ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАХОДКА – 2014» ИКОНА ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО


Муниципальное образовательное учреждение
Инзенская средняя общеобразовательная школа №2
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАХОДКА – 2014»
ИКОНА ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО
15240280035
ВАСИНА ЕКАТЕРИНА
8 класс
Руководители: Фадеева Т.Г.
Платонова М.В.
Г. Инза 2014

"...желая всем доказать святое благоговение к богоблагодатному величию Твоему, признал посвятить царственному лицу твоему не иное какое-либо произведение обильных духовных дарований своих, а живописное и художественное изображение достойнозримаго и умилительнаго лика Твоего..."/«Посвящение». Ерминия, или Наставление в живописном искусстве, составленное Иеромонахом Дионисием Фурноаграфиотом/
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
В 2013 – 2014 учебном году я принимала участие в локальном проекте «История одной иконы» (от с. Арское). Я работала в группе «Художники». Моей задачей было узнать, чем отличается икона от картины, как создают иконы? Будучи маленькой, я относилась к иконам как к простым картинам, но изучив историю их происхождения, я стала по – другому смотреть на них, понимать их смысл назначения, духовную ценность.
ИКОНОПИСЬ - это религиозная живопись, возникшая на рассвете христианской культуры. Она подчиняется своим канонам, то есть правилам написания того или иного сюжета библии.
КАК ИКОНА ОКАЗАЛАСЬ У НАС
Начиналось всё так. Однажды летом я была в гостях у дальних родственников. Мы с бабушкой Коробовой Зинаидой Сергеевной (ей 85 лет) пили на террасе чай. И вдруг мой взгляд остановился на старинной иконе, стоящей на комоде. Мне почему – то захотелось поближе подойти и рассмотреть её. Казалось, что от неё исходил какой – то свет, будто лучи солнца специально скользили по её поверхности. Старая, некогда в золочёной оправе, картина с изображением старца смотрела на меня.

«Кто это изображён?» - невольно спросила я у Зинаиды Сергеевны.
«Это Серафим Саровский» - последовал ответ старушки.
А далее она рассказала, как икона попала к ней.
Свекровь Зинаиды Сергеевны, Елена, всю жизнь служила в церкви с. Рачейки Сызранского уезда, пела псалмы. Была очень набожной и доброй девушкой. Родители её рано умерли, и когда пришла пора, выходить ей замуж, то батюшка, в чьём приходе она служила, благословил её на брак иконой Серафима Саровского со словами: «Да минуют тебя и твою семью ненастья, да будет ваш путь светел».
Долгие годы прошли с тех пор. Давно уже нет в живых Елены и её сына Олега, а икона до сих пор жива. Всё также притягивает взгляд. Всё также несёт энергетику добра и света.
ОБЛАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Я решила поближе познакомиться с этой иконой, посмотреть в интернете сведения об иконе, её написании, т.к. она больше походила на сюжетный рисунок (картину), но не икону, и вот, что я узнала.
Исследуемая икона неканонична, т.е. написана не по канонам, поэтому стала домовой. На доске имеются небольшие утраты. Икона поедена шашелем, в некоторых местах красочный слой утрачен до доски.
Мне захотелось определить время, когда была написана икона. (На ней стоит дата 1903 год. Правда ли, что она была написана в 1903 году?) И есть ли ещё подобные иконы и где?
-99060175895 Родился в 1754 году в Курске, в семье богатого именитого купца Исидора Мошнина и его жены Агафии. Рано потерял отца. В возрасте 7 лет упал с колокольни строящегося Сергиево-Казанского собора на месте сгоревшего ранее храма Преподобного Сергия Радонежского, но остался невредим. В юном возрасте Прохор тяжело заболел. Во время болезни он увидел во сне Богородицу, пообещавшую его исцелить. Сон оказался правдивым: во время Крестного хода мимо его дома пронесли икону Знамения Пресвятой Богородицы, и мать вынесла Прохора, чтобы тот приложился к иконе, после чего он выздоровел.
