Конспект по музыке 5 класс Камиль Сен-Санс «Карнавал животных» — большая зоологическая фантазия


Камиль Сен-Санс «Карнавал животных» -
большая зоологическая фантазия
Цель урока: формирование музыкального творчества школьников на основе знакомства с циклом музыкальных пьес, изображающих разных животных.
Задачи урока:
1. Научить детей прислушиваться к музыке, ее выразительным особенностям.2. Расширить представление детей о мире животных.3. Развивать у детей фантазию и образное восприятие музыки 4. Развивать вокальные навыки при исполнении песен.5. Воспитывать бережное отношение к животным.
Ход урока
Слайд 1, 2
«Музыка»
Без музыки не проживу и дня!
Она во мне, она вокруг меня
И в пенье птиц, и в шуме городов,
В молчанье трав, и в радуге цветов
И в зареве рассвета над землей…
Она везде и вечно спутник мой.
Ей все подвластно: радость и тоска,
В ней – просто миг и долгие века.
И воскресить умеет и убить
Заставит полюбить и разлюбить
Но разве может жить она без нас
хотя бы день, полдня? Хотя бы час?
Без наших дум и радостей земных
Без мелочей смешных и не смешных?
Мы ей за все «спасибо» говорим
И, веря в торжество её, - творим!
Организационный момент.
Мотивация учебной деятельности.
Сегодня у нас необычный урок – урок посвящен музыке, живописи и танцу. Почему мы их объединили?
Мы не всегда умеем увидеть и услышать красоту окружающего мира. И часто художники, композиторы и поэты учат нас всматриваться и вслушиваться в окружающий нас мир. Они не только передают собственное настроение, чувства в произведениях искусства, но и доносят до зрителя или слушателя звуки, краски, ароматы, красоту и гармонию.
Гельвеций: “Задача искусства – волновать сердца”. Все виды искусства волнуют сердца, пробуждают в них самые лучшие чувства. Каждый вид искусства делает это своим языком: живопись – линиями и красками, музыка – звуком, танец – движениями.
Тема нашего урока – “Карнавал животных ”…большая зоологическая фантазия.
Мы соприкоснемся с удивительным миром классической музыки, попробуем постичь, понять мысли и чувства композитора, попробуем разобраться в своих мыслях и чувствах, которые пробуждает в нас музыка.
Работа по теме урока
Слайд 3
Камиль Сен-Санс (1835-1921)
Французский композитор, пианист, органист, дирижёр, музыкальный критик и писатель, педагог, музыкально-общественный деятель.
История создания
Идея шуточного произведения под названием «Карнавал животных» возникла у Сен-Санса в начале 60-х годов — молодой профессор школы Нидермейера обещал его своим ученикам. Однако обещание это Сен-Санс выполнил спустя 20 с лишним лет. В феврале 1886 года прославленный композитор и пианист, утомленный гастрольной поездкой по Германии, уединился в маленьком австрийском местечке и за несколько дней написал «Карнавал животных».
Слайд 4, 5
Состав небольшого оркестра «Карнавала животных»: флейта, флейта-пикколо, кларнет, ксилофон, стеклянная гармоника, 2 фортепиано, струнные (2 скрипки, альт, виолончель, контрабас).Музыка
Слайд 6
В этой сюите увидите сами
Ноты живые: с усами, с хвостами.
Бегать умеют они и лететь,
Ползать и плавать кусать и хватать.
Ноты мохнатые, ноты пернатые,
Стройные ноты и даже горбатые.
Добрые, злые, наземные, водные –
Кто же они? Догадались?
Животные.
Давайте вспомним, что такое сюита?
Музыкальное справочное бюро:
Сюи́та (с фр. Suite — «ряд», «последовательность», «чередование») — циклическая музыка, состоящая из нескольких самостоятельных контрастирующих частей (многочастное произведение), объединённых общим замыслом.
За исключением лебедя, персонажи "Карнавала животных" Сен-Сансом представлены юмористически. В некоторых пьесах композитор олицетворяет ими людские характеры. И эта символичность, ясная его современникам, являлась одной из причин того, что Сен-Санс не желал публиковать “Карнавал”.
"Карнавал животных" Сен-Санса сегодня, пожалуй, самое известное его сочинение. Итак…
Слайд 7
“Королевский марш льва” (грозное рычание внушительно передано хроматическими волнами фортепьянных октав – остроумнейшее звукоподражание; лев здесь не столько страшный, сколько важный);
Слайд 8 2. “Курицы и петух” (смехотворно назойливые птичьи крики; курицы ссорились, возможно из-за найденного зерна или червяка, а петух их ссору оборвал в конце);
Слайд 93. “Антилопы” (главенствующая партия здесь у фортепьяно, изобретательными пассажами передающего неистовый бег). Вспомните мультфильм «Золотая антилопа», грациозное, сильное, быстрое животное.
Могут прыгать высоко,Бегать быстро, далеко,А крученые рогаИспугают вмиг врага!
Слайд 104. “Черепахи” (музыкальная ирония над медлительностью);
Слайд 115. “Слоны” (– а здесь над тяжеловесностью);
Слайд 126. “Кенгуру” (опять музыкальная метафора, выраженная легкими “прыжками” у фортепьяно);
Слайд 13
7. “Аквариум” (естественно, изображение рыбок; красивые, несколько условные переливы звучаний челесты, фисгармонии, флейты, высоких нот струнных и пассажей фортепьяно, создающие впечатление колышущейся воды).
Сегодня мы с вами познакомились с частью произведений из музыкального альбома «Карнавал животных». Вспомнили, что означает понятие сюита. Какими музыкальными инструментами Камиль Сен-Санс, показал людские характеры. (Работа с карточками).
Домашнее задание: Выбрать для себя понравившуюся тему и нарисовать рисунок.
http://muzikalkairk.ucoz.ru/publ/klassika_v_multfilmakh/shubert_f_ave_marija/53-1-0-511http://40414-002.edusite.ru/p13aa1.htmlhttp://raritetclassic.com/publ/9-1-0-30