александровна Фомина - учитель русского языка и литературы высшей категории
ГБОУ СОШ с. Криволучье-Ивановка
Красноармейского района Самарской области

E-mail: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Почтовый адрес: 446156 Самарская область, Красноармейский район, село Криволучье-Ивановка, Молодежная 4-2 тел.: 8-927-602-80-45

Пояснительная записка
Одна из насущных проблем современного общества – возрождение духовности, национального самосознания. О необходимости изучать родной край, использовать местный материал в обучении и воспитании учащихся, приобщать их к серьезным исследованиям писали К.Д. Ушинский, Д.С. Лихачев, В.А. Малаховский. «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать», - справедливо отмечал академик Д.С. Лихачев.
Учебный предмет «Русский язык» является мощным источником приобщения учащихся к национальной культуре и в первую очередь – к культурным традициям своего края. Вот почему одной из задач современной методики русского языка является формирование культуроведческой компетенции учащихся, то есть обучение языку как средству приобщения к национальной культуре, формирования знаний о быте, обычаях, традициях русского народа. Актуальность этого подтверждается и содержанием современной концепции духовно – нравственного развития и воспитания школьников на основе базовых национальных ценностей, «хранимых в социально – исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России». Однако в школьной практике краеведческий материал, к сожалению, используется не в полной мере. Между тем, каждое село – это неиссякаемый источник культурных и исторических традиций, языковых особенностей, призванных сформировать у учащихся представления о русском языке как о духовной, нравственной и культурной ценности народа.
Лингвокраеведение – это особый вид исследовательской работы учащихся, которая может состоять в изучении языковых традиций, говоров, характерных языковых особенностей родного края. Необходимо отметить, что обращение к языку народных говоров как важнейшему источнику изучения истории и культуры народа важно не только для учащихся, но и для самого учителя – словесника. Так, в статье «Краеведение в работе учителя русского языка» В.А.Малаховский, призывая учителя вести научно-исследовательскую работу, писал: «Изучение языка местного края необходимо связать с изучением истории края, истории его колонизации». Именно самостоятельное изучение «говора той местности, где учитель работает, непосредственное наблюдение учителя над языком взрослых и детей будут содействовать и углублению, и уточнению знаний о говорах русского языка, что будет представлять несомненную ценность для науки. В свою очередь, знание диалектных особенностей речи школьника и его родителей поможет учителю в методической работе по формированию орфографических навыков» [Малаховский 1954:6]. Профессор В.А.Малаховский обосновывает и необходимость участия учителей русского языка в работе по составлению атласа русского языка. Сегодня все понимают, что только на научной основе учитель может правильно организовать преподавание родного языка.
Диалекты являются составной частью русского национального языка, и поэтому их изучение чрезвычайно важно, поскольку оно позволяет, с одной стороны, вскрыть в структуре современных русских говоров такие явления, которые давно утрачены литературным языком, а с другой – наметить тенденции, определяющие развитие общенародного языка.
Особенности живой народной речи – это составная часть национальной культуры. Знакомясь с ней, можно узнать много нового о семейном укладе, традициях ведения хозяйства, обрядах и верованиях русского народа. Кроме того, изучение говоров даёт очень важный материал для истории русского языка, так как в говорах во многих случаях сохранились явления, литературным языком давно утраченные. Вот почему так важно « сохранить для истории те названия, которые имеются (или имелись) в народном языке в наше время, но постепенно уходят из языка в силу различных причин». [Программа собирания сведений для лексического атласа русских народных говоров. 1994:5].
Территориальные диалекты, испытывая воздействие литературного языка, в свою очередь, влияют на литературные нормы, в результате чего фонетические и морфологические диалектные особенности могут быть причиной речевых ошибок учащихся. Именно поэтому в условиях преподавания русского языка в сельской школе формирование орфографических навыков должно идти с учётом местных особенностей речи. Устойчивые фонетические и морфологические диалектные особенности могут быть причиной речевых ошибок.
Знание фактов диалектологии очень важно для полного понимания учащимися художественных произведений, в которых писатели широко используют диалектизмы.
Наконец, изучение говора родного села учит предупредительному и корректному общению с незнакомыми людьми, уважительному отношению к живому русскому слову
Элективный курс «Диалектная лексика родного села», на наш взгляд, является актуальным, так как изучение русского языка с учетом концепции компетентностного подхода к результатам образовательной деятельности предусматривает разработку интегративных курсов, учитывающих формирование общеязыковых умений и навыков. Данная программа может быть реализована в условиях преподавания русского языка в сельской школе.