В 1776 году совершил паломничество в Киев в Киево-Печерскую лавру, где старец Досифей благословил и указал ему место, где он должен был принять послушание и постриг — Саровскую пустынь. В 1778 году стал послушником у старца Иосифа в Саровском монастыре в Тамбовской губернии. В 1786 году принял монашество и был посвящён в иеродиаконы, в 1793 году рукоположен в иеромонаха.
В 1794 году, имея склонность к уединению, стал жить в лесу в келии в пяти километрах от монастыря. В качестве аскетических подвигов и упражнений носил одну и ту же одежду зимой и летом, сам добывал себе пропитание в лесу, мало спал, строго постился, перечитывал священные книги (Евангелия, святоотеческого писания), ежедневно подолгу молился. Около келии Серафим развёл огород и устроил пчельник.
-2133601101725Ряд фактов жития преп. Серафима весьма примечателен. Однажды на протяжении трех с половиной лет аскет питался только травой снытью. Позднее тысячу дней и тысячу ночей Серафим провел в подвиге столпничества на каменном валуне. Некоторые из приходивших к нему за духовным советом видели огромного медведя, которого преподобный кормил хлебом с рук (по словам самого о. Серафима этот медведь постоянно приходил к нему, но известно, что кормил Старец и других животных).
Из более драматичных событий известен случай с разбойниками. Согласно житию, некие разбойники, узнав, что к Серафиму часто приходят богатые посетители, решили ограбить его келью. Застав его в лесу во время ежедневной молитвы, они избили его и обухом топора проломили ему голову, причём святой не сопротивлялся, несмотря на то, что был в то время молодым и сильным человеком. В его келии разбойники ничего для себя не нашли и удалились. Преподобный чудом вернулся к жизни, однако после этого случая навсегда остался сильно сгорбленным. Позже эти люди были пойманы и опознаны, но отец Серафим простил их; по его требованию они были оставлены без наказания.
В 1807 году преподобный принял на себя иноческий подвиг молчания, старался ни с кем не встречаться и не общаться. В 1810 году он возвратился в монастырь, но ушёл в затвор до 1825 года. После окончания затвора принимал многих посетителей из монашествующих и мирян, имея, как сказано в житии, дар прозорливости и исцеления от болезней. Его посещали также знатные люди, в том числе царь Александр I. Ко всем приходящим к нему обращался словами «Радость моя!», в любое время года приветствовал словами «Христос воскрес!». Был основателем и постоянным покровителем Дивеевской женской обители. В 1831 году святой сподобился видения Богородицы (двенадцатый раз в своей жизни) в окружении Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова и 12 дев. Скончался в 1833 году в Саровском монастыре в своей келии во время коленопреклоненной молитвы.
Сейчас в каждом храме Русской Православной Церкви есть икона преподобного Серафима Саровского. Его неповторимый образ еще до прочтения иконного надписания столь же узнаваем всеми верующими людьми, как и лики святителя Николая Мирликийского, воина Георгия Победоносца, великомученика Пантелеимона, благоверного великого князя Александра Невского, преподобных Сергия Радонежского и Нила Столобенского, Царя-мученика Николая и Его Семейства. Конечно, своеобразие личных черт иконография сохранила у многих святых, но из того числа "своих" святых обычно узнают либо богословы, либо искусствоведы, исследователи церковного искусства.
Образа же названных мною святых в храмах узнают все прихожане еще издалека. Надо сказать, что большая часть икон других святых не содержит детальных самобытных черт. В этих случаях в иконописной традиции главенствует именно надписание.
Своеобразием канонизации в 1903 году преподобного Серафима Саровского, который почил в Бозе 2 января 1833 года, было то, что к его всецерковному прославлению были живы люди, лично видевшие старца еще на земном его пути. Поэтому иконография "нового" святого, широко распространяемая уже с начала XX века, в ряде случаев поверялась именно живыми свидетелями облика подвижника.
152401046480Прославление преподобного Серафима было не только церковно-каноническим актом, оно сопровождалось множеством чудес - исцелений, засвидетельствованных иных заступничеств святого по молитвам к нему. По всей России были написаны тысячи и тысячи храмовых икон святого, строились десятки церквей, главные престолы которых были освящены в память Саровского чудотворца. Так, например, через год после прославления в Ростове-на-Дону был построен храм в честь него.
