Учитель года 2017 ПРОЕКТ Проектная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности мл. шк-ков


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Меловская основная общеобразовательная школа»
Дмитриевского района Курской области.
Инновационный проект.
«Проектная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников».
Ф.И.О. учителя: Муторова Светлана Николаевна
учитель начальных классов
Квалификационная категория: первая
2017 год
Введение ………………………………………………………………….3 стр.
Глава 1 Проектная деятельность младших школьников в условиях внедрения ФГОС НОО.
1.1. Понятие метода проектов в педагогической и методической литературе. ………………………………………………………………..7 стр.
1.2. Основные требования к использованию метода проекта…11 стр.
1.3. Классификация, типология проектов. …………………...17 стр.
1.4. Готовность младших школьников к проектной деятельности. …...22 стр.
Глава 2. Особенности реализации проектной деятельности как средства развития коммуникативной компетентности младших школьников.
2.1. Особенности формирования коммуникативной компетентности у младших школьников. ………………………………………………….26 стр.
2.2. Система целенаправленной работы по реализации проектной деятельности как средства развития коммуникативной компетентности младших школьников. …………………………………………………….33 стр.
2.3. Результативность инновационной педагогической работы..47 стр.
Заключение. ………………………………………………………………53 стр.
Список литературы и интернет ресурсов. …………………………....57 стр.
Приложение. …………………………………………………………...... 59 стр.
Введение
Воспитание не только должно развивать разум человека и давать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь не может быть ни достойной, ни счастливой.
К.Д.Ушинский

Всю нашу жизнь, с большим основанием, можно рассматривать как чередование различных проектов. Задача учителя научить ребёнка планировать и успешно реализовывать «свои жизненные проекты».
В условиях социально-экономической жизни современного общества возрастает потребность в самостоятельных людях,способных быстро адаптироваться к изменяющимся ситуациям, творчески подходить к решению проблем. Современному школьнику предстоит стать активным участником социального и духовного развития страны, что требует от него самостоятельности в процессе приобретения новых знаний и умений в школе, в вузе и на протяжении всей жизни.
На протяжении многих лет работы в школе меня интересовали вопросы: почему не всем учащимся одинаково легко ориентироваться в современном потоке информации; какие же методы работы использовать для того, чтобы ребёнок не просто усваивал информацию, полученную от учителя, но и научился мыслить, понимать, самостоятельно делать выводы; как обеспечить учение с увлечением? В свете новых образовательных стандартов 2 поколения одним из ведущих показательней уровня достижений учащихся является владение коммуникативной компетентностью, умение добывать и пользоваться полученной информацией.
Важной предпосылкой возникновения данного вопроса для меня являются противоречия, сложившиеся как в начальной школе в целом, так и конкретно в коллективе детей моего класса.
Между ускоренным темпом развития современных технологий и неумением ориентироваться в потоке информации
Между желанием учиться и несформированностью мотивации к продолжительному процессу обучения
Между возможностью получить новые знания и неумением применить их в нестандартной ситуации
В Концепции модернизации современного Российского образования отмечается, что сегодня необходимо уделять пристальное вниманиеформированию у учащихся не только глубоких и прочных знаний, но и общеобразовательных умений, коммуникативных компетентностей, функциональной грамотности и социально-значимых качеств.
Сегодня ни для кого ни секрет, что школа, уделяя большое внимание развитию умений учащихся в рамках подготовки к различным экзаменам, неоправданно мало учебного времени отводит на развитие устной речи своих воспитанников.
Актуальной является проблема формирования и развития коммуникативной компетенции: неумение формулировать собственное мнение и позиции, неумение строить конструктивный диалог, неумение общаться со своими сверстниками, так каквремени, предусмотренного общеобразовательной программой на развитие устной речи, недостаточно.
Главная задача учителя -сформировать у учащихся коммуникативную компетенцию посредством проектной деятельности.
Последние годы педагогической деятельности мною ведется работа над инновационным проектом«Проектная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников».
Актуальность моей работы заключается в том, что коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, т.е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделить пристальное внимание. Коммуникативная компетентность обучающихся влияет на учебную успешность. От коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе.
Цель моей работы:
Выявить возможности развития коммуникативных способностей учащихся через использование проектной деятельности.
Задачи:
Изучить понятие метода проектов;
Продолжить изучение как психолого- педагогической, так и методической литературы по теме «Проектная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности обучающихся»;
Изучить особенности формирования коммуникативной компетентности младших школьников;
Внедрить в практику технологию проектной деятельности, способствующей развитию коммуникативной компетентности младших школьников.
Гипотеза: предполагается, что при использовании проектной деятельности, формирование и развитие коммуникативной компетентности в процессе обучения младших школьников будет протекать интенсивнее.
Предмет: развитие коммуникативной компетентности младших школьников в процессе проектной деятельности
Объект: совместная  учебно-исследовательская, проектная деятельность  учителя и учащихся
Этапы работы:
Изучение теоретической литературы;
Система целенаправленной работы по подготовке младших школьников к проектной деятельности как средства развития коммуникативной компетентности;
Систематизация и обобщение результатов исследования.
Новизна: индивидуальный подход к развитию коммуникативной компетентности детей младшего школьного возраста в процессе исследовательской деятельности.
Практическая значимость: использование  опыта  учителями  в своей работе.
Понятие метода проектов в педагогической и методической литературе
Для ребенка важно ощущение успешности и «нужности». Поэтому важно создание разнообразных возможностей для самопроявления, самовыражения, самооткрытия и пробы учеником собственных сил.
На сегодняшний день метод проектов является актуальным и чрезвычайно эффективным, так как способствует преодолению свойственного этому возрасту эгоцентризма, освоению приемлемых форм поведения, формированию предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, развитию творческих способностей и коммуникативных навыков, развитию умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого и самостоятельно.
Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского — «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание».
Проект – это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях – план, замысел какого-либо действия. До сих пор в большинстве случаев понятие «проект» рассматривается как вид профессиональной деятельности. Однако все чаще проект употребляется в общенаучном значении. Как отмечает И.и. ляхов, в настоящее время усилился процесс проектизации знания, культуры и производства. Т.о. проектность – определяющая черта современного мышления, один из важнейших признаков современной культуры, связанных с творческой деятельностью человека.
Метод учебного проекта — это одна из личностно ориентированных технологий, способов организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, исследовательские, поисковые и прочие методики. «Я слышу, и я забываю. Я вижу, и я помню. Я делаю, и я понимаю», - этими словами Конфуция можно кратко и ёмко охарактеризовать метод учебного проекта.
Основной задачей обучения посредством проектов является исследование детьми вместе с учителем окружающей жизни. Учебный проект для учащегося:
-это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности;
-это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат;
-это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Метод проектов возник в начале 20 века, когда умы педагогов, философов были направлены на то, чтобы найти способы, пути развития самостоятельного мышления ребёнка, чтобы научить его не только запоминать и воспроизводить знания, которые даёт им школа, а уметь применять их на практике. Именно поэтому американские педагоги Дж. Дьюи, Килпатрик и другие обратились к активной познавательной и творческой совместной деятельности детей при решении одной общей проблемы. Они учли то, что с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая свободно выбрана им самим; познавательная деятельность чаще строится не в русле учебного предмета, а опирается на сиюминутные интересы детей; реальное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения.
В настоящее время метод проектов нашел широкое распространение и приобрел большую популярность.