Новизна программы данного курса определяется включением новых знаний о диалектах, способствующих формированию навыков и умений лингвистической исследовательской деятельности. Данный элективный курс рассчитан на 17 часов, предназначен для учащихся 10-11 классов и проводится в одном из учебных полугодий по одному часу в неделю.
Цели обучения:
- углубление знаний учащихся о формах существования общенародного языка, в частности, о диалектном языке, наиболее противопоставленном литературному языку.
Необходимые знания о диалектном языке. В его задачи входит:
Задачи курса:
Ознакомление учащихся с особенностями современных диалектов, демонстрация единства строя русского языка в его наречиях, а также связи диалектных явлений с историей развития русского языка;
Расширение представления о языковом богатстве русских народных говоров как составной части культурного наследия нашего народа;
Развитие коммуникативных навыков свободного и грамотного общения с широким кругом разновозрастных групп собеседников;
Формирование теоретической базы для определения особенностей живой разговорной речи на примере изучения лексики родного села;
Знакомство учащихся с приемами лингвистического исследования.
Ведущие методы организации деятельности учащихся: наблюдение, опрос, беседа в процессе сбора материала; групповая работа по анализу и систематизации языкового материала; творческая индивидуальная работа в рамках выбранной темы исследовательской работы, реферата (портфолио); отчет о результатах научной работы (мини-доклад, презентация).
Содержание программы элективного курса включает теоретические, практические занятия и занятия исследовательского типа.
Теоретические занятия (лекции) посвящены изучению диалектного языка, классификации русских народных говоров, их основных признаков. В ходе лекционного изложения материала происходит восприятие теоретических знаний и их осмысление.
Практические занятия служат закреплению теоретических сведений: на них учащиеся практикуются в определении диалектных особенностей и учатся работать со словарями.
На занятиях исследовательского типа (полевых наблюдений за разговорной речью) происходит обучение ведению тематической беседы (опроса) и сбор фактического материала для научных проектов.
Данный элективный курс имеет практическую направленность, так как учащиеся:
совершенствуют знания о категориальных признаках основных единиц русского литературного языка (звук, слово, словоформа, предложение, словосочетание) в пределах школьного курса и дают языковым фактам адекватную характеристику;
овладевают навыками записи звучащей речи;
углубляют знания об основных нормах литературного языка и учатся сопоставлять факты разговорного языка и кодифицированной речи;
учатся извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей и справочников.
Процесс изучения элективного курса направлен на формирование следующих общекультурных и общеязыковых компетенций школьника:
– готовность к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям;
– способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных наук при изучении других школьных дисциплин;
– владение основами речевой культуры.
Результаты изучения курса:
– ученик правильно определяет диалектные особенности, опираясь на знание литературного языка;
– ученик применяет навыки научно-исследовательской работы в освоении дисциплин школьного курса;
– в своем поведении ученик проявляет уважительное отношение к народной культуре, истории родного села и его традициям, умеет общаться с людьми разных поколений.
Отличительной особенностью элективного курса «Диалектная лексика родного села» является его метапредметная направленность, а взаимосвязь с учебным предметом «Русский язык» вносит существенный вклад в формирование всех универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. Исходя из этого, ученик в процессе элективного курса получает возможность формирования следующих УУД:
Личностных:
-   воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Регулятивных:
- умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
- умение сохранять заданную цель;
- умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
- умение контролировать свою деятельность по результату;
- умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Познавательных:
- умение работать с информацией и выделять параметры объекта, поддающиеся измерению;
- операция установления взаимно-однозначного соответствия;
- умение выделять существенные признаки конкретно-чувственных объектов;
- умение устанавливать аналогии на предметном материале;
- операция классификации на конкретно-чувственном предметном материале;
- переход от эгоцентризма как особой умственной позиции (абсолютизации собственной).
Коммуникативных:
- формирование действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;
- практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
- развитие речевой деятельности, приобретение опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретения опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.
Планируемые результаты освоения коммуникативных УУД:
Ученик получает возможность научиться:
-  выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
- различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
- создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы);
- анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
-  осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
-  создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.