Образ преподобного Серафима со времени его прославления изображался не только на иконах, но и на фресках, он вдохновлял творцов прикладного церковного искусства: святой изображался на потирах, хоругвях, чеканных престольных покровах, в литье и финифти, деревянной резьбе и златотканом шитье. Живописными, литейными и чеканными образами преподобного Серафима украшались переплеты богослужебных книг, крещальные купели, храмовые емкости для святой воды, двери церквей, просфорные клейма.
11 января 1903 года комиссия под председательством митрополита Московского Владимира (Богоявленского), включавшая и архимандрита Серафима (Чичагова), произвела освидетельствование останков Серафима Мошнина. Результаты освидетельствования излагались в секретном всеподданнейшем докладе, которые, однако, вскоре стали широко известны читающей публике. Поскольку существовали ожидания «нетленности» мощей, каковой обнаружено не было, митрополиту Петербургскому Антонию (Вадковскому) пришлось выступить с заявлением в «Новом Времени» и в «Прибавлениях к Церковным Ведомостям», где он констатировал факт сохранности «остова» Саровского старца и выразил мнение, что наличие нетленных мощей не обязательно для прославления.
Своим Деянием от 29 января 1903 года Святейший Синод извещал:
«Святейший Синод, в полном убеждении в истинности и достоверности чудес, по молитвам старца Серафима совершающихся, воздав хвалу дивному во святых Своих Господу Богу, присно Благодеющему твердой в праотеческом Православии Российской Державе, и ныне, во дни благословенного царствования Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича, как древле, благоволившему явить прославлением сего благочестия подвижника новое и великое знамение Своих благодеяний к православному народу русскому, подносил Его Императорскому Величеству всеподданнейший доклад, в котором изложил следующее свое решение:
1) благоговейного старца Серафима, почивающего в Саровской пустыни, признать в лике святых, благодатию Божиею прославленных, а всечестные останки его — святыми мощами и положить оные в особо уготованную усердием Его Императорского Величества гробницу для поклонения и чествования от притекающих к нему с молитвою,
2) службу преподобному отцу Серафиму составить особую, а до времени составления таковой, после дня прославления памяти его, отправлять ему службу общую преподобным, память же его праздновать как в день преставления его, 2 января, так и в день открытия святых его мощей, и
3) объявить о сем во всенародное известие от Святейшего Синода».
Летом 1903 года состоялись «Саровские торжества» при огромном (около 100 500 человек) стечении народа и с участием царя и других членов императорской фамилии.
Преп. Серафим широко почитается в среде православных верующих и в настоящее время. Неоднократно сообщалось о чудесах и исцелениях у его мощей, а также о явлениях его людям (например, об одном из них св. прав. Иоанн Кронштадский пишет в своей книге).
ЛИК САРОВСКОГО СТАРЦА
Возникает вопрос: по каким образцам писались и пишутся иконы Серафима Саровского? Вспомним Стоглав, который предписывает, чтобы икона была изображением святого "по образу", т.е. отображением его природы; "подобию", т.е. чтобы включались характерные черты святого. И "по существу", т.е. внимание иконописца должно быть обращено на существенные, связанные со служением и жизнью святого признаки, отображающие духовную сущность его подвига.
Откроем руководство по иконописи В.Д. Фартусова, который десятки лет занимался написанием образов и стенных росписей, в том числе в храме Христа Спасителя в Москве.
"Святой Серафим Саровский - чудотворец: старец 72 лет, русского типа, сед, сгорблен, лицо худощаво, широковато, нос небольшой, глаза невелики и полуоткрыты, волосы густые, борода тоже густая, невелика, окладиста, широковата и раздвоена; выражение лица кроткое и любвеобильное; одежды монашеские, в епитрахили и поручах.
