Презентация на тему Драматизация как средство формирования коммуникативной и познавательной деятельности у детей с ОНР (5 класс)


Драматизация как средство формирования познавательной и коммуникативной сферы у детей с ОНР
г. Абакан
МБДОУ «Машенька»,
Щербакова И.Ю, учитель – логопед
Вся система дошкольного образования нацелена в первую очередь на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков и успешную социализацию ребенка в окружающем его мире.
Познавательная мотивация формируется и развивается в деятельности ребенка – дошкольника. Игра – ведущая деятельность дошкольного возраста. Она оказывает ни с чем несравнимое влияние на развитие ребенка. В игре учатся полноценному общению, воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.
В игре развивается мотивационно - потребностная сфера, развивается воля и произвольность ребенка.
Для детей с ОНР, в частности у тех детей, у которых ОНР осложнено ЗПР, проблема развития мотивационной сферы и развития произвольности поведения является очень актуальной.
Познавательная мотивация дошкольников с ОНР (ЗПР) характеризуется следующими признаками:
Неустойчивость интереса к явлениям, занятиям
Низкая самостоятельность познавательных мотивов (возникает под влиянием взрослых)
Трудности переключения с одного мотива на другой
Эмоциональная окраска познавательных мотивов не постоянна, зависима от сохранности здоровья ребенка, особенностей ситуации, отношения к педагогу
Не всегда эта сфера у детей с ОНР развивается естественным путем. Необходимо применять нетрадиционные формы работы для формирования эмоционально - личностной и коммуникативной сферы.
Многие дети с ОНР имеют проблемы в поведении, адаптации, общении со своими сверстниками и взрослыми. Все эти проблемы мешают полноценной образовательной деятельности. Для того, чтобы сгладить все эти проблемы как можно быстрее, необходимо применять специальные нетрадиционные технологии. Одна из таких технологий, которую я применяю, это логоритмическая методика Волковой, которая позволяет познавать детям мир с помощью своих мышечно – двигательных ощущений, исключая механическое запоминание.

Основные средства логоритмики:
Динамические упражнения с использованием ходьбы, бега
Упражнения на развития дыхания, голоса и артикуляции.
Упражнения, регулирующие мышечный тонус.
Упражнения, активизирующие внимание.
Счетные упражнения.
Речевые упражнения с одновременным выполнением действий.
Игры с пением.
Ритмические упражнения.
Подвижная коммуникативная игра
РаспевкиДраматизация
У детей со сложными речевыми патологиями очень часто имеются проблемы не только в речевой сфере, но и в двигательной. Все эти средства логоритмики помогают сформировать пространственную ориентировку, слуховое внимание, нормализовать мышечный тонус, движения стали более точные, выразительные и плавные, снизить двигательная расторможенность, улучшить переключаемость движений.
Обратите внимание, что Игры – драматизации расположены в конце списка, так как они включаются на более поздних этапах обучения.
Сначала мы используем только элементы драматизации на логопедических, музыкальных занятиях. Различные игры – миниатюры, игры – превращения, речедвигательные и музыкально – речевые игры развивают у детей мышечно – двигательные ощущения, выразительную мимику и пантомимику, стимулируют развитие речи детей, побуждают превращаться детей в настоящих артистов. На более поздних этапах коррекционно – образовательной деятельности мы используем такую игровую деятельность, как драматизация, в полной мере. Для этого мы устраиваем театральные гостиные для родителей детей с использованием драматизации сказок.
Драматизация – является одним из видов игровой деятельности, а также видом арт – терапии. Использование возможностей искусства как в целях художественно-эстетического воспитания детей, так и в коррекционных целях, - одна из задач современного детского сада. Драматизация имеет широчайшие возможности для коррекции не только речевых, но и личностных проблем детей с аномалиями развития. Чтобы понять коррекционно развивающее значение драматизации, уточним присущие ей особенности как арт – терапевтического явления.
Арт- терапия – терапия искусством, все виды занятий искусством, которые проводятся с целью коррекции и реабилитации психических процессов. Основная цель арт – терапии развития способностей самовыражения, самопознания.
Основная цель коррекционной работы, которую мы себе поставили, используя драматизацию: создание атмосферы творчества и доверия для коррекции речевых нарушений детей и развития их мотивации на устранение своих речевых дефектов.
Надо заметить, что при работе с дошкольниками, имеющими проблемы в развитии, в процессе драматизации широко используются следующие элементы:
Ролевая игра или исполнение какой – либо роли. Обучая ролевой игре, педагог корректирует движения ребенка, развивает его пластичность, память, речь, совершенствует волевую сферу, так как приучает подчиняться правилам и условиям сценического существования
катарсис – освобождение от эмоциональных переживаний, препятствующих развитию ребенка. Проигрывание ролей помогает детям избавиться от ряда негативных эмоций, изменить собственное поведение
инсайт – приобретение опыта взаимодействия в группе
Театральная постановка дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Воспитатели логопедической группы ведут кружковую работу, на которой дети имеют возможность выполнять элементы декораций, костюмов, пригласительных открыток, театральных афиш.
