Статья Применение кейс-технологии на уроках литературы


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ
 НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
 
  
Целью современных уроков литературы должны стать не только расширение словарного запаса учеников и изучение произведений классиков русской словесности, но и развитие умения мыслить, анализировать, развивать способности к собственному творчеству с использованием богатства устной и письменной речи.
Кейс-технологии (или кейс-метод), с одной стороны,  противопоставлены таким видам работы, как повторение за учителем, ответы на вопросы учителя, пересказ текста, а с другой – совмещают в себе такие прекрасно зарекомендовавшие себя методы, как метод проектов, ролевая игра, ситуативный анализ и др. Суть кейс-технологий – анализ реальной ситуации (определенных вводных данных), описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Будучи интерактивным методом обучения, кейс-метод позволяет повысить интерес учащихся к предмету. Применение этого метода помогает развить в детях коммуникабельность, социальную активность, умение правильно представить своё мнение и выслушать мнение другого человека.
Сюжетную канву кейса на уроках могут составлять как художественная, так и публицистическая литература. Простой вариант кейса – учащимся дается некий отрывок текста, несущего в себе нравственную проблематику, и предлагается придумать, предугадать, как будут развиваться события дальше. Например, рассказ Льва Толстого «После бала» или отрывок из произведения того же писателя «Детство», где основой анализа может стать поступок мальчика, имеющего очень чуткую, «жалостливую» натуру, тем не менее, поддаётся всеобщему негативному порыву и вместе со своими товарищами издевается над другим мальчиком.
После обсуждения, которое обычно получается бурным, участники дискуссии получают концовку текста писателя, чтобы соотнести собственные ощущения, предчувствия с авторским восприятием. Как правило, споры продолжаются и после этого. Единственный недостаток такой творческой работы – анализу подлежат только короткие произведения, либо отрывки из романов и повестей.
В целом же художественные произведения русской литературы полностью подходят для изучения их с помощью кейс-технологий, так как их идейным содержанием является не внешняя составляющая, а глубокий внутренний мир героев, их искания, морально-этическая подоплека поступков, в основе которых лежит главная отличительная черта русского литературного творчества – гуманизм.
Кейс-метод помогает придать новое свежее звучание, казалось бы, давно избитым и наскучившим проблемным вопросам: «мне нравится (не нравится) Наташа Ростова»; «Евгений Онегин – посредственность или личность»; «Печорин – злодей или несчастный человек»; «Базаров – глупый умник» и так далее.
На уроках литературы используются кейсы различной степени сложности. Первая степень предполагает наличие практической ситуации и её решения. Учащимся предлагается определить, подходит ли решение для данной ситуации и возможно ли иное решение. Например, согласны ли вы с утверждением критика Николая Добролюбова, назвавшего Катерину «лучом света в темном царстве»? Согласны ли вы со словами Александра Сергеевича Грибоедова о том, что в его комедии «Горе от ума» «25 глупцов на одного здравомыслящего человека»?
Вторая степень сложности: существует некая практическая ситуация – необходимо найти ее решение. Например, «чем обусловлена тема «лишнего человека» в русской литературе начала 19-го века»? Или «чем обусловлено появление «маленького человека» в русской литературе 19-го века»?
Третья степень сложности: наличествует практическая ситуация – необходимо определить проблему и найти пути ее решения. Например, при разборе романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» предлагается определить главную тему, проблему произведения. Решить такой кейс учащимся предлагается сразу после первого прочтения романа. Как правило, большинство учащихся сбивается на пересказ прочитанного, воспроизводят сюжет. Гораздо меньшее число школьников главной темой произведения видят социальные проблемы, проблему несходства характеров разных поколений дворянского общества и т.д.
Решений может быть множество, и почти все варианты имеют право на существование, аргументацию и обсуждение. Кейс может быть представлен в виде всего лишь одного предложения – цитаты из текста. Например, как вы понимаете пушкинские строки: «Привычка свыше нам дана, замена счастию она»? Или лермонтовские строки: «Я вырос в сумрачных стенах душой дитя, судьбой монах»?
Подготовленные в письменном виде, эти кейсы читаются, изучаются и обсуждаются учащимися и составляют основу беседы, дискуссии под руководством преподавателя. После прочтения и детального анализа всего произведения выясняется истинное значение данных строк, сверяется с предложенными толкованиями до знакомства с произведением.
Ситуативные кейсы на уроках литературы могут быть связаны с проблемами и перспективами взаимоотношений между главными героями произведения; с составлением хронологических таблиц событий и даже с составлением карт маршрута передвижения главного героя.
Решение кейсов одинаково эффективно в групповой работе, в работе в парах, в индивидуальной работе. Результат решения кейсов может быть представлен в виде презентации, защиты проекта, сочинения-миниатюры, устного выступления и так далее.
При умелом использовании такого рода деятельности на уроках происходит самопроизвольный переход учащихся от внешней мотивации обучения к внутренней регуляции самообучения. Таким образом осуществляется переход от ориентации образования на усредненного ученика к ориентации на индивидуализированный подход к каждому учащемуся.
 
