Конспект урока по музыке Сен-Сан Карнавал животных


Предмет: Музыка
Класс: 2 «В»
Учебная тема: Карнавал животных
Тип урока комбинированный
Дидактическая цель Познакомить учащихся с пьесами из произведения Сен-Санса «Карнавал животных».Задачи Образовательные:
- расширить знания о средствах музыкальной выразительности, 
- конкретизировать слуховые представления о музыке,
- формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;
Воспитательные:
- воспитывать у школьников любовь и уважения к музыкальной и общей культуре,
- воспитывать музыкальный вкус.
Развивающие:
- развивать музыкальный слух,
- развивать мышление, память, внимание, воображение
Планируемые результаты Личностные УУД:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД:
- использовать знаково-символические средства;
- строить речевое высказывание.
Коммуникативные УУД:
- задавать вопросы;
-контролировать действия партнёра.
Основные понятия Карнавал, сюита
Ресурсы:
Для учителя: конспект, презентация, видеофрагменты, музыка.
Для ученика: видеофрагменты, музыка.
Организация пространства Фронтальная
Источники информации Сайт: http://www.belcanto.ru/http://rutracker.org/forum/
http://www.youtube.com/http://ru.wikipedia.org/
Этапы урока Ход урока Примечание
Организационный момент -Здравствуйте, меня зовут Анна Сергеевна. Сегодня я проведу у вас занятие по музыке. Основной этап
Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы с вами попадем на карнавал, а что такое карнавал?
Карнавал – костюмированное праздничное шествие.
А необычен он тем, что это не обычный карнавал, а карнавал животных.
А поможет нам переместиться в карнавал музыка величайшего французского композитора Камиля Сен-Санса. Камиль Сен – Санс очень любил природу. Все, что его окружало, он хотел передать в музыке : журчание ручейка, звуки природы.
Он очень любил животных
и никогда их не обижал.
Он написал сюиту «Карнавал животных»
Как вы думаете, что такое сюита?
Сюита – несколько пьес, объединенных одной темой.
Он написал 13 пьес о животных.
Итак, отправимся на карнавал.
Как вы думаете, какое из животных открывает карнавал? ( Лев)
А почему? (потому что лев – царь зверей)
Если не отгадают, то предложить загадку:
В этой клетке-царь зверей,
Из кошачьих он семей.
И мяукает, как кошка,
И рычит на нас немножко.
У него хоть мирный вид,
Знаем, в клетке кто сидит!
(Лев)
Итак, давайте прослушаем пьесу.
Лев
Какая музыка по характеру (Музыка торжественная, величественная) Какие звуки преобладают? (низкие) А что еще изобразила музыка? Что подчеркивает, что это лев? (рычание, поступь) Каким вы себе его представили?
А кто же еще придет ко льву? Узнать это нам помогут загадки.
Вроде птица — не летает,
Ходит, зёрна собирает.
(курица)
Он носом землю постучит,
Взмахнёт крылом и закричит.
Кричит он даже сонный,
Крикун неугомонный.
(петух)

На большом сидит суку
И поёт: «Ку-ку, ку-ку».
Кто живёт у нас в лесу?
Расскажите про красу.
(кукушка)
Длинношеяя та птица
Грациозна, как царица,
Гладью водной проплывает,
Чудно шею извивает.
(лебедь)
Загляни к нему ты в сумку,
Там увидишь ты малютку.
Далёко прыгает в длину
Всем известный ... (кенгуру)
-Вот какие гости придут сегодня ко льву. Но кто же из них пришел самым первым? Узнать это нам поможет музыка. Послушайте пьесу, и скажите, кто же из ожидаемых гостей пришел первым.
Куры и петухи
-Обратите внимание на звуки, протяжные они или короткие; меняется ли музыка.
-Так кто же к нам пришел? Куры и петухи, правильно. Как вам музыка подсказала? (Звуки короткие, не протяжные, частые) Что они изображают? (Будто курочка клюет, а петух кукарекает) То есть, в этой пьесе один и тот же звук повторяется. Опишите музыку, какая она? (Торопливая, беспокойная). Подумайте, какая музыка по характеру? (Танцевальная, песенная) Сколько образов вы услышали? Какие? (Три, образ курицы, петуха и кошки)
Какими вы представили себе курицу и петуха? (игривыми, заводными, бойкими, озорными) Послушайте музыку еще раз. Какой инструмент помогает заметить движение курицы и петуха? (Скрипка) Какой темп: быстрый или медленный? (Быстрый) Меняется ли музыка? (Да, от медленной к быстрой, от спокойной к беспокойной)
Давайте прослушаем следующую пьесу.
КУКУШКА
Что же за птица к нам пожаловала? (Кукушка) Как музыка помогла вам это понять? (два звука как бы передают кукование кукушки)
Какая музыка, опишите ее. (Плавная, спокойная) Какая она по характеру? (маршевая, напевная) А где живет кукушка? (в лесу). Сколько образов в этой пьесе? Какие? (Два, леса и кукушки Какой инструмент передает образ леса? (фортепиано) Каким вы себе его представили? (Красивым, большим, дремучим)
А сейчас послушаем еще одну пьесу, а вы подумайте, о каком животном она.
Кенгуру
-А чей образ прозвучал сейчас? (кенгуру) Как музыка помогла вам это определить? (Она «прыгающая», с изменением ритма) Что этими остановками хотел показать Сен-Санс? (Прыжки кенгуру)
Опишите музыку, какая она?

Лебедь
-А вот и наш последний гость. Послушаем, какая музыка сопровождает его.
-Кто же это? (Лебедь) Как музыка помогла вам это понять? (она плавная, напевная) Какое действие передает музыка? (Как будто лебедь плывет по воде) Значит в пьесе два образа, образ лебедя и образ воды. Какой инструмент передает образ лебедя (виолончель) Каким вы себе представили лебедя? (Грациозным, изящным) Какой инструмент передает образ воды? (фортепиано).
-Опишите музыку, какая она? (Нежная, ласковая, спокойная, волнообразная) Какой жанр у этой пьесы? (песенный)
На эту музыку даже есть отдельный балетный номер «Умирающий лебедь».
Я вам хочу его показать. Обратите внимание, в балете будут плавные движения балерины.
- С помощью чего балерина передавала движение воды? (С помощью частых движений рук, ног)
Вот мы и узнали, кто пришел на праздник ко льву.
-Вспомним, кто же посетил карнавал льва. Сейчас прозвучат фрагменты пьес, а вы скажете ее название.
Определение карнавала на доске
Портрет (по нажатию появляется имя)
Определение сюиты на доске
Звучит пьеса «Лев»
По мере отгадывания появляются фото животных
Звучит пьеса «Куры и петухи»
Звучит пьеса «Кукушка»
Видеофрагмент с фотографиями кукушки
Звучит пьеса « Кенгуру»
Звучит пьеса «Лебедь»
Подведение итогов -Пьесы, какого произведения мы с вами сегодня послушали? (Карнавал животных)
-Какой композитор написал это замечательное произведение? (Камиль Сен-Санс)
-Теперь, когда вы пойдете в зоопарк, то будете вспоминать, что на этих животных есть музыка.
Спасибо вам за урок. До новых встреч.