Статья. ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ


ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИНА УРОКАХ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ
Кострова Н.И., преподаватель дисциплин профессионального цикла
ГАПОУ ЧР Новочебоксарский политехнический техникум

В последние годы в связи с реформами образования в нашей стране происходит поиск новых эффективных методик обучения и воспитания. Для формирования у специалистов необходимых требуются определенные изменения в существующих технологиях подготовки будущих специалистов: введение в процесс подготовки кейсов, разбор ситуаций, деловых игр.
От английского case – ситуация, случай. В основу кейс – технологии положена теория проблемного обучения.
Кейс – технология – технология, основанная на использовании в учебном процессе специально смоделированной или реальной производственной ситуации в целях анализа, выявления проблем, поиска альтернативных решений, принятия оптимального решения проблем.
Очень часто под самостоятельной работой понимают такую работу, которую учащийся выполняет своими руками: переписывает, перечеркивает и т.д. То есть работает по шаблону, заранее заданному преподавателем. Но на современном уровне рынка труда такие рабочие чаще всего остаются невостребованными. Перед преподавателем стоит задача активизировать на уроке процесс самостоятельного принятия решения учащимися по поставленной проблеме. Именно кейс – технология позволяет установить пути поиска для развития творческих, практических, аналитических, социальных навыков у учащихся.
Работа учащегося на уроке и дома может дать положительные результаты, пробудить активность только в том случае, если для выполнения этой работы он не только перерабатывает готовые знания, но и доказывает что-то самостоятельно, отыскивая в справочных и других источниках информации недостающие данные.
Развитие науки и техники поставило задачу – подготовить молодых рабочих, способных в короткий срок освоить новую технику и технологию производства. Проблемы, решаемые нами – это учебные проблемы, которые необходимые разрешить нашими учащимися для получения новых знаний. Умение видеть и решать различные проблемы, степень самостоятельности при этом, по моему мнению, характеризует творческое, новаторское отношение человека к любой сфере труда и деятельности. Такое отношение является важнейшим условием неизменного и значительного роста производительности труда, развития науки и техник, условием подготовленности человека к активной преобразующей деятельности. Нужно готовить молодое поколение к самостоятельному обновлению знаний, самостоятельному решению возникающих проблем, осмысливанию возникающих ситуаций, применению своих знаний и умений в новых условиях, которые могут возникнуть в любой сфере деятельности и которые предусмотреть не всегда возможно.
Необходимо, чтобы процесс усвоения знаний и формирования умений и навыков совершался через самостоятельные практические и умственные действия учащегося. Нужно поставить его такие условия, когда не думать, не решать, не мыслить он не может. Воспитать у учащегося творческий подход к учебной деятельности – это залог его дальнейшего самоусовершенствования. Для учащегося училища это очень важно, имея в виду те сложные профессии, которым они обучаются. Поэтому именно здесь, в училище, необходимо воспитать в них самостоятельность, активность, смелость в решениях, быстроту реакции, ответственности за свои поступки.
Чтобы научить учащихся решать проблемы, преподаватель должен, прежде всего, находить их и ставить перед учащимися. Это будет способствовать развитию мышления учащегося. Кроме того, это один из способов изучения возможностей каждого учащегося, его индивидуальных особенностей, учитывая которые можно будет целенаправленно формировать его личность.
При интенсивном развитии информационных компьютерных технологий неэффективно использовать классические педагогические приемы на уроке, возникает необходимость разработки креативных алгоритмов работы учащихся, развивающих логическое мышление, умение анализировать и использовать свои знания и получаемую информацию, творчески подходить к решению проблемы. Преподаватель при работе по данной технологии становится наставником, который направляет, помогает, но не дает конкретное решение задачи или готовый алгоритм, к результату ученику должны прийти самостоятельно, только в этом случае они будут готовы и смогут справиться с внештатными ситуациями на рабочем месте.