конспект урока по литературному чтению В.Даль Девочка Снегурочка (2 класс)


Урок по литературному чтению во 2 классе
по теме «В.Даль «Девочка Снегурочка» ( второй урок)
Подготовила и провела Парамонова В.Г. учитель начальных классов МБОУ СОШ № 143
Ново- Савиновского района г. КазаниТема: В.Даль «Девочка Снегурочка»
Цель: расширить представление детей о деятельности В.Даля; знать особенности жанра.
Задачи:
- продолжить знакомсто со сказкой, с деятельностью автора;
- вспомнить особенности жанра, условные обозначения;
- развивать память, мышление.
Планируемый результат: составить модель обложки
Основные понятия: авторская сказка, герои произведения, ветошка, кокурочка, лобызал, хлевушек, пословицы, толковый словарь.
Межпредметная связь: ИЗО, развитие речи
Ресурсы:
Основные: учебник
Дополнительные: иллюстрации, презентация, цветные карандаши, раздаточный материал.
Организация пространства: фронтальная работа, парная работа, индивидуальная работа.
Ход урока.
Орг.момент- Проверьте, все ли готово к уроку?
2. Сообщение темы и цели урока.
- Сможете ли вы отгадать загадку?
Она в серебро
С жемчугами одета-
Волшебная внучка
Волшебного деда.
(Снегурочка)
- Молодцы. (на доске появляется изображение Снегурочки)
- А кто может сказать, над каким произведением мы сегодня продолжим работу?
- Правильно, это «Девочка Снегурочка». (на доске открывается название)
- А кто автор этого произведения? (портрет писателя появляется на доске)
- Молодцы! Мы на данном уроке продолжим работу над произведением В.аля «Девочка Снегурочка».
3. Проверка домашнего задания.
- А сможете ли вы перечислить героев произведения? Кто является главным героем?
- Что вам было задано на дом? (приготовить пословицы по произведению). Давайте посмотрим, что у вас получилось. (спрашиваю несколько человек – показывают рисунок, читают пословицу и объясняют почему и к какой части сказки она подходит) (рисунки вывешиваются на доску)
4. Основная часть.
- На прошлом уроке мы выяснили значение некоторых слов. Что такое кокурочка? Лобызала?
- Кто знает, где можно узнать толкование незнакомых нам слов? В.Даль не только был писателем, но и прославился как автор «Толкового словаря живого великорусского языка». Давайте мы по словарю зачитаем значение некоторых новых незнакомых нам слов : ветошка, хлевушек. (на доску вывешиваются старые и новые слова и иллюстрация словаря)
Физминутка.
- А теперь давайте поработаем по учебнику (с. 144) Прочтите,почему баба и дед решили слепить Снегурочку. Что сказала девочка? Как описывет автор собаку? (на доске по ходу ответов детей появляется картиный план произведения)
- Расскажите, как девочка оказалась в лесу?
- Кто первым предложил помощь Снегурочке? А потом?
- Кому поверила девочка?
- У нас получился план произведения. А теперь давайте составим модель обложки. Работаем в парах. Если обложка готова, пара встает. (далее работаем после того, как встанут наибольшее количество детей)
- Где мы на модели пишем автора? А название произведения? А какой жанр этого произведения? А почему решили, что это сказка? (на доске появляется иллюстрация можеди обложки)
5. Повторение.
- Давайте вспомним, о чем шла речь на уроке.
На доске по ходу обсуждения появляется следующая таблица (бортовой журнал):
Знали Узнали
В.Даль писатель В.Даль составитель словаря
Словарная работа: уже знакомые слова Словарная работа: новые слова
Знакомые пословицы Новые пословицы
6. Итог. Дом.задание.
Мы сегодня завершили работу над произведением В.Даля «Девочка Снегурочка». Понравилось произведение? Какой жанр у произведения? Почему это сказка?
Домашнее задание: пересказ сказки по составленному плану.
7. Рефлексия.
- У вас на столах лежат листочки разного цвета. Выберите и покажите только один: белый, если вам урок понравился; желтый, если появилось желание прочитать другие сказки и узнать новые пословицы; красный, если хотите получить дополнительную информацию про сказки.