Формы контроля УУД:
Промежуточный: тесты с целью проверки усвоения теоретических знаний; тренировочные упражнения по анализу текстов фольклора и лингвистических хрестоматий в орфографической записи с отражением черт севернорусского, южнорусского и среднерусского наречий, умений определять типы говоров.
Итоговый: составление диалектного словаря; подготовка, презентация и защита рефератов по выбранной теме.

Данный курс разработан для реализации образовательных задач в условиях сельской школы, так как рассчитан на использование опыта постоянного длительного наблюдения за живой народной речью.

Тематический план
Темы
Занятия, ч.


Теория
Практика
Полевые наблюдения
Всего

1. Понятие диалекта. Литературный язык и русские народные говоры. Понятия «говор», диалект, «наречие»
1


1

2. Классификация русских народных говоров. Основные признаки говоров севернорусского и южнорусского наречий, особенности среднерусских говоров
1


1

3. Русские говоры Самарской области. История русского заселения Самарского края. Лингвогеографический ландшафт Самарской области. Типология самарских говоров. Знакомство с работой В.А. Малаховского «Говоры Куйбышевской области»

1

1

4. Признаки диалектного слова и недиалектные группы лексики говоров (просторечие, профессионализмы и т.п.). Диалектные соответствия в области лексики и фразеологии. Диалектные словари. Диалектизмы в языке художественных произведений

1

1

5. Лексика говора как система. Тематическая характеристика диалектной лексики села по теме: «Человек»

1
1
2

6. Тематическая характеристика диалектной лексики села по теме: «Трудовая деятельность»

1
1
2

7. Тематическая характеристика диалектной лексики села по теме: «Материальная культура»:
Дом, подворье, строительство;
Домашняя утварь;
Крестьянская одежда, обувь, головные уборы, рукавицы, украшения.

2
1
3

8. Тематическая характеристика диалектной лексики села по теме: «Питание»

1
1
2

Диалектная лексика по теме: «Пути сообщения, транспортные средства»

1

1

10. Составление библиографии, изучение научной и научно-популярной литературы по диалектной лексике и подготовка рефератов

2

2

11. Презентация и защита рефератов

1

1

Всего
2
11
4
17


Содержание занятий
Тема 1. Понятие диалекта (1 ч.).
Литературный язык и русские народные говоры. Классификация русских народных говоров. Понятия «говор», диалект, «наречие».
1. План:
Понятие диалекта, признаки, по которым противопоставляются диалекты и литературный язык.
Определение диалектологии. Происхождение термина «диалектология»
Основные разновидности национального языка. Соотношение литературного языка и территориальных диалектов с просторечием и социальными диалектами
Связь диалектологии с другими науками
Практические задачи науки и методика изучения местной речи
2. Анализ текстов фольклора и лингвистических хрестоматий в орфографической записи с отражением черт северного и южного наречий.
Учебное пособие: Булатова Л.Н., Касаткин Л.Л., Строганова Т.Ю. О русских народных говорах, М., 1975.

Тема 2. Основные признаки говоров севернорусского и южнорусского наречия; особенности среднерусских говоров (1 ч.).
План:
Принципы диалектного членения русского языка
Группировка говоров северного и южного наречий
Говоры переходного типа (вторичные, переселенческие)
Практическая работа:
Показать на карте Европейской части России территорию, занимаемую севернорусским наречием, южнорусским наречием, среднерусскими говорами.
Прочитать тексты, определить тип говора.
Тема 3.
1. План:
Типы говоров Самарской области как одной из территорий позднего переселения
История заселения Самарского края
История родного села
Общая характеристика говора родного села
2. Краткие теоретические, справочно-информационные и т.п. материалы по теме занятия: Хрестоматия В.А. Малаховского , его работа «Говоры Куйбышевской области».
Тема 4. Диалектная лексика говора села (2 ч.).
Понятие диалектного слова и недиалектные группы лексики говоров
Типы соотношения диалектных слов и слов литературного языка (типы диалектизмов)
Тематическая характеристика диалектной лексики.
Упражнения:
Баранникова Л.И., Бондалетов В.Д. Сборник упражнений по русской диалектологии. № 359, 366, 367, 378
Изучение методики сбора лексики по теме: «Семья и семейные отношения» в соответствии с «Программой»
Практическая работа: анализ собранного материала; работа по установлению происхождения и ареальной характеристике лексического материала в соответствии со Словарем русских народных говоров (СРНГ); составление словаря.
Тема 5. Диалектная лексика говора села по теме: «Человек» (2 ч.).
Изучение методики сбора лексики по теме: «Человек» в соответствии с «Программой»
Тематические беседы с информантами (жителями села): диктофонные записи разговорной речи.
Практическая работа: анализ собранного материала; работа по установлению происхождения и ареальной характеристике лексического материала в соответствии со Словарем русских народных говоров (СРНГ); составление словаря.
Тема 6. Диалектная лексика говора села по теме: «Трудовая деятельность» (2 ч.).
Изучение методики сбора лексики по теме: «Трудовая деятельность» в соответствии с «Программой»
Тематические беседы с информантами (жителями села): диктофонные записи разговорной речи.
Практическая работа: анализ собранного материала: работа по установлению
происхождения и ареальной характеристике лексического материала в соответствии со Словарем русских народных говоров (СРНГ); составление словаря.
Тема 7. Диалектная лексика по теме: «Материальная культура» (3 ч.).
Изучение методики сбора лексики по теме « Материальная культура» в соответствии с «Программой»
Тематические беседы с информантами (жителями села): диктофонные записи разговорной речи.
Практическая работа: анализ собранного материала; классификация лексики по тематическим группам: «Дом», «Подворье», «Строительство», «Домашняя утварь», «Одежда»; работа по установлению происхождения и ареальной характеристике лексического материала в соответствии со Словарем русских народных говоров (СРНГ); составление словаря, подготовка необходимых чертежей, рисунков, фотографий.
Тема 8. Диалектная лексика по теме: «Питание» (2 ч.).
Изучение методики сбора лексики по теме «Питание» в соответствии с «Программой»
Тематические беседы с информантами (жителями села): диктофонные записи разговорной речи.
Практическая работа: анализ собранного материала; работа по установлению происхождения и ареальной характеристике лексического материала в соответствии со Словарем русских народных говоров (СРНГ); составление словаря по теме: «Пища, напитки и их приготовление», подготовка необходимых рисунков, фотографий.
Тема 9. Пути сообщения, транспортные средства
Изучение методики сбора лексики по теме «Пути сообщения, транспортные средства» в соответствии с «Программой»
Тематические беседы с информантами (жителями села): диктофонные записи разговорной речи.
Практическая работа: анализ собранного материала; работа по установлению происхождения и ареальной характеристике лексического материала в соответствии со Словарем русских народных говоров (СРНГ); составление словаря по теме, подготовка необходимых рисунков, фотографий.
Тема 10. Подготовка рефератов.
Определение темы, цели, задач исследования
Поиск и исследование литературы по теме. Отбор фактического материала.
Анализ результатов исследования. Определение актуальности и новизны исследования
Разработка структуры работы.
Подготовка текста публичного выступления и электронной презентации.
Тема 11. Презентация и защита.
Корректировка текста публичного выступления.
Анализ соответствия оформления доклада требованиям.
Корректировка Защита результатов исследования.
Анализ опыта участия в конференции. Оценка достижений.
Определение возможных путей расширения, углубления, видоизменения темы исследования. Формулировка перспектив развития темы.

