Доклад на тему Развитие монологической и диалогической речи учащихся как средство формирования коммуникативных компетенций на уроках казахского языка и литературы

«ЖІТІJАРА ПОЛИТЕХНИКАЛЫJ КОЛЛЕДЖІ» КМJК
КГКП «ЖИТИКАРИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ГуманитарлыK п‰ндердіS циклдыK комиссиясы
Цикловая комиссия гуманитарных дисциплин


циклдыK комиссиясында БЕКІТЕМІН БЕКІТЕМІН
JАРАЛДЫ директордыS оKу ‰дістемелік директордыS оKу ісі ж™ніндегі
______________________ ісі ж™ніндегі орынбасары орынбасары ______________
Хаттама № ______ ___________________ «___» _______________ 2016 ж. "____"___________2016ж.




Баяндама

«Развитие монологической и диалогической речи учащихся как средство формирования коммуникативных компетенций на уроках казахского языка и литературы»


ОKытушы:Смаилова Н.С.





2015-2016 оKу жылы
ЖітіKара Kаласы

Развитие монологической и диалогической речи учащихся как средство формирования коммуникативных компетенций на уроках казахского языка и литературы

Одним из важных ключевых вопросов современной методики преподавания казахского языка является создание коммуникативного общения в процессе обучения казахскому языку. Особенную роль здесь играет монологическая и диалогическая речь.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что процесс создания текста (высказывания) является большой трудностью для современного учащегося.
Цель данной работы – рассмотреть современные инновационные методики формирования речевых умений (монолога и диалога) учащихся колледжей с точки зрения их эффективности.
Объектом данной работы является обучение казахскому языку в колледже, предусматривающее формирование не только лингвистической (языковой), но и коммуникативной (речевой) компетенции учащихся, связанной с овладением всеми видами речевой деятельности, а также с культурой устной и письменной речи, правилами и способами использования языка в разных сферах общения.
Понятие о диалогической речи.
Диалогическая речь - жанр, состоящий из регулярного обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящего собеседником.
Диалогическая речь создается в процессе общения двух или более партнеров. Речевое поведение одного собеседника  в диалоге зависит от речевого поведения другого. Каждый из партнеров преследует свою цель в диалогическом общении. Особенностью диалогической речи является то, что она проходит, как правило,  в непосредственном контакте участников диалога, хорошо знающих обстановку, в которой происходит общение.
Формы общения между собеседниками могут быть самыми разнообразными. Основными разновидностями диалогической речи являются: - бытовой разговор,
- деловая беседа,
- переговоры.
Для бытового диалога характерны:
- незапланированность;
- большое разнообразие обсуждаемых тем (личные, социальные, политические и т.д.) и языковых средств;
- частые отклонения от темы, перескакивание с одной темы на другую;
- отсутствие, как правило, целевых установок и необходимости принятия решения;
- самопрезентация личности;
- разговорный стиль речи.
Деловая беседа имеет следующие характерные особенности:
- дифференцированный подход к предмету обсуждения с учетом коммуникативной цели и партнеров и в интересах понятного и убедительного изложения мнения;
- быстрота реагирования на высказывания партнеров;
- критическая оценка мнений, предложений и возражений партнеров;
- аналитический подход к учету и оценке всех факторов проблемы;
- ощущение собственной значимости и повышение компетентности партнеров в результате разбора других точек зрения по данной проблеме;
- ощущение сопричастности и ответственности в решении затронутой в беседе проблемы.
Переговоры по многим характеристикам сходны с деловой беседой. Дополнительными признаками переговоров являются различия в исходных знаниях и установках при необходимости принятия совместного решения и равноправии сторон.
Понятие монологической речи.
Монолог, монологическая речь (от моно и греч. lygos - слово, речь). Вид речи, полностью или частично не связанный (в отличие от диалогической речи) с речью собеседника в содержательном и в структурном контексте. Выделяются следующие требования для монологической речи:
·        кратко высказываться о фактах и событиях, используя такие коммуникативные типы речи, как описание/ характеристика, повествование/ сообщение, эмоциональные и оценочные суждения;
·        передавать содержание, основную мысль прочитанного с опорой на текст;
·        делать сообщения по прочитанному/ услышанному тексту;
·        выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному.
Методически важными являются:
·        Характер опор, с помощью которых выполняются упражнения
·        Цель высказывания
Опорами могут быть:
·        наглядность,
·        текст,
·        ситуация
·        тема, проблема
На начальном этапе на первом месте стоит развитие монологических высказываний по картинкам, серии картинок после усвоения языкового материала в диалогической речи. Эти высказывания не имеют коммуникативной ценности, они преследуют учебную цель: употребить ранее изученный материал (лексику, грамматику) в самостоятельной связной речи с опорой на наглядно представленные предметы или лица, речевые ситуации. Овладев речевыми образцами: Ответы на вопросы, диалогах-переспросах, диалогах – расспросах учащиеся описывают свой класс. Аналогичным образом строится элементарное монологическое высказывание-описание с опорой на картинку. Этот вид опоры (наглядность) часто сочетается с другим видом опоры  письменным или устным текстом. Аудирование  связных элементарных текстов, содержащих полностью знакомый материал, может стать  опорой для монологического высказывания учащихся. Также могут использоваться те же опоры – наглядность, текст, ситуация, но уровень монологической речи может и должен быть высоким. Текст может быть темой для дискуссий. При этом возможны различные  трансформации текста:
Пересказ близко к тексту,
Пересказ своими словами
Комментарий
На этом этапе особую роль приобретает работа с (Прочитанным) текстом. Проводятся творческие упражнения, высказывания об идее текста, о поступках героев.
Для того чтобы заинтересовать учащихся, пробудить их мотивацию к монологическому высказыванию, упражнения по формированию монологического высказывания должны быть разнообразными, интересными, увлекательными.
В педагогической работе мною используются различные упражнения по формированию монологической речи. Необходимо, чтобы ребята были не только слушателями, но и сами принимали активное участие в работе по развитию монологической речи.
В соответствии с этим внедряемые в последнее время методики включают следующие виды работ на уроках по развитию коммуникативных умений:
Работа со зрительной опорой. В качестве зрительной опоры используются картины, фотографии.  Изображения должны быть тематически разнообразны, включать самые разные – наиболее распространенные в жизни – темы и сюжеты.
Предлагаемые виды работ:
Устный диалог, в котором ученик играет роль одного из персонажей картинки. При этом работа может оцениваться в соответствии со следующими критериями: сумел ли ученик индивидуализировать речь героя, показать речевыми средствами его характер; являются ли его реплики психологически достоверными: может ли человек так мыслить и говорить в подобной ситуации; насколько хорошо ученик слышит своих одноклассников, являются ли его реплики действительно ответами на то, что он слышит, или они содержательно не связаны с услышанным; насколько интересно, ярко, остроумно, лаконично он говорит; насколько разнообразную лексику использует; литературна ли, грамотна ли его речь.
Устный рассказ. Это монологическая работа, поэтому она должна следовать за устным диалогом: кто-то из детей рассказывает (но не читает), остальные слушают его рассказ.
Первый этап, выделенный в работе с устным диалогом (совместное рассматривание), исключается: каждый сам придумывает свой рассказ, рассматривая рисунки самостоятельно.
Творческие работы (сочинения) на основе личных впечатлений.
Ученик не должен писать и говорить о том, чего он не пережил лично, что не стало фактом его жизни, что он не пропустил через свою душу. Когда у ребенка есть личные впечатления, личные переживания, ему всегда есть что сказать. Личные впечатления могут быть разными:
Музыкальные впечатления. Дети прослушивают в классе небольшой музыкальный фрагмент, а затем пишут сочинение или устно высказываются на тему: «Какое состояние природы я представил себе, слушая музыку?».
Читательские впечатления. Это можно делать только по произведению, которое прочитано в классе и большинству детей понравилось. Читаются произведения на уроках литературы, но работа по развитию речи может происходить и на уроке литературы, и на уроке казахского языка.
Жизненные впечатления. Например, темой устного или письменного сочинения может быть: «Традиции моей семьи», «Памятный день в моей жизни» и т.п.
Устные дискуссии. Основная цель этого вида работы – научить слушать и слышать, формулировать свои мысли и аргументировать их. Темы дискуссий должны быть интересны и в то же время хорошо знакомы детям, это может быть, например, то художественное произведение, которое они вместе читали, или какое-то волнующее их событие.
Языковые игры. Использование различных игр позволяет сделать уроки живыми, веселыми, отдохнуть от тяжелых для детей видов работы.
Доклады и сообщения. Сегодня это одна из наиболее распространенных форм  работы, однако, ее не рассматривают как работу по развитию речи. Ученики готовят доклады и сообщения на разные темы на любом уроке. Учитель-филолог обязан научить студента готовить и оформлять сообщение: отделять главное от второстепенного, абстрактное от конкретного, структурировать, строить сообщение так, чтобы заинтересовать слушателей.
Пересказ художественного текста с различными заданиями: от имени героя, участника какого-либо события и т.п.
Все эти виды работ могут использоваться на каждом уроке казахского языка наряду с обычным тренингом орфографических и пунктуационных навыков, однако развитие речи не должно восприниматься детьми только как довесок к обычной работе и не должно отделяться от других видов учебной работы.
Использование перечисленных видов работ  на уроках казахского языка показало, что меняется отношение учащихся к предмету, ребята не боятся проявлять свою инициативу в решении предлагаемых заданий, высказывать свое собственное мнение, стремятся овладеть программным материалом на более высоком уровне, чтобы справиться с заданиями.
Таким образом, использование инновационных методик на уроках казахского языка позволяет учащимся получать новые знания, создавать речевые произведения различных жанров, чувствовать собственную ответственность за результат.
 