«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
Актуальность метода проектов в наши дни обусловливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта. Не случайно в базисный учебный план внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования - способность проектировать.
Как отмечают известные современные ученые (И. А. Зимняя, В. В. Рубцов, В.Ф. Сидоренко), обучение проектированию, проектное образование есть способ формирования проектного  способа взаимодействия с миром.
    В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, правильного общения.
Чтобы добиться хорошего результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Проектная деятельность – это та среда, где каждый может себя проявить. В основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы как бы отталкиваемся, инициируя деятельность. Нет проблемы — нет деятельности. Проблема проекта обусловливает мотив деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.
        Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).       Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
    Девизом проектной деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».      
Обзор педагогической и методической литературы показал, что в настоящий момент метод проектирования распространён недостаточно, ориентирован в основном на средние и старшие звенья школьного обучения и мало затрагивает начальную школу. Между тем, учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности младших школьников, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного образования. А тенденции, проявляющиеся в организации проектной деятельности младших школьников, свидетельствуют о необходимости корректировки складывающегося опыта.
Подготовка к проектной деятельности ребенка  должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей младшего школьного возраста.Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность.
1.2. Основные требования к использованию метода проекта.
Основными требованиями к использованию метода проекта являются:
Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи.
Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
Использование проектной технологии предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.
Для этого учитель должен:
владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умением организовать исследовательскую работу учащихся;
уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения;
направлять учащихся на поиск решения поставленной проблемы;
уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.
При использовании проектной технологии каждый ученик:
учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач;
приобретает коммуникативные навыки и умения;
овладевает практическими умениями исследовательской работы:
собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения.
Основными видами учебно-исследовательской деятельности учащихся являются:
проблемно-реферативный: аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;
аналитико-систематизирующий: наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;
диагностико-прогностический: изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов, как вероятных суждений о их состоянии в будущем;
изобретательско-рационализаторский: усовершенствование имеющихся, проектирование и создание новых устройств, механизмов, приборов;
экспериментально-исследовательский: проверка предположения о подтверждении или опровержении результата;
проектно-поисковый: поиск, разработка и защита проекта - особая форма нового, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний.
Исследования характеризуются следующими методологическими категориями: проблема, тема, актуальность, объект исследования, предмет исследования, цель, задачи, гипотеза. Требования к исследованию: ограниченность во времени.Ограниченность означает, что исследование содержит:
Этапы и конкретные сроки их реализации;
Четкие и измеряемые задачи;
Конкретные и измеряемые результаты;
Планы и графики выполнения исследования.
- Целостность - общий смысл исследования очевиден и ясен, каждая его часть соответствует общему замыслу и предполагаемому результату.
- Последовательность и связность – логика построения исследования, цели и задачи напрямую вытекают из поставленной проблемы.
- Объективность и обоснованность – выбранная тема не случайна, она требует более глубокого изучения.
Ход исследования можно представить в виде цепочки:
Обоснование темы;
Постановка целей и задач
Определение объекта и предмета исследования
Разработка гипотезы исследования
Непосредственно исследования
Результаты
Оценка полученных результатов и выводы.
Исследование начинается с определения проблемы, которая выделяется для специального изучения. Исследователь должен ответить на вопрос: «Что надо изучить из того, что раньше не было изучено?»Выдвижение проблемы и формулирование темы предполагает обоснование её актуальности. Необходимо дать ответ на вопрос: «Почему надо изучить данную проблему».
Предмет исследования отвечает на вопросы: «Когда?», «В связи с чем?», «В каких условиях?».
Очень важно на завершающем этапе решения проблемы осознать те пути и способы своих действий, которые привели к полученному результату, выявить возникшие трудности и методы, которыми они преодолевались. Такой анализ деятельности (психологи называют его рефлексией) – ещё одно важное средство для решения проблем и задач. Именно с помощью самосознания своих действий накапливается познавательный инструментарий, который затем позволяет все более успешно решать новые задачи.
Как выбрать тему исследования. Все темы можно разделить на 3 группы:
фантастические (несуществующие: самим разработать);
эмпирические (проведение собственных наблюдений и экспериментов);
теоретические (работы по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках;это то, что можно спроситьу других людей; это то, что написано в книгах и т. п.).
Правила выбора темы:
Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его (добровольная основа склонности ребенка).
Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. (Познание начинается с удивления).
Тема должна быть выполнена относительно быстро. (Первые исследовательские опыты не должны требовать длительного времени).
Кроме этого проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Одна и та же проблема может решаться детьми разного возраста на разных этапах обучения по-разному с различной степенью глубины.
Следует учитывать желания и возможности, есть ли средства и материалы, литература и др. необходимые элементы – т. е. база для решения данной проблемы.
Характер заданий при исследовательском методе может быть самым разным: классные лабораторные работы и домашние практические задания; решение аналитических проблем; задания кратковременные и предполагающие необходимым определенный срок (неделю, месяц); задания групповые и индивидуальные; работы для участия в учебно-исследовательских проектах. Занятия исследовательской деятельностью имеют свои «плюсы» и «минусы». К положительным моментам можно отнести общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе исследовательской деятельности. Это:
рефлексивные умения;
поисковые (исследовательские) умения;
навыки оценочной самостоятельности;
умения и навыки работы в сотрудничестве;
менеджерские умения и навыки;
коммуникативные умения;
презентационные умения и навыки.
Негативные стороны исследовательской технологии: неравномерность нагрузки учащихся и преподавателей на разных этапах работы;
сложность системы оценивания вклада каждого исполнителя;
риск неудачного окончания работы;
повышение эмоциональной нагрузки и на учащихся, и на преподавателя;
невозможность включить значительное число учащихся в исследовательскую работу.
Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.
Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.
То есть проект – это “пять П”: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.
Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.
Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!
1.3. Классификация, типология проектов.
Педагогическая ценность ученического проекта определяется:
-возможностью осуществления силами данного ученика или коллектива;
-содержанием в нем новых проблем, которые могут послужить основой для нового проекта,
-навыками, которые развивает в ребенке работа над данным проектом,
-заинтересованностью ученика в проекте.
Исходя из возрастных особенностей развития младших школьников, были определены следующие типы проектов:
По доминирующей в проекте деятельности:
практико-ориентированные;
исследовательские;
информационные;
творческие;
ролевые.
Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт проекта заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона и др.
Исследовательские проекты по структуре приближены к подлинному научному исследованию: доказательство актуальности темы, определение проблемы, предмета и объекта исследования, обозначение задачи, методов, источников информации, выдвижение гипотез, обобщение результатов, выводы, оформление результатов, обозначение новых проблем. 
Информационные проекты направлен на сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов; схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью, требуют презентации и её разработки.
Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата (газета, фильм, праздник), но результаты оформляются в продуманной завершенной форме (сценарии фильма или праздника, макет газеты).
Ролевые проекты проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли заключен договор и разрешен конфликт?
По характеру контактов между участниками:
моно проект (в рамках одной области знания);
межпредметный проект.
 По характеру координации проекта:
непосредственный (жесткий, гибкий);
 скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).
По характеру контактов между участниками:
внутриклассные;
внутришкольные;
межрегиональные;
международные.
         По количеству участников проекта:
индивидуальные;
групповые.
  По продолжительности:
мини-проекты (укладываются в 1 урок);
краткосрочные (4-6 уроков);
среднесрочные;
долгосрочные.
Любой проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру.
Возможные формы проведения презентаций проектов:
Семейный праздник.
Игра-путешествие.
Праздник.
Утренник.