Руководитель изостудии консультирует воспитателей в плане реализации интересных идей. Изготовление бутафории дает повод для изобразительного и технического творчества детей. Все занятия детей приобретают смысл и цель как часть общего, волнующего детей замысла. Эти декорации к сказке дети приготовили сами и сами оформляли.
Логопед работает над звуковой культурой речи и выразительностью реплик персонажей. В результате у ребенка активизируется интерес ребенка к окружающему миру, улучшается диалогическая речь, как один из способов постижения внешнего мира.
В основу работы положены следующие принципы:
Комплексности работы – успешность и результативность такой деятельности зависит, прежде всего, от сотрудничества всех педагогов, работающих с данной категорией детей
Использование в работе такого вида деятельности как драматизация позволяет непроизвольно, естественным путем сотрудничать всем педагогам и специалистам.
Несмотря на то, что наше учреждение молодое, сложился коллектив, который поддерживает творческие начинания.
Обеспечение эмоционально-психологического комфорта для детей.
Уважение к личности каждого ребенка.
У каждого ребенка свои инд - псих. особенности, которые надо учитывать для того, чтобы вовлечь его в общее дело. При планировании коррекционной работы с дошкольниками по развитию и формированию познавательной мотивации важно помнить, что у детей с ОНР нарушения психической деятельности носит мозаичный характер. Одни психические функции сохранены, другие отстают в своем развитии. Поэтому дети в зависимости от степени имеющегося дефекта могут принимать различное участие в театральной деятельности. Кто – то из детей может участвовать в самой драматизации, кто – то в ее подготовке, а кто – то будет участвовать на данном этапе только в качестве зрителя.
Выбирая произведения для драматизации, мы конечно же отдаем предпочтения сказкам.
Многие педагоги и психологи, работающие с «особыми» детьми, говорят о благотворном влиянии сказки. Сказка оказывает эмоционально-пробуждаящее действие на ребенка.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития ребенка, расширения его сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.
Основной принцип сказкотерапии - целостное развитие личности ребенка.
Сказка чрезвычайно многогранна. И это делает ее эффективным психотерапевтическим и развивающим средством в работе с детьми, имеющими сложные речевые нарушения. Ведь у таких детей повышенная двигательная активность, отвлекаемость, неустойчивость внимания, агрессивность, неуверенность в себе. Такие дети не умеют играть по правилам и удерживать взятую на себя роль, не умеют четко излагать свои мысли и пересказывать.
Между родителями и детьми преобладает обиходно - бытовая лексика. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает ее в маловыразительную, скучную. Без яркости и красочности речь бледнеет и тускнет.
Сказка дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладеть родным языком. Поэтому она незаменима в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, в частности, с речевыми нарушениями.
Мы можем взять сказку в помощники для овладения детьми лексики и грамматики, так как она образна и поэтична, в ней много олицетворений, метких определений, сравнений.
Сказку можно подобрать к любой жизненной проблемной ситуации, что помогает научиться ребенку соблюдать нормы поведения, правила игры, нравственные заповеди. Поведение ребенка формируется не через прямые наставления, а через сказки, пословицы, поговорки.
Народное творчество призвано развивать юмор и воображение. Не все дети могут адекватно относиться к шуткам, понимать образные выражения. Поэтому так нужны небылицы, которые есть в сказках.
Сказка помогает формировать умение слушать и слышать, анализировать и различать звуки речи. Ведь только в сказках оживают предметы, различные явления природы и начинают издавать определенные звуки, которые дети могут придумывать сами в соответствие с особенностями характера героев (сердитые и добрые, громкие и тихие, длинные и короткие). Все это способствует непроизвольному развитию фонематического слуха.
Дети должны освоить не только родной язык, но и овладеть им в совершенстве: иметь достаточное дыхание, нормальный темп, отработанный ритм, характерный тембр, варьеировать интонацию (просодика речи). Все эти свойства речи вырабатываются в процессе драматизации сказок.
Сказкотерапия способствует автоматизации и дифференциации звуков в связной речи детей дошкольников. У детей со сложными речевыми нарушениями наблюдается стойкость дефектов звукопроизношения. Для получения устойчивого результата в работе с такими детьми, с одной стороны, необходимы многочисленные повторы слов, фраз на определенные группы звуков. В народных сказках очень часто используются приговорки, заклички, песенки – повторы, в которых максимальное содержание закрепляемых звуков. Я называю эти сказки речевыми тренажерами. Дети с удовольствием запоминают небольшие по объему стихотворные формы, которые могут повторяться в процессе рассказывания сказок несколько раз. Многократное повторение слов, словосочетаний и коротких фраз вызывает у ребенка желание повторить их. Звучание этих приговорок помогают ребенку наладить эмоциональный контакт и форму речевого общения со взрослыми и со своими сверстниками.
В конце я хотела бы добавить, что используя в коррекционной работе такую игровую деятельность, как драматизация, мы имеем возможность развивать у детей организаторские способности, совершенствовать средства общения, взаимоотношения друг с другом. Умело подбирая литературное произведение для инсценировки, интересно организовав работу над драматизацией, можно создать условия ненавязчивого побуждения ребенка к познавательным действиям и развитию познавательной мотивации.