 
Литература:
Александрова, О.А. Проблема воспитания речевой (коммуникативной) культуры в процессе обучения русскому языку//Русский язык. – 2006. - №3. – С. 4-6.
Ладыженская, Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка. – М., 1991. – 166 с.
Львов, М.Р. Основы теории речи. - М.: Педагогика, 2000. – 232 с.
Никитина, Е.И. Русская речь. Пособие по развитию связной речи. М.Просвещение, 1991.- 130 с.
Филичева, Т.Б, Т.В.Туманова. Совершенствование связной речи - М., 1994. - 154 с.
Федеральная целевая программа «Русский язык» // Русский язык. Приложение к газете «Первое сентября». 1996. 8 августа.
Саломатова К.И Проблемы обучения диалогической речи ИЯШ, 1967, С.29
Скалкин В.Л. Обучение диалогической речи на материале англ. языка. Киев: Рад. -Шк., 1989. -156с.
Соловьева А.К. О некоторых общих вопросах диалога // Вопросы языкознания, 1965.-С 104-110.
Мешимбаева Б.Ш. ДиалогтыS Cылыми ж‰не методологиялыK негіздері. Усть-Каменогорск, 2009. -162с.
Рисунок 2Описание: http://im2-tub-kz.yandex.net/i?id=96325b23a7b9687962a94e93674d0864-103-144&n=21ђ Заголовок 115