Плюсы и минусы
Кейс-метод – одна из форм, способных положительно повлиять на процесс, поскольку традиционные методы ориентированы на изучение чего-либо, а кейс-технологии – на овладение навыками применения имеющихся знаний к конкретной ситуации, для решения проблем, имеющих практическое значение. При применении данного метода на учеников не давит груз представлений о необходимости вести работу по строго запланированной схеме с осознанием конечного результата, к которому необходимо привести свою работу.
Особенностью современности является постоянное расширение информационного поля, что усложняет выбор. Управляемость процесса обучения состоит в том, что право подбора информации (при допустимости участия учащихся на стадии подготовки кейса) принадлежит учителю. Он может прогнозировать ход обсуждения, а также варианты предлагаемых решений. Данный метод способствует развитию умений учеников самостоятельно принимать оригинальные нестандартные решения. Кейсы имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему).
Но не следует считать кейсы панацеей от всех бед. Это лишь дополнение к базовым знаниям, которые приобретаются традиционным путем. Никакая аналитическая работа не может быть интуитивной, никаких серьезных выводов не сделать, если нет глубоких знаний предмета, основных законов и закономерностей.
Настолько ли кейсы новаторское для России явление? Ведь по сути они сочетают в себе множество методов, не первый год использующихся в отечественной школе. Это уроки-диспуты, уроки-викторины, предметные олимпиады, деловые и ролевые игры, проектно-исследовательская работа, сократовские чтения и др.
Разработкой пакетов заданий («портфелей») должны самым серьезным образом заниматься профессионалы, научно-методические отделы соответствующих образовательных институтов. Когда это делается на дилетантском уровне, когда каждый учитель пытается внедрить новшество фактически вслепую (а сейчас в большинстве случаев так и происходит), теряется идеологическое начало, суть творческой или аналитической работы. Если идти этим путем, то при большом желании к кейс-технологиям можно причислить даже чтение по ролям или математическую задачу, которую можно решить несколькими разными способами.
Задания не должны носить примитивный характер и причисляться к кейс-методам по формальным признакам. Каждый кейс – это не самодеятельность, а серьезная научная разработка, которая должна учитывать возрастные особенности и творческие способности учащихся.
В процессе изучения предмета «Литература» формирование теоретических представлений также может идти по этому пути – от действия к мысли. Поэтому особую важность приобретает формирование  практических умений, основанных на владении универсальными учебными действиями.
Ряд умений, которыми обязательно должен владеть учащийся:
- умение работать с текстом: быстро находить нужную информацию в сотрудничестве с другими учащимися, анализировать содержание текста;
- презентационные умения: умение грамотно и доказательно представить свою точку зрения;
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- умение применять логические универсальные учебные действия и др.
  Для их формирования на уроках литературы применяются кейс-технологии.
Результат решения кейс-заданий может быть представлен в виде отзыва, презентации, защиты проекта, критической справки, описательной работы, эссе.
Список литературы:
Вылегжанина И.В. Организация и апробация дистанционного обучения и дистанционной поддержки образовательного процесса в образовательном учреждении // Научно-методический журнал «Образование в Кировской области» – Киров, КИПК и ПРО, №4, 2007.
Пажитнева Е.В. Кейс-технологии для развития одарённости // Химия в школе. – 2008, № 4.
Паринов С.И. К теории сетевой экономики. – Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2002.
Русских Г.А. Дидактические основы современного урока: Учебно-практическое пособие. – М., Ладога-100, 2001.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
Третьяков П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента. – М.: Новая школа, 1997.
http://festival.1september.ru/articles/605044/http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00196811_0.html