Конспект урока по музыке на тему Карнавал животных


Конспект урока музыки 1 – КЛАСС
ТЕМА: Карнавал животных.
Художественное название урока: «Карнавал! Карнавал! Всех гостей сюда созвал!»
Тип урока: углубление и закрепление знаний.
Жанр: урок – путешествие.
Цель: Учить различать изобразительность  музыки в произведениях  К. Сен-Санса «Карнавал животных».
Задачи:
Знакомство с музыкой французского композитора Камиля Сен-Санса. Формирование понятия: сюита. Карнавал.Развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия учащимися лучших образцов музыкальной культуры прошлого и настоящего; накопление « багажа» музыкальных впечатлений, первоначальных знаний о музыке, опыта музицирования, хорового исполнительства.Воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, интереса к предмету « Музыка» через применение на уроке ИКТ.
Планируемые результаты:
Предметные: Познакомить с творчеством К. Сен-Санса
Определять эмоциональный характер музыки и персонажей в произведениях К. Сен-Санса
Метапредметные:
Познавательные: -Закрепить знания о жизни и творчестве   К. Сен- Санса.
-анализировать музыкальные  произведения К. Сен-Санса( «Слоны», «Куры и петухи», «Кенгуру») -излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения при анализе музыкальных произведений;
Коммуникативные:-умение полно и точно выражать свои мысли в анализе музыкальных произведений: умение участвовать в коллективном обсуждении музыкальных произведений Шарь Камиля Сен-Санса его жизни и творчестве.
Регулятивные: - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
Личностные: -эмоционально откликаться на музыку и проявлять желание слушать ее.Музыкальный материал
К.Сен – Санс .Сюита «Карнавал животных» «Слон», «Петухи и куры», «Кенгуру»,; Л. Книппер, « Почему медведь зимой спит ». «Айболит» О.ФельцманаОборудование:
мультимедийный проектор, мультимедийный экран, фонохрестоматия по слушанию музыки; портрет композитора; иллюстрации с изображением животных; карточки (раздаточный материал);аккордеон.
Ход урока
I.Организационный момент. Приветствие.
II. Актуализация знаний: Мы уже знаем, что музыка может рассказывать нам о жизни: о школе, об осени, о родном крае, может рассказывать сказки. Ребята, вы любите путешествовать?
Какие же интересные встречи ждут нас сегодня? Очередное путешествие в музыкальную страну поможет ответить нам на этот вопрос. Я вам загадаю загадки и они помогут нам назвать тему нашего урока -путешествия
Посмотрите, детвора, -
В клетке топает гора.
Это серый чужестранец,
Он индус иль африканец.
Зверь трубит из клетки гулко,
Хоботом хватает булку. (Слон)
 
Полюбуйтесь поскорей!
Перед вами - царь зверей,
Всколыхнулась чудо-грива,
Шелковиста и красива. (Лев)
 