Практикум.
 К организации проекта предъявляются следующие требования:
Проект разрабатывается по инициативе учащихся. Тема проекта для всего класса может быть одна, а пути его реализации в каждой группе - разные. Возможно одновременное выполнение учащимися разных проектов.
Проект является значимым для ближайшего и опосредованного окружения учащихся – одноклассников, родителей, знакомых.
Работа по проекту является исследовательской.
Проект педагогически значим, то есть учащиеся приобретают знания, строят отношения. Овладевают необходимыми способами мышления и действий.
Проект заранее спланирован, сконструирован, но вместе с тем        допускает гибкость и изменения в ходе выполнения.
Проект ориентирован на решение конкретной проблемы, его результат имеет потребителя. Цели проекта сужены до решаемой задачи.
Проект реалистичен, ориентирован на имеющиеся в распоряжении школы ресурсы.
Название, количество, последовательность, содержание и стиль структурных элементов проекта формулируются на основе конкретных целей и задач.
Проекты охватывают огромное количество задач.
Задачи проектов могут быть разделены на следующие группы:
Индивидуальные навыки:
 - Определять задачи, которыми стоит заниматься.
- Формировать независимые суждения.
 - Развивать личный интерес и углублять знания в определённой     области.
- Приобретать навыки самоорганизации.
- Развивать практические навыки. Создавать что-либо своё.
 -Делать то, что имеет практическое применение, что-либо уникальное.
- Развивать способность справляться с новыми проблемами.
- Собирать и анализировать новую информацию.
- Изучать и внедрять в практику стратегии разрешения проблем (алгоритмы решения задач).
- Учиться анализировать и оценивать чужую работу.
- Научиться быть более активными. Развивать в себе инициативность.
Междисциплинарные навыки:
- «Выходить» за пределы одного предмета.
- Интегрировать знания, получаемые из различных источников.
- Научиться воспринимать факты, точки зрения и ситуации в незнакомых ракурсах.
- Учиться быть готовым к противоречивым, спорным утверждениям.
Навыки работы в группах:
- Учиться работать в группах.
- Учиться возглавлять команду и организовывать проведение встреч.
-Участвовать в процессе принятия решений. Приобретать навыки сотрудничества.
- Развивать чувство такта и дипломатичность.
- Руководить и направлять деятельность в процессе проекта.
Работа с самосознанием:
- Изучать свои сильные и слабые стороны.
Получать чувство удовлетворения от проделанной работы.
- Давать реальную оценку своим возможностям по отношению к поставленной задаче.
Навыки общения:
- Выносить свою работу на обсуждение в ясной и эффектной форме (письменно или устно).
- Совершенствовать навыки убедительной, логически построенной аргументации.
- Развивать навыки восприятия информации на слух и постановки вопросов в процессе выбора и усвоения информации.
- Учиться писать понятный и грамотный отчёт о проделанной работе.            
  
1.4. Готовность младших школьников к проектной деятельности.
Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, а также беря во внимание опыт своей работы, уверена, что реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения. В связи с этим необходимо рассмотреть особенности и варианты организации метода проектов с детьми младшего школьного возраста.
По мнению многих отечественных психологов и педагогов ( В.В.Давыдов, А.К.Дусавицкий, Д.Г.Левитес, В.В.Репкин, Г.А.Цукерман, Д.Б.Эльконин и др.), эффективность использования того или иного развивающего активного метода, к которым в полной мере относится и проектный, во многом обусловлена позицией учителя, его направленностью на создание личностно-ориентированного педагогического пространства, демократическим стилем общения, диалоговыми формами взаимодействия с детьми. Также в психолого-педагогической литературе неоднократно подчеркивается, что «существенным условием для выбора учителем наиболее эффективных методов, оптимизирующих преподавание, является знание реальных возможностей учащихся, развития их интеллекта воли, мотивов». Кроме того, в целом ряде работ отмечается необходимость системности в использовании активных методов, постепенного увеличения степени детской самостоятельности в учебно-познавательной деятельности и уменьшении различных видов учительской помощи. Все это, безусловно, относится к применению проектного метода в начальной школе. Однако для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима еще и особая готовность, «зрелость», заключающаяся в следующем.
 
Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:
умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий);
умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано, его доказывать);
умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).
Данные умения формируются с первых дней ребенка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях “открывают” и доступно для себя формулируют необходимые “Правила общения”, регулирующие как внешнюю сторону, построение высказываний, так и внутреннюю сторону, содержание высказываний.
Во-вторых, вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная “интеллектуальная зрелость”. Прежде всего, имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя:
развитие аналитико-синтетических действий;
сформированность алгоритма сравнительного анализа;
умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;
возможность выделять общий способ действий;
перенос общего способа действий на другие учебные задачи.
При этом качественными характеристиками развития всех составляющих обобщенности умственных действий у учащихся начальной школы являются широта, мера самостоятельности и обоснованность.
К «интеллектуальной зрелости» также относится наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.
Целенаправленное формирование как обобщенности умственных действий, так и названных качеств мышления осуществляется с 1-го по 4-й класс в русле работы над становлением у учащихся центрального психического новообразования младшего школьного возраста - теоретического мышления через особое учебное теоретическое содержание, активные методы и приемы обучения, диалоговые формы взаимодействия учителя с детьми и учеников друг с другом.
В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности рассмотрим опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:
адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;
выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.
Требуется особо подчеркнуть, что формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения, для развития его коммуникативной компетентности.
Младший школьный возраст оптимальный период для формирования коммуникативных способностей, активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоение коммуникативных, речевых умений, способов различения социальных ситуаций. Почему?
Вот следующие причины:
С поступлением в школу ребенок открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений.
У младших школьников уже достаточно развиты рефлексивные способности
Школа предъявляет к ребенку новые требования в отношении речевого развития
В младшем школьном возрасте происходит перестройка отношений ребенка с людьми.
Осуществление учебной деятельности возможно только в том случае, если ребенок приучается управлять своими психическими процессами и поведением в целом.
У детей младшего школьного возраста складываются предпосылки формирования важных социальных качеств.
Дети в этом возрасте не утратили интереса к игре и, что самое важное, игру они используют как полигон для отработки учебных умений.

2.1. Особенности формирования коммуникативной компетентности у младших школьников.
Результатом грамотно выстроенной проектной деятельности становится формирование коммуникативной компетентности младших школьников и повышение интереса к обучению.
Модель развития коммуникативной компетентности младших школьников.
Интеграция предметов учебного цикла
Исследовательская
деятельность

Коммуникативная компетентность при использовании проектной деятельности

Разработка и проведение праздников в рамках проекта
Конкурсы и творческие задания

Посещение музеев
Помощь и участие семьи в реализации проекта

Экскурсии, поездки, походы по родному краю

Технология развития коммуникативных компетенций учащихся средствами проектной деятельности разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б, Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов).
Изучение научной литературы позволило мне понять сущность исследовательской работы детей, умений и навыков, необходимых для ее выполнения.
Коммуникативная компетентность понимается как целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, т.е. достигающему цели и эмоционально благоприятному для участвующих сторон. В ее структуре выделяются следующие компоненты: когнитивный, ценностно-смысловой, личностный, эмоциональный и поведенческий.