Список литературы.
Основная
Для учащихся
Барашков В.Ф. А как у вас говорят?: книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1986.
Букринская И.А., Кармакова О.Е. Язык русской деревни. – Школьный диалектологический атлас. М. : БСМП «Элекс-Альфа», 2003.
Булатова Л.Н, Касаткин Л.П, Строганова Т.Е. О русских народных говорах. М.: Просвещение, 1975
Баранникова Л.И., Бондалетов В.Д. Сборник упражнений по русской диалектологии. М., 1980.
Для учителя
Русская диалектология / Под ред. Л. Г. Касаткина. М.: Academia, 2005, форзац (карта). .§1-6.
Малаховский В.А. Говоры Куйбышевской области // УЗ КГПИ, 1957, выпуск 17.
Малаховский В.А. Куйбышевская областная диалектологическая хрестоматия. – Куйбышев, 1957 // УЗКГПИ, 1957, выпуск 17.
Дополнительная
Баженова Т.Е. Русская диалектология: Учебно-методическое пособие для практических занятий. – Самара: Издательство СГПУ, 2007. – 104с.
Забашта Р. В. Принципы анализа русского диалектного текста: Учебно-методическое пособие по дисциплине «Диалектология русского языка» для студентов дневного и заочного отделений филологических факультетов / Автор-сост. Р.В.Забашта. – Симферополь: Изд-во Таврического национального университета имени В.И. Вернадского, 2012. – 136 с.
Кузнецов П.С. Русская диалектология. М., Учпедгиз, 1960.§1-7.
Русская диалектология / Под ред. В.В. Колесова. М.: Высшая школа, 1998. §1-3, 16-18.
Программа собирания сведений для лексического атласа русских народных говоров. Научно-методическое пособие. СПб.: 1994. – с 213-325.
Словари
СРНГ: Словарь русских народных говоров / Гл. ред. Ф.П. Филин, Ф.П.Сороколетов. Вып.1-41. [Электронный ресурс]: URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Даль В.И. Словарь живого великорусского языка. – Т. 1-4. – М.: Терра, 1995.
Лексика, не вошедшая в Программу собирания сведений для составления Диалектологического атласа русского языка // В.А. Малаховский и изучение народных говоров Поволжья. Учебное пособие по русской диалектологии. Самара, 1991. С. 163-359.
Малаховский В.А. Словарь / Куйбышевская областная диалектологическая хрестоматия // Ученые записки. Вып. 17; кафедра русского языка / Куйбышев. гос. пед. ин-т. Куйбышев, 1957. С.162-168.
Материально-техническое обеспечение курса
Компьютер, проектор, экран








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14815




15