Так в руководстве В.Д. Фартусова в описании хартий - свитков, которые держит на иконах святой, мы находим краткое изложение самобытного учения преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни и стяжании благодати Святого Духа.Почитание в народе старца было велико и при жизни, и после его блаженной кончины. Без сомнения, иконы Серафима Саровского начали писать до официальной канонизации 1903 г. "по существу", "образу" и "подобию".В то время существовали его прижизненные портреты, но за основу был взят портрет работы художника Серебрякова, утраченный в годы лихолетий. Если говорить о живописи на холсте преподобного, то в основном это или поясное изображение, или старец, идущий в пустынь. Сегодня существуют считанные единицы прижизненных портретов Серафима Саровского, причем все они, по достоверным свидетельствам, были написаны по его благословению.
Прижизненная иконография преподобного Серафима - тема отдельного исследования, но я считаю нужным назвать хотя бы следующие прижизненные портреты святого, известные мне лично по литературным источникам:- живописный образ преподобного Серафима в собрании Святейшего Патриарха Московского и всея Руси;- портрет святого в одном из киевских храмов на Подоле;- портрет старца Серафима, некогда принадлежавший Серафимо-Дивеевскому монастырю, а ныне находящийся в обители Ново-Дивеево (США);- единицы портретов святого в частных коллекциях и других собраниях.
ЖИТИЙНАЯ ИКОНА ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА
Житийных икон преподобного Серафима встречается много в храмах, музеях и в частных собраниях. Как правило, клеймы располагаются и читаются слева направо по горизонтали и отражают весь путь святого: рождение, крещение, постриг, подвиги, искушения, блаженную кончину, чудеса. Конечно, в каждой житийной иконе расставлены духовные акценты, отображающие особые моменты в жизни святого.Посмотрим на житийную икону преподобного Серафима Саровского из Музея древнерусского искусства им. святого Андрея Рублева (г. Москва).
Существуют и другие иконописные сюжеты из его жизни: "Преподобный кормит медведя", "Последнее явление Пресвятой Богородицы старцу Серафиму", "Блаженная кончина преподобного Серафима Саровского".По поводу последнего клейма, сюжет которого также широко распространен и в отдельных храмовых иконах, хочу сказать следующее. После завершения тысячедневного моления на камне святой старец продолжил свой тайный подвиг длительных коленопреклоненных молитв, почти не позволяя себе отдыхать. Так в молитвенном коленопреклонении он и предал Господу свой дух. Когда по его успению Саровские монахи взломали запертую дверь кельи старца, они увидели его молящимся на коленях со сложенными крестообразно руками на груди. И этот сюжет - молитвенная фигура с закрытыми очами - вскоре после смерти Саровского чудотворца стал издаваться в виде гравюр и литографий, а после его прославления был обращен в сюжет и для икон.
Взгляд преподобного устремлен в глубь своего сердца- Бог послал в сердце... Духа Святого (Гал 4,6), десница прижата к левой стороне груди. В ростовых иконах часто присутствует выразительный земной ландшафт - сакральные просторы Руси. В поясных изображениях рука святого также прижата к сердцу, либо обе руки сложены на груди, как перед причастием, нередко пальцы правой руки бывают сложены для благословения.Интересная деталь икон, в левой руке преподобный держит четки или чаще лестовку - монашеский духовный меч для соблюдения молитвенного правила и достижения состояния духовного подвижничества, отрешения от всего мирского. Иногда преподобный старец изображался в холщовой рубахе с "вирижным" крестом на шее.
ВЫВОДЫ:
На основании полученных результатов я могу предположить, что икона о Серафиме Саровском была написана в 1903 году. Икона неканонична, отличается вольностью написания сюжета.
Библиография:
1.CD-ROM «Русская иконопись XI-XXвеков» Мультимедиа энциклопедия. Изд-во «Профиль» С-Петербург
2.Смирнова Э.С. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII-начало XV в. Изд-во «Наука», 1976
3.Смирнова Э.С., Лаурина В.К., Гордиенко Э.А. Живопись Великого Новгорода. XV в. Изд-во «Наука», 1982
4.Программа «Обновление гуманитарного образования в России». Пластические искусства. 5.Краткий терминологический словарь. Москва, изд-во «Пассим», 1994
6.Алпатов М.В. «Древнерусская иконопись». Москва, изд-во «Искусство», 1978
Составитель А. Стрижев. Православная икона. Канон и стиль. Москва, изд-во «Паломник», 1998