Когнитивный компонент образует знания о ценностно- смысловой стороне общения, о личностных качествах, способствующих и препятствующих общению, об эмоциях и чувствах, всегда сопровождающих его, о поведенческой стороне общения. Каково значение этих знаний? Человек обучается общению, наблюдая поведение близких людей, подражая их примеру, что происходит недостаточно осознанно. Ребенок, и даже взрослый, не задумывается о самой форме этого процесса и может познавать его на протяжении всей жизни. Это позволяет понять особенности собственного стиля общения, усовершенствовать его, разнообразить коммуникативные возможности. Для возрастного уровня младшего школьника актуальны и доступны знания о самом себе и других людях.
Ценностно – смысловой компонент – ценности, которые активизируются в общении. Личностные ценности, проявляясь в базовых отношениях к себе и другим людям, регулируют общение, придавая ему определенный смысл. В младшем школьном возрасте следует формировать нравтсвенные ценности и базовые отношения к себе (самопринятие, самоуважение) и другим людям (принятие их, уважение к ним).
Личностный компонент образуют особенности личности вступающего в общение, которые естественным образом влияют на содержание, процесс и сущность коммуникации. Коммуникативная компетентность младшего школьника базируется на уверенности в себе, оптимизме, доброжелательности и уважении к другим людям, справедливости, честности, стрессоустойчивости, эмоциональной стабильности, неагрессивности, неконфликтности.
Эмоциональный компонент коммуникативной компетентности связан с созданием и поддержанием позитивного эмоционального контакта с собеседником, саморегуляцией, умением реагировать на изменение состояния партнера. Обозначенные составляющие эмоционального компонента вырабатываются у младшего школьника.
Поведенческий компонент образуют коммуникативные умения, способы деятельности и опыт, который является образованием, интегрирующим в себя на уровне поведения и деятельности все проявления коммуникативной компетентности. Коммуникативные умения как элементы создают коммуникативное поведение.
В начальной школе коммуникативная компетентность может развиваться через два основных компонента – ценностно-смысловой и поведенческий. Остальные компоненты «вплетаются» в них, сопровождают это развитие. Современной школе требуются такие методы обучения, которые обеспечивали бы активную, самостоятельную позицию обучающихся в учении, развитие исследовательских, рефлексивных, самооценочных умений инавыков, развитого творческого мышления. Этим требованиям отвечает технология практической направленности – метод проектов.
Эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов (в период выполнения проектов), творческих в сочетании с использованием репродуктивных методов обучения (в период обучения технологии выполнения проекта).
Исследовательский метод - метод обучения, который предусматривает творческое применение знаний, овладение методами научного познания, формирования навыка самостоятельного научного поиска.
Проблемный метод–предполагает постановку учителем перед учащимися проблемы и определения путей ее решения с сокрытием возможных познавательных противоречий.
Но следует всегда помнить, что поставленный ребенку  вопрос   должен быть как настолько сложен, чтобы мог вызвать у него затруднение, так, вместе с тем и посильным, чтобы дети смогли самостоятельно найти на него ответ.  Репродуктивный метод - метод обучения, направленный на воспроизведение учеником способов деятельности по определенному учителем алгоритму. Его используют для формирования умений и навыков школьников. Репродуктивный метод обеспечивает возможность передачи большего по объему учебной информации за минимально короткое время, без больших затрат усилий.
Введение проектно-исследовательской работы в начальных классах школы, важна и необходима, наиболее востребована в современной школе, поскольку такая деятельность захватывает целостную личность ученика, вызывает к жизни не только умственные и практические умения, но и культурные и духовные способности развивающегося человека.
Уверена в том, что проектно-исследовательская деятельностькак средство развития коммуникативной компетентности младших школьниковдолжна протекать в творческом взаимодействии учителя и ученика, поэтому определила для себя наиболее результативные, на мой взгляд, образовательные технологии, а именно:
гуманно-личностную технологию Ш. Амонашвили;
технологию проблемного диалога;
игровые технологии;
информационно-коммуникативные технологии.
Авторская гуманно-личностная технология Ш. Амонашвилиобладает, на мой взгляд, значительными возможностями по формированию у детей положительной мотивации к проектно-исследовательской деятельности. Особый, товарищеский настрой на урок необходим, в моем случае, для того, чтобы мои воспитанники не боялись давать неправильные ответы, не боялись того, что открытие нового знания – это тяжелый, но интересный труд, а с трудностями всегда проще справляться всем вместе. Для этого использую психологические приемы эмоционального настроя.
Характер тесного взаимодействия, сотрудничество, комфортная среда является необходимостью для развития творческой деятельности, создания благоприятных условий.
Поэтому данную технологию считаю оптимальной, потому что она позволяет учащимся вовремя снять умственное и физическое напряжение, повысить уровень стрессоустойчивости, избежать переутомления и повысить собственную уверенность в резервах своего организма, сформировать позитивный настрой и умение провести свою работу.
Мой опыт организации проектно-исследовательской работы младших школьников подтверждает эффективность технологии проблемного диалога, в ходе которого формируется успешная мотивация учащихся на процесс познания и воспитания, повышается их внутренняя активность, обеспечивается переход учащегося из состояния пассивного слушателя в активного участника образовательной и воспитательной деятельности. Считаю оправданным строить проблемный диалог на этапе актуализации знаний.
Уверена, что данная технология успешна в применении, так как она способствует формированию у моих воспитанников организационно-учебных, информационно-учебных и интеллектуальных умений.
Игровые технологии органично сочетаются с вышеизложенными технологиями. Примеряя на себя роль учителя, путешественника, исследователя, филолога, мои воспитанники раскрепощаются и чувствуют себякомфортно как в исследовательской, так и практической деятельности.
Также при подготовке к занятию и на самом занятии использую информационно-коммуникативные технологии. Применение проектора, компьютерных технологий, мультимедиаресурсов способствуют реализации одной из важных целей образования – формирование информационно-коммуникативной компетентности воспитанников. Учащиеся учатся работать в современном информационном пространстве.
При организации проектно-исследовательской деятельности коммуникативные компетенции развиваю через коммуникативные действия:
- действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности (интеллектуальный аспект коммуникации);
-действия, направленные на кооперацию, сотрудничество. Содержательным ядром этой группы коммуникативных действий является согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности, а необходимой предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности;
- коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии.
В процессе решения проектных задач формируются следующие коммуникативные умения:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (например, распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе);
- сотрудничество в поиске и сборе информации;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- умение применять свои знания в жизни;
-желание вступать в контакт с окружающими;
-умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию, умение решать конфликтные ситуации.
Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебной деятельности во многом определяют решение социальных проблем, что на сегодняшний день является весьма актуальной задачей в работе учителя начальных классов.
2.2. Система целенаправленной работы по реализации проектной деятельности как средства развития коммуникативной компетентности младших школьников.
Овладение обучающимися проектной деятельностью позволяет формировать у них коммуникативную компетентность, более успешно реализовать задачи развития младших школьников.
