Статья на тему: Внеурочная деятельность как средство развития личности младших школьников


Статья на тему: «Внеурочная деятельность как средство развития личности младших школьников».
Одним из важнейших преобразований в системе общего образования на сегодняшний день является введение федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, продиктованное необходимостью подготовки выпускника в высокотехнологичном конкурентном мире. Перед современным образованием ставятся задачи переориентации школы на новые образовательные результаты на основе системно-деятельностного подхода.
Среди прочих изменений следует отметить появление внеурочной деятельности в учебном плане.
Следует учитывать, что внеурочная деятельность: является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе; способствует в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образовании; преимуществами данного компонента образовательного процесса является: предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника; наполнение конкретным содержанием данного компонента находится в компетенции образовательного учреждения.
Очевидно, что при организации внеурочной работы в условиях стандартов второго поколения от руководителей и педагогов образовательных учреждений потребуется знание методов и подходов осуществления данной деятельности.
Процесс воспитания в школьном пространстве непрерывен, но следует различать потенциал урочной и внеурочной деятельности. Основой формирования личности может явиться внеурочная деятельность школьников. Она имеет большее, чем урок временное пространство, большее количество субъектов – участников того или иного вида деятельности и несёт в себе приоритет воспитания в человеке тех или иных умений, навыков, личностных качеств. С точки зрения гражданского, духовно-нравственного воспитания, социализации личности внеурочная деятельность обладает (при определённых условиях) огромным потенциалом, так как ребёнку предоставляется выбор сфер деятельности, где можно быть успешным, где можно «самовоспитываться» в соответствии со своей шкалой ценностей.
Личность человека состоит из комплекса устойчивых признаков, таких как темперамент, чувствительность, мотивация, способности, установки, нравственность, определяющих свойственный каждому человеку ход мыслей и поведения, когда он приспосабливается к разнообразным жизненным ситуациям.
Для педагога личность – это, прежде всего, объект воспитательного воздействия, а также субъект взаимодействия людей друг с другом. В силу этого важно найти такие условия, которые бы могли оптимизировать процесс формирования личности.
Поступление в школу ребенка знаменует не только начало перехода познавательных процессов на новый уровень, но и возникновение новых условий для личностного роста. В этот период времени ведущей для ребенка становится учебная деятельность. В учении и других видах деятельности в данное время складываются многие личностные качества ребенка. Это, прежде всего, отношение к другим людям, самостоятельность, трудолюбие, настойчивость, дисциплинированность, произвольность поведения, чувство долга, самооценка, нравственные представления.
Анализ педагогического опыта позволяет сделать вывод о том, что учителями начальной школы используются различные методы и приемы развития личности младших школьников, такие как внеклассные мероприятия, этические беседы, наглядность, игры и игровые упражнения.
Внеурочная деятельность рассматривается как средство создания условий для непрерывного диалога между педагогами и школьниками, формирующего не только активное отношение к учению, но и позволяющего реализовать личностный потенциал каждого учащегося. Активная деятельность за пределами основных учебных занятий всегда рассматривается не только как важный фактор усвоения учебных программ, но и средство воспитания и развития личности.
Следует отметить, что внеурочная деятельность ориентирована на:
- развитие самостоятельности детей;
- на раскрытие личностных интересов и склонностей, где учебные предметы - лишь одно из средств раскрытия;
- построение пространства саморазвития.
Организуя коллективное творческое дело, мы стремились формировать у учащихся навыки сотрудничества, коллективного взаимодействия. Были проведены КВН «Веселые, дружные, воспитанные», трудовой десант по уборке территории школьного парка, разработка классного журнала, отражающего жизнь класса. Наблюдение за учащимися в процессе проведения коллективных творческих дел показало, что они проявили высокую активность в этой новой для них работе, стремление к сотрудничеству не только внутри своей группы, но и с другими группами.
Использование краеведения во внеурочной деятельности помогает донести до учащихся картины героического прошлого и настоящего своего народа, своего края, способствует сохранению и передачи его традиций и ценностей, осуществляет преемственность поколений. Традиции обеспечивают социальное наследование, т.е. передачу определенного исторического результата общественного развития, и делают это в силу присущего им свойства аккумулировать и консервировать социальный опыт, проецировать его на будущее. Иными словами, традиции в качестве важнейшего средства накопления, хранения и передачи социальной информации выражают жизнь прошлого в настоящем и будущем, оказывают огромное эмоционально-стимулирующее воздействие на них, побуждают к действиям, выступают в качестве образца поведения.
К сюжетно-ролевым играм исследователи относят те, в которых, на основе жизненных или художественных впечатлений, самостоятельно или с помощью взрослых, творчески воспроизводятся детьми социальные отношения или материальные объекты. Сюжетно-ролевые игры всегда наполнены новым содержанием, их нельзя повторить, потому что правила в них задаются самими детьми на основе жизненных привычек. Именно в этом специфика ролевых игр. В ходе нашей формирующей работы мы широко применяли ролевые игры («Королевство внутреннего мира», «Познаем себя и других», «Секреты хорошего настроения» и др.), предполагающие совместную деятельность учащихся и направленные на развитие личности младших школьников.