Посмотрите-ка, ребятки, -
Это родственник лошадки!
Он, сестрица, братец, мама,
Дед и папа - все упрямы! (Ослик)
Я обычная наседка,
Уточка - моя соседка.
Жаль, взлететь мне нелегко,
Куд-кудах, ко-ко-ко! (Курица)
Должностью своей гордится
И кричит будильник-птица
Спозаранку, в шесть утра:
"Эй, пастух, вставать пора!
Выводи, ку-ка-ре-ку,
Стадо к сочному лужку!" (Петух)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут ее ... (лиса)
Живет спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха,
Гуляет ... (черепаха)
Он ходит, голову задрав,
Не потому, что важный граф,
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он ... (жираф)
-Как вы думаете куда мы совершим наше путешествие?(Зоопарк) Правильно!. Кто живет в зоопарке? Как нужно относиться к животным, которые обитают в зоопарке? Но зоопарк будет необычным, он музыкальный и тему нашего урока мы назовем «Карнавал животных» .
-Какие цели вы определите для себя на этот урок? (Узнать про карнавал, послушать учителя и товарищей –получить информацию, слушать музыку, петь песню)
Ребята, сегодня в зоопарке будет настоящий карнавал. Давайте вспомним, что карнавал-это такой праздник, на котором все обязательно должны изменить свой облик. Можно надеть маску , карнавальный костюм или просто разукрасить себя. Главное, чтобы тебя не узнали. Карнавал, на который я вас приглашаю, будет совсем необычным. Во-первых, это карнавал не людей, а животных. Во-вторых, он музыкальный. Это значит, что всех его персонажей, мы не увидим, а услышим, потому что расскажет нам музыка, которую создал французский композитор Камиль Сен-Санс.
Слайд. Родился К. Сен – Санс во Франции, в Париже в 1835г. Он был не только композитором, но и пианистом, органистом, писателем (писал стихи и комедии). Музыку начал сочинять с пяти лет. Родители его много внимания уделяли музыкальным занятиям сына. Первый концерт Камиля Сен – Санса состоялся, когда мальчику исполнилось десять лет.
С раннего возраста, Камиль чутко прислушивался к звукам природы: журчанию ручейка, шелесту листьев, тихому дуновению ветра. Он собирал насекомых, выращивал цветы, но с особой любовью относился к животным. Благодаря детским впечатлениям появилось одно, из лучших произведений К.Сен – Санса «Карнавал животных», которую сам композитор назвал «Большая зоологическая фантазия”. Сюита состоит из 14 пьес, имеющих названия. Слайд. Это и «Львы», и «Черепахи», и «Слоны», и «Ослик», и «Лебедь», «Куры и петухи» и другие. Слайд.Сюита – это крупное инструментальное произведение, состоящее из небольших пьес, имеющих названия, объединенных общим смыслом. Сегодня мы послушаем несколько пьес из сюиты «Карнавал животных». Слайд. На доске вы видите иллюстрации, а у вас на партах лежат карточки с изображением животных. Послушайте пьесы и поднемите ту карточку, которая соответствует этой музыке. Объясните свой выбор. Иллюстраций две, а прозвуча т три пьесы.Название одной из прослушанных пьес вы должны подобрать сами.(Поочередно звучат пьесы, дети поднимают соответствующие карточки и объясняют свой выбор. Анализируя прослушанное произведение, дети приходят к выводу, что эти пьесы называются «Слоны», «Петухи и куры», «кенгуру» . Кто же это?
(прослушивание пьесы «Слон»)
-Это слон.
-Как вы определили?
-По характеру музыки (тяжелая, неторопливая).
-Какие движения передает музыка?
-Тяжеловесные, неповоротливые, неуклюжие движения танцующей слонихи.
Как вы думаете, какой танец она танцует?
-Вальс.
В результате получился не танец, а смешная пародия на него.
-Какие инструменты исполняют?
-Контрабас и фортепиано
Ребята, пора продолжить наше путешествие. На каком животном удобнее всего ехать? (На коне) Тогда все сели и поскакали на лошадках: едем на светлой лошадке, а теперь на темной …(упражнение на артикуляцию)
(Физминутка) Вдруг погода начала портиться. Сначала подул легкий ветерок (потирают слегка ладошки), затем сильнее (сильно трут ладошками и дуют). Налетела серая туча, ударил гром(хлопнули в ладоши) и пошел сильный дождь. Он стучал по земле (топают ногами), по крышам (хлопают себе по плечам) и неожиданно закончился. Упала последняя капля (щелчок пальцами) и выглянуло солнышко (разводят руками,улыбаются).
Мы и не заметили, как прискакали на лужайку, где пасется ослик. Давайте все вместе выразительно прочитаем стихотворение «Осел и муха» (художественное чтение).
-А о каком животном вы знаете песню? Медведе. Давайте встанем и немножко отдохнём, исполнив песню.
Исполняется ранее разученная песня авторов Л. Книппер, А. Коваленкова « Почему медведь зимой спит ». К песне добавлены движения. А сейчас мы поиграем в игру "Превращения". Под музыку мы будем превращаться в животных. Будьте внимательны.
Игра "Превращения" Дети слушают фрагменты прослушанных ранее пьес, узнают их и движениями изображают животных
Очень хорошо вы пели! А как вы думаете, хорошо ли живётся зверям в зоопарке? Ответы детей.
А если животные болеют, кто их лечит?Ветеринар.
А в сказке кто лечит больных зверей?Айболит.
Правильно! И сейчас мы разучим песню, которая так и называется:
« Айболит » О.ФельцманаИтог урока
Молодцы! Всех животных узнали, а как зовут композитора, написавшего зоологическую фантазию "Карнавал животных"?
Итак, Какую музыку мы слушали и исполняли сегодня на уроке?
-О ком были эти произведения?
-О животных.
-Да. Мы побывали в настоящем зоопарке. Но не в обычном зоопарке, а в музыкальном.
Спасибо за урок !