Конспект урока гражданственности Донбасса «Горжусь историей родного края. Народные умельцы моего города. Практическая работа»


Тема: Горжусь историей родного края. Народные умельцы моего города. Практическая работа.
Цели:
      развивать и воспитывать у граждан Донецкой Народной Республики патриотического самосознания, безграничной любви к Родине, к своему народу;
      подготовить функционально грамотного, высоконравственного, культурного, деятельного гражданина-созидателя, усвоившего общечеловеческие ценности, стремящегося к сохранению и приумножению духовных, культурных, материальных богатств своего народа и своего Отечества.
Задачи:
       формировать самосознание, ценностное отношение к социально значимым идеям и ценностям, связанных с любовью к Отечеству;
      формировать моральную гражданскую ответственность;
      прививать чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Донецкого края и исторических святынь Отечества;
      формировать положительное отношения к труду, окружающим людям, семье как важнейшим ценностям в жизни;
      формировать уважение к культурным достижениям и историческому прошлому родного края;
      формировать желания учиться и самосовершенствоваться для того, чтобы развивать культуру родного края.
Интеграция: изобразительное искусство, русский язык, математика, литературное чтение.
Образовательные ресурсы: учебники, карточки, презентация, мультимедийный проектор, ноутбук.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в парах.
План урока.
Слайд №1
Организация класса.
Настроение у нас отличное,
А улыбки – дело привычное.
Пожелаем друг другу добра,
Ведь урок нам начинать пора.
Актуализация опорных знаний
1. Отгадайте загадку.
2. Наберите на наборном полотне слово-отгадку.
Город угля и роз.
Город добрых сердец.
Угадали, друзья?
Этот город ____ .3.Собери пословицу. Работа в парах.
Всякая работа… надо труд любить.
Человек без ремесла…мастера хвалит.
Чтобы хорошо жить, как дерево без плодов.
4. Презентация ответов.
Сообщение темы и задач урока
-Ребята, а как вы думаете, о чем мы поговорим сегодня на уроке?
-Правильно. Поговорим о «народных умельцах» прошлого и настоящего нашего края, прославивших его своим трудом.
- Кто такой народный умелец?
- Какие народные промыслы вы знаете? Слайд №2
IV. Изучение нового материала.
Рассказ учителя.
Археологические исследования свидетельствуют о том, что территория Донецкого края была заселена с древнейших времен. 150 тыс. лет назад останки этих людей были обнаружены при раскопках в Петровском и Киевском районах нашего города. .
Находки говорят о том, что люди в древние века изготавливали керамику, занимались ткачеством, выращивали крупный рогатый скот. Уже тогда у людей был художественный вкус и стремление к прекрасному. Об этом говорят найденные при раскопках не только посуда, но и украшения из различных материалов.В Донецком краеведческом музее выставлены предметы, найденные при раскопках.
Традиции народного искусства уходят корнями в глубокую древность, отражая особенности трудового и бытового уклада, эстетические идеалы и верования определённого народа. Мотивы и образы народного искусства веками сохраняются почти неизменными, передаваясь из поколения в поколение. Изделия народных мастеров (керамика, ткани и ковры, изделия из дерева, камня, металла, кости, кожи и т. д.) призваны, прежде всего, внести красоту и радость в обыденную жизнь человека.Народные промыслы – это дна из форм народного художественного творчества.
Сегодня на уроке мы поговорим о некоторых промыслах и «народных умельцах» прошлого и настоящего нашего края, прославивших его своим трудом. В прошлом, когда такого многообразия машин, как сейчас, не было, главным инструментом мастера были его руки, а в помощь им – топор, кирка, лопата, соха. В быту с древних времен использовалась глиняная посуда.
Слайд № 3. Гончарство – один из видов народных ремёсел. Глину добывали с помощью железной кирки и заступа. Ее переносили и хранили во дворе, при необходимости заливали водой. Замешанную, как тесто, глину били веслами, колотили деревянными молотками.
Слайд № 4. После этого глину раскатывали. Гончар отщипывал куски и обрабатывал их сначала на ручном, а позже на тяжелом ножном гончарном круге.
Слайд № 5. Главным инструментом при оформлении посуды были пальцы гончара и ножичек – тонкая деревянная пластинка. Готовое изделие мастер срезал с круга проволокой, ставил на просушку и обжигал, затем расписывал его и покрывал эмалью.
