Проектная деятельность как средство развития коммуникативной и предметной компетенций младших школьников


Проектная деятельность как средство развития коммуникативной и предметной компетенций младших школьников
В последнее время коммуникативному воспитанию школьников придается особое значение, так как успех в речевом развитии определяет и результативность усвоения других школьных дисциплин, создает предпосылки для активного и осмысленного участия в общественной жизни, обеспечивает детей необходимыми в личной жизни навыками речевого поведения, культурой речевого развития.
Этим требованиям отвечает технология практической направленности – метод проектов.
Анализируя свою деятельность, я и мои коллеги пришли к выводу, что использование проектно- исследовательской деятельности в педагогическом процессе решает следующие практические проблемы:
низкий уровень коммуникативных умений обучающихся;
низкий уровень самостоятельности обучающихся;
разрыв между степенью умения учащихся выполнять поисковую и исследовательскую деятельность и применять эти умения на практике;
В процессе решения проектных задач формируются следующие коммуникативные умения:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (например, распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе);
- сотрудничество в поиске и сборе информации;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- умение применять свои знания в жизни.
Основываясь на собственном опыте работы, считаю реальным и целесообразным применение проектного метода учителями как на различных уроках, так и во внеурочное время. Однако внедрение учителем проектного метода в свою практику не должно происходить стихийно: следует проводить целенаправленную работу по подготовке учащихся младшего школьного возраста к проектной деятельности.
В 1 классе ведётся подготовка. В качестве первого компонента готовности к проектной деятельности выделяют формирование коммуникативных умений, поскольку они лежат в основе выполнения групповых и коллективных проектов. К таким умениям, по моему мнению, относятся:
умение слушать, получать информацию;
умение проявлять инициативу в общении, обмениваться информацией;
умение управлять голосом;
умение выражать свою точку зрения;
умение договариваться, находить компромисс.
Данные умения необходимо формировать у младших школьников с первых дней их обучения, когда дети совместно с учителем в специально смоделированных учебных ситуациях «открывают» и доступно формулируют «Правила учебного общения».
Выполнение любого учебного и внеучебного проекта младшими школьниками крайне затруднительно и неэффективно без минимальной сформированности у детей специальных проектных умений. В качестве первоочередных из таких умений на этапе введения в проектную деятельность, выделяю следующие:умение прогнозировать, представлять конечный продукт, итог работы 
умение анализировать имеющиеся возможности и ресурсы для выполнения деятельности 
умение искать необходимую информацию в различных источниках .Отмечу, что формирование названных проектных умений будет успешным при постепенном повышении уровня детской самостоятельности.
Во 2 классе для организации проектно-исследовательской деятельности учителя применяют исследовательские задания: мини-исследование, мини-проект... Работа проходит в основном под руководством учителя. Тема предлагается как коллективная, так и самостоятельная. Объём работы немного увеличивается. Со 2 класса с детьми организуются тренировочные занятия и специальные занятия по отработке этапов исследовательской работы.
Начиная со 2 класса прообразом проектной деятельности для младших школьников могут стать проектные задачи. Термин «задача» трактуется как «сложный вопрос, проблема, требующая исследования и разрешения». Под «проектной задачей» понимается задача, в которой через предложенные задания стимулируются детские действия для получения нового в практике ребенка результата.
Цель данного этапа работы: учить детей поэтапной организации коллективного исследования с элементами проектной деятельности.
В 3 классе исследовательские задания усложняются. Также дети знакомятся с этапами работы над проектом.
К 4-му классу учащиеся должны научиться:
планировать свои действия в соответствии с целью;
осуществлять пошаговый и итоговый контроль своей деятельности;
осуществлять поиск необходимой информации, используя учебник, ресурсы библиотеки, сети Интернет;
строить логическую цепочку рассуждений на основе анализа информационных различных источников;
обобщать наблюдения, формулировать выводы;
систематизировать информацию, уметь публично представить.
В связи с этим, уроки проводятся с использованием разных форм сотрудничества. Самыми эффективными считаю работу в парах, группах. В процессе такой организации деятельности присутствует поиск идей и обмен мнениями. Для развития умения действовать вместе, слаженно, учителя используют инсценировки, решение и составление кроссвордов, шифровки и т. д.
На практике учителя используют следующие типы проектов:
исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде рисунков, газет, компьютерного дизайна;
игровые (с элементами ролевых игр, когда дети входят в образ персонажей и решают поставленные проблемы);
творческие (оформление результатов в виде внеклассного мероприятия, праздника и т.д.). Формы представления результатов проектов: книжки-раскладушки, тематические стенды, стенгазеты, журналы, макеты, компьютерные презентации, дидактические материалы для уроков, сценарии праздников, коллекции, эмблемы. Таким образом, развитие коммуникативных навыков в проектной деятельности нужно начинать в младшем школьном возрасте, когда процесс формирования исследовательских умений опирается на такие психолого-физиологические особенности этого возраста, как целостное мировосприятие, врожденная любознательность и эмоциональная восприимчивость.