Проектная деятельность несет в себе следующие функции:
1) преобразующая — развитие конструкторского образа и его использования для построения собственного объекта. Ученик в процессе разработки конкретного проекта переструктурирует и осознает в системе новых предметных смыслов полученные ранее знания, умения, навыки;
2) отражательная — использование имеющихся образов и формирование в процессе деятельности новых представляет функцию деятельности. Данная функция проявляется в отражении объективно существующих законов и закономерностей окружающего мира;
3) технологическая — владение приемами технологической деятельности, включающей элементы моделирования, конструирования. Знание основных технологических процессов, закономерностей;
4) программно-целевая — реализует стратегию проектной деятельности, включая целеполагание, прогнозирование, планирование, организацию;
5) контрольно-регулятивная - реализует тактику проектной деятельности, включая акты принятия решений, контроля и коррекции;
6) исследовательская — специфика проектной деятельности требует от учащегося анализа существующих аналогов, обобщения существующей ситуации и выбора наилучшего варианта, тем самым ориентируя ученика на анализ процессуальной и динамической сторон окружающего мира;
7) креативная - генерирование новых идей на основе обобщенного анализа суммы полученных знаний — как в социальном контексте, так и в учебной деятельн0ости. Креативность проектной деятельности определяет все стороны психического развития школьника, поднимая его на более высокий уровень осознания самого себя как субъекта деятельности
В своей работе с учениками начальных классов значительное место уделяю организации самостоятельной проектной деятельности, направленной на создание ими собственных творческих, исследовательских проектов, который можно назвать учебными исследованиями потому, что главный их результат лежит в педагогической плоскости. Дети младшего школьного возраста, как отмечалось уже выше, по природе своей исследователи.
Первый класс — время знакомства с детьми, первое предъявление ребенком своих интересов новым товарищам и учителю. Уже в сентябре организую мобильный классный музей под девизом «Расскажи нам о себе». Каждый день кто-нибудь из детей приносит из дома альбомы с фотографиями, любимые игрушки, книги, рисунки, поделки, сувениры из поездок: ракушки, засушенные листья и другие вещицы. И здесь важно не пожалеть времени, дать ребёнку высказаться, рассказать о себе и о том, что он принёс. Я ищу первых «исследователей», а дети получают опыт первого публичного выступления.
Возможно ли проведение урока — проекта уже в 1 классе? Отвечу, да. Большое поле деятельности возможно на уроках технологии и изобразительного искусства (Синтез искусств), окружающего мира.
Следует отметить, что коммуникативные умения, навыки учебного взаимодействия формируются у учащихся начальной школы далеко не сразу и требуют длительного закрепления.
Постепенно начинаю задавать небольшие задания, требующие проведения микроисследований: «Когда снег скрипит под ногами?», «Где появляются узоры на стёклах?», «Какие сказки любят в твоей семье?».
           Уже во второй четверти первого класса, проводится урок-тренинг, на котором мы учимся, как надо собрать всю доступную информацию и обработать её так, как это делают учёные. Например, предлагаю задание, приготовить сообщение о буром медведе. Моя задача подвести ребят к идее, что набор методов зависит от наших реальных возможностей. Чем их больше, тем лучше и интереснее пойдёт работа. Определив последовательность работы, начинаем собирать материал. Для этого предлагаю использовать и школьные словари «Животные России», «Растения России». Привлекаются к работе и родители. Эти сведения тяжело удержать в голове или записать, т. к. нет навыка письма, поэтому приходим к выводу, нужно создать схему-рисунок.
По очереди все первоклассники в течение года участвуют в классном конкурсе мини - исследовательских работ «Хочу всё знать», дети получают представление о таком конкурсе, возможно, проявится интерес к какой-то теме. Примеры тем: «Чем отличается свинья от дикого кабана?», «Зачем слону хобот?», «Для чего человеку нужна кожа?», «Поднимет ли воздух книги?», «Сколько может съесть еж?»
           Теперь важно привлечь в союзники родителей. Провожу родительское собрание на тему «Почему младшему школьнику полезно быть исследователем». С помощью презентации знакомлю родителей с разными темами исследовательских работ,помогаю составить представление о том, каким может быть результат исследовательской работы. Всегда находятся такие родители, которые могут поделиться впечатлениями о «научных» изысканиях своих детей, и мы договариваемся о том, как представить эту работу в классе.
Тему будущей исследовательской работы мы выбираем в ходе индивидуальных консультаций вместе с учеником и его родителями, и в каждом случае это выбор происходит по-разному. Самый продуктивный способ — идти за интересами ученика.
Исследовательское поведение ребёнка универсально и может быть реализовано в различных сферах: общении с природой, рисовании, конструировании, игре на музыкальных инструментах, в общении и играх со сверстниками и взрослыми, а также в других видах деятельности.
Предлагаю задания и упражнения для развития умения видеть проблемы, которые применяю на практике.
Задание: «Посмотрите на мир чужими глазами»
Учитель: Представьте, что вы гуляете с друзьями во дворе. Как вы отнесетесь к появлению первого снега? Затем представьте, что вы — водитель грузовика, едущего по дороге, или летчик, отправляющийся в полет, либо ворона, сидящая на дереве, зайчик или лисичка в лесу.
(Развивая предложенные сюжеты, можно формировать у детей разные точки зрения на одни и те же явления. Задание «Вариативная сказка»
Дети разбиваются на группы, каждой группе раздают карточки, на которых напечатаны темы сказок. Ребята должны придумать концовку сказки и написать ее на большом листе бумаги. Вариантов концовок сказки может быть много, учителю необходимо контролировать развитие сюжета.
Учитель: Однажды утром Петя проспал школу. Он посмотрел на будильник и увидел, что... Ты хочешь, чтобы начались чудеса? (Дети отвечают. Если ответ «да», то продолжение может быть, например, таким: Будильник ему подмигнул. «Что же делать?" — подумал Петя. Если ответ «нет» то можно предложить следующее продолжение: Петя протер глаза... В комнату зашла бабушка...)Отмечу, что формирование названных проектных умений будет успешным при постепенном повышении уровня детской самостоятельности. Кроме того, необходимо подчеркнуть, что все названные проектные умения, изначально сформированные на минимально необходимом уровне, в дальнейшем совершенствуются и качественно усложняются уже в процессе проектной деятельности.
Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем – способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Естественно, если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими.
                                 Для этого выполняем следующие упражнения:
продолжи неоконченный рассказ;
составь рассказ от имени другого персонажа (представьте, что вы на какое-то время стали дневником в портфеле Маши, камешком на дороге);
опишите один день вашей воображаемой жизни) или, используя данную концовку (…нам так и не удалось выехать на дачу; …и зайчонок мирно заснул на руках у Оли);
определи, сколько значений у предмета (найди как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования, например, кирпича, газеты, кусочка мела);
назови как можно больше признаков предмета (например: стола, дома, самолёта, книги и т. д.).
Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения. Поэтому далее учимся выдвигать гипотезу, т. е. строить предположения. В этом процессе обязательно требуется оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества, как решительность и смелость. Гипотезы рождаются как в результате логических рассуждений, так и в итоге интеллектуального мышления. Чем большее число событий может предвидеть гипотеза, тем большей ценностью она обладает. Изначально, гипотеза не истинна, и не ложна – она просто не определена. «Познание начинается с удивления тому, что обыденно»,- говорили ещё древние греки. Гипотезы (или гипотеза) возникают как возможные варианты решения проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез - основа исследовательского, творческого мышления.
В умении выработать гипотезы используем следующее упражнение:
-давайте вместе подумаем, почему летом снег в горах не тает; почему многие дети любят компьютерные игры, полезна ли газированная вода, существует ли прямая связь между осанкой и здоровьем, как и зачем паук плетет паутину и т.д.Делая предположения, мы обычно используем следующие слова: предположим, допустим, возможно, может быть и т. д.
