Урок литературного чтения 2 класс В.И. Даль Девочка Снегурочка

Предмет: Литературное чтение 2 класс
Тема: В. Даль «Девочка Снегурочка»
Цель: Ознакомление с произведением В. Даля «Девочка Снегурочка», раскрытие содержания и основной идеи сказки в процессе чтения и инсценирования текста. Составления цитатного плана.
Задачи:
1. Продолжить работу с текстом: выборочное чтение по ролям;
2. Развитие творческие возможности, воображение, наблюдательность, умение преображаться;
3. Воспитывать доброту и чуткость к окружающим.
Тип урока: комбинированный, инсценирование.
Материальное обеспечение: портрет писателя В. Даля. Выставка книг писателя с вариантами сказок о Снегурочке; иллюстрации к сказке художников Е. Рачева, О. Конашевича, В. М. Васнецова.
Мультфильм «Снегурочка» на слайдах.
Межпредметные связи: русский язык, изобразительное искусство, музыка.
Планируемые результаты:
Предметные: знать сказку В.Даля «Девочка Снегурочка», уметь работать с текстом, читать по ролям, уметь анализировать, составлять цитатный план;
Работать с иллюстрациями;
Личностные: проявлять умение осмысливать поступки героев проявлять доброту и чуткость к окружающему миру.
Системно-деятельностные: создавать проект «Типы сказок», использовать словарный запас «сказочная лексика», уметь перевоплощаться, распределять роли для инсценирования.
Ход урока
Организационный момент
Демонстрация слайдов мультфильма «Снегурочка» (знакомство с иллюстрациями к народным сказкам о Снегурочке).
Беседа:
Учитель:
- Все вы знакомы с народной сказкой о Снегурочке. Это одна из самых известных и любимых сказок. Ваше мнение о сказке?
- Самая красивая, но очень популярная.
- Почему?
- Потому что в конце сказке Снегурочка погибает
- Не погибает, а превращается в облачко.
- Сказка о Снегурочке очень популярна. Писатель А.Н. Островский написал пьесу «Снегурочка», а композитор Н.А. Римский-Корсаков-оперу.
Сегодня мы познакомимся со сказкой Владимира Ивановича Даля «Девочка Снегурочка». В.И. Даль (1801-1872) – писатель, военный врач, хирург, знал шесть языков, занимался наукой, является автором «Толкового словаря великорусского языка».

Работа со сказкой.
Чтение сказки учителем (прослушивание сказки в записи).
Чтение сказки учащимися.
Анализ-беседа:
- К какому виду сказок относится «Девочка Снегурочка» ?
-Сказка волшебная, потому что в ней происходит чудеса: комочек снега превращается в девочку, животные говорят на человеческом языке
- Есть в сказке зачин?
- Да, есть. Сказка начинается с фразы: «Жили-были старик со старухой»
- Нашли повторы в сказке?
- Да, Снегурочка встречается в лесу с медведем, с волком и с лисой. Они предлагали Снегурочке свою помощь, но она не пошла с ними, так как боялась их.
Еще Снегурочка трижды отвечает медведю, волку и лисе: «Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, внешним солнышком подрумянена, выпросили меня подружки у дедушки, у бабушки, в лес завели и покинули».
- Как заканчивается сказка?
- Снегурочка с помощью Жучки возвращается домой.
- Чем отличается сказка В.Даля от народных сказок о Снегурочке?
- Сказка В.Даля – авторская, а также она отличается концовкой: Снегурочка не погибает.
Обобщение по итогам беседы.
Авторская сказка В.Даля во многом похожа на народную: зачином, сказочными персонажами, повторами, в ней добро побеждает зло.
Составление плана сказки.
Учитель: Составим цитатный план.
План
«Кабы у нас с тобой была дочка»
«А в горшочке лежит девочка».
«Растет Снегурочка на радостьстарикам»
«Случилась беда..»
«Побежали девочки со Снегурочкой в лес»
«Снегурочку в лесу потеряли»
«Идет медведь»
«Бежит серый волк»
«Идет Лиса Патрикеевна»
«Ау-ау, Жученька!»
«Пришли они домой»
Закрепление
Пересказ сказки по плану.
Анализ иллюстрации к сказке.
Подготовка к инсценированию.
Чтение сказки по ролям.
Распределение ролей
Репетиции
Инсценирование
Домашнее задание
Пересказ сказку
Создать рисунки на тему «Образ Снегурочки»

fђ Заголовок 115