Слайд № 6. В ХVIII ст. распространился один из видов керамики – майолика.
Слайд № 7. Майоликовые изделия из цветной глины, расписанные в народном стиле, и ныне украшают наши современные жилища. Среди керамических изделий миски, полумиски, глечики (крынки), горшочки макитры и др.
Слайд № 8. Лозоплетение – ремесло изготовления плетёных изделий из лозы. Широко распространён среди населения Донецкого края был корзинный промысел. Кустари-корзинники плели корзины различных размеров и форм, короба, мебель, ширмы и кузова для экипажей. Сырьем служили ивовые, черемуховые, вязовые прутья, а также камыш.
Слайд №9. Кузнечное дело. О развитии этого ремесла свидетельствуют археологические находки. Корни кузнечного ремесла уходят до пятитысячных глубин прошлого. Ассортимент изделий из железа и стали тоже был чрезвычайно широк – это оружие, орудия производства, ремесленнические инструменты, конская сбруя, предметы домашнего обихода, украшения и элементы одежды.
Слайд № 10. Алексей Иванович Мерцалов – кузнец, работник Юзовского металлургического завода, выковавший в 1895 году вместе с молотобойцем Федором Шпариным пальму из одного рельса.
Слайд № 11.Её ствол несет на себе десять листков и вверху заканчивается венчиком. Высота подлинно художественного изделия – 3м 53см. Молот и зубило – вот единственные инструменты, которыми пользовались кузнецы. Пальма была изготовлена на Нижегородской выставке для демонстрации качества выпускаемой Юзовским заводом продукции.
Слайд № 12. В 1900 году она была удостоена Гран-При на Всемирной выставке в Париже. Позднее знаменитую пальму стали называть Пальмой Мерцалова, увековечив имя мастера.
Слайд № 13. В 1999 году Пальма Мерцалова стала символом Донецкой области и изображена на гербе Донецкой области. В конце XX - начале XXI века донецкими кузнецами были изготовлены копии и множество изделий "по мотивам" Пальмы Мерцалова. Кузнецы Донбасса гордятся своей причастностью к этому божественному делу. Ведь кузнечное ремесло издревле приписывалось верховному славянскому богу Перуну, который считался громовержцем, и Сварогу – богу-кузнецу.
Слайд № 14. Вышивка. Рушник – это символ согласия, любви, красоты, счастливой судьбы, надежды, защиты от злых сил. Каждое жилье украшали рушники, вышитые руками хозяйки, или еще такие, которые достались ей в наследство от матери и бабушки. Рушники не только украшали жилье, их также вешали над дверями и окнами, чтобы никакое зло не проникло в дом. Хорошо украшенный рушник висел на колышке возле крыльца, им вытирали руки и посуду, накрывали кадку с тестом и испеченные паляницы, с ним ходили доить корову, начинали обжинки – рушник сопровождал человека везде.
Слайд № 15. Там счастьене диво, где трудятся не лениво.
ФизкульминуткаМы дружно трудились,  немного устали.
Быстро все сразу за партами встали.
Руки поднимем, потом разведём
И очень глубоко всей грудью вздохнём.
Закрепление изученного материала.
Беседа
- Какими ремёслами занимались люди, проживающие много веков назад?
- Кто такие «народные умельцы»?
- Назови людей труда, прославивших наш край.
- Как называется парк, в котором мастера – кузнецы выставляют свои работы в Донецке?
Практическая работа
Работа над проектом по математике «Узоры и орнаменты на посуде» (учебник , с.48-49)
На образце посуды (тарелочка), изготовленном из белого картона выполните роспись в народном стиле.
Домашнее задание. Поисковая работа.
Ты об умельце не слыхал,
Блоху который подковал?
Припомнив мастера того,
Скажи мне прозвище его.
5 букв (Левша)
Прочитать краткое содержание повести Лескова «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» и является русским сказом, в котором действует главный персонаж - Левша. Именно он и подковал блоху, будучи мастером "от бога", и навсегда стал примером человека с "золотыми руками".
Заполнить «Дневник читателя», нарисовать рисунок к произведению.
Итог урока. Рефлексия.
Скоро прозвенит звонок,
Пора заканчивать урок.
- Какие ремесла вы запомнили?
- Какое из ремесел нашего края вам понравилось больше всего?
- Какому ремеслу хотел научиться ты, чтобы стать полезным обществу и прославлять родной Донбасс?
Оформление выставки детских работ.