           Ещё важным умением для исследования является умение задавать вопросы. Ведь любое познание начинается с вопроса. Для этого использую следующие упражнения: показываю картинки с изображением людей, животных и предлагаю задать им вопросы. Другое задание, какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете, лежащем на столе? Игра «Найди загаданное слово» (дети задают разные вопросы об одном и том же предмете, начинающие со слов «что», «как», «почему», «зачем»). Я готовлю детей к тому, что настоящее всегда продолжается в будущем, а потому я приучаю их к дальнейшим вопросам: что ещё может интересовать тебя в этой проблеме? Что ещё ты можешь предложить или сделать? Эти вопросы пробуждают любопытство, бросают вызов воображению ребёнка.
Наиболее эффективными для развития коммуникативных способностей считаю следующие виды вопросов:
Тренинговые вопросы. Посредством их учащиеся усваивают алгоритм выполнения учебных задач, проговаривают алгоритмы.
Конструктивные вопросы, которые требуют поиска ответа с опорой на имеющийся уже опыт, а также самостоятельной формулировки ответа.
Альтернативные вопросы. Они используются при тестированном опросе, когда нужно выбрать правильный ответ и доказать его.
Вопросы-ловушки. Дети доказывают, что вопрос не имеет ответа.
Наводящий вопрос. Это вопрос-подсказка. С его помощью ученик быстрее ориентируется и формулирует ответ.
Вопрос- внушение. Направляет ученика в нужное русло, сокращает время и зону поиска ответа.
Контрвопрос. Он требует, чтобы ученик задал встречный и уточняющий вопрос.
Таким образом, вопросы и ответы на них действительно выполняют роль механизма формирования коммуникативных способностей учащихся. В них бьется живая мысль, рождаются чувства и отношения.Они формируют в учениках качества самообразования, саморазвития, самоуправления, самообучения.
Особую роль в формировании коммуникативных навыков отвожу индивидуальному разговору. Это своего рода внутренний монологический ответ. Для этого на начальном этапе использую план по теме, затем только опорные слова, затем только первое или только последнее слово. Такая внутренняя подготовка ребенка способствует снятию напряжения, волнения и способствует в дальнейшем формированию монологического ответа у доски.
Важным средством в развитии коммуникативных навыков является диалог. Моисеев А.М. писал: “Диалог ценен тем, что он - спутник и признак свободы. Это полифония точек зрения. Это путь отвыкания от единомыслия”.
В своей работе я выделяю следующие типы диалогов, помогающие развитию коммуникативных навыков у младшего школьника:
Мотивационный. Характеризуется тем, что тема интересна всем учащимся, независимо от степени осведомленности в обсуждаемой проблеме.
Рефлексивный диалог. Характеризуется личным отношением учащегося к проблеме, решаемой на уроке.
Автономный диалог. Размышление “про себя”.
Конфликтный диалог. Тактичное несогласие с мнением другого. Доказательное отношение к мнению другого.
Критический диалог. Это критическое осмысление негативных поступков героев.
Самореализующийся диалог. Это раскрытие своих достижений, исследований, находок в заданной проблеме или теме.
       Необходимо учеников научить давать определения понятиям.В первом классе по результатам исследованияученикиимеютнизкий уровень словарного запаса. Детям трудно дать определение какому-либо предмету, ещё сложнее признаку или действию.
         Для того, чтобы учиться определить понятие, я применяю относительно простые приёмы: описание, сравнение своих описаний с описанием этих же предметов учёными-классиками или одноклассниками, различение (например: весна и осень - времена года, но чем они отличаются), обобщение.
          Обобщение– это логическая операция перехода от видового понятия к родовому путём отбрасывания от содержания видового понятия его видообразующего признака (признаков). Для этого использую следующее задание – из приведённых понятий надо построить такие ряды, в которых каждое последующее понятие было бы родовым по отношению к предыдущему. Важным средством развития умений давать определения являются обычные загадки. Я смотрю на них не просто как на забаву, а как на весёлое, но всё же вполне серьёзное задание. Отгадка загадки – это её определяемая часть, а формулировка – это вторая половина определения, его определяющая часть. Составление и разгадывание кроссвордов также можно рассматривать как упражнение в определении понятий.
Также с детьми мы учимся классифицировать.Исследование и познание мира не сводится к восприятию предметов и явлений, их чувственному отражению. Она предполагает выделение в предметах и явлениях общих существенных признаков. С помощью классификации люди не только упорядочивают опыт в значимые для них блоки, но и преобразовывают конкретные наблюдения в абстрактные категории. Классификацией называют операцию определения понятий по определённому основанию на непересекающиеся классы. Например, я предлагаю детям популярное задание «четвёртый лишний». Предметы классифицируем по основному признаку, по цвету, по форме и т. д. Чем больше деления, больше продуктивность мышления. А это качество очень важно в творческой деятельности. Для формирования последних умений использую задачи на классификацию с явными ошибками. Такие задачи позволяют развивать и критическое мышление, что очень важно в исследовательской деятельности.
Ещё мы учимся наблюдать. Для того, чтобы наблюдение стало возможным, важно иметь наблюдательность – сплав внимательности и мышления. Упражнения на развитие внимания и наблюдательности: первое – ставлю перед детьми какую-нибудь из любимых ими вещей. Рассматриваем вместе этот предмет внимательно и спокойно. Затем предлагаю детям закрыть глаза. Убираю предмет и прошу вспомнить и назвать все его детали. Следующий этап упражнения – рисуем изученную вещь по памяти. Другой блок заданий – парные картинки, содержащие различия. Хорошую возможность для развития способности к наблюдению и умению анализировать зрительные образы дают задания с намеренно сделанными ошибками.
         С ребятами учимся проводить эксперимент – важнейший из методов исследования. Самые интересные эксперименты – это, конечно, реальные опыты с реальными предметами и их свойствами.
Во 2 классе для организации проектно-исследовательской деятельности применяю те же исследовательские задания: мини-исследование, мини-проект... Работа проходит в основном под руководством учителя. Тема предлагается как коллективная, так и самостоятельная. Объём работы немного увеличивается.
         Учимся анализировать, выделять главное и второстепенное, делать выводы и умозаключения.
          Эти и другие виды заданий позволяют мне сформировать необходимые умения для создания исследовательской работы или проекта и в третьем классе.
          Применяя проектную технологию, я реализую модель «обучение через открытие», ученик осознаёт, каким способом получен результат, какие встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом. Данная технология в интегрированном обучении, делает учебный процесс более полным, интересным, насыщенным.
В прошлом году, когда у меня был 4 класс, а они уже взрослые, дети задумались над вопросом: «Полезна или нет детская косметика?» Я предложила им поработать над этим вопросом и взять эту тему для исследования. (Приложение - презентация).
          Самый лучший вариант, если тема исследовательской работы вытекает из интересов самого ребенка. Но часто бывает так, что ребенок хочет участвовать в конкурсе, но не знает, какую тему выбрать. Тогда задача учителя помочь подобрать такую тему, которая как можно больше будет соответствовать интересам и личностным особенностям ученика.
Где найти темы для детских исследований?Я отвечаю, что они рядом: в окружающих нас предметах и явлениях, в заголовках стихотворений и рассказов, в пословицах и детских играх. В доказательство этому приведу ещё несколько примеров исследовательских работ, сделанных моими выпускниками: «Дом моей мечты», «Любимая буква», «В лесу родилась ёлочка», «Моя подружка —кукла», «Экология жилища», «Польза молока».
            К моменту выбора или окончательной формулировки темы ученик и учитель могут находиться или в начале, или в середине исследовательской работы. Чтобы помочь ребёнку довести работу до конца, потребуются время, терпение и изобретательность. Интерес к теме не погаснет, если у младшего школьника постоянно возникают новые вопросы (а их задавание нужно провоцировать), чтобы в поиске ответов ребёнок пытался выдвигать гипотезы (а это требует тренировки). Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Дети увлечены компьютером, Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир.
        Своей работой я стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло. Ребята ведут себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, другие втягивают в свою работу родителей. Найденный материал мы просматриваем, попутно выясняется, что нужно провести анкетирование, опрос или эксперимент, подобрать фотографии. Готовый материал мы вместе оформляем, и ребёнок готовится выступать на классном часе или мы включаем его выступление на одном из уроков. Естественно темы таких работ должна быть заранее продуманы учителем, а дети должны получить положительный результат.
        Считаю, что в первом и во втором классах не следует требовать от ученика оформление текста доклада о результатах исследовательской работы или перекладывать эту работу на родителей. В этом возрасте опыт написания сочинений ещё недостаточный, а родители, как правило, ищут готовый текст или пишут его за ребенка. Сейчас мы работаем по стандартам ФГОСа и в темах уроков по окружающему миру, литературному чтению, математике уже введены темы «проект». (примеры из учебников фото) Дети учатся сами оформлять работы, подбирают фотографии, а на уроке учатся защищать проект.
Защита проекта - венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить публично. В ходе защиты дети учатся излагать добытую информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою. Презентация работ становится праздником для школьников, на котором дети получают оценку своего труда. Ребята говорят о том, что чувствуют себя настоящими учёными, общаясь между собой, находя единомышленников. В моих классах на конкурсах исследовательских проектов места не присуждаются: все участники — победители, даже если что-то не совсем получилось. Ведь главное то, что уже произошло: ребёнок сделал открытие и рассказал о нём людям. Как у айсберга, невидимая его часть во много раз больше видимой, а значит, важнее. Но после защиты проекта обязательно проводим рефлексию проектной деятельности, в которой учащиеся отвечают на следующие вопросы:
Была ли достигнута цель проекта?
Что нового ты узнал для себя?
Научился ли ты распределять время, когда работаешь?
Что ты сделал бы по-другому?
Что получилось у тебя лучше всего?
Что для тебя было трудным в процессе работы над заданием?
Что для тебя было лёгким в процессе работы над заданием?
     В процессе этого воспитывается умение воспринимать критику и уважительно относиться к  точке зрения другого человека.
В своей практике я пытаюсь максимально использовать возможности урока для исследовательской деятельности, чтобы развивать коммуникативные способности обучающихся. Планируя каждый урок, выделяю три составляющих:
коммуникативную деятельность, цель которой состоит в создании общения на уроке;
развитие коммуникативных способностей учащихся, т. е. развитие склонностей к установлению эффективного общения;
индивидуальная работа с коммуникабельными детьми и развитие коммуникабельности в остальных, т. е. обучение общительности в процессе обучения.
Основываясь на собственном опыте работы, считаю реальным и целесообразным применение проектного метода учителями начальной школы как средства развития коммуникативной компетентности, как на различных уроках, так и во внеурочное время.
Формы предоставления результатов проектов: книжки-раскладушки, тематические стенды, стенгазеты, журналы, макеты, компьютерные презентации, дидактические материалы для уроков, сценарии праздников, коллекции, эмблемы, гербарии, поделки, публикации в школьной газете.2.3. Результативность инновационной педагогическойработы
Метод проектов я использую в своей практике третий год. Сначала эта работа носила эпизодический характер, но сразу заняла особое место в жизни ребят. Попытки использовать метод проектов на уроках, во внеурочной деятельности оказались успешными.
Одним из направлений моей работы является проведение анализа результатов эффективности использования метода проектов как в урочной, так и во внеурочной деятельности, как средства развития коммуникативных компетенций обучающихся.
Для этого проводятся модифицированные диагностические методикиГ.А. Цукерман, Т. А. Нежновой ,Г.Ф. Кумариной, П. Я. Гальперина и С. Л. Кабыльницкой, Бурменской: «Рукавички», «Узор под диктовку», «Левая и правая сторона» (для стартовой диагностики) и «Ковер», «Дорога к дому», «Решение ситуаций», «Кто прав?» (для итоговой диагностики).Стартовая диагностика в 1-ом классе в этом году показала, что дети охотно выполняют задания воспроизводящего характера, но не имеют внутренней мотивации к выполнению заданий творческого и исследовательского характера. Анализ результатов диагностики позволил констатировать: у учащихся недостаточно сформированы необходимые для этой работы умения. Детям сложно индивидуально или совместно ставить новую задачу, увидеть проблему, отобрать пути ее решения, работать с информацией, у них не сформированы умения соотносить результат своей деятельности с образом, им сложно оценивать свои и чужие действия по заданным критериям, они не могут скоординировать разные точки зрения для достижения общего результата
Повторная диагностика уровня сформированности проектно-исследовательских умений младших школьников уже к началу 2-го полугодия 1-го класса, показала, что у учащихся, вовлеченных в занятия исследовательской деятельностью, он значительно повысился, по сравнению с тем периодом, когда еще у детей не была сформирована проектно-исследовательская деятельность.
Выполнение заданий диагностики требует от детей развития коммуникативных компетенций. Что говорит о положительных результатах в формировании коммуникативных навыков обучающихся.
Данная диагностика проводится каждый год в начале и конце учебного года, что позволяет отслеживать динамику развития положительных результатов использования данного опыта.
Диаграмма 1. Результаты диагностики в 1-ом классе

Диаграмма 2. Результаты диагностики в 3-ем классе

Диаграмма 3. Результаты диагностики в 4-ом классе

Диаграмма 4. Результаты за последние три года

Из данных диаграмм видно, что использование метода проектов как средства развития коммуникативных компетенций обучающихся начальных классов имеет положительный результат.
Для исследования влияния проектной деятельности на развитие коммуникативной компетентности младших школьников была проведена еще диагностика в 4-ом классе, в котором проектная деятельность систематически осуществлялась с 3-его класса, и в 5-ом классе, в котором данный вид деятельности использовался эпизодически. Использовался опросник, позволяющий выявить уровень сформированности коммуникативной компетентности, включающий в себя навыки позитивного отношения к собственной личности, навыки позитивного общения, навыки самооценки и понимания других. В таблице представлены результаты проведенного исследования.
Коммуникативные навыки Уровень сформированностинавыков4 класс 5 класс
Навыки позитивного отношения к собственной личности 55% 40%
Навыки позитивного общения 55% 40%
Навыки самооценки и понимания других 60% 30%
Из данных таблицы следует, что в 4-ом классе количество обучающихся с высоким уровнем исследуемых навыков значительно больше, чем в 5-ом классе.
В целом диагностика показала, что уровень сформированности коммуникативной компетентности на момент исследования выше у обучающихся 4-го класса.
Таким образом, можно сделать вывод: организация проектной деятельности в начальной школе оказывает положительное влияние на:
- навыки позитивного отношения к собственной личности;
- навыки позитивного общения;
- навыки самооценки и понимания других.
Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Это сильная сторона. Поиск нужных материалов требует систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект, как показывают наблюдения, большинство обучающихся обращаются к учебникам, другой учебно-методической, дополнительной и специальной литературе. Таким образом, включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности обучающихся в области проблем коммуникации.
Я считаю, что применение метода проектов в моей работе приносит свои плоды:
-количество учащихся с высоким уровнем коммуникативного развития стало значительно больше, и, соответственно, снизился показатель с низким уровнем коммуникативного развития;
- в классе некоторые дети научились ставить перед собой цели и задачи, самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи;
- повысилась заинтересованность учащихся в учебной деятельности.
Уверена, данный опыт может быть интересен как учителям начальных классов, так и учителям-предметникам. Практическая значимость настоящей работы состоит в том, что представленные материалы опытно-экспериментального исследования могут быть использованы в профессиональной деятельности учителей в качестве средства развития коммуникативной компетентности обучающихся в педагогической практике общеобразовательных школ.
Заключение
        Наблюдения за учащимися показало, что процент детей, у которых уровень коммуникативной компетентности сформирован, увеличивается по всем исследуемым модулям. Это говорит о том, что описанная методика работы активизирует исследовательское поведение детей.
         Результаты моей работы уже видны. Все ученики моего бывшего класса стали активными читателями школьной и детской библиотеки, они уже сейчас могут самостоятельно найти информацию, и осветить поставленный перед ними вопрос. Все мои ученики ежегодно принимают участие в разных конкурсах, проектах. Учащиеся имеют достаточно широкое представление об исследовательской работе ученых, в её назначении, имеют представление о планировании работы, проводят вместе со взрослыми (с группой) учебные исследования, осуществляют поиск информации в литературе по интересующей теме, имеют и желание, и возможность поделиться результатами своей исследовательской работы. А работы получаются очень интересными.
Исходя из вышеизложенного, мною сделан вывод, о том, что исследовательская тактика ребёнка - это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности, который позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития. Для меня главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе, - наличие у них потребности узнавать новое, которую определяю из мониторинга мотивации к исследовательской деятельности: в первом классе наличие только ситуативного интереса; но уже начиная со второго класса – рост устойчивого и обобщённого интереса к исследовательской деятельности.
Информационная культура личности формируется на протяжении всей жизни человека и выступает как одна из важных составляющих общей культуры человека, без которой невозможно взаимодействовать в информационном обществе. Большую роль в формировании информационной культуры играет образование.
Данный инновационный проект был разработан, внедрён в практику и в настоящее время продолжается.
Были решены  следующие задачи:
раскрыто понятие метода проектов;
изучены особенности формирования коммуникативной компетентности младших школьников;
показана специфика применения проектного метода в начальной школе;
внедрена в практику технология проектной деятельности, способствующая развитию коммуникативной компетентности младших школьников.
Цели достигнуты:  
 определены  возможности использования проектной технологии в системе урочной и внеурочной в начальной школе;
выявлены возможности развития коммуникативных способностей обучающихся через использование проектной деятельности.
Исследование показало, что проектная деятельность в рамках школы учит детей:
распознавать проблему и преобразовывать её в цель собственной деятельности;
ставить цель (отдалённую по времени, но значимую) и разбивать её на тактические шаги;
оценивать собственные силы и время, правильно распределять их;
добывать информацию из различных источников, критически оценивать её, ранжировать по значимости и ограничивать по объёму;
планировать свою работу;
оценивать результат работы, сравнивать его с тем, что было заявлено в качестве цели работы;
выявлять и анализировать допущенные ошибки.
Метод проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальной школе. При этом учебный процесс существенно отличается от традиционного обучения и требует правильной организации, а это необходимо для реализации стандартов второго поколения.
Выдвинутая гипотеза доказана: при правильной организациипроектной деятельности формирование и развитие коммуникативной компетентности в процессе обучения младших школьников протекает интенсивнее, повышается познавательный интерес обучающихся к учебной деятельности.
Анализируя свою деятельность, я и мои коллеги пришли к выводу, что использование проектно- исследовательской деятельности в педагогическом процессе решает следующие практические проблемы:
низкий уровень коммуникативных умений обучающихся;
низкий уровень самостоятельности обучающихся;
разрыв между степенью умения учащихся выполнять поисковую и исследовательскую деятельность и применять эти умения на практике;
неумение обучающихся переносить знания из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации – в ситуацию жизненную.
«Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже ничто и никто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта, или поэта, или астронома, который, быть может, жил в тебе когда-то», - эти, пронизанные болью слова Антуана деСент- Экзюпери, как будто обращены к каждому учителю. Все, что нужно для того, чтобы учащиеся смогли проявить свои дарования, - это умелое руководство со стороны взрослых.
В будущем планирую продолжать начатую работу по внедрению проектной деятельности как средства развития коммуникативных компетенций младших школьников, используя наработанный опыт, и постараюсь найти новые формы использования исследовательской деятельности.
Список литературы и интернет ресурсов
Авраменко Е.А. Проектная деятельность на уроках информатики. // Вопросы Интернет Образования, 2006, №35
Агафонова М.А. Метод проектов. // Вопросы Интернет Образования, 2006, №35
Алябушева Г.В. Проектная деятельность как средство развития познавательных интересов школьника // Проблемы педагогического образования: сб. научн. статей /Под ред. В.А.Сластенина, Е.А.Левановой. – Выпуск 34. – М.:МПГУ, 2009.
Алябушева Г.В. Эффективные способы организации проектной деятельности в начальной школе // Проблемы педагогического образования: сб. научн. статей /Под ред. В.А.Сластенина, Е.А.Левановой. – Выпуск 36. – М.:МПГУ, 2010.
АсмоловаА.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М.: Просвещение, 2010
Бахтиярова Е.М. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении //Школьные технологии, 2001, №2.
Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе.  М.: Аркти, 2006.
.Битянова М.Р. Какой линейкой мерить УУД. Ж. «Начальная школа», март, 2012, изд-во «Первое сентября».
.Битянова М. Р., Беглова Т.В. Мониторинг метапредметных УУД. Методические рекомендации к рабочей тетради «Учимся учиться и действовать». Издательский дом «Фёдоров», 2012
Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – 2005. - №6.
Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000. – с. 206
Данилов Д.Д. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО в «Школе 2100» и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Примерная ООП «Школа 2100», книга 1, изд-во «Баласс», М., 2011
Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. – М.: Педагогика, 1982
Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9
Казанцева Ж.Л. Система оценки достижений планируемых результатов освоения ООП НОО. Ж. «Завуч начальной школы», № 4 = 2012
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М.; 2002
Куценко-Барскова Л.Б. Значение инновационного педагогического опыта в обновлении образовательного процесса// Вестник ЛОИРО. - №3.
Моисеева Г.Ю. Портфолио ученика начальной школы. Ж. «Начальная школа», № 8 – 2012.
Методическое пособие «Проектная деятельность в учебном процессе» составители: Брыкова О.В., Громова Т.В., Салова И.Г., Санкт – Петербург, 2005 г
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. – с. 42.
Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель. – 2000.,№4.
Осмоловская, Л.П.Петрова. Формирование УУД у учащихся начальных классов. Ж. «Начальная школа», № 10 – 2012.
Полат Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса// Школьные технологии. – 2006. - №6 – с. 43 – 47
Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 192с.
Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника. //Сельская школа. – 2004. - №2.
Селевко Г.К. Технология саморазвития личности школьника. // Школьные технологии. – 1999. - №6.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.
Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2003. - №6.
Информационные ресурсы сети Интернет:
www.5ballov.ru.
http://festival.1september.ru/http://cito-web.yspu.orghttp//doob-054.narod.ru/project.html, 
5.HYPERLINK "http://imz.ucoz.ru/" \t "_blank"imz.ucoz.ru›HYPERLINK "http://imz.ucoz.ru/index/fgos/0-18" \t "_blank"index/fgos/0-18
6.